Разработка урока: НЕ с существительными
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Салчак Шончалай Артемовна

Разработка урока: НЕ с существительными

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ne_s_sushchestvitelnymi.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ак-Довурака

Разработка урока по теме:

«НЕ с существительными»

                                                                   Разработал(а): учитель русского языка                          

                                                                   Салчак Шончалай Артемовна

Ак-Довурак – 2013

Тема: Не с существительными

Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу; повторить сведения об однородных членах; развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь; воспитывать любовь к предмету.

Ход урока

I Орг.момент

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с правописанием имён существительных.Слайд № 2. Нам предстоит познакомиться с условиями слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учиться различать НЕ как часть слова, приставку, частицу; повторить сведения об однородных членах предложения.

Откройте тетради и запишите дату. Пропустите строчку для написания темы урока, которую вы мне назовёте чуть позже. А сейчас повторение.

II Повторение  

  1. Устный диктант. Слайд № 3.

Учитель называет слово, учащиеся показывают карточку с буквой, потом по щелчку это слово появляется на экране.

Соберу, постелить, разбираю, блестеть, заблистали, уберу, вытер, выберет, расстилаю, натирает, приберёт, замер, замирает, избирает, растереть.

- Как называется орфограмма, которую мы только что повторили?

2. Синтаксическая пятиминутка.

Записать предложение под диктовку.

Солнце блистало и звенело победной песней на голубых незабудках.

- Самопроверка по образцу. Слайд № 4.

-   Определите вид предложения: простое с однородными членами или сложное?

- Составьте схему предложения.  .

III  Новый материалСлайд № 5.

1. - Есть ли в записанном вами предложении слово с НЕ?

    - Какой частью речи оно является?

    - Что называется именем существительным?

    - Как будет называться тема нашего урока, если мы говорим о НЕ и существительных?

  1. Запись темы урока.

 

  1. – Откроем учебники  на странице 33 и прочитаем орфограмму № 32.

Слайд № 6.

  - Что вы узнали о правописании НЕ с именами существительными?

4. Работа по таблице. Слайд № 7.

  - Когда НЕ с существительными пишется слитно, а когда раздельно.

5. Слово учителя.

- Что значит, слово не употребляется без НЕ? Это значит, что без НЕ слово теряет своё самостоятельное лексическое значение. Если у слова небрежность отнять НЕ-, получитсябрежность. Такого слова в русском языке нет. Поэтому мы говорим: слово небрежность не употребляется без НЕ, т.е. НЕ является частью корня. То же самое можно сказать о словахненастье, недуг. Слайд № 8.         Запишите их.

   Дайте лексическое значение этих слов. В случае затруднения обратитесь к словарю.

IV. Закрепление.

1. Слайд № 9. Из данных слов выпишите те, которые не употребляются без НЕ.

Невнимание, невежа, небылицы, недомогание, несчастье, независимость.

- Чем является НЕ в данных словах?

2. Слово учителя.

 Этимологически НЕ в этих словах было приставкой, но в современном языке является частью корня.

3. Запись предложений под диктовку.

Невежа – враг самому себе.

Видно неряху по грязной рубахе.

Недостатки перенимать легко, а достоинства – трудно.

Слайд № 10. Проверьте написанное. Объясните постановку тире в первом предложении.

-   Объясните, как вы понимаете значение поговорок.

4. Интересное стихотворение написал Б. Заходер. Но поэт допустил одну неточность. Познакомимся со стихотворением и, может быть сумеем назвать её.

 Слайд № 11.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,

И кругом была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шли суразныйдотёпа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

- О чём данное стихотворение?

- В каких строчках выражено мнение автора?

- Кто заметил неточность, допущенную поэтом? ( НЕ бывает не только частицей, но и частью корня и приставкой. )

- Выпишите все слова, которые должны употребляться с НЕ. Проверка по Слайду № 12.

- Обозначьте, в каких из этих из этих слов НЕ является частью корня, а в каких -  приставкой.

- Скажите, все ли слова, записанные вами, являются существительными?  Не записали ли мы слова других частей речи? Найдите и обозначьте их.

Алгоритм «Не с существительными»

Слайд № 13.

V. Итоги урока. слайд № 14.

  • Что новое узнали на уроке?
  •  Как пишется НЕ с существительными?
  •  От чего зависит слитное и раздельное       написание НЕ с существительными?
  •  Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?
  • Оценка работы учащихся.

VI. Домашнее задание: слайд 15

1. Выучить орфограмму № 32

  1. Упражнение № 216 или выписать из художественной литературы 6 предложений со словами на изучаемую орфограмму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"

План-конспект и презентация  к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...

Разработка урока. "Не с существительными. Закрепление". 6 класс

Формирование лингвистической и языковой компетенций (знать правило о правописании не с существительным; уметь при помощи алгоритма применять данное правило на практике; закрепить орфограмму "Не с глаг...

Разработка урока "Падежи имен существительных"

Разработка урока "Падежи имен существительных"...

Разработка урока "Несклоняемые имена существительные" 6класс

Урок-сообщение новых знаний. Главная идея урока-донести до сведения учащихся,  какие существительные называются несклоняемыми. Какую роль они играют в нашей речи, почему называются несклоняемыми...

Разработка урока "Род имен существительных"

Урок по теме "Род имен существительных "проводился в 5 классе коррекционной школы...

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...