Разработка урока "Падежи имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока "Падежи имен существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Хмелевская Т.И.
Предмет: русский язык
Класс:5 класс
Тип урока:урок усвоения новых знаний
Тема | Падежи имен существительных |
Цель | Организация деятельности класса для усвоения знаний, умений и навыков определять падеж имен существительных |
Задачи | Образовательная: повторить, закрепитьи развить знания о склонении имен существительных по падежам, грамотном употреблении форм существительных в речи. Развивающая: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности. Воспитывающая: прививать любовь к родному краю, интерес к чтению, стремление познать тайны русского языка. |
УУД |
|
Планируемые результаты | Предметные:• ученики осваивают нормы русского языка (орфографические, орфоэпические); у них формируется способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Личностные: |
Основные понятия | Склонение, падеж имен существительных, грамматические нормы русского языка |
Межпредметные связи | Русский язык-литература |
Ресурсы:
|
|
Формы урока | фронтальная, индивидуальная, парная, групповая |
Технология | Частично поисковый метод, личностно-ориентированная технология |
Ход урока
Основные этапы:1. Организационный момент (мотивация к изучению новых знаний) : Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли готово у вас к работе на уроке?
Фронтально: На доске записаны слова. Определите, к какой части речи они относятся?
Оттепель, вечер, синева, бирюза, коралл, береза, солнце, вершина, освещение, брате.
Задание по группам: определить склонение выделенных имен сущ.
Какое слово показалось вам лишним?Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам). Сколько падежей в русском языке?
Действительно, не каждый знает, что слово "брате" стоит в звательном падеже. Такой 7-й падеж был в древнерусском языке. Его употребляли при обращении.
"Приди ко мне, брате, в Москов",- обращается Ю. Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного теперь ясен каждому без перевода, несмотря на то, что сегодня этот падеж не используется активно в русском языке.А кто перечислит все известные вам падежи?
2. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности:
- Проверим же свои знания – упр. 522
3. Постановка учебной задачи. Целеполагание: Теперь, ребята, мы сможем ответить на вопрос: Какова же тема урока? Зачем нам нужно знать падежи? (ученики формулируют тему урока, уточняют под руководством учителя цели)
4. Фронтально: на доске записано выражение: думать об отдыхе. В каком падеже стоит существительное? Докажите свою точку зрения. – чтобы доказать, необходимо знать, как правильно определить падеж имени сущ.
Запишем алгоритм определения падежа имени сущ. Сравните его с правилом в учебнике на стр. 208
5. Первичное закрепление: упр 521 – 1 уровень, 525 (1) – 2 уровень, 526 – 3 уровень.
Физкультминутка Чтение учеником стихотворения Граубина "Ленительный падеж".
Ленительный падеж
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!
Г. Граубин
- За что Лежебокин не любит падежи?
А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях) ?
Творческая работа. Контроль.
Составьте несколько предложений по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь", используя слова из орфографической работы, определите падеж имен существительных.
6. Самостоятельная работа в группах. (6 падежей - 6 групп)
Каждая группа получает свое задание. Результатом работы группы является оформление таблицы на доске, листа презентации и устное выступление лидера группы. Учащиеся сами оценивают работу своих товарищей, выставляя оценки группам на листе "Наши результаты".
Задание для групп:
1. Выбрать и записать пословицы, в которых слово "дело" стоит в :::. падеже. Определить, каким членом предложения является слово "дело".
2.Сформулировать правило, как определить падеж имени существительного.
3. Из предложенного стихотворения выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом.
4. Представить выступление и оформить на доске таблицу.
Падежи | Вопросы | Предлоги |
И.п. |
|
|
Р.п. |
|
|
Д.п. |
|
|
В.п. |
|
|
Т.п. |
|
|
П.п. |
|
|
- Велик телом, да мал делом. (Т.п)
- Дело шуток не любит. (И.п.)
- От слова до дела целая верста. (Р.п)
- И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
- Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
- Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
- Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
- Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
- По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
- Дела как сажа бела. (И.п.)
- Делу время, потехе час. (Д.п.)
- Дело знай, а правду помни. (В.п.)
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КТО? ЧТО?
Поворот судьбы такой удивительный:
Изучаемый падеж Именительный.
На суку висит (что?) - ватрушка!
На заборе спит (кто?) - старушка!
С неба нам летит (что?) - игрушка!
Соловьем свистит (кто?) - подружка!
На сосне сопит (кто?) - хрюшка!
Рассказала (кто?) - врушка!
Сочинила мир такой изумительный!
Что ж запомним мы падеж
Именительный!
РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО?ЧЕГО? (ОТКУДА?ГДЕ?)
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял.
С дерева в сугроб сигал,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски,
Но Родительный падеж
Я не вспомню, хоть зарежь!
ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОМУ? ЧЕМУ? (КУДА?ГДЕ?)
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
Дательный назвал!
А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу!
А еще Кому? Чему?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь.
ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО? ЧТО? (КУДА?)
"Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!"
Чтоб Винительный запомнить,
Научилась я:летать!
Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.
Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО -
Назову до одного!
Вижу реку, вижу сад -
Называю все подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!
Строят клуб невдалеке,
Красят лодки на песке:
Хватит! В школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке.
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КЕМ? ЧЕМ? (ГДЕ?)
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо все теперь понять
В падеже Творительном.
Что там долго говорить,
Вот решился я:творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я - художник! Я - творец!
Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржет.
Я творю карандашом,
На листе своем большом,
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну!
Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.
Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончим дело!
Я альбом закрою свой.
ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ: О КОМ? О ЧЕМ? (ГДЕ?)
На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.
Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:
Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе:
Ой, мечтаю я уже:
О Предложном падеже!
НАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ | ||||
(Лист оценок за работу в группах) | ||||
№ группы | Устный ответ | Оформление | Грамотность | Итог |
№ 1 |
|
|
|
|
№ 2 |
|
|
|
|
№ 3 |
|
|
|
|
№ 4 |
|
|
|
|
№ 5 |
|
|
|
|
№ 6 |
|
|
|
|
7. Рефлексия:
Каким правилом мы должны руководствоваться, чтобы определить падеж имен существительных? (учебник стр. 208)
Возьмите карточки, если урок помог вам закрепить знания об употреблении падежей имен сущ в речи, поставьте !, если у вас остались вопросы - ? ( обучающихся, поставивших ? приглашает учитель на индивидуальные или групповые консультации)
Как бы вы теперь ответили на вопрос, зачем нам необходимо знать падежи имен существительных?
Д/з п. 98, упр. 1 уровень – 523, 2 уровень – 525, 3 уровень – 528
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"
План-конспект и презентация к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...
Методическая разработка логопедического занятия в 4-ом классе "Зимняя олимпиада"(согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже)
Занятие направлено на преодоление аграмматизмов в письменной речи учащихся 4-х классов СКОУ (VII вида)...
Конспект урока Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имен прилагательных в тексте»
Для учащихся 3 класса...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...
разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"
В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....