Элективный курс "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста:теория и практика"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему

Бронникова Ирина Анатольевна

Написание сочинения по прочитанному тексту является заданием повышенной сложности, поэтому необходимо очень серьёзно отнестись к его подготовке. Элективный курс «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста: теория и практика»призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам.  Программа курса (34 часа) рассчитана на учащихся 10-11 классов     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Школа №16 города Благовещенска»

Элективный курс:

«Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста: теория и практика» 

                                               

Автор Бронникова Ирина Анатольевна,

                                          учитель русского языка и литературы

2017

Пояснительная записка.

     Элективный курс «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста: теория и практика» составлен на основании  Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом МО от 05.03.04 №1089) и призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам.  Программа курса (34 часа) рассчитана на учащихся 10-11 классов    

Написание сочинения по прочитанному тексту является заданием повышенной сложности, поэтому необходимо очень серьёзно отнестись к его подготовке. Задание проверяет, прежде всего, сформированность у учащихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и порождения собственных высказываний (текстов), компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного становления.

Цель курса: помочь успешно справиться с заданием 25; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,  продолжить формирование умения работать с текстами художественных и публицистических произведений.

     Задачи курса:

 - познакомить учащихся с основными этапами работы над заданием и критериями, по которым оценивается сочинение;

- совершенствовать у учащихся умение писать сочинение-рассуждение, отвечающее всем требованиям, предъявляемым к тексту;

- формировать у школьников навыки содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в  письменной форме.

     Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей. Предлагаемый курс помогает обогатить речь учащихся, сделать её богаче, выразительнее, развить их творческие способности.

     Исходя из задач преподавания курса Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста: теория и практика», программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:

 - умение анализировать содержание читаемого текста;

- умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;

- умение аргументировано доказывать собственное мнение;

- умение ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения;

- умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;

- использовать в речи варианты грамматических конструкций и лексическое богатство языка, а также изобразительно-выразительные средства;

- соблюдать нормы современного русского языка;

     

Содержание.

     Критерии оценивания задания 25(сочинение-рассуждение по прочитанному тексту), общая характеристика задания. Композиция сочинения.  (2ч.) Сочинение-рассуждение: особенности, структура, речевое оформление (1ч.) Особенности публицистического стиля.(1ч.) Особенности художественного стиля(1ч.). Проблема текста. Позиция автора. Формулировка проблемы исходного текста: от позиции автора к проблеме (1ч.). Практическое занятие: учимся определять позицию автора и формулировать проблему текста. (2ч.). Комментарий и пересказ текста. В чём их отличие? (1ч.). Практическое занятие: комментируем проблему публицистического стиля. (2ч.). Практическое занятие: комментируем проблему художественного  стиля. (2ч.). Пример - иллюстрация из текста. Как его включить в комментарий. (2ч.). Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции (2ч.). Виды аргументов. (2ч.). Практическое занятие: учимся аргументировать собственное мнение.(3ч.).

Заключение. Приёмы, которые можно использовать при написании заключения. (1ч.). Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения (3ч.). Практическое занятие: написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (публицистическому) (3ч.). Практическое занятие: написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (художественному) (3ч.).  Итоговое занятие: вопрос-ответ. (2ч.)

Учебно-тематический план курса

«Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста: теория и практика».

п/п

Дата

Тема занятия

Кол.

часов

Виды деятельности

Формы контроля

1

2

Вводное занятие. 

     Критерии оценивания задания 25(сочинение-рассуждение по прочитанному тексту), общая характеристика задания. Композиция сочинения.

  2 ч.

Вводная лекция с элементами беседы

 3

Сочинение-рассуждение: особенности, структура, речевое оформление

  1ч.

Практикум:  анализ текстов разных типов речи.

Схема построения сочинения-рассуждения

Определение уровня знаний учащихся.

 4

Особенности публицистического стиля

  1ч.

 Анализ текстов публицистического стиля

Коллективная оценка результатов

 5

Особенности художественного стиля

  1ч.

Анализ текстов художественного стиля

Коллективная оценка результатов

 6

Проблема текста. Позиция автора. Формулировка проблемы исходного текста: от позиции автора к проблеме

  1ч.

Исследовательская работа в группах с текстами, обсуждение итогов

Коллективная оценка результатов

7

8

Практическое занятие: учимся определять позицию автора и формулировать проблему текста

  2ч.

Самостоятельная работа учащихся с текстами

Проверка работ

  9

Комментарий и пересказ текста. В чём их отличие?

  1ч.

Составление собственных комментариев к тексту

Коллективный анализ результатов

10

11

Практическое занятие: комментируем проблему публицистического стиля.

  2ч.

Написание  комментария по прочитанному тексту

Взаимопроверка творческих работ учащихся по критериям

12

13

Практическое занятие: комментируем проблему художественного  стиля

  2ч.

Написание  комментария по прочитанному тексту

Взаимопроверка творческих работ учащихся по критериям

14

15

Пример - иллюстрация из текста. Как его включить в комментарий.

  2ч.

Введение примеров - иллюстраций из текста в комментарий

Коллективная оценка результатов

16

17

 Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции

  2ч.

Изложение собственного мнения по проблемам текстов, его аргументация Обсуждение сочинений, авторы которых не во всем согласны с автором предложенного текста

Коллективная оценка результатов

18

19

Виды аргументов.

  2ч.

Подбор аргументов по проблеме текста

Таблица

20

21

22

Практическое занятие: учимся аргументировать собственное мнение

  3ч.

Самостоятельная работа учащихся с текстами

Коллективное обсуждение результатов

23

Заключение. Приёмы, которые можно использовать при написании заключения.

  1ч.

Анализ предложенных вариантов вступлений и заключений к текстам, составление собственных вариантов

Проверка работ учащихся

24

25

26

Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения

3ч.

Творческая работа учащихся

Проверка работ учащихся

27

28

29

Практическое занятие: написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (публицистическому)

 3ч.

 Написание  сочинения по прочитанному тексту

Сочинение по прочитанному тексту

30

31

32

Практическое занятие: написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (художественному)

3ч.

Написание  сочинения по прочитанному тексту

Сочинение по прочитанному тексту

33

34

Итоговое занятие: вопрос-ответ.

2ч.

Подведение итогов курса, рекомендации учащимся

                                                    Итого: 34 занятия

Литература

  Интернет-ресурсы

  1. http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений
  2. http://www.ege.edu.ru
  3. Т.А.Долинина  «Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене» -М: Айрис пресс, 2009.
  4. Как написать сочинение. Составитель Н.М.Ёлкина.М.,1997г.
  5. Методические указания к курсу : «Теория и практика сочинений разных жанров» Т.А. Ладыженская.М. «Просвещение»,2001г.
  6. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.,«Просвещение»,2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""

Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»

          Элективный курс «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»  предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 22 час...

Элективный курс "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста".

Материал  содержит  планирование  элективного  курса  для  учащихся  9  класса....

Программа элективного курса по русскому языку "Анализ текста. Теория и практика"

Элективный курс «Анализ текста. Теория и практика» предназначен для учеников 11 класса средней школы и рассчитан на 34 часа.Актуальность разработки курса обусловлена недостаточной разработанностью дан...

Программа элективного курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста»

Доминирующей идеей курса «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» является формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и н...

Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса

Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса...