рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме
Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 6 класса,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.doc | 342 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С.Евдокимова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена учащимся 6 класса МБОУ « Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М. С. Евдокимова» и рассчитана на базовый уровень.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004 г.), Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы к учебно-методическому комплекту под редакцией В. В. Бабайцевой.
Учебный комплект включает:
1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа.
2010 г.
2. Пименова С. Н. Русский язык. Практика.6 класс. – М.: Дрофа. 2010.
3. Никитина Е. Н. Русская речь. 6класс. – М.: Дрофа. 2010.
4. Программа по русскому языку под редакцией В. В. Бабайцевой.
5. Справочники, словари по русскому языку.
Рабочая программа рассчитана на 204 учебных часа,
из них на развитие речи - 40 часов.
Количество часов в неделю – 6.
УМК | Примерная программа Кол-во ч. | Авторская программа Кол-во ч. | Рабочая программа Кол-во ч. | |
1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа. 2010 г. 2. Пименова С. Н. Русский язык. Практика.6 класс. – М.: Дрофа. 2010. 3. Никитина Е. Н. Русская речь. 6класс. – М.: Дрофа. 2010. | 204 | 204 | 204 | |
Расхождений в часах нет / есть (если есть строите далее данную таблицу и показываете по разделам в сравнении) |
Сопоставление мною примерной программы с авторской выявило, что в авторской программе неполно представлены следующие разделы:
Раздел науки о языке | Дидактические единицы, которые необходимо ввести в авторскую программу: |
Морфология Речевое общение Культура речи | Глаголы переходные и непереходные. Вопрос о числительных в системе частей речи. Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Разновидности речевого общения. Сферы речевого общения. Ситуация речевого общения и её основные компоненты. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Условия речевого общения. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения. |
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Конституция РФ
- Закон РФ "Об образовании"
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089)
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2011- 2012 учебный год»
- Программа по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, Дрофа, 2010
Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая примерная программа создана в соответствии с "Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе" и "Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В ней представлено развернутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Личностно–ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).
Формы организации образовательного процесса
- урок-консультация
- урок-практическая работа
- уроки-«Погружения»
- уроки-деловые игры
- уроки-соревнования
- компьютерные уроки
- уроки с групповыми формами работы
- уроки взаимообучения учащихся
- уроки творчества
- уроки-конкурсы
- уроки-общения
- уроки-игры
- уроки-диалоги
- уроки-конференции
- уроки-семинары
- интегрированные уроки
- межпредметные уроки
- уроки-экскурсии
Технологии, используемые в образовательном процессе
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
- Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
- Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
- Технология индивидуализации обучения
- Информационно-коммуникационные технологии
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
- проектная деятельность
- исследовательская деятельность
- применение ИКТ
Виды и формы контроля
Формы контроля
- индивидуальный
- групповой
- фронтальный
Виды контроля
- предварительный
- текущий
- тематический
- итоговый
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
– роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации;
– смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
– признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
– основные единицы языка;
– нормы речевого этикета;
уметь
– различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
– определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;
– анализировать структуру и языковые особенности текста;
– опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
– объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
– адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
– читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
– извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
– пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
– воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
– владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями;
– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
– соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
– выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
– соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
– соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
– соблюдать нормы русского речевого этикета;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
– совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
– развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
– удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
– развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
– использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь» (рекомендованным Министерством образования РФ). Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
6 класс
Введение
Русский язык – один из богатейших языков мира.
Грамматика
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные
Самостоятельные части речи
Глагол
Понятие о глаголе: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению.
/Правописание не с глаголами.
Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.
/Буква ь в инфинитиве.
Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов.
/Правописание –ться и –тся в глаголах.
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование.
/Правописание корней –бир- - -бер-, -мир- - -мер-, -тир- - -тер- и др.
Наклонение глагола.
Изъявительное наклонение.
Времена глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Их значение.
Прошедшее время. Значение, образование и изменение глагола прошедшего времени.
/Правописание глагольных суффиксов перед –л в глаголах прошедшего времени..
/Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.
Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени.
Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени.
Лицо и число глагола. Значение 1,2,3-го лица.
/Буква ь в формах глагола 2-го лица единственного числа.
Спряжение глаголов. Окончание глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы.
/Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения.
Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении.
/Правописание бы с глаголами в условном наклонении.
Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении.
Правописание глаголов в повелительном наклонении.
Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.
Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.
/Правописание гласных в суффиксах –ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глаголы от однородных слов других частей речи по совокупности признаков;
соотносить личные формы глагола с инфинитивом, учитывая вид глагола и его возвратность-невозвратность;
различать и употреблять глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;
согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательными существительными;
употреблять при глаголах имена существительные в нужном косвенном падеже (по списку словосочетаний);
употреблять формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях;
правильно выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при побуждении к действию;
соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте; употреблять глаголы-синонимы для связи предложений и частей целого текста;
строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи.
Имя прилагательное
Понятие о прилагательном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению.
Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имен прилагательных.
Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких имен прилагательных в роли сказуемых.
/Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую.
Склонение полных прилагательных.
/Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
/Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.
Имена прилагательные с суффиксом –ий. Особенности падежных окончаний этих прилагательных. Употребление их в роли определений.
/Правописание падежных окончаний имен прилагательных типа лисий.
Прилагательные с суффиксами –ин (-ын), -ов (-ев).
Степени сравнения имен прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени; употребление прилагательных в роли определений и сказуемых.
Словообразование имен прилагательных при помощи суффиксов, приставок и сложения основ.
/Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
/Правописание суффиксов –к- и –ск-.
/Правописание не с прилагательными.
/Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к именам прилагательным и отличать имя прилагательное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
различать омонимы (военный как имя прилагательное и как имя существительное) с учетом синтаксической функции слова;
анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени;
употреблять относительные прилагательные в значении качественных;
различать синонимичные и антонимичные значения прилагательных;
характеризовать предмет с помощью прилагательных;
правильно употреблять варианты форм сравнительной и превосходной степени сравнения;
согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными, употребляемых для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник, персона, личность, бездарность);
согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня).
Имя числительное
Понятие об имени числительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Роль числительных в речи.
Имена числительные простые, сложные и составные.
/Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные.
/Правописание удвоенной согласной в числительных.
/Правописание ь в числительных.
Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании.
Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.
Порядковые числительные, их значение и изменение.
/Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники.
Дробные числительные, их значение и изменение.
/Правописание падежных окончаний имен числительных.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к именам числительным;
отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;
употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний;
правильно строить словосочетания, обозначающие праздники (8 Марта, 9 Мая);
употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с именем существительным;
правильно оформлять числительные в деловой письменной речи (обозначение дат, порядка перечней, классификаций, планов и т.д.).
Наречие
Понятие о наречии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Роль наречий в речи.
Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
Степени сравнения наречий.
Словообразование наречий при помощи приставок и суффиксов.
/Правописание не с наречиями.
/Правописание суффиксов о – е после шипящих.
/Правописание н и нн в наречиях на о.
/Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-.
/Дефисное написание наречий с приставками по-, в- (во-), а также наречий, образованных повтором слов.
Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую.
/Ь на конце наречий после шипящих.
/Слитное и раздельное написание наречий (по списку).
Слова состояния. Их значение и употребление.
Умения и навыки:
доказывать принадлежность слова к наречию;
различать омонимы (зимой как имя существительное и как наречие) с учетом значения и синтаксической функции слова;
отличать слова состояния от наречий;
различать синонимичные и антонимичные значения наречий;
употреблять наречия со значением оценки;
использовать наречия как средство организации текста.
Местоимение
Понятие о местоимении: общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи.
Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными, прилагательными, числительными, наречиями). Изменяемые и неизменяемые местоимениями.
Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении.
/Правописание местоимений с предлогами.
/Прописная буква в формах вежливости.
Возвратное местоимение себя: значение, изменение и роль в предложении.
Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Вопросительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Относительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
/Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительным местоимениям.
Неопределённые местоимения: значение, изменение и роль в предложении; синонимия неопределённых местоимений.
/Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, то-, -либо, -нибудь.
/Правописание не- в неопределённых местоимениях.
Отрицательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
/Правописание не и не в отрицательных местоимениях.
Определительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Указательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
/Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к местоимениям по совокупности признаков;
правильно образовывать формы местоимений;
использовать местоимений в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания;
использовать местоимения для устранения однообразного повтора слов в тексте, для связи частей высказывания;
пользоваться местоимениями в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическим нормами (не допускать неоправданного «яканья», не говорить о присутствующих в третьем лице, не назвав имени; не пользоваться местоимением в качестве обращения; правильно употреблять форму вежливости и соблюдать нормы согласования различных типов сказуемого с подлежащим, выраженным формой вежливости Вы и др.).
Повторение
Развитие речи
Темы широкие и узкие. Простой и сложный план. Эпиграф.
Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.
Характеристика официально-делового стиля речи.
Художественное повествование. Рассказ.
Описание природы, помещения, одежды, костюма.
Построение текста-рассуждения в различных стилях речи.
Местоимение как средство связи предложений в тексте.
Умения:
анализировать текст-описание (одежды, природы, обстановки) с точки зрения особенностей построения;
вычленять в повествовательных текстах элементы описания и осмысливать их роль;
анализировать и излагать статью как образец рассуждения (текста научного стиля);
излагать повествовательный текст, осложнённый описанием (природы, обстановки, одежды, костюма), подробно, сжато, с творческим заданием;
излагать повествовательный текст с творческим заданием (вводить элементы рассуждения: оценка эпизода, определение его значения для понимания характера героев или развития событий);
создавать текст-описание (природы, одежды, костюма и др.) по личным впечатлениям и наблюдениям;
создавать текст-повествование с элементами описания (природы, обстановки, действий, трудовых процессов);
составлять сочинение-рассказ, созданный на основе воображения (например, по сюжетной картине) и осложнённый элементами описания обстановки;
строить рассуждение в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу рассуждений, представленных в учебнике;
совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6 класс
№ | часы | Наименование разделов | план | дата |
1. | 1 | Введение. Общие сведения о языке | ||
2. | 5 | Повторение изученного в 5 классе | ||
3. | 2 | Вводный курс. Морфология. Части речи | ||
4. | 56 | Основной курс. Глагол | ||
5. | 42 | Имя прилагательное | ||
6. | 19 | Имя числительное | ||
7. | 28 | Наречие | ||
8. | 28 | Местоимение | ||
9. | 23 | Повторение и обобщение изученного за курс 6 класса | ||
ИТОГО: 204 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Контрольные работы Работы по развитию речи | Вид самостоятельной работы учащихся | Дата |
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. Тетради по русскому языку. | 1 | |||
Повторение | |||||
2,3,4 | Повторим орфографию, морфемику. Понятие о норме. | 3 | Составить таблицу «Орфограммы-буквы в корне слова» | ||
5,6 | Повторим имя существительное | 2 | Устное сообщение: «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными». | ||
7 | Повторим синтаксис и пунктуацию | 1 | |||
8 | Контрольная работа | 1 | Контрольная работа | ||
9-10 | Р/р Признаки текста | 2 | Р/р | ||
Грамматика и морфология | |||||
11 | Самостоятельные и служебные части речи. Грамматика. Морфология. | 1 | Заполнить таблицу «Самостоятельные и служебные части речи» | ||
12 | Слово и его формы.. | 1 | |||
13 | Р/р Темы широкие и узкие | 1 | Р/р | Создание устного сочинения на узкую или широкую тему текста | |
14 | Анализ письменных работ | 1 | |||
Глагол | |||||
15 | Глагол. Понятие о глаголе. | 1 | |||
16,17 | Морфологические признаки глагола.. | ||||
18 | Синтаксическая роль глагола. Правописание не с глаголами. | 1 | |||
19-20 | Р/р Простой и сложный план. | 2 | Р/р | ||
21-22 | Инфинитив. | 2 | Устное высказывание на тему «Чем отличается инфинитив от других форм глагола?» | ||
23 | Возвратные глаголы. | 1 | |||
24-25 | Правописание –тся и ться в глаголах. | 2 | |||
26 | Р/р Изложение, близкое к тексту. | 1 | Р/р | ||
27 | Виды глагола. | 1 | |||
28 | Образование видов глагола. | 1 | |||
29-30 | Образование видов глаголов. | 2 | |||
31 | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. | 1 | |||
32-33 | Р/р Сравнение. Метафора. Эпитет. | 2 | Р/р | ||
34 | Времена глагола. | 1 | |||
35 | Прошедшее время. | 1 | |||
36 | Прошедшее время. | 1 | |||
37-38 | Самостоятельная работа. | 2 | Рассказать о глаголе по плану: значение, образование, изменение | ||
39 | Настоящее и будущее время. | 1 | |||
40 | Настоящее и будущее время. | 1 | Написать рассказ по данному началу, употребить в нем глаголы будущего времени | ||
41 | Р/р Что такое эпиграф? | 1 | Р/р | ||
42 | Р/р Выборочное изложение. | 1 | Р/р | ||
43-44 | Лицо и число глагола. | 2 | |||
45 | Спряжение глаголов. | 1 | |||
46 | Спряжение глаголов. | 1 | Заполнить таблицу «Личные окончания глаголов» своими примерами | ||
47 | Спряжение глаголов. | 1 | |||
48-49 | Р/р Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот. | 2 | Р/р | ||
50 | Спряжение глаголов. | 1 | |||
51-52 | Диктант и его анализ | 2 | Контрольная работа и её анализ. | ||
53-54 | Разноспрягаемые глаголы. | 2 | |||
55-56 | Официально-деловой стиль. | 2 | |||
57 | Р/р Рассказ. | 1 | Р/р | ||
58 | Условное наклонение. | 1 | |||
59 | Условное наклонение. | 1 | |||
60 | Повелительное наклонение. | 1 | |||
61 | Повелительное наклонение. | 1 | |||
62 | Повелительное наклонение. | 1 | |||
63 | Безличные глаголы. | 1 | |||
64 | Безличные глаголы. | 1 | |||
65 | Р/р Рассказ. | 1 | Р/р | ||
66 | Безличные глаголы. | 1 | |||
67 | Резервный урок | 1 | |||
68 | Словообразование глаголов. | 1 | |||
69 | Правописание суффиксов глаголов. | 1 | |||
70 | Правописание суффиксов глаголов. | 1 | |||
71 | Р\р Рассказ. | 1 | Р/р | ||
72-73 | Повторение в разделе «Глагол» | 2 | |||
74-75 | Повторим пунктуацию | 2 | |||
76-77 | Диктант и его анализ. | 2 | Контрольная работа и её анализ. | ||
Прилагательное | |||||
78 | Понятие о прилагательном. | 1 | |||
79-80 | Понятие о прилагательном. | 2 | |||
81 | Разряды прилагательных по значению. | 1 | |||
82 | Разряды прилагательных по значению. | 1 | |||
83 | Р/р Описание природы. | 1 | Р/р | ||
84 | Полные и краткие прилагательные | 1 | |||
85-86 | Склонение полных прилагательных. | 2 | |||
87 | Склонение полных прилагательных. | 1 | |||
88-89 | Притяжательные прилагательные с суффиксом –ий. | 2 | |||
90 | Притяжательные прилагательные с суффиксами –ин-(-ын-), -ов-(-ев-). | 1 | |||
91-92 | Степени сравнения прилагательных. | 2 | |||
93 | Степени сравнения прилагательных. | 1 | |||
94-95 | Контрольная работа и её анализ | 2 | Контрольная работа и её анализ. | ||
96 | Р/р Описание природы. Зима. | 1 | Р/р | ||
97 | Словообразование прилагательных с помощью суффиксов. | 1 | |||
98 | Словообразование прилагательных с помощью суффиксов. | 1 | |||
99-100 | Правописание н (нн) в суффиксах прилагательных | 2 | |||
101 | Образование прилагательных с помощью Суффиксов –ск,-к | 1 | |||
102 | Словообразование прилагательных с помощью приставок. | 1 | |||
103-104 | Р\р Описание помещения. | 2 | Р/р | ||
105 | Резервный урок | 1 | |||
106 | Словообразование прилагательных с помощью приставок. | 1 | |||
107-108 | Словообразование прилагательных с помощью сложения основ. | 2 | |||
109 | Словообразование прилагательных с помощью сложения основ. | 1 | |||
110-111 | Повторим изученное в разделе «Имя прилагательное» | 2 | |||
112 | Повторим пунктуацию. | 1 | |||
113-114 | Контрольная работа и её анализ. | 2 | Контрольная работа и её анализ. | ||
115 | Р/р Описание одежды, костюма. | 1 | Р/р | ||
Числительное | |||||
116 | Понятие о числительном. | 1 | |||
117 | Простые, сложные и составные числительные. | 1 | |||
118-119 | Простые, сложные и составные числительные. | 2 | |||
120-121 | Р/р Рассказ на основе картины, включающей описание. | 2 | Р/р | ||
122 | Количественные числительные. Склонение количественных числительных. | 1 | |||
123-124 | Количественные числительные. Склонение количественных числительных. | 2 | |||
125 | Собирательные числительные. | 1 | |||
126 | Собирательные числительные. | 1 | |||
127 | Порядковые числительные. | 1 | |||
128-129 | Порядковые числительные | 2 | |||
130-131 | Дробные числительные. | 2 | |||
132-133 | Р/р Описание книги. | 2 | Р/р | ||
134-135 | Повторение изученного в разделе «Имя числительное» | 2 | |||
136 | Контрольная работа. | 1 | Контрольная работа и её анализ. | ||
137 | Анализ контрольной работы. | 1 | |||
138 | Повторение | 1 | |||
Наречие | |||||
139 | Понятие о наречии. | 1 | |||
140-141 | Понятие о наречии. | 2 | |||
142-143 | Р/р Рассуждение в разных стилях речи. | 2 | Р/р | ||
144-146 | Степени сравнения наречий. | 2 | |||
147 | Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов. | 1 | |||
148 | Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов. | 1 | |||
149-150 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы н и нн в наречиях на –о(е) | 2 | |||
151-152 | Буквы о и а на конце наречий С приставками из, до, с, в, на ,за | 2 | |||
153-154 | Дефис между частями слова в наречиях. | 2 | |||
155-156 | Р/р Рассуждение в разных стилях речи. | 2 | Р/р | ||
157 | Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую. | 1 | |||
158 | Повторение | 1 | |||
159-160 | Контрольная работа и её анализ. | 2 | Контрольная работа и её анализ. | ||
161-162 | Резервные уроки | 2 | |||
163 | Буква ь после шипящих на конце наречий | 1 | |||
164 | Слова состояния. | 1 | |||
165 | Слова состояния. | 1 | |||
166 | Повторение в разделе «Наречие». | 1 | |||
167 | Повторение в разделе «Наречие» | 1 | |||
168 | Повторим пунктуацию. | 1 | |||
169-170 | Контрольная работа и её анализ. | 2 | Контрольная работа и её анализ. | ||
171 | Резервный урок | 1 | |||
Местоимение | |||||
172-173 | Понятие о местоимении. Местоимение и другие части речи. | 2 | |||
174-175 | Личные местоимения. | 2 | |||
176-177 | Притяжательные местоимения | 2 | |||
178 | Возвратные местоимения. | 1 | |||
179 | Р/р Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение. | 1 | Р/р | ||
180 | Вопросительные местоимения. | 1 | |||
181-182 | Относительные местоимения. | 2 | |||
183-184 | Неопределённые местоимения. | 2 | |||
185-186 | Отрицательные местоимения. | 2 | |||
187 | Определительные местоимения | 1 | |||
188 | Указательные местоимения. | 1 | |||
189-190 | Р/р Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение. | 2 | Р/р | ||
191-192 | Повторим изученное в разделе «Местоимение» | 2 | |||
193-194 | Повторим пунктуацию. | 2 | |||
195-196 | Контрольная работа и её анализ. | 2 | Контрольная работа и её анализ. | ||
197-198 | Повторим морфологию, орфографию, пунктуацию | 2 | |||
199-200 | Повторим основные сведения по культуре речи. | 2 | |||
201-202 | Контрольная работа и её анализ. | 2 | Контрольная работа и её анализ. | ||
203-204 | Резервные уроки | 2 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
по русскому языку за 6 класс
І. Обучающиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
ІІ. К концу 6 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
– выполнять морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи;
– с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
– соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Различать темы широкие и узкие. Составлять простой и сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
для учителя:
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 6 класс. Под редакцией С.Н.Пименевой. - М.: Дрофа, 2010
- Никитина Е.И. Уроки развития речи: 6 класс. - М.: Дрофа 2010
- Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2010
- Колоколоцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература (Репродукции картин). 5-7 классы. Учебно-наглядное пособие. - М.: Дрофа, 2004
- Войлова К.А. Русский язык. Орфография. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
- Герасименко Н.А. Русский язык. Глагол. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
- Скобликова Г.С. Обобщающая работа по орфографии. - М.: Дрофа, 2004
- Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Дрофа, 2005
- Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. - М.: Дрофа, 2001
- Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. 6 класс - М.: Дрофа , 2005
- Капинос В.И и др. Новые тесты. Русский язык. Фонетика. Грамматика. Текст. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2004
- Иссерс О.С, Кузьмина Н.А. Новые тесты. Русский язык. Все разделы школьного курса. 5-7 классы - М.: Дрофа, 2005
- Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы - М.: Просвещение, 1998
для учащихся:
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. - М.: Дрофа, 2008
- Русский язык. Практика: 6 класс. Учебник/Под редакцией Г.К Лидман-Орловой. - М.: Дрофа, 2008
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 6 класс. - М.: Дрофа, 2008
- Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку: 6 класс - М.: Дрофа, 2006
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005
- Грехнева Г.М. Русский язык. Учимся анализировать текст. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2006
- Львова С.И. За страницами школьного учебника русского языка. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005
- Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. - М.: Дрофа, 2005
- Граник Г.Г и др. Секреты орфографии. Книга для учащихся/Г.Г Граник, С.М.Бондаренко. - М.: Просвещение, 1994
- Львова СИ. Практикум по русскому языку: 6 класс. Пособие для учащихся./ С.И. Львова. - М.: Просвещение, 2006
Формы контроля (текущего и итогового):
- диктанты (словарный, объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, творческий, с дополнительными заданиями);
- тест;
- комплексный анализ текста;
- сочинение по плану, по опорным словам;
- устное сообщение на лингвистическую тему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой
Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 5 класса,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....
Рабочая программа по русскому языку 2013-2014 учебный год 6 класс ФГОС
рабочая программа создана на основе программы по ред. Ладыженской и рабочей программы изд. ВАКО 2013 г....
рабочая программа по русскому языку (ФГОС) к учебному комплексу В. В. Бабайцевой, 6 класс
соответствует ФГОС, на основе книги Т. Н. Трунцевой...
Рабочая программа по русскому языку 2018-2019 учебный год
5.6,8,11 класс...
рабочая программа по русскому языку 2019-2020 учебный год. 5 класс.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31....
Рабочие программы по русскому языку 2018-2019 учебный год
Учебник. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.Русский язык....
Рабочие программы по русскому языку 2021-2022 учебный год
2021-2022 учебный год...