Курс по выбору "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Бобина Любовь Юрьевна

Рабочая программа курса по выбору по русскому языку составлена на основе ФКГОС ООО с использованием авторской программы " Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста"(сост. Л.А.Кобзарева). Предназначен для учащихся 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochineniya-rassuzhdeniya_na_osnove_prochitannogo_teksta.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

Рассмотрено

Руководитель ШМО

________/________________/

ФИО

Протокол №____        

от «___»__________20___г.

Согласовано

Зам. директора по УР

_________/________________/

ФИО

«___» ___________20___г.

Утверждаю                             Директор школы

    _________/Ф.М. Лузянина/

Приказ №______

от «___» __________20___г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

КУРСА ПО ВЫБОРУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 «Сочинения - рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика»

уровень основного общего образования

____________2 полугодие 9 класса________________

(срок реализации)

   Составлена   на основе авторской программы «Русский язык. 9 класс. Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста»(составитель  Л.А.Кобзарева.- Волгоград: Учитель, 2008).        

     Программа составлена    Бобиной Л.Ю.

г. Ухта

2013 год

Пояснительная записка

                                                                                                                                                                                                                                 

      Рабочая программа курса по выбору  по русскому языку «Сочинения-рассуждения  на основе прочитанного текста: теория и практика» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования с использованием рекомендаций  авторской программы «Русский язык. 9 класс. Сочинения-рассуждения  на основе прочитанного текста: теория и практика»(составитель: Л.А.Кобзарева.- Волгоград: Учитель, 2008).  Курс по выбору  предназначен для учащихся 9 класса.

   Согласно учебному плану школы на изучение курса  по выбору «Сочинения-рассуждения  на основе прочитанного текста: теория и практика» в 9  классе отводится 1 час в неделю в течение 2 полугодия, т.о. курс рассчитан на 18 часов.

   Цель курса по выбору: сформировать способность к созданию грамотного письменного высказывания на основе предложенного публицистического или художественного текста. Представленный курс направлен на комплексную работу с текстом и поможет девятиклассникам обобщать и систематизировать изученное по всем разделам школьного курса русского языка 5-8 классов.

  Новизна программы - в предоставлении большего количества разнообразных заданий,  акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов.

 Задачи  курса по выбору:

 -освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

- практическое совершенствование коммуникативных умений;

-овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать письменное высказывание по заданной модели, совершенствовать и редактировать текст;

-воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения.

   В задачи данного курса входит обучение способам понимания текста, способам сокращения текста,  выражения понимания чужой позиции; способам выражения собственной позиции; созданию текста - рассуждения с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче.

  Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной и исследовательской деятельностью учащихся, которые учитывают индивидуальные и возрастные особенности и потребности учащихся.

  Формы и приемы деятельности учащихся: составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя, участие в деловых и ролевых играх, выступления  с докладами, рефератами, использование разных каналов поиска информации (словари, электронные каталоги, Интернет и др.),  рецензирование письменных и устных высказываний одноклассников, написание рефератов, выступления с сообщениями, докладами на занятиях семинарского типа и т.д.

    Применяемые технологии:  технология исследовательской деятельности учащихся,  технология проблемного обучения, информационные технологии

 

Тематическое планирование

наименование  раздела, темы

Колич-во

часов

Практическая часть

пр. раб.

р.р.

18

5

18

1

Основные цели и задачи курса

2

-

2

2.

Основные аспекты анализа текста.

2

-

2

3

Композиция сочинения.

2

1

2

4

Обучающее сочинение по тексту художественного стиля

2

1

2

5

Рецензирование и редактирование  творческой работы

2

-

2

6

Рецензирование творческих работ на основе примеров(сочинения, написанные на основе текста художественного стиля)

2

-

2

7

Анализ текста художественного стиля

2

1

2

8

Рецензирование и редактирование творческих работ. Работа над текстами публицистического  и художественного стиля.

2

1

2

9

Самостоятельная творческая  работа над текстами

2

1

2

Содержание учебного материала

Основные цели и задачи курса

Основные требования к творческой работе. Знакомства с основными целями и задачами курса. Лингвистический анализ текста. Критерии и нормативы оценки творческой работы.

Основные аспекты анализа текста

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.

Композиция сочинения

 Композиция сочинения. Вступление и его виды. Основная часть. Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише.

Обучающее сочинение по тексту художественного стиля

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Рецензирование  и редактирование творческой работы

 Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.

Рецензирование творческих  работ на основе примеров (сочинения, написанные на основе текста художественного стиля)

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы. Критерии и нормативы оценки задания.

 Анализ текста художественного стиля. 

Работа с одним текстом по разным проблемам. Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Рецензирование и редактирование творческих работ. Работа над текстами публицистического и художественного стиля

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Самостоятельная творческая работа над текстами.

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Требования к уровню подготовки учащихся

   В результате обучения написанию творческой работы по данной программе ученик должен

Иметь представление:

  1. о коммуникативной функции языка;
  2.  о литературном языке как основе художественной литературы;
  3. языковых нормах и признаках.

Знать:

  1. смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема;
  2. стили речи и их признаки;
  3. особенности жанра рассуждения;
  4. признаки текста и его функционально-смысловые типы;
  5. основные нормы русского литературного языка;
  6. основные нормы речевого этикета.

Уметь:

  1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции;
  2.  определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
  3.  владеть формами обработки информации исходного текста;
  4.  выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
  5.  определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);
  6.  создавать собственное письменное высказывание по заданной модели
  7. осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать  текст;
  8. Применять полученные знания  в учебных, социально-культурных ситуациях общения.

 

Список литературы для учителя, учащихся

  1. Л.А.Кобзарева. Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика. – В.: Учитель, 2008 г.
  2. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
  3. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
  4. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО,2010
  5. Лосева, Л.М. Как строится текст: пособие для учителей/ Под ред. Г.Я. Солганика.- М: Просвещение, 1980.
  6. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т.М. Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  7. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация ( в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  8. Русский язык. Справочные материалы, под редакцией Н.М.Шанского, Москва, 2008.
  9. Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю,Комиссарова, Москва, «Просвещение», 2009.
  10. Т.М.Пахнова. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. М.: Экзамен, 2010.
  11. Тесты по литературе. 5-11 классы», Н.Н.Оглобина, Москва, «Олимп», 2007.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html
  2. http://www.fipi.ru/view/sections/170/docs/
  3. http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/gosudarstvennaya_programma_po_russkomu_yaziku/
  4. http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/federalnii_komponent_gosudarstvennogo_standarta_obschego_obrazovaniya_po_russkomu_yaziku_2004/
  5. http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/gosudarstvennaya_programma_po_literature/
  6. http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/federalnii_komponent_gosudarstvennogo_standarta_obschego_obrazovaniya_po_literature_2004/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»

          Элективный курс «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»  предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 22 час...

Программа элективного курса«Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».

Программа элективного курса "Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста"...

Элективный курс "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста".

Материал  содержит  планирование  элективного  курса  для  учащихся  9  класса....

Программа элективного курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста»

Доминирующей идеей курса «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» является формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и н...

Программа элективного курса " Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста" 11 класс

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных каче...

Программа курса "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста"

Программа нацелена на формирование ключевых умений и навыков при создании письменного монологического высказывания, предполагает теоретическую и практическую подготовку. Её новизна заключается в том, ...

Элективный курс "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста:теория и практика"

Написание сочинения по прочитанному тексту является заданием повышенной сложности, поэтому необходимо очень серьёзно отнестись к его подготовке. Элективный курс «Сочинение-рассуждение на основе прочит...