Элективный курс "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста:теория и практика"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему
Написание сочинения по прочитанному тексту является заданием повышенной сложности, поэтому необходимо очень серьёзно отнестись к его подготовке. Элективный курс «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста: теория и практика»призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам. Программа курса (34 часа) рассчитана на учащихся 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Школа №16 города Благовещенска»
Элективный курс:
«Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста: теория и практика»
Автор Бронникова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
2017
Пояснительная записка.
Элективный курс «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста: теория и практика» составлен на основании Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом МО от 05.03.04 №1089) и призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам. Программа курса (34 часа) рассчитана на учащихся 10-11 классов
Написание сочинения по прочитанному тексту является заданием повышенной сложности, поэтому необходимо очень серьёзно отнестись к его подготовке. Задание проверяет, прежде всего, сформированность у учащихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и порождения собственных высказываний (текстов), компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного становления.
Цель курса: помочь успешно справиться с заданием 25; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, продолжить формирование умения работать с текстами художественных и публицистических произведений.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с основными этапами работы над заданием и критериями, по которым оценивается сочинение;
- совершенствовать у учащихся умение писать сочинение-рассуждение, отвечающее всем требованиям, предъявляемым к тексту;
- формировать у школьников навыки содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в письменной форме.
Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей. Предлагаемый курс помогает обогатить речь учащихся, сделать её богаче, выразительнее, развить их творческие способности.
Исходя из задач преподавания курса Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста: теория и практика», программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
- умение анализировать содержание читаемого текста;
- умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
- умение аргументировано доказывать собственное мнение;
- умение ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения;
- умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;
- использовать в речи варианты грамматических конструкций и лексическое богатство языка, а также изобразительно-выразительные средства;
- соблюдать нормы современного русского языка;
Содержание.
Критерии оценивания задания 25(сочинение-рассуждение по прочитанному тексту), общая характеристика задания. Композиция сочинения. (2ч.) Сочинение-рассуждение: особенности, структура, речевое оформление (1ч.) Особенности публицистического стиля.(1ч.) Особенности художественного стиля(1ч.). Проблема текста. Позиция автора. Формулировка проблемы исходного текста: от позиции автора к проблеме (1ч.). Практическое занятие: учимся определять позицию автора и формулировать проблему текста. (2ч.). Комментарий и пересказ текста. В чём их отличие? (1ч.). Практическое занятие: комментируем проблему публицистического стиля. (2ч.). Практическое занятие: комментируем проблему художественного стиля. (2ч.). Пример - иллюстрация из текста. Как его включить в комментарий. (2ч.). Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции (2ч.). Виды аргументов. (2ч.). Практическое занятие: учимся аргументировать собственное мнение.(3ч.).
Заключение. Приёмы, которые можно использовать при написании заключения. (1ч.). Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения (3ч.). Практическое занятие: написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (публицистическому) (3ч.). Практическое занятие: написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (художественному) (3ч.). Итоговое занятие: вопрос-ответ. (2ч.)
Учебно-тематический план курса
«Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста: теория и практика».
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол. часов | Виды деятельности | Формы контроля |
1 2 | Вводное занятие. Критерии оценивания задания 25(сочинение-рассуждение по прочитанному тексту), общая характеристика задания. Композиция сочинения. | 2 ч. | Вводная лекция с элементами беседы | ||
3 | Сочинение-рассуждение: особенности, структура, речевое оформление | 1ч. | Практикум: анализ текстов разных типов речи. Схема построения сочинения-рассуждения | Определение уровня знаний учащихся. | |
4 | Особенности публицистического стиля | 1ч. | Анализ текстов публицистического стиля | Коллективная оценка результатов | |
5 | Особенности художественного стиля | 1ч. | Анализ текстов художественного стиля | Коллективная оценка результатов | |
6 | Проблема текста. Позиция автора. Формулировка проблемы исходного текста: от позиции автора к проблеме | 1ч. | Исследовательская работа в группах с текстами, обсуждение итогов | Коллективная оценка результатов | |
7 8 | Практическое занятие: учимся определять позицию автора и формулировать проблему текста | 2ч. | Самостоятельная работа учащихся с текстами | Проверка работ | |
9 | Комментарий и пересказ текста. В чём их отличие? | 1ч. | Составление собственных комментариев к тексту | Коллективный анализ результатов | |
10 11 | Практическое занятие: комментируем проблему публицистического стиля. | 2ч. | Написание комментария по прочитанному тексту | Взаимопроверка творческих работ учащихся по критериям | |
12 13 | Практическое занятие: комментируем проблему художественного стиля | 2ч. | Написание комментария по прочитанному тексту | Взаимопроверка творческих работ учащихся по критериям | |
14 15 | Пример - иллюстрация из текста. Как его включить в комментарий. | 2ч. | Введение примеров - иллюстраций из текста в комментарий | Коллективная оценка результатов | |
16 17 | Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции | 2ч. | Изложение собственного мнения по проблемам текстов, его аргументация Обсуждение сочинений, авторы которых не во всем согласны с автором предложенного текста | Коллективная оценка результатов | |
18 19 | Виды аргументов. | 2ч. | Подбор аргументов по проблеме текста | Таблица | |
20 21 22 | Практическое занятие: учимся аргументировать собственное мнение | 3ч. | Самостоятельная работа учащихся с текстами | Коллективное обсуждение результатов | |
23 | Заключение. Приёмы, которые можно использовать при написании заключения. | 1ч. | Анализ предложенных вариантов вступлений и заключений к текстам, составление собственных вариантов | Проверка работ учащихся | |
24 25 26 | Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения | 3ч. | Творческая работа учащихся | Проверка работ учащихся | |
27 28 29 | Практическое занятие: написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (публицистическому) | 3ч. | Написание сочинения по прочитанному тексту | Сочинение по прочитанному тексту | |
30 31 32 | Практическое занятие: написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (художественному) | 3ч. | Написание сочинения по прочитанному тексту | Сочинение по прочитанному тексту | |
33 34 | Итоговое занятие: вопрос-ответ. | 2ч. | Подведение итогов курса, рекомендации учащимся | ||
Итого: 34 занятия |
Литература
Интернет-ресурсы
- http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
- http://www.ege.edu.ru
- Т.А.Долинина «Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене» -М: Айрис пресс, 2009.
- Как написать сочинение. Составитель Н.М.Ёлкина.М.,1997г.
- Методические указания к курсу : «Теория и практика сочинений разных жанров» Т.А. Ладыженская.М. «Просвещение»,2001г.
- Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.,«Просвещение»,2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""
Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»
Элективный курс «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 22 час...
Элективный курс "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста".
Материал содержит планирование элективного курса для учащихся 9 класса....
Программа элективного курса по русскому языку "Анализ текста. Теория и практика"
Элективный курс «Анализ текста. Теория и практика» предназначен для учеников 11 класса средней школы и рассчитан на 34 часа.Актуальность разработки курса обусловлена недостаточной разработанностью дан...
Программа элективного курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста»
Доминирующей идеей курса «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» является формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и н...
Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса
Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАН-НОГО ТЕКСТА»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА...