Простые и сложные предложения
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Врублевская Татьяна Юрьевна

Данные карточки предназначены для работы на уроках русского языка в 5-х классах при изучении тем: "Простое предложение" и "Сложное предложение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Карточки к уроку23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Синтаксический разбор сложного предложения

  1. Подчеркните грамматические основы. Выясните, что соединяет союз и в каждом из этих предложений. Расставьте недостающие знаки. Составьте схемы.
  1. Море глухо роптало и билось о берег.________________________
  2. Море глухо роптало и волны бились о берег.__________________
  3. Ночью ударил мороз и заморозил цветы._____________________
  4. Ночью ударил мороз и цветы к утру замёрзли._________________
  1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания.
  1. Ноч… прошла под большой луной и к утру лё… первый моро… .
  2. На опушке леса я отыскиваю большую кучу осе….их лист…ев и набиваю ими полный мешок.
  3. Присяду на камень и слушаю иволги плач… .
  4. Солнечный свет упал в воду и я увидел под водой яркий бронзовый свет.
  5. Северный ветер принёс свинцовые облака и вскоре в воздухе по…вились белые сн…жинки.
  1. Произведите синтаксический разбор предложения №5

из задания 2.

____________________________________________________

____________________________________________________

  1. Запишите номера предложений, в которых союз и связывает части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).
  1. Утром рыба нам попалась и к полудню мы уже вернулись домой.
  2. Снег под ногами совсем не скрипел и на нем оставались  мои следы от валенок.
  3. Мы постояли немножко и пошли в дом.
  4. Изредка снег срывался с ветвей и падал на землю тяжёлыми хлопьями.
  5. Я прошёл через густой ельник и вышел на свежую тропку.

Простые предложения

Сложные предложения

  1. Произведите синтаксический разбор предложения №1

из задания 4.

____________________________________________________

____________________________________________________

Синтаксический разбор сложного предложения

  1. Подчеркните грамматические основы. Выясните, что соединяет союз и в каждом из этих предложений. Расставьте недостающие знаки. Составьте схемы.
  1. Море глухо роптало и билось о берег.________________________
  2. Море глухо роптало и волны бились о берег.__________________
  3. Ночью ударил мороз и заморозил цветы._____________________
  4. Ночью ударил мороз и цветы к утру замёрзли._________________
  1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания.
  1. Ноч… прошла под большой луной и к утру лё… первый моро… .
  2. На опушке леса я отыскиваю большую кучу осе….их лист…ев и набиваю ими полный мешок.
  3. Присяду на камень и слушаю иволги плач… .
  4. Солнечный свет упал в воду и я увидел под водой яркий бронзовый свет.
  5. Северный ветер принёс свинцовые облака и вскоре в воздухе по…вились белые сн…жинки.
  1. Произведите синтаксический разбор предложения №5

из задания 2.

____________________________________________________

____________________________________________________

  1. Запишите номера предложений, в которых союз и связывает части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).
  1. Утром рыба нам попалась и к полудню мы уже вернулись домой.
  2. Снег под ногами совсем не скрипел и на нем оставались  мои следы от валенок.
  3. Мы постояли немножко и пошли в дом.
  4. Изредка снег срывался с ветвей и падал на землю тяжёлыми хлопьями.
  5. Я прошёл через густой ельник и вышел на свежую тропку.

Простые предложения

Сложные предложения

  1. Произведите синтаксический разбор предложения №1

из задания 4.

____________________________________________________

____________________________________________________

Сложное предложение

Сложное предложение, в котором предложения не зависят друг от друга и связываются союзами а, но, и, называются сложносочиненными.

Например: Море  билось об утёс, и волны окатывали братьев брызгами.

[  ], и [  ].

Некоторые сложные предложения похожи на словосочетания: в них одна часть является главной (независимой), от неё можно задать вопрос к другой, зависимой (подчинённой). Между частями  будут союзы: что, чтобы, если, как, потому что, когда, так как, где и т.д., союзные слова: который, какой. Такие предложения называются сложноподчинёнными.

Например: [Люди знают], (что от частого употребления слова теряют свою силу).

[ ], (что   )

  1. Расставьте знаки препинания. Определите вид сложного предложения. Составьте схемы.

  1. Я нажал на дверь но она не открылась. ___________________________
  2. Голая земля промёрзла, а зима всё ещё не наступала. _______________

_____________________________________________________________

  1. Я чувствовал что город остался у нас справа. ______________________

_____________________________________________________________

  1. Когда мы уходили щенок скулил около двери. _____________________

_____________________________________________________________

  1. Забор затрещал потому что мы навалились на него все сразу._________

_____________________________________________________________

  1. Он поражался тому как быстро вязала мама на спицах.______________

_____________________________________________________________

  1. Трава появлялась там где сильнее пригревало солнце._______________

_____________________________________________________________

  1. Я попросил его чтобы он принёс мне книгу._______________________
  2. Если неосторожно сорвёшь листик с росинкой капелька скатится вниз.

____________________________________________________________

  1. Луна вышла из-за туч и свет её отразился на поверхности озера.

Сложное предложение

Сложное предложение, в котором предложения не зависят друг от друга и связываются союзами а, но, и, называются сложносочиненными.

Например: Море  билось об утёс, и волны окатывали братьев брызгами.

[  ], и [  ].

Некоторые сложные предложения похожи на словосочетания: в них одна часть является главной (независимой), от неё можно задать вопрос к другой, зависимой (подчинённой). Между частями  будут союзы: что, чтобы, если, как, потому что, когда, так как, где и т.д., союзные слова: который, какой. Такие предложения называются сложноподчинёнными.

Например: [Люди знают], (что от частого употребления слова теряют свою силу).

[ ], (что   )

  1. Расставьте знаки препинания. Определите вид сложного предложения. Составьте схемы.

  1. Я нажал на дверь но она не открылась. ___________________________
  2. Голая земля промёрзла, а зима всё ещё не наступала. _______________

_____________________________________________________________

  1. Я чувствовал что город остался у нас справа. ______________________

_____________________________________________________________

  1. Когда мы уходили щенок скулил около двери. _____________________

_____________________________________________________________

  1. Забор затрещал потому что мы навалились на него все сразу._________

_____________________________________________________________

  1. Он поражался тому как быстро вязала мама на спицах.______________

_____________________________________________________________

  1. Трава появлялась там где сильнее пригревало солнце._______________

_____________________________________________________________

  1. Я попросил его чтобы он принёс мне книгу._______________________
  2. Если неосторожно сорвёшь листик с росинкой капелька скатится вниз.

____________________________________________________________

  1. Луна вышла из-за туч и свет её отразился на поверхности озера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе по теме: «Простые и сложные предложения. Обобщение»

Данный материал представляет собой конспект урока по теме "Простые и сложные предложения. Обобщение"  Урок построен при помощи интерактивной доски. Это позволило быстро в игровой форме проверить ...

Конспект урока по теме "Повторение синтаксиса простого и сложного предложений"

Урок обощающего повторения и ситематизации знаний по теме "Синтаксис и пунктуация"....

Урок русского языка в 5 классе по теме"Простые и сложные предложения"

Урок с подробнейшим конспектом урока, соответствующим всем требованиям. К конспекту прилагается презентация и ссылка на электронный образовательный ресурс сети Интернет, который можно использовать пол...

5. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание А19 «Пунктуация в простом и сложном предложениях»

Данный лингвистический практикум поможет выявить степень сформированности у старшеклассников умения  проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложения,а именно: умения различать просто...

Урок русского языка в 5 классе" Простые и сложные предложения"

Урок проводится после изучения темы " Сложные предложения"...

Урок русского языка в 5 классе (конспект)" Простые и сложные предложения"

Урок проводится после изучения темы "Сложные предложения"...

Рабочая программа элективного курса «Сложные вопросы синтаксиса простого и сложного предложения»

Цели  изучения элективного курса:  Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо...