Разработка урока: НЕ с существительными
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Разработка урока: НЕ с существительными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ne_s_sushchestvitelnymi.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ак-Довурака
Разработка урока по теме:
«НЕ с существительными»
Разработал(а): учитель русского языка
Салчак Шончалай Артемовна
Ак-Довурак – 2013
Тема: Не с существительными
Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу; повторить сведения об однородных членах; развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь; воспитывать любовь к предмету.
Ход урока
I Орг.момент
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с правописанием имён существительных.Слайд № 2. Нам предстоит познакомиться с условиями слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учиться различать НЕ как часть слова, приставку, частицу; повторить сведения об однородных членах предложения.
Откройте тетради и запишите дату. Пропустите строчку для написания темы урока, которую вы мне назовёте чуть позже. А сейчас повторение.
II Повторение
- Устный диктант. Слайд № 3.
Учитель называет слово, учащиеся показывают карточку с буквой, потом по щелчку это слово появляется на экране.
Соберу, постелить, разбираю, блестеть, заблистали, уберу, вытер, выберет, расстилаю, натирает, приберёт, замер, замирает, избирает, растереть.
- Как называется орфограмма, которую мы только что повторили?
2. Синтаксическая пятиминутка.
Записать предложение под диктовку.
Солнце блистало и звенело победной песней на голубых незабудках.
- Самопроверка по образцу. Слайд № 4.
- Определите вид предложения: простое с однородными членами или сложное?
- Составьте схему предложения. .
III Новый материал. Слайд № 5.
1. - Есть ли в записанном вами предложении слово с НЕ?
- Какой частью речи оно является?
- Что называется именем существительным?
- Как будет называться тема нашего урока, если мы говорим о НЕ и существительных?
- Запись темы урока.
- – Откроем учебники на странице 33 и прочитаем орфограмму № 32.
Слайд № 6.
- Что вы узнали о правописании НЕ с именами существительными?
4. Работа по таблице. Слайд № 7.
- Когда НЕ с существительными пишется слитно, а когда раздельно.
5. Слово учителя.
- Что значит, слово не употребляется без НЕ? Это значит, что без НЕ слово теряет своё самостоятельное лексическое значение. Если у слова небрежность отнять НЕ-, получитсябрежность. Такого слова в русском языке нет. Поэтому мы говорим: слово небрежность не употребляется без НЕ, т.е. НЕ является частью корня. То же самое можно сказать о словахненастье, недуг. Слайд № 8. Запишите их.
Дайте лексическое значение этих слов. В случае затруднения обратитесь к словарю.
IV. Закрепление.
1. Слайд № 9. Из данных слов выпишите те, которые не употребляются без НЕ.
Невнимание, невежа, небылицы, недомогание, несчастье, независимость.
- Чем является НЕ в данных словах?
2. Слово учителя.
Этимологически НЕ в этих словах было приставкой, но в современном языке является частью корня.
3. Запись предложений под диктовку.
Невежа – враг самому себе.
Видно неряху по грязной рубахе.
Недостатки перенимать легко, а достоинства – трудно.
Слайд № 10. Проверьте написанное. Объясните постановку тире в первом предложении.
- Объясните, как вы понимаете значение поговорок.
4. Интересное стихотворение написал Б. Заходер. Но поэт допустил одну неточность. Познакомимся со стихотворением и, может быть сумеем назвать её.
Слайд № 11.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шли суразныйдотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
- О чём данное стихотворение?
- В каких строчках выражено мнение автора?
- Кто заметил неточность, допущенную поэтом? ( НЕ бывает не только частицей, но и частью корня и приставкой. )
- Выпишите все слова, которые должны употребляться с НЕ. Проверка по Слайду № 12.
- Обозначьте, в каких из этих из этих слов НЕ является частью корня, а в каких - приставкой.
- Скажите, все ли слова, записанные вами, являются существительными? Не записали ли мы слова других частей речи? Найдите и обозначьте их.
Алгоритм «Не с существительными»
Слайд № 13.
V. Итоги урока. слайд № 14.
- Что новое узнали на уроке?
- Как пишется НЕ с существительными?
- От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?
- Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?
- Оценка работы учащихся.
VI. Домашнее задание: слайд 15
1. Выучить орфограмму № 32
- Упражнение № 216 или выписать из художественной литературы 6 предложений со словами на изучаемую орфограмму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"
План-конспект и презентация к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...
Разработка урока. "Не с существительными. Закрепление". 6 класс
Формирование лингвистической и языковой компетенций (знать правило о правописании не с существительным; уметь при помощи алгоритма применять данное правило на практике; закрепить орфограмму "Не с глаг...
Методическая разработка урока по теме "Существительные общего рода" 5 класс
Урок по ФГОС по учебнику М.М.Разумовской...
Разработка урока "Падежи имен существительных"
Разработка урока "Падежи имен существительных"...
Разработка урока "Несклоняемые имена существительные" 6класс
Урок-сообщение новых знаний. Главная идея урока-донести до сведения учащихся, какие существительные называются несклоняемыми. Какую роль они играют в нашей речи, почему называются несклоняемыми...
Разработка урока "Род имен существительных"
Урок по теме "Род имен существительных "проводился в 5 классе коррекционной школы...
разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"
В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...