Рабочая программа по русскому языку, 9 класс. К учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой
рабочая программа (русский язык, 9 класс) по теме

Бахарева Татьяна Алексеевна

Рабочая программа составлена с учетом 3 часа в неделю и рассчитана на подготовку к ГИА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

Рабочая программа  по русскому языку

9 класс

    2013-2014 учебный год

(102 часов, 3 часа в неделю)

Составитель программы:  учитель высшей квалификационной категории  

Бахарева Татьяна  Алексеевна

п. Арсеньево, 2013

 Рабочая программа по русскому языку в 9 классе:

 Пояснительная записка

 Рабочая программа составлена с учетом Примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы под редакцией В.В. Бабайцевой, А.Ю.Купаловой и др. с учетом учебников: Русский язык. Практика. 9 класс, под редакцией Ю.С.Пичугова, Русская речь, Е.И.Никитина, Дрофа, 2013 год, Русский язык. Теория, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.

 Рабочая программа сохраняет преемственность с Примерной программой для начальной школы

-курс русского языка опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания:

Комплексный анализ текста

Индивидуальная работа

Коллективная работа

Тестирование

Основные цели курса:

  • Изучение системы русского языка и функционирования её в речи.
  • Развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка.
  • Развитие языкового чутья, воспитание чувства любви к родному языку, интереса к его изучению, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
  • Патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка.

Основные задачи курса:

  • Воспитывать учащихся средствами данного предмета.
  • Развивать их логическое мышление.
  • Обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку.
  • Формировать общеучебные умения - работу с книгой, со справочной литературой.
  • Совершенствовать навык чтения.
  • Формировать и совершенствовать умения анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
  • Приобщить учащихся к разнообразной научно-популярной литературе по русскому языку и лингвистике в целом.
  • Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе

В результате изучения русского языка в 9 классе учащийся должен знать:

роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • • основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
  • • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (офоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

уметь:

  • речевая деятельность: аудирование:
  • • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
  • формулировать вопросы по содержанию текста;
  • • замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

чтение:

  • • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
  • • составлять конспект прочитанного текста;
  • • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
  • • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;

говорение:

  • • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
  • • знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте,
  • владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
  • • строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка

письмо:

  • • знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и содержанию, мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
  • • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
  • • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования):
  • • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста:
  • • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
  • • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

текст:

  • • проводить анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль. тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

фонетика и орфоэпия:

  • • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
  • • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

  • • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
  • • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава
  • • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
  • • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

лексикология и фразеология:

  • • разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
  • • пользоваться разными видами толковых словарей;
  • • верно использовать термины в текстах научного стиля;
  • • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
  • • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

  • • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
  • • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
  • • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
  • • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

орфография:

  • • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
  • • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
  • • проводить орфографический анализ текста;

синтаксис и пунктуация:

  • • различать изученные виды простых и сложных предложений;
  • • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
  • • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
  • • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
  • • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
  • • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
  • • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
  • • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
  • в сложных предложениях, используя на письме специальные графические обозначения:
  • • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
  • • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
  • • проводить пунктуационный анализ текста;
  • • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Виды и формы контроля:

  • - диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, взаимодиктант, творческий диктант);
  • - комплексный анализ текста;
  • - устное высказывание на лингвистическую тему;
  • - тест.

Перечень рекомендуемой литературы основной:

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.- М.: Дрофа, 2009
  2. Русский язык. Практика. 9 класс./ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2013
  3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2013
  4. Сенина Н.А. Русский язык. ГИА, 2013

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит __2___ часа для обязательного изучения русского языка на этапе основного образования.. Из регионального компонента добавлено___1___ час. В связи с этим считаю необходимым добавленное время использовать на закрепительно-углубляющий этап по материалам и требованиям ГИА.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Учащиеся получают возможность совершенствовать общие учебные навыки, умения и способы деятельности, которые базируются на разных видах речевой деятельности.

В процессе обучения языку учащиеся должны приобрести в рамках программы основные умения и навыки анализа языкового материала, орфографические и пунктуационные, умения и навыки связной речи, овладеть нормами литературного языка. В процессе учебы у учащихся формируются и совершенствуются навыки морфемного и словообразовательного анализа.

Учащиеся развивают и формируют умения ставить цель деятельности, планировать ее, давать самооценку.

Межпредметные связи

Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни; связь с такими предметами, как литература, история, обществознание. В результате изучения русского языка ученик должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для свободного владения языком в разных сферах и ситуациях общения, для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

Количество учебных часов: в год 102 часа, в неделю 3 часа

                              к/р -      сочинений кл.     соч. дом.     изл.           Р.р.

1 четверть         1                 -                            1                  1                 4

2 четверть:        2                 -                             1                  1                7

3 четверть:        2                 -                             1                  1                6

4 четверть:        3                 1                            1                  2                8

Итого                  8                1                            4                   5               25

класс

Количество часов согласно учебному плану

Реквизиты программы

УМК Обучающихся

УМК учителя

ФК

РК

ШК

9

2

1

-

Программа по русскому языку для 5-9 кл. Авторы: В.В. Бабайцева,

А.Ю. Купалова и др., Дрофа, 2008

В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.

Русский язык. Теория. 5-9 кл

Русский язык. Практика. 9класс, Е.И. Пичугова,Дрофа, 2013

Никитина Е.И. Русская речь, 9 кл. , Дрофа, 2013

Поурочное планирование к учебному комплексу.

Подготовка к ГИА

Автор: Сенина Е.Н. 2013г, 2012

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе

 1.

Вводный урок.. Русский язык- первоэлемент великого русского литературного языка. Богатство, красота и выразительность русского языка

1

2

Повторение изученного в 8 классе. Словосочетание. Способы подчинительной связи. Порядок слов в предложении. Односоставные и двусоставные предложения

1

3

Повторение. Предложения с обращениями и вводными словами. Обособление второстепенных членов

1

4 Р.Р.

Р.р.Язык и речь. Слово. Словари русского языка. Виды речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо и чтение.

1

Р.к.

Структура экзаменационной работы. Требования к выполнению работы. Точность и четкость речи как основной критерий изложений и сочинений.

1

6

Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. Наличие двух и более предикативных основ как признак сложного предложения.

1

7

ССП. Союзы и значения ССП. Знаки препинания в ССП и их функции: завершения, выделения, отделения

1

8

Великий русский лингвист и педагог В.В. Виноградов. Применения знаний и умений по синтаксису в практике правописания

1

9 Р.к.

Коммуникативная и лингвистическая компетенция изложения. Словарная работа при подготовке к изложению

1

10

Знаки препинания в ССП. Паустовский и средняя полоса России Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

1

11Р.Р.

Обучение сжатому изложению. Тема и основная мысль. Текст как предмет речевой деятельности

2

12 Р.К.

Методика подготовки к написанию сжатого изложения. Приемы компрессии текста

1

13.

Повторение по орфографии. Безударная гласная в корне слова. Правописание согласной в корне слова. Великий ученый А. Шахматов

1

14

Повторение по орфографии и орфоэпии. Правописание пре, при. Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка своей и собственной речи с точки зрения орфоэпических норм

1

15

К.Д. по теме «ССП»

1

16. Р.К.

Приемы компрессии текста. Практическая работа

1

17 Р.Р.

Анализ контрольного диктанта. Лексический разбор текста разных стилей и жанров(конспекта, отзыва, рецензии, аннотации)

1

18

СПП.  Строение предложения. Подчинительные союзы и союзные слова. Одиночные и парные знаки препинания.

1

19 Р.Р.

Работа над рецензией на сочинение. Оценка своей и чужой речи с точки зрения  точного, уместного и выразительного словообразования.

1

20.Р.К.

Тесты с выбором ответа. Практическая работа

1

21.

Роль указательных слов в СПП Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации

1

22.

Особенности присоединения придаточных предложений к главному. В.И. Даль – собиратель слов и устойчивых выражений

1

23.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными: однородным, параллельным и последовательным

1

24 Р.К

Тесты с выбором ответа. Практическая работа

1

Р.Р.-4,  К.Р-1,  изложение – 1, дом. соч -1. Всего уроков - 25

2 четверть

1.

Виды придаточных предложений по строению и значению. Основные выразительные средства языка. Великий русский лингвист Л.В. Щерба

1

2. Р.Р.

Типы текстов по стилям речи. Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля. Аннотация. Дом. соч.

1

3

К. р. по теме «СПП с несколькими придаточными» (тест)

1

4 Р.К.

Принципы написания сочинения – рассуждения. Структура сочинения –рассуждения и алгоритм написания

1

5

Главные и придаточные предложения. Виды придаточных. Строение и особенности придаточных

1

6

      Придаточные определительные: строение и особенности.

1

7. Р.К.

Р.р.

Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише. Использовать их в сочинении- рассуждении. Дом. соч.

1

8 Р.Р.

Изложение, близкое к тексту по теме «СПП»

2

9

Придаточные изъяснительные. Синонимика простых и спп

1

10 Р.К.

Р.р.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Практическое занятие. Классное сочинение

1

11.

Придаточные обстоятельственные. Строение и особенности придаточных обстоятельственных

1

12

Строение сложноподчиненных предложений. Основные выразительные средства синтаксиса. Комплексная работа с текстом

1

13

К.д. по теме «СПП»

1

14 Р.К

Р.р

Критерии оценивания сочинения и изложения. Уровень сформированности речевых умений. Языковая и коммуникативная компетенция ученика.

1

15

Сложное бессоюзное. Значение сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения

1

16

Тире в СБП. Смысловые отношения в СБП. Пословицы. Поговорки. Крылатые предложения

1

17

Двоеточие в СБП. Авторское употребление знаков препинания

1

18 Р.Р.

Р.К.

Как писать сжатое изложение. Способы компрессии текста. План

1

18 Р.Р.

Р.К.

Подготовка к изложению. Композиция абзаца. Опорный конспект и план.

1

19

Повторение по теме «Сложное бессоюзное предложение». Применение знаний и умений в практике правописания

1

20 Р.К.

Грамматическая основа предложения. Типы сказуемого. Задание части «В»

Итого к.р -2, р.р.- 7, д.с.-1, изл. -1. Всего уроков – 21

3 четверть

1 Р.Р.

Обучение сжатому изложению. Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними

2

2 Р.К.

Простое осложненное предложение и постановка знаков препинания в них. Задание части «В»

1

3 Р.Р.

Портретный очерк. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели и адресата и ситуации общения, эмоциональной оценки. Герой портретного очерка – дорогой , близкий человек. Сочинение дом.

1

4.Р.К.

Составление плана в зависимости от функционально-смыслового типа речи

1

5

Повторение по орфографии. Правописание безударной гласной в корне слова. Чередующиеся гласные в корнях. Орфографические словари.

1

6

Правописание ь знака в различных частях речи. Морфемные и словообразовательные словари русского языка.

1

7 Р.К.

Задания с выбором ответа части «А» ГИА. Анализ прочитанного текста. Комментарий главной мысли и мыслей автора текста. Практическая работа

1

8. К.Р.

Контрольная работа по теме «БСП» Тест

1

9 Р.К.

Практическое занятие. Анализ текста по заданиям части «А»

1

10. Р.К.

Лексическое значение слова. Лексические средства выразительности. Синонимы, антонимы, омонимы, прямое и переносное значение слова

1

11.

Сложное предложение с разными видами связи, особенности использования их в речи, пунктуация в них. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания.

1

12

Повторение по теме «Сложное предложение с разными видами связи»

1

13 Р.К.

ИВС языка. Практическое занятие.

1

14 Р.К.

ИВС языка. Урок-практикум. Работа с тестом

1

15 Р.К.

Характеристика русской лексики. Анализ текста.

1

16 Р.К.

Выразительно-изобразительные языковые средства. Урок – практикум.

1

17 Р.Р.

Типы текстов по типам речи. Стили речи. Основной тип публичных выступлений.

1

18

К.Р. по теме «Сложное предложение» тест

1

19

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания и особенности строения предложений с чужой речью

1

20 Р.К.

Сформированность орфографического навыка написания корней, приставок, суффиксов

1

21Р.К.

Работа над заданием части «В» ГИА

1

22

Предложения с прямой речью. Сферы употребления устной публичной речи. Основные жанры официально-делового стиля речи: расписка, резюме, заявление, доверенность

1

23

Предложения с косвенной речью.Знаки препинания в предложениях. Русский речевой этикет.

1

24 Р.К.

 Задания части «В» Виды словосочетаний. Замена словосочетаний синонимичными.

1

26. Р.К.

Задание части «В». Практическое занятие. Виды словосочетаний

1

27 Р.К.

Виды сложного предложения и правила постановки знаков препинания в них

К.Р. - 2, Р.Р – 6, дом. соч. -1, излож -1. Всего уроков - 29

4 четверть

2

1

Цитаты и способы цитирования. Знаки препинания при цитатах. Синтаксические синонимы. Отражение в языке культуры и истории народа

1

2

Повторение и обобщение изученного по теме «Способы передачи чужой речи». Основные жанры разговорной речи: рассказ, беседа, спор

1

3 Р.К.

Р.р.

Последовательность работы над сочинением-рассуждением. Смысловая цельность, структурная связность, членимость сочинения - рассуждения

1

4 Р.Р.

Р.К.

Абзацное членение текста. Абзацное предложение как канва текста. Кл. соч.

1

5 Р.Р.

Изложение, близкое к тексту с элементами сочинения. Памятные места родного края.

2

6

Контрольная работа по теме «Способы передачи чужой речи» в форме теста

2

7

Общие сведения о языке. Русский язык –государственный язык РФ и язык межнационального общения.

1

8

Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков.

1

9

Русский язык как первоэлемент великой русской литературы

1

10

Русский язык как развивающееся явление

1

11 Р.Р.

Р.К.

Что такое тезис. Аргументация к тексту. Различие форм выражения мысли в устной и письменной речи

2

12 Р.Р.

Контрольное сжатое изложение

2

13

Повторение изученного в 5-9 классах по орфографии. Трудные случаи правописания

1

14

Правописание наречий и имен прилагательных. Не с разными частями речи.

1

15

Одна и две н  в суффиксах разных частей речи. Не с разными частями речи.

1

16.

Контрольная работа (тест) по теме «Повторение по орфографии»

1

17

Обобщение изученного по синтаксису и пунктуации. Знаки препинания в простом предложении.

1

18

Повторение. Знаки препинания в сложном предложении

1

19

Контрольная работа в форме тестирования по теме «Повторение по синтаксису и пунктуации»

1

20 Р.Р.

Типы текстов по стилям речи. Публицистический и художественный. Анализ текста.

1

21 Р.К.

Р.Р.

Последовательность работы над сочинением-рассуждением. Аргументация.

Дом.соч.

1

22

Повторение и обобщение изученного. Основные способы словообразования.

Морфемные и словообразовательные словари русского языка

1

23 Р.К.

Практическое занятие. Работа по выполнению заданий части «А»  и «В» ГИА

1

24 Р.К.

Практическое занятие. Работа по выполнению заданий части «А», «В»

1

К.Р.-3, Р.Р.-8, изл.-2, д.соч – 1, кл.соч. – 1, всего уроков - 28

Итого за год уроков - 102

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса к учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Программы общего образования по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцев...

Рабочая программа по русскому языку 2013-2014 учебный год 6 класс ФГОС

рабочая программа создана на основе программы по ред. Ладыженской и рабочей программы изд. ВАКО 2013 г....

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (По учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой)

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (По учебному  комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой)Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образов...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе по учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе по учебному комплексу под редакцией  В.В. Бабайцевой  №урокаСодержание (разделы, темы).Кол-во  ча-совДаты...

рабочая программа по русскому языку 2019-2020 учебный год. 5 класс.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31....