Методическая разработка урока по теме "Существительные общего рода" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Стебенева Татьяна Николаевна

Урок по ФГОС по учебнику М.М.Разумовской

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель  Стебенева Татьяна Николаевна

Предмет: Русский язык

Класс 5

Тема урока: Существительные общего рода

УМК: «Русский язык 5 класс». Учебник под ред. М. М. Разумовской. Издательство «Дрофа», Москва, 2013

Цели деятельности педагога

Дать понятие о существительных общего рода, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научиться распознавать имена существительные общего рода

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования

Методы и формы обучения

Проблемный метод, индивидуальная, фронтальная и в группах

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, лист А4 с нарисованным стволом дерева (8 штук), рисунки дубовых листьев с написанными на них словами «лебедь, тюль, шампунь, рояль» (16 штук), кленовых листьев со словами «мозоль, простыня, фамилия, тапка» (16 штук), березовых листьев со словом «умница» (4 штуки), клей 4 штуки, 4 листа с заданием, 4 чистых листа А4, 20 одинаковых текстов для индивидуальной работы, тетради

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Морфология

                                                                                                                                                                                         

Организационная структура урока

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Цель: включение в деловой ритм –Запишите в тетради Двадцать восьмое апреля, Классная работа

Приветствуют учителя.

Готовятся к работе.

2.Актуализация и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения

Цель: создание проблемной ситуации

- Правда, в этом году очень странная весна? То светит солнце, тепло. То вдруг выпадет снег. А так хочется настоящей весны. И хотя уже цветут подснежники и крокусы, деревья стоят ещё голые. А уже май на носу. Вот мы сегодня и поторопим весну. Перед вами два дерева. На одно приклейте листочки, на которых написаны существительные мужского рода, на другое – женского рода. Время выполнения 5 минут.

- Давайте разберемся, в чем дело.

1 слайд

«Ты умница!» - сказала мама.

- Понятно ли из предложения, кого мама похвалила? Что надо сделать, чтоб было понятно?

2 слайд

«Света, ты умница!» - сказала мама.

«Коля, ты умница!» - сказала мама.

Что общего у слова «умница» в разных предложениях?

-Не отвечая пока на этот вопрос, найдите в нём ключевое слово, которое вам подскажет, какого ещё рода бывают существительные.

- Вот это и будет темой нашего урока. Сформулируйте её и запишите в тетрадь.

Учащиеся разделены на 4 группы по 4 человека. Первое задание одинаковое для всех групп.

Учащиеся выполняют задание, прикрепляют деревья на стену. В ходе работы выясняется, что один листок берёзовый, следовательно, он или неправильно приклеен или вообще не приклеен. Значит, на нем написано существительное не мужского и не женского рода. Тогда какого?

Учащиеся в предложение вставляют варианты обращения.

Учащиеся выясняют, что ключевое слово «общего»,

формулируют тему урока, записывают в тетрадь.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, желание осознать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Познавательные: извлекают необходимую информацию.

Регулятивные: на конкретном материале находить и ставить учебную проблему

Коммуникативные: слушают, формулируют собственные мысли

3.Целеполагание

- Какую цель ставим сегодня перед собой?

Учащиеся предлагают:

- Что такое существительные общего рода?

- По каким признакам можно понять, что это существительное общего рода?

- Как их отличить от других существительных?

Личностные: желают приобретать новые знания

4. Этап изучения нового учебного материала

Цель: углубление знаний учащихся

- Прочитайте стихотворение, найдите существительное общего рода.

3 слайд

        Защитник

Никого я не боюсь,

Я за Варю заступлюсь!

Заварю любую драку,

Отлуплю я забияку.

- Почему вы решили, что существительное «забияка» общего рода?

- Запишите это слово в тетрадях, выделите в нем окончание.

- А что обозначает это слово?

-Запишите и слово «умница» и проделайте с ним ту же работу.

Физкультминутка:

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка,

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

- На листах А4 составьте опорную схему для нахождения существительных общего рода

Работают устно фронтально.

Учащиеся выделяют в записанных словах окончания а и говорят, что эти существительные обозначают отрицательные и положительные качества человека.

Выполняют элементарные

физические упражнения

Учащиеся в группах составляют опорные схемы и демонстрируют всем, оставляют лист на парте.

Познавательные: извлекают новую информацию, основываясь на учебную ситуацию и личный опыт.

Регулятивные: выстраивают алгоритм дальнейшей работы

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Коммуникативные: строят совместную учебную деятельность с учителем, доказывают правильность своего выбора и принятого решения

Коммуникативные: преодоления застенчивости

5.Закрепление знаний

Цель: из багажа знаний извлечь существительные общего рода.

1)Лексический бой между группами

- Продолжите цепочку слов-существительных общего рода. (Слова записываются в тетради) Время выполнения 5 минут

2)Соедини стрелками слова 1 столбика с лексическим значением 2 столбика

1 столбик

Непоседа

Неряха

Невежа

Невежда

2 столбик

Человек, которому не сидится на месте

Неаккуратный человек

Грубый, невоспитанный человек

Необразованный или несведущий в чём-то человек

- Почему эти существительные с не пишутся слитно (опережающее обучение)

3) 5 слайд

- Какое окончание и почему надо написать в словах?

Максим – кругл… сирота.

Маша – кругл… сирота.

- Как вы понимаете «круглая сирота»?

4) Индивидуальное задание, оценивание своих знаний

- В таблицу впиши род существительных.  Сверь ответы (слайд 6) и оцени себя в баллах.

Текст:

(1)Старуха сидит под (2)окошком,

На чём (3)свет стоит (4)мужа ругает:

«(5)Дурачина ты, прямой (6)простофиля!

Выпросил, простофиля, (7)избу!»

Учащиеся работают в группах письменно. Затем поочередно каждая группа отвечает, зачеркивая неверные слова. Побеждает та группа, которая назовет последнее слово.

Учащиеся выполняют задание в группах, затем себя проверяют, рассматривая 4 слайд

Учащиеся отвечают устно фронтально.

Учащиеся заполняют таблицу, оценивают себя и сдают работы

Слайд 6

1

2

3

4

5

6

7

ж

с

м

м

о

о

ж

7 баллов –«5»

6баллов – «4»

5 баллов – «3»

меньше 5 баллов – «2»

Регулятивные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме в группе и индивидуально.         Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группе с учётом конкретной учебно-познавательной задачи.

7. Домашнее задание

Цель: отработка навыков

- Упр. 729 по образцу

Записывают домашнее задание в дневник

Познавательные: осуществляют анализ информации

8. Рефлексия

Цель: подвести итоги

- Подведем итоги.

Что такое существительные общего рода?

Добились ли мы поставленной цели?

В тетради письменно продолжите предложения:

7 слайд

На уроке я узнал…

Я умею…

Затрудняюсь…

Записывают предложения в произвольной форме.

Читают записи (по желанию)

Регулятивные: оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение.

Личностные: формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, понимают значение знаний для человека



Предварительный просмотр:

Задание. Соедините стрелками слова 1 столбика с лексическим значением 2 столбика.

непоседа                               грубый, невоспитанный человек

неряха                                   неаккуратный человек

невежа                                  человек, которому не сидится на месте

невежда                               необразованный или не сведущий в чём-то человек                                                                                                                  

                                                                                                                 



Предварительный просмотр:

        Задание. В таблицу впиши род существительных (сокращённо в виде одной первой буквы).

         (1)Старуха сидит под (2)окошком,

        На чём (3)свет стоит (4)мужа ругает:

        «(5)Дурачина ты, прямой

        (6)простофиля!

        Выпросил, простофиля, (7)избу!»

1

2

3

4

5

6

7

    -------------------------------------------------------------------------------------------------

        Задание. В таблицу впиши род существительных (сокращённо в виде одной первой буквы).

        (1)Старуха сидит под (2)окошком,

        На чём (3)свет стоит (4)мужа ругает:

        «(5)Дурачина ты, прямой

        (6)простофиля!

        Выпросил, простофиля, (7)избу!»

1

2

3

4

5

6

7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе п о теме «Существительные общего рода» Работу выполнила Стебенева Татьяна Николаевна Санкт-петербург 2016г.

Слайд 2

«Ты умница!» – сказала мама. Понятно ли, кого похвалила мама?

Слайд 3

«Света, ты умница! – сказала мама. «Коля, ты умница! – сказала мама. Что общего у слова «умница» в разных предложениях?

Слайд 4

Существительные общего рода

Слайд 5

Защитник Никого я не боюсь, Я за Варю заступлюсь! Заварю любую драку, Отлуплю я забияку. Задание. Прочитайте стихотворение. Найдите существительное общего рода.

Слайд 6

непоседа неряха н евежа невежда Грубый, невоспитанный человек Неаккуратный человек Человек, которому не сидится на месте Необразованный или не сведущий в чём-то человек

Слайд 7

Максим – кругл… сирота. Маша – кругл… сирота. ый ая

Слайд 8

1 2 3 4 5 6 7 ж с м м о о ж 7 баллов – « 5 » 6 баллов – « 4 » 5 баллов – « 3 » меньше 5 баллов – «2»

Слайд 9

На уроке я узнал… Я умею… Затрудняюсь…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика»

Данное занятие проводится в рамках изучения дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» и представляет собой повторительно-обобщающий урок по разделам I «Общие основы педагогики», II «Процесс обу...

Методическая разработка урока английского языка в 4 классе по теме «Погода. Будущее время, общий вопрос».

Урок формирования новых знаний и презентация к уроку.Тема урока:”Speaking about the Weather and Future”. Цель: развитие речевых компетенций по темам:  «Погода»и «Поговорим о будущем»....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....

Методическая разработка урока на тему "Общая характеристика внутренних вод Африки"

Данная методическая разработка урока соответствует современной программе по географии 7 класса, из расчета 1 -  2 часа в неделю. На данном уроке изучаются руке и озера Африки. На уроке использует...