Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 5 класса,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_r.ya_.doc | 380.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М. С. Евдокимова»
П. Верх-Обский Смоленского района Алтайского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для учащихся 5 класса МОУ СОШ им. М. С. Евдокимова и рассчитана на 2012-2013учебный год.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2009 г), Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов ( Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др. Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель Л.М.Рыбченкова. Издательство «Дрофа», 2011 - с.63-110).
Общее количество часов - 204.
Из них на развитие речи - 37.
Количество часов в неделю: 6
УМК | Примерная программа Кол-во ч. | Авторская программа Кол-во ч. | Рабочая программа Кол-во ч. |
Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы. Учебник. - М.: Дрофа, 2011 Русский язык. Практика. 5 класс / Под ред. А. Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2011 Никитина Е. И. Русская речь. 5 класс. - М.: Дрофа, 2011 | 204 | 204 | 204 |
Расхождений в часах нет / есть (если есть строите далее данную таблицу и показываете по разделам в сравнении) |
Сопоставление мною Примерной и авторской программ выявило отсутствие в авторской программе следующих дидактических единиц, которые необходимо добавить к изучению (в последующем рабочая программа скорректирована мною с учетом данных недостатков):
Разделы науки о языке | Дидактические единицы, которые необходимо ввести в рабочую программу |
Фонетика Орфоэпия | Орфоэпия как наука о языке. Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слов с помощью элементов транскрипции. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Характеристика отдельного звука речи и анализ звука в речевом потоке. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Особенности ударения в русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. |
Морфемика и словообразование | Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Возможность исторических изменений в структуре слова. Основные выразительные средства морфемики. Использование авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания. |
Лексикология и фразеология | Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Отличие слова от других языковых единиц. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов и признаков). Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в тексте. Жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Фразеология как раздел лексикологии. Основные виды тропов. Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Смысловые и стилистические различия синонимов. Наблюдение за использованием синонимов в устной и письменной речи. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства" устранения неоправданного повтора. Наблюдение за использованием антонимов в устной и письменной речи. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного уместного и выразительного словоупотребления. |
Грамматика Морфология | Морфология. Грамматика как раздел науки о языке. Морфология как раздел грамматики. Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. |
Имя существительное | Существительное общего рода. Существительные, не имеющие родовой характеристики. Правильное употребление имени существительного в речи. |
Синтаксис | Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Основные признаки словосочетаний: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественных произведений. |
Содержание Примерной программы, в отличие от авторской, направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Деятельностиый подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания -развитие личности учащегося путем усвоения им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс
Введение. Общие сведения о языке (4 ч)
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку.
Наука о русском языке, ее основные разделы.
Роль языка в жизни общества.
ВВОДНЫЙ КУРС
Орфография (8 ч).
Орфограмма.
Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Морфология и орфография (17 ч)
Части речи. Самостоятельные и служебные частя речи.
Имя существительное. Склонение. Имена существительные собственные.
Правописание падежных окончаний.
Сумма часов, отведенных на изучение русского языка в каждом классе, складывается из следующего: первое слагаемое — часы для уроков изучения языка, второе — для уроков по развитию связной речи.
Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.
Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Глагол. Неопределенная форма глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.
Правописание гласных перед суффиксом -л - в окончании глаголов.
Буква ь в глаголе 2-го лица единственного числа. Глаголы с ться и тся.
Наречие. Различение наречий по вопросу.
Правописание наиболее употребительных наречий по списку.
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.
Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределенных местоимениях.
Предлог. Разграничение предлогов и приставок.
Раздельное написание предлогов с именами существительными.
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.
Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях.
Раздельное написание частиц с другими словами.
Умения и навыки:
опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с правилами, изученными в начальных классах;
находить орфограммы — гласные буквы в корне и приставке и орфограммы — согласные (звонкие и глухие, непроизносимые);
узнавать основные самостоятельные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения) и служебные слова (предлоги, союзы, частицы), определять их морфологические признаки и роль в предложении.
Синтаксис и пунктуация (49 ч)
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложения. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.
Предложения с обращениями.
Знаки препинания в предложении с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения.
Запятая между частями сложного предложения.
Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.
Умения и навыки:
различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске;
использовать повествовательные и вопросительные предложения (как пункты плана высказывания);
находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого именем существительным в именительном падеже или прилагательным), а также грамматическую основу односоставного предложения (в наиболее ясных случаях);
отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;
совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение одних и тех же слов в роли главных или второстепенных членов предложения (за счет использования предложений с однородными членами и сложных предложений);
производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях;
применять изученные правила пунктуации при письме.
ОСНОВНОЙ КУРС
Понятие о литературном языке (1ч)
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (5+13 ч)
Звуки речи. Звуки речи и буквы.
Алфавит.
Гласные и согласные звуки.
Слог.
Правила переноса слов.
Ударение.
Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.
Правописание безударных гласных в корне.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь.
Значение букв я, ю, е, ё.
Правописание разделительных ъ и ь. Правописание гласных после шипящих. Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. Правописание гласных и – ы после ц.
Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь.
Умения и навыки:
слышать и различать звуки; различать звуки и буквы;
акцентировать ударные слоги;
в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме;
пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями.
Морфемика. Орфография (36 ч)
Понятие о морфемике.
Основа слова и окончание.
Корень слова. Приставки, суффиксы.
Словообразование. Основные способы образования слов (7 ч)
Правописание сложных и сложносокращенных слов.
Чередование звуков в корне слова.
Правописание корней и приставок.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание корней с чередованием гласных а — о
Правописание корней с чередованием гласных е — и.
Правописание согласных и гласных в приставках.
Правописание приставок, оканчивающихся на з (с).
Правописание приставок роз- (рос-) — раз-(рас-).
Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
Правописание приставок при- и пре-.
Морфемные и словообразовательные словари русского языка.
Умения и навыки:
осознанно производить морфемный и словообразовательный разбор;
видеть орфограммы в разных морфемах, применять изученные орфографические правила;
пользоваться морфемным и словообразовательным словарями;
производить этимологический анализ слов в практических целях.
Лексика (25 ч)
Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова.
Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.
Историзмы и архаизмы. Неологизмы. Заимствованные слова. Старославянизмы.
Нейтральные и стилистически окрашенные слова.
Фразеологизмы.
Пословицы, поговорки, афоризмы.
Толковые словари русского языка.
Умения и навыки:
пользоваться словарями;
подбирать синонимы и антонимы к слову в предложении и словосочетании;
выявлять в контексте смысловые и стилистические различия синонимов;
производить (выборочно) лексический разбор слова;
совершенствовать текст, устраняя неоправданный повтор с помощью синонимов;
обогащать речь фразеологизмами и правильно употреблять их.
ГРАММАТИКА
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные (1ч).
Самостоятельные части речи
Имя существительное (23 ч)
Понятие о существительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Нарицательные и собственные имена существительные.
Правописание собственных имен существительных (заглавная буква и кавычки).
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Род имен существительных. Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Склонение существительных в единственном числе.
Склонение существительных во множественном числе.
Правописание ь и ов — ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц.
Разносклоняемые имена существительные.
Правописание суффикса -ен в существительных на -мя.
Неизменяемые существительные. Словообразование имен существительных с помощью суффиксов, приставок.
Правописание суффиксов -ик, -ек; -ок, -ек; -онк-(-ОНОК-), -еньк- после шипящих; суффиксов -чик, -щик.
Правописание не с именами существительными. Правописание сложных имен существительных.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к именам существительным и отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
употреблять одни и те же имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, употребляющимися только в единственном или только во множественном числе, с несклоняемыми существительными и со сложносокращенными словами; соблюдать нормы управления существительных в глагольных словосочетаниях (по списку);
использовать в речи существительные с суффиксами оценочного значения;
употреблять синонимичные существительные для связи соседних предложений и частей целого текста.
Повторение (15 ч)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс
№ | часы | Наименование разделов | план | дата |
1. | 4 | Введение. Общие сведения о языке | ||
2. | 8 | Вводный курс. Орфография | ||
3. | 17 | Морфология и орфография | ||
4. | 49 | Синтаксис и пунктуация | ||
5. | 1 | Основной курс русского языка. Понятие о литературном языке | ||
6. | 5 | Фонетика. Орфоэпия. Орфография | ||
7. | 13 | Орфография | ||
8. | 36 | Морфемика. Орфография | ||
9. | 7 | Словообразование | ||
10. | 25 | Лексикология. Фразеология | ||
11. | 24 | Морфология. Существительное | ||
12. | 15 | Систематизация и обобщение изученного в 5 классе | ||
ИТОГО: 204 часа |
Поурочное календарное планирование
5 класс
№ п/п | Наименование раздела Подраздел Тема урока | Кол-во часов | Контрольные работы Уроки развития речи | Вид самостоятельной работы | Дата |
1. | Введение Путешествие по страницам ' учебника | 1 | Ответить на вопрос: общее и различное в названиях, структуре, содержании пособий, входящих в УМК | ||
2. | Общие сведения 0 языке. Наука о русском языке, ее основные разделы | 1 | Устное сообщение: чему я должен научиться в 5 классе (на основе памяток) | ||
3. | Роль языка в жизни общества | 1 | Работа с высказываниями о русском языке | ||
4. | Р/Р Устная и письменная форма речи | 1 | Урок развития речи | Составить памятку на основе советов Д.С.Лихачева «Как учиться говорить и писать» | |
5. | Вводный курс. Орфография Орфограмма | 1 | Ответить на вопрос: в каких морфемах может быть орфограмма? | ||
6. | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | Работа со словарем морфем. | ||
7. | Правописание гласных в приставках | 1 | |||
8. | Правописание гласных ,И, А, У после шипящих | 1 | Осложненное списывание | ||
9. | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова | 1 | Заполнить таблицу своими примерами. Объяснительный диктант | ||
10. | Правописание непроизносимых и удвоенных согласных | 1 | |||
11. | Контрольная работа | 1 | Контрольная работа | Диктант с грамматическим заданием | |
12. | Анализ контрольного диктанта | 1 | |||
13. | Морфология и орфография Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Заполнить таблицу «Части речи» своими примерами. | ||
14. | Имя существительное | 1 | |||
15. | Имя существительное | 1 | Диктант «Проверяю себя» | ||
16. | Имя прилагательное | 1 | |||
17. | Р/Р Что такое диалог или монолог? | 1 | Урок развития речи | ||
18. | Глагол | 1 | Составить текст (4-5 предл.) об одной из профессий | ||
19. | Изменение глагола по временам | 1 | Предупредительный диктант | ||
20 | Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | Создать текст по сюжетным картинкам | ||
21 | Правописание НЕ с глаголами. Орфограмма -ТСЯ.-ТЬСЯ в глаголах | 1 | Выборочный диктант | ||
22 | Р/Р Как вести беседу? | 1 | Урок развития речи | Составление текстов по рисункам ( | |
23 | Наречие | 1 | Подобрать наречие к глаголам, составить со словосочетаниями предложения | ||
24 | Правописание наречий | 1 | Образовать наречия от прилагательных, произвести синонимичную замену. | ||
25 | Местоимение. Личные местоимения | 1 | Редакторская правка. | ||
26 | Притяжательные, вопросительные и неопределенные местоимения | 1 | Предупредительный диктант | ||
27 | Служебные части речи. Предлоги и союзы | 1 | Составить устное высказывание по учебной статье §9 | ||
28 | Частицы. Правописание частиц | 1 | Выборочный диктант | ||
29 | Контрольная работа | 1 | Контрольная работа | Зачет | |
30 | Синтаксис и пунктуация Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация как система правил правописания предложений | 1 | Синтаксический разбор | ||
31 | Пунктуационный разбор | 1 | Составление схем предложений. | ||
32 | Р/Р Что та кое текст? | 1 | Урок развития речи | Подбор заголовка к тексту. Чтение текстов. Пересказ. Создание текста | |
33 | Предложение | 1 | Творческое списывание | ||
34 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | Устное сообщение о предложении по плану. | ||
35 | Невосклицательные предложения и предложения восклицательные | 1 | \ | ||
36 | Р/Р Что значит писать и говорить на тему? | 1 | Урок развития речи | \ | |
37 | Р/Р Обучение выборочному изложению текста | 1 | Урок развития речи | \ | |
38 | Члены предложения | 1 | \ Составление предложений по схемам | ||
39 | Главные члены предложения | 1 | \ | ||
40 | Синтаксический разбор предложения | 1 | \ | ||
41 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Осложненное списывание | ||
42 | Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | |||
43 | Р/Р Обучение написанию сочинения на тему: «Памятный день летних каникул» | 1 | Урок развития речи | Создание текста | |
44 | Второстепенные члены предложения | 1 | |||
45 | Определение как второстепенный член предложения. | 1 | Сочинение-миниатюра по данному началу. | ||
46 | Дополнение как второстепенный член предложения | 1 | Составить инструкцию о том, как сделать «птичью столовую». | ||
47 | Обстоятельство как второстепенный член предложения | 1 | |||
48 | Повторение по теме: «Второстепенные члены предложения» | 1 | Анализ текста | ||
49 | Контрольная работа | 1 | Контрольная работа | Диктант с грамматическим заданием | |
50 | Анализ диктанта с грамматическим заданием | 1 | Работа над ошибками | ||
51 | Словосочетание. Подчинительные словосочетания | 1 | Выписать из текста словосочетания, составить их схемы | ||
52 | Сочинительные словосочетания | 1 | Объяснительный диктант | ||
53 | Предложения с однородными членами | 1 | Диктант «Проверяю себя» | ||
54 | Знаки препинания в предложении с однородными членами | 1 | Графический диктант | ||
55 | Обобщающее слово в предложении с однородными членами | 1 | |||
56 | Однородные члены предложения и знаки препинания в них | 1 | |||
57 | Основная мысль текста | 1 | Урок развития речи | Составление схемы структуры текста. | |
58 59 | Р/Р Обучение изложению | 2 | Уроки развития речи | Подробное изложение | |
60 | Обращение | 1 | Из текста басен И.А.Крылова выписать предложения с обращениями | ||
61 | Предложение с обращениями | 1 | Диктант «Проверяю себя» | ||
62 63 | Предложения с вводными словами | 2 | Предупредительный диктант | ||
64 | Сложные предложения: союзные и бессоюзные | 1 | Комментированное письмо. Составление схем предложений | ||
65 66 | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в сложном предложении | 2 | |||
67 | Сложное предложение, его использование в речи | 1 | Редакторская правка. | ||
68 | Контрольная работа | 1 | Контрольная работа | Тест | |
69 | Р/Р Для чего нужен план? | 1 | Урок развития речи | ||
70 71 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 2 | Составить предложения с вводными словами, включить в них «слова вежливости» и обращения | ||
72 | Прямая речь. Диалог | 1 | |||
73 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | Объяснительный диктант | ||
74 | Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | Контрольная работа | Комплексный анализ текста | |
75 | Анализ контрольной работы | 1 | |||
76 | Р/Р Как связать предложения в тексте? Цепная связь предложений в тексте | 1 | Урок развития речи | Изложение-миниатюра! Творческое списывание | |
77 78 | Р/Р Изложение, близ кое к тексту | 2 | Уроки развития речи | Изложение | |
79 | Основной курс русского языка Понятие о литературном языке | 1 | Редактирование текста. | ||
80 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звуки речи | 1 | Составление звуковой записи слов | ||
81 | Р/Р Учитесь выразительно читать | 1 | Урок развития речи | ||
82 | Звуки речи и буквы. Алфавит | 1 | Составить список названий птиц, рыб, цветов по алфавиту | ||
83 | Гласные и согласные звуки. Правила переноса слов | 1 | Составить план устного сообщения о звуках речи | ||
84 | Ударение | 1 | Тест | ||
85 86 | Орфограмма. Типы орфограмм | 2 | |||
87 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | |||
88 | Буквы Ё-0 после шипящих в корне слова | 1 | Выборочный диктант | ||
89 | Гласные буквы И-Ы после Ц | 1 | Распределительный диктант. | ||
90 | Р/Р Параллельная связь предложений в тексте | 1 | Урок развития речи | Создать текст по данному началу, указать сцепляющие слова | |
91 | Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначение на письме | 1 | Восстановить буквенный облик слов по их фонетическим записям. Диктант «Проверяю себя» | ||
92 | Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными | 1 | . Составить таблицу «Правописание согласных в корне», заполнить ее своими примерами | ||
93 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 1 | Распределительный диктант | ||
94 | Значения букв Я, Ю, Е, Ё. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков | 1 | Распределительный диктант | ||
95 96 97 | Систематизация и повторение изученного по темам: «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» Контрольная работа | 3 | Составить обобщающую таблицу «Орфограммы, изученные в разделе «Фонетика» | ||
98 | Морфемика. Орфографи Морфемика как раздел лингвистики. Понятие о морфемике | 1 | Доказать, что морфемный разбор связан со смысловым анализом слова | ||
99 100 | Основа слова и окончание | 2 | Морфемный разбор слов | ||
101 102 | Корень слова. Исторические изменения в составе слова | 2 | Выборочный диктант | ||
103 104 | Приставка Суффикс | 2 | Морфемный разбор. Составление слов по схемам | ||
105 | Р/Р Функциональные стили речи. Разговорный стиль | 1 | Урок развития речи | ||
106 107 108 109 | Чередование гласных звуков в корне Морфемный разбор слова | 4 | |||
110 | Р/Р Подготовка к сочинению на грамматическую тему о слове | 1 | Урок развития речи | ||
111 | Р/Р Книжные стили. Характеристики научного стиля | 1 | Урок развития речи | Изложение-миниатюра текста научного стиля | |
112 | Правописание корней с чередованием гласных А-О. в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ- | 1 | Составить таблицу «Орфограммы-гласные в корне слова» | ||
113 | Правописание гласных в корнях -КАС-/-КОС- | 1 | |||
114 | Правописание гласных А-0 в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/ -РОС- | 1 ' | Заполнить таблицу примерами слов с изученной орфограммой. | ||
115 | Правописание гласных А-0 в корнях -ГОР -/-ГАР -, -ЗОР-/-ЗАР - | 1 | Заполнить таблицу примерами | ||
116 117 | Р/Р Художественный стиль. Метафора как средство выразительности | 2 | Уроки развития речи | Сочинение метафорических загадок | |
118 119 | Правописание корней с чередованием Е-И, -А(Я) /-ИМ / -ИН- | 2 | Выборочный. диктант | ||
120 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика» | 1 | |||
121 | Контрольная работа | 1 | Контрольная работа | Диктант | |
122 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Индивидуальная работа по карточкам | ||
123 | Правописание приставок, не изменяющихся на письме | 1 | Диктант «Проверяю себя». Сопоставление звучания и написания приставок на согласную | ||
124 | Правописание приставок, не изменяющихся на письме. Приставка С- | 1 | Письмо по памяти | ||
125 126 | Правописание приставок, оканчивающихся на -З(-С) | 2 | Выборочный диктант | ||
127 | Буква -Ы- после приставок, оканчивающихся на согласный | 1 | |||
128 129 | Р/Р Изложение, близкое к тексту. К.Г.Паустовский «Первый снег» | 2 | Уроки развития речи | Подробное изложение | |
130 131 | Правописание приставок -ПРИ- и -ПРЕ- | 2 | Диктант «Проверяю себя» | ||
132 | Правописание приставок в слове | 1 | |||
133 | Р/Р Типы речи | 1 | Урок развития речи | Анализ текстов | |
134 135 | Словообразование Основные способы образования слов Словообразовательный словарь, его назначение | 2 | Осложненное списывание | ||
136 137 | Основные способы образования слов Сложные и сложносокращенные слова. | 2 | |||
138 | Систематизация и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование. Орфография» | 1 | |||
139 | Контрольная работа | 1 | Контрольная работа | Тест | |
140 | Р/Р Повествовать -значит рассказывать | 1 | Урок развития речи | Составление плана будущего сочинения | |
141 142 | Лексика. Фразеология. Лексикология как раздел науки о языке. Словарное богатство русского языка | 2 | |||
143 | Толковые словари русского языка, их использование для уточнения лексического значения слова | 1 | Записать слова по их лексическому значению. | ||
144 145 | Однозначные и многозначные слова | 2 | Работа с толковым словарем. | ||
146 | Прямое и переносное значение | 1 | |||
147 | Выборочное изложение текста | 1 | Уроки развития речи | Выборочное изложение | |
148 | Омонимы | 1 | Творческое задание: употребить омонимы в каламбурах, загадках | ||
149 150 | Синонимы Лексический разбор слова | 2 | Составить синонимический ряд | ||
151 152 | Антонимы | 2 | Привести примеры пословиц, найти в них антонимы | ||
153 | Р/Р Описание предмета | 1 | Урок развития речи | Составить план текста | |
154 | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении | 1 | Выборочное списывание. | ||
155 | Жаргонизмы | 1 | Редактирование текста | ||
156 | Устаревшие слова | 1 | Привести примеры устаревших слов из учебника истории | ||
157 | Неологизмы | 1 | |||
158 | Исконно русские и заимствованные слова | 1 | Найти в толковом словаре значения иностранных слов | ||
159 | Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Сфера их употребления | 1 | Анализ текстов разных стилей | ||
160 161 | Р/Р Изложение, близкое к тексту | 2 | Уроки развития речи | Изложение, близкое к тексту | |
162 | Фразеология как раздел лексикологии | 1 | Выписать примеры фразеологизмов из словаря. | ||
163 | Систематизация и обобщение изученного по разделу «Лексикология и фразеология» | 1 | Выступления учащихся, самооценка и взаимооценка выступлений | ||
164 | Р/Р Подготовка к сочинению о любимом животном | 1 | Урок развития речи | Работа с текстами-образцами. Составление плана | |
165 | Контрольная работа | 1 | Контрольная работа | Комплексный анализ текста | |
166 | Морфология Морфология как раздел грамматики | 1 | |||
167 | Имя существительное как самостоятельная часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | |||
168 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | |||
169 | Род имен существительных. Существительные общего рода | 1 | |||
170 171 | Число имен существительных. | 2 | Выборочный диктант | ||
172 | Падеж и склонение имен существительных. Особенности склонения существительных на -ИЕ, -ИЙ, -ИЯ | 1 | Диктант «Проверяю себя» | ||
173 | Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 | Осложненное списывание | ||
174 175 | Р/Р Рассуждение как тип речи | 2 | Урок развития речи | Анализ текстов | |
176 | Разносклоняемые существительные | 1 | Распределить существительные по типам склонения, определить падеж разносклоняемых существительных | ||
177 | Несклоняемые существительные | 1 | Составить словарные статьи с 2-3 несклоняемыми существительными | ||
178 | Словообразование имен существительных. Образование существительных с помощью суффиксов | 1 | Выборочный диктант | ||
179 | Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК | 1 | Взаимо- диктант | ||
180 | Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных | 1 | |||
181 | Образование существительных при помощи приставок. Правописание НЕ с существительными | 1 | Объяснительный диктант. | ||
182 | Правописание НЕ с существительными | 1 | Осложненное списывание | ||
183 | Образование имен существительных при помощи сложения | 1 | |||
184 185 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное» | 2 | Работа с текстом | ||
186 | Контрольная работа | 1 | Контрольная работа | ||
187 | Р/Р Текст как речевое произведение. Выбор языковых средств в зависимости от типа. Лексические средства связи предложений в тексте | 1 | Урок развития речи | ||
188 189 | Р/Р Сочинение по картине И.И.Шишкин а «Утро в сосновом бору» | 2 | Уроки развития речи | Сочинение по картине | |
190 191 | Систематизация и обобщение изученного в 5 классе Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простом предложении | 2 | Письмо по памяти. | ||
192 193 | Правописание гласных и согласных в корне | 2 | Написать небольшой юмористический текст, используя омофоны | ||
194 195 | Правописание имен существительных | 2 | Взаимо- диктант | ||
196 197 | Употребление синонимов, антонимов и фразеологизмов в речи | 2 | Редактирова ние текста. Письмо по памяти | ||
198 199 200 | Правописание приставок | 3 | Творческое списывание. Тест | ||
201 202 | Основные нормы построения текста | 2 | Редактирование текста. Устное высказывание: какие знаки употре бляются для обозначения ошибок в по строении текста? | ||
203 204 | Контрольная работа | 2 | Контрольная работа | Комплексный анализ текста |
Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения русскому языку:
для учащихся:
- Русский язык: Теория. 5-9 классы. /Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. - М: Дрофа, 2005.
- Русский язык: Практика. 5 класс. /Под редакцией Купаловой А.Ю. - М: Дрофа, 2005.
- Русская речь. Развитие речи. 5 класс. /Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2005.
- Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая ЛА Секреты орфографии.- М, 1994.
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995.
- Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. - М., 1987.
- Купалова А.Ю. и др. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. 5 класс. – М.: Дрофа, 2005.
- Лайло В.В. Проверь себя. Русский язык. 5 класс. - М.: Дрофа, 2005.
- Леденева В.В. Русский язык. Лексика. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005.
- Леденева В.В. Русский язык. Фонетика. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005.
- Войлова К.А. Русский язык. Орфография. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005.
- Шаповалова Т.Е. Морфемика и словообразование. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005.
- Канафьева А.В., Леденева В.В. Русский язык. Имя существительное. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005.
для учителя:
- Поурочное планирование: к учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русская речь. 5-9 классы / Купалова А.Ю. и другие. - М: Дрофа, 2005.
- Русский язык: Контрольные и проверочные работы. 5 класс / Комиссарова Л.Ю. - М.: Издательство ACT, 2002.
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс. / Под ред. А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2005.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи. 5 класс. - М.: Дрофа, 2004.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 5 класс. - М.: Дрофа, 2005.
- Шипицына Г.М., Петровская С.С, Черников И.Н. Русский язык. Дидактические материалы. -М.: Дрофа, 2005.
- Шипицына Г.М. Русский язык. Изложение и сочинение. 5 класс. Дидактические материалы. -М.: Дрофа, 2005.
- Капинос В.И. и др. Русский язык. Развитие речи. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007
- Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты по русскому языку. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.
Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания - развитие личности учащегося путем усвоения им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь: речевая деятельность:
аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменные высказывания разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
- уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
- отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
•правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, «Проверь себя», с грамматическим заданием, словарно-орфографический);
- тест;
- изложение (подробное, выборочное, сжатое);
- списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями);
- сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку);
- устное сообщение на лингвистическую тему.
ЛИТЕРАТУРА
- Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. - 9-е изд. - М.: Дрофа, 2006.
- Купалова А. Ю., Еремеева А. П., Лидман-Орлова Г. К., Мо-лодцова С. Н., Пахнова Т. М., Пименова С. Н., Пичугов Ю. С, Талалаева Л.Ю. Русский язык. Практика. 5 класс. - 6-е изд. - М.: Дрофа, 2006.
- Никитина Е. И. Русская речь. Развитие речи. 5 класс. - 9-е изд. - М.: Дрофа, 2006.
- Земский А. М., Крючков С. Е., Светлаев М. В. Русский язык. Ч. 1. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1971.
- Баранов М. Т. Русский язык в 5-6 классах. - 2-е изд. - М: Просвещение, 1979.
- Никитина Е. И. Уроки русского языка в 5 классе. - М.: Просвещение, 2001.
- Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку. М.: Просвещение, 1980.
- Панов М. В. Занимательная орфография. - М.: Просвещение, 1984.
- Халинова Н. В., Леденева В. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5-7 классы. - М: Дрофа, 1996.
- Костяева Т. А., Рыбченкова Л. М. Проверочные материалы по русскому языку. - М.: Просвещение, 1991.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка. - 3-е изд.-М.: АЗЪ, 1995.
- Лапатухин М. С, Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь. - М.: Просвещение, 1981.
- Костомаров В. Г., Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Вопросы языкознания, 1977.
- Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка. -М.: Вопросы языкознания, 1969.
- Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М: Вопросы языкознания, 1988.
- Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. - М.: Вопросы языкознания, 1968.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой
Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 6 класса,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....
Рабочая программа по русскому языку 2013-2014 учебный год 6 класс ФГОС
рабочая программа создана на основе программы по ред. Ладыженской и рабочей программы изд. ВАКО 2013 г....
рабочая программа по русскому языку (ФГОС) к учебному комплексу В. В. Бабайцевой, 6 класс
соответствует ФГОС, на основе книги Т. Н. Трунцевой...
Рабочая программа по русскому языку 2018-2019 учебный год
5.6,8,11 класс...
рабочая программа по русскому языку 2019-2020 учебный год. 5 класс.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31....
Рабочие программы по русскому языку 2018-2019 учебный год
Учебник. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.Русский язык....
Рабочие программы по русскому языку 2021-2022 учебный год
2021-2022 учебный год...