Рабочая программа по русскому языку, 9 класс. К учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой
рабочая программа (русский язык, 9 класс) по теме
Рабочая программа составлена с учетом 3 часа в неделю и рассчитана на подготовку к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому зыку, 9 класс | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку
9 класс
2013-2014 учебный год
(102 часов, 3 часа в неделю)
Составитель программы: учитель высшей квалификационной категории
Бахарева Татьяна Алексеевна
п. Арсеньево, 2013
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы под редакцией В.В. Бабайцевой, А.Ю.Купаловой и др. с учетом учебников: Русский язык. Практика. 9 класс, под редакцией Ю.С.Пичугова, Русская речь, Е.И.Никитина, Дрофа, 2013 год, Русский язык. Теория, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.
Рабочая программа сохраняет преемственность с Примерной программой для начальной школы
-курс русского языка опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания:
Комплексный анализ текста
Индивидуальная работа
Коллективная работа
Тестирование
Основные цели курса:
- Изучение системы русского языка и функционирования её в речи.
- Развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка.
- Развитие языкового чутья, воспитание чувства любви к родному языку, интереса к его изучению, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
- Патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка.
Основные задачи курса:
- Воспитывать учащихся средствами данного предмета.
- Развивать их логическое мышление.
- Обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку.
- Формировать общеучебные умения - работу с книгой, со справочной литературой.
- Совершенствовать навык чтения.
- Формировать и совершенствовать умения анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
- Приобщить учащихся к разнообразной научно-популярной литературе по русскому языку и лингвистике в целом.
- Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе
В результате изучения русского языка в 9 классе учащийся должен знать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- • основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
- • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- • основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (офоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь:
- речевая деятельность: аудирование:
- • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- • замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение:
- • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- • составлять конспект прочитанного текста;
- • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
говорение:
- • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- • знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте,
- владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- • строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка
письмо:
- • знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и содержанию, мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования):
- • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста:
- • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
- • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
текст:
- • проводить анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль. тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
- • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава
- • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
лексикология и фразеология:
- • разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- • пользоваться разными видами толковых словарей;
- • верно использовать термины в текстах научного стиля;
- • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
- • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
- • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- • проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
- • различать изученные виды простых и сложных предложений;
- • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- в сложных предложениях, используя на письме специальные графические обозначения:
- • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- • проводить пунктуационный анализ текста;
- • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Виды и формы контроля:
- - диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, взаимодиктант, творческий диктант);
- - комплексный анализ текста;
- - устное высказывание на лингвистическую тему;
- - тест.
Перечень рекомендуемой литературы основной:
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.- М.: Дрофа, 2009
- Русский язык. Практика. 9 класс./ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2013
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2013
- Сенина Н.А. Русский язык. ГИА, 2013
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит __2___ часа для обязательного изучения русского языка на этапе основного образования.. Из регионального компонента добавлено___1___ час. В связи с этим считаю необходимым добавленное время использовать на закрепительно-углубляющий этап по материалам и требованиям ГИА.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Учащиеся получают возможность совершенствовать общие учебные навыки, умения и способы деятельности, которые базируются на разных видах речевой деятельности.
В процессе обучения языку учащиеся должны приобрести в рамках программы основные умения и навыки анализа языкового материала, орфографические и пунктуационные, умения и навыки связной речи, овладеть нормами литературного языка. В процессе учебы у учащихся формируются и совершенствуются навыки морфемного и словообразовательного анализа.
Учащиеся развивают и формируют умения ставить цель деятельности, планировать ее, давать самооценку.
Межпредметные связи
Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни; связь с такими предметами, как литература, история, обществознание. В результате изучения русского языка ученик должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для свободного владения языком в разных сферах и ситуациях общения, для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
Количество учебных часов: в год 102 часа, в неделю 3 часа
к/р - сочинений кл. соч. дом. изл. Р.р.
1 четверть 1 - 1 1 4
2 четверть: 2 - 1 1 7
3 четверть: 2 - 1 1 6
4 четверть: 3 1 1 2 8
Итого 8 1 4 5 25
класс | Количество часов согласно учебному плану | Реквизиты программы | УМК Обучающихся | УМК учителя | ||
ФК | РК | ШК | ||||
9 | 2 | 1 | - | Программа по русскому языку для 5-9 кл. Авторы: В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова и др., Дрофа, 2008 | В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 кл Русский язык. Практика. 9класс, Е.И. Пичугова,Дрофа, 2013 Никитина Е.И. Русская речь, 9 кл. , Дрофа, 2013 | Поурочное планирование к учебному комплексу. Подготовка к ГИА Автор: Сенина Е.Н. 2013г, 2012 |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе
1. | Вводный урок.. Русский язык- первоэлемент великого русского литературного языка. Богатство, красота и выразительность русского языка | 1 |
2 | Повторение изученного в 8 классе. Словосочетание. Способы подчинительной связи. Порядок слов в предложении. Односоставные и двусоставные предложения | 1 |
3 | Повторение. Предложения с обращениями и вводными словами. Обособление второстепенных членов | 1 |
4 Р.Р. | Р.р.Язык и речь. Слово. Словари русского языка. Виды речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо и чтение. | 1 |
Р.к. | Структура экзаменационной работы. Требования к выполнению работы. Точность и четкость речи как основной критерий изложений и сочинений. | 1 |
6 | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. Наличие двух и более предикативных основ как признак сложного предложения. | 1 |
7 | ССП. Союзы и значения ССП. Знаки препинания в ССП и их функции: завершения, выделения, отделения | 1 |
8 | Великий русский лингвист и педагог В.В. Виноградов. Применения знаний и умений по синтаксису в практике правописания | 1 |
9 Р.к. | Коммуникативная и лингвистическая компетенция изложения. Словарная работа при подготовке к изложению | 1 |
10 | Знаки препинания в ССП. Паустовский и средняя полоса России Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. | 1 |
11Р.Р. | Обучение сжатому изложению. Тема и основная мысль. Текст как предмет речевой деятельности | 2 |
12 Р.К. | Методика подготовки к написанию сжатого изложения. Приемы компрессии текста | 1 |
13. | Повторение по орфографии. Безударная гласная в корне слова. Правописание согласной в корне слова. Великий ученый А. Шахматов | 1 |
14 | Повторение по орфографии и орфоэпии. Правописание пре, при. Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка своей и собственной речи с точки зрения орфоэпических норм | 1 |
15 | К.Д. по теме «ССП» | 1 |
16. Р.К. | Приемы компрессии текста. Практическая работа | 1 |
17 Р.Р. | Анализ контрольного диктанта. Лексический разбор текста разных стилей и жанров(конспекта, отзыва, рецензии, аннотации) | 1 |
18 | СПП. Строение предложения. Подчинительные союзы и союзные слова. Одиночные и парные знаки препинания. | 1 |
19 Р.Р. | Работа над рецензией на сочинение. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словообразования. | 1 |
20.Р.К. | Тесты с выбором ответа. Практическая работа | 1 |
21. | Роль указательных слов в СПП Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации | 1 |
22. | Особенности присоединения придаточных предложений к главному. В.И. Даль – собиратель слов и устойчивых выражений | 1 |
23. | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными: однородным, параллельным и последовательным | 1 |
24 Р.К | Тесты с выбором ответа. Практическая работа | 1 |
Р.Р.-4, К.Р-1, изложение – 1, дом. соч -1. Всего уроков - 25 | ||
2 четверть | ||
1. | Виды придаточных предложений по строению и значению. Основные выразительные средства языка. Великий русский лингвист Л.В. Щерба | 1 |
2. Р.Р. | Типы текстов по стилям речи. Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля. Аннотация. Дом. соч. | 1 |
3 | К. р. по теме «СПП с несколькими придаточными» (тест) | 1 |
4 Р.К. | Принципы написания сочинения – рассуждения. Структура сочинения –рассуждения и алгоритм написания | 1 |
5 | Главные и придаточные предложения. Виды придаточных. Строение и особенности придаточных | 1 |
6 | Придаточные определительные: строение и особенности. | 1 |
7. Р.К. Р.р. | Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише. Использовать их в сочинении- рассуждении. Дом. соч. | 1 |
8 Р.Р. | Изложение, близкое к тексту по теме «СПП» | 2 |
9 | Придаточные изъяснительные. Синонимика простых и спп | 1 |
10 Р.К. Р.р. | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Практическое занятие. Классное сочинение | 1 |
11. | Придаточные обстоятельственные. Строение и особенности придаточных обстоятельственных | 1 |
12 | Строение сложноподчиненных предложений. Основные выразительные средства синтаксиса. Комплексная работа с текстом | 1 |
13 | К.д. по теме «СПП» | 1 |
14 Р.К Р.р | Критерии оценивания сочинения и изложения. Уровень сформированности речевых умений. Языковая и коммуникативная компетенция ученика. | 1 |
15 | Сложное бессоюзное. Значение сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения | 1 |
16 | Тире в СБП. Смысловые отношения в СБП. Пословицы. Поговорки. Крылатые предложения | 1 |
17 | Двоеточие в СБП. Авторское употребление знаков препинания | 1 |
18 Р.Р. Р.К. | Как писать сжатое изложение. Способы компрессии текста. План | 1 |
18 Р.Р. Р.К. | Подготовка к изложению. Композиция абзаца. Опорный конспект и план. | 1 |
19 | Повторение по теме «Сложное бессоюзное предложение». Применение знаний и умений в практике правописания | 1 |
20 Р.К. | Грамматическая основа предложения. Типы сказуемого. Задание части «В» Итого к.р -2, р.р.- 7, д.с.-1, изл. -1. Всего уроков – 21 3 четверть | |
1 Р.Р. | Обучение сжатому изложению. Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними | 2 |
2 Р.К. | Простое осложненное предложение и постановка знаков препинания в них. Задание части «В» | 1 |
3 Р.Р. | Портретный очерк. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели и адресата и ситуации общения, эмоциональной оценки. Герой портретного очерка – дорогой , близкий человек. Сочинение дом. | 1 |
4.Р.К. | Составление плана в зависимости от функционально-смыслового типа речи | 1 |
5 | Повторение по орфографии. Правописание безударной гласной в корне слова. Чередующиеся гласные в корнях. Орфографические словари. | 1 |
6 | Правописание ь знака в различных частях речи. Морфемные и словообразовательные словари русского языка. | 1 |
7 Р.К. | Задания с выбором ответа части «А» ГИА. Анализ прочитанного текста. Комментарий главной мысли и мыслей автора текста. Практическая работа | 1 |
8. К.Р. | Контрольная работа по теме «БСП» Тест | 1 |
9 Р.К. | Практическое занятие. Анализ текста по заданиям части «А» | 1 |
10. Р.К. | Лексическое значение слова. Лексические средства выразительности. Синонимы, антонимы, омонимы, прямое и переносное значение слова | 1 |
11. | Сложное предложение с разными видами связи, особенности использования их в речи, пунктуация в них. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. | 1 |
12 | Повторение по теме «Сложное предложение с разными видами связи» | 1 |
13 Р.К. | ИВС языка. Практическое занятие. | 1 |
14 Р.К. | ИВС языка. Урок-практикум. Работа с тестом | 1 |
15 Р.К. | Характеристика русской лексики. Анализ текста. | 1 |
16 Р.К. | Выразительно-изобразительные языковые средства. Урок – практикум. | 1 |
17 Р.Р. | Типы текстов по типам речи. Стили речи. Основной тип публичных выступлений. | 1 |
18 | К.Р. по теме «Сложное предложение» тест | 1 |
19 | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания и особенности строения предложений с чужой речью | 1 |
20 Р.К. | Сформированность орфографического навыка написания корней, приставок, суффиксов | 1 |
21Р.К. | Работа над заданием части «В» ГИА | 1 |
22 | Предложения с прямой речью. Сферы употребления устной публичной речи. Основные жанры официально-делового стиля речи: расписка, резюме, заявление, доверенность | 1 |
23 | Предложения с косвенной речью.Знаки препинания в предложениях. Русский речевой этикет. | 1 |
24 Р.К. | Задания части «В» Виды словосочетаний. Замена словосочетаний синонимичными. | 1 |
26. Р.К. | Задание части «В». Практическое занятие. Виды словосочетаний | 1 |
27 Р.К. | Виды сложного предложения и правила постановки знаков препинания в них К.Р. - 2, Р.Р – 6, дом. соч. -1, излож -1. Всего уроков - 29 4 четверть | 2 |
1 | Цитаты и способы цитирования. Знаки препинания при цитатах. Синтаксические синонимы. Отражение в языке культуры и истории народа | 1 |
2 | Повторение и обобщение изученного по теме «Способы передачи чужой речи». Основные жанры разговорной речи: рассказ, беседа, спор | 1 |
3 Р.К. Р.р. | Последовательность работы над сочинением-рассуждением. Смысловая цельность, структурная связность, членимость сочинения - рассуждения | 1 |
4 Р.Р. Р.К. | Абзацное членение текста. Абзацное предложение как канва текста. Кл. соч. | 1 |
5 Р.Р. | Изложение, близкое к тексту с элементами сочинения. Памятные места родного края. | 2 |
6 | Контрольная работа по теме «Способы передачи чужой речи» в форме теста | 2 |
7 | Общие сведения о языке. Русский язык –государственный язык РФ и язык межнационального общения. | 1 |
8 | Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков. | 1 |
9 | Русский язык как первоэлемент великой русской литературы | 1 |
10 | Русский язык как развивающееся явление | 1 |
11 Р.Р. Р.К. | Что такое тезис. Аргументация к тексту. Различие форм выражения мысли в устной и письменной речи | 2 |
12 Р.Р. | Контрольное сжатое изложение | 2 |
13 | Повторение изученного в 5-9 классах по орфографии. Трудные случаи правописания | 1 |
14 | Правописание наречий и имен прилагательных. Не с разными частями речи. | 1 |
15 | Одна и две н в суффиксах разных частей речи. Не с разными частями речи. | 1 |
16. | Контрольная работа (тест) по теме «Повторение по орфографии» | 1 |
17 | Обобщение изученного по синтаксису и пунктуации. Знаки препинания в простом предложении. | 1 |
18 | Повторение. Знаки препинания в сложном предложении | 1 |
19 | Контрольная работа в форме тестирования по теме «Повторение по синтаксису и пунктуации» | 1 |
20 Р.Р. | Типы текстов по стилям речи. Публицистический и художественный. Анализ текста. | 1 |
21 Р.К. Р.Р. | Последовательность работы над сочинением-рассуждением. Аргументация. Дом.соч. | 1 |
22 | Повторение и обобщение изученного. Основные способы словообразования. Морфемные и словообразовательные словари русского языка | 1 |
23 Р.К. | Практическое занятие. Работа по выполнению заданий части «А» и «В» ГИА | 1 |
24 Р.К. | Практическое занятие. Работа по выполнению заданий части «А», «В» | 1 |
К.Р.-3, Р.Р.-8, изл.-2, д.соч – 1, кл.соч. – 1, всего уроков - 28 | ||
Итого за год уроков - 102 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса к учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Программы общего образования по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцев...
Рабочая программа по русскому языку 2013-2014 учебный год 6 класс ФГОС
рабочая программа создана на основе программы по ред. Ладыженской и рабочей программы изд. ВАКО 2013 г....
рабочая программа по русскому языку (ФГОС) к учебному комплексу В. В. Бабайцевой, 6 класс
соответствует ФГОС, на основе книги Т. Н. Трунцевой...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (По учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой)
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (По учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой)Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образов...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе по учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе по учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой №урокаСодержание (разделы, темы).Кол-во ча-совДаты...
Рабочая программа по русскому языку 2018-2019 учебный год
5.6,8,11 класс...
рабочая программа по русскому языку 2019-2020 учебный год. 5 класс.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31....