Разработка урока "Падежи имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Разработка урока "Падежи имен существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока
Ф.И.О. Хмелевская Т.И.
Предмет: русский язык
Класс:5 класс
Тип урока:урок усвоения новых знаний

Тема

 Падежи имен существительных

Цель

 Организация деятельности класса для усвоения знаний, умений и навыков определять падеж имен существительных

Задачи

Образовательная: повторить, закрепитьи развить знания о склонении имен существительных по падежам, грамотном употреблении форм существительных в речи.

Развивающая: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.

Воспитывающая: прививать любовь к родному краю, интерес к чтению, стремление познать тайны русского языка.

УУД

  • ЛичностныеУУД:   уметь оценивать уровень усвоения знаний, овладевать навыками целеполагания
  •  Регулятивные УУД:дети учатся понимать окружающий мир, знакомясь с жизнью русской деревни
  •  Коммуникативные УУД:обучающиеся овладевают всеми видами речевой деятельности, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения;
  • Познавательные УУД:обучающиеся самостоятельно определяют учебную задачу урока, учатся самостоятельно добывать знания;

Планируемые результаты

Предметные:•        ученики осваивают нормы русского языка (орфографические, орфоэпические); у них формируется способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

  • Знать склонение имен существительных, грамматические нормы
  • Уметь применять знания на практике

Личностные:
Метапредметные:        дети учатся искать, анализировать и находить необходимую информацию;

Основные понятия

 Склонение, падеж имен существительных, грамматические нормы русского языка

Межпредметные связи

 Русский язык-литература

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

 

Формы урока

фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Технология

 Частично поисковый метод, личностно-ориентированная технология

Ход урока

Основные этапы:1. Организационный момент (мотивация к изучению новых знаний) : Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли готово у вас к работе на уроке?

Фронтально: На доске записаны слова. Определите, к какой части речи они относятся?

Оттепель, вечер, синева, бирюза, коралл, береза, солнце, вершина, освещение, брате.

Задание по группам: определить склонение  выделенных имен сущ.

Какое слово показалось вам лишним?Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам). Сколько падежей в русском языке?

Действительно, не каждый знает, что слово "брате" стоит в звательном падеже. Такой 7-й падеж был в древнерусском языке. Его употребляли при обращении.

"Приди ко мне, брате, в Москов",- обращается Ю. Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного теперь ясен каждому без перевода, несмотря на то, что сегодня этот падеж не используется активно в русском языке.А кто перечислит все известные вам падежи?

2. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности:

- Проверим же свои знания – упр. 522

3. Постановка учебной задачи. Целеполагание: Теперь, ребята, мы сможем ответить на вопрос: Какова же тема урока? Зачем нам нужно знать падежи? (ученики формулируют тему урока, уточняют под руководством учителя цели)

4. Фронтально: на доске записано выражение: думать об отдыхе. В каком падеже стоит существительное? Докажите свою точку зрения. – чтобы доказать, необходимо знать, как правильно определить падеж имени сущ.

Запишем алгоритм определения падежа имени сущ. Сравните его с  правилом в учебнике на стр. 208

5. Первичное закрепление: упр 521 – 1 уровень, 525 (1) – 2 уровень, 526 – 3 уровень.

Физкультминутка Чтение учеником стихотворения Граубина "Ленительный падеж".

Ленительный падеж

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!
Г. Граубин

  • За что Лежебокин не любит падежи?

А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях) ?

Творческая работа. Контроль.

Составьте несколько предложений по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь", используя слова из орфографической работы, определите падеж имен существительных.

6. Самостоятельная работа в группах. (6 падежей - 6 групп)

Каждая группа получает свое задание. Результатом работы группы является оформление таблицы на доске, листа презентации и устное выступление лидера группы. Учащиеся сами оценивают работу своих товарищей, выставляя оценки группам на листе "Наши результаты".

Задание для групп:

1. Выбрать и записать пословицы, в которых слово "дело" стоит в :::. падеже. Определить, каким членом предложения является слово "дело".

2.Сформулировать правило, как определить падеж имени существительного.

3. Из предложенного стихотворения выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом.

4. Представить выступление и оформить на доске таблицу.

Падежи

Вопросы

Предлоги

И.п.

 

 

Р.п.

 

 

Д.п.

 

 

В.п.

 

 

Т.п.

 

 

П.п.

 

 

  1. Велик телом, да мал делом. (Т.п)
  2. Дело шуток не любит. (И.п.)
  3. От слова до дела целая верста. (Р.п)
  4. И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
  5. Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
  6. Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
  7. Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
  8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
  9. По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
  10. Дела как сажа бела. (И.п.)
  11. Делу время, потехе час. (Д.п.)
  12. Дело знай, а правду помни. (В.п.)

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КТО? ЧТО?

Поворот судьбы такой удивительный:
Изучаемый падеж Именительный.
На суку висит (что?) - ватрушка!
На заборе спит (кто?) - старушка!
С неба нам летит (что?) - игрушка!
Соловьем свистит (кто?) - подружка!
На сосне сопит (кто?) - хрюшка!
Рассказала (кто?) - врушка!

Сочинила мир такой изумительный!
Что ж запомним мы падеж
Именительный!

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО?ЧЕГО? (ОТКУДА?ГДЕ?)

Я из дома убежал,
Я до вечера гулял.
С дерева в сугроб сигал,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!

Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски,
Но Родительный падеж
Я не вспомню, хоть зарежь!

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОМУ? ЧЕМУ? (КУДА?ГДЕ?)

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
Дательный назвал!

А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу!

А еще Кому? Чему?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь.

ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО? ЧТО? (КУДА?)

"Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!"
Чтоб Винительный запомнить,
Научилась я:летать!

Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.

Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО -
Назову до одного!

Вижу реку, вижу сад -
Называю все подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!

Строят клуб невдалеке,
Красят лодки на песке:
Хватит! В школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке.

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КЕМ? ЧЕМ? (ГДЕ?)

Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо все теперь понять
В падеже Творительном.

Что там долго говорить,
Вот решился я:творить!

Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.

Я - художник! Я - творец!
Ух, какой я молодец!

Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржет.

Я творю карандашом,
На листе своем большом,
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.

Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну!

Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.

Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончим дело!
Я альбом закрою свой.

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ: О КОМ? О ЧЕМ? (ГДЕ?)

На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.

Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:

Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе:
Ой, мечтаю я уже:
О Предложном падеже!

НАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ

(Лист оценок за работу в группах)

№ группы

Устный ответ

Оформление

Грамотность

Итог

№ 1

 

 

 

 

№ 2

 

 

 

 

№ 3

 

 

 

 

№ 4

 

 

 

 

№ 5

 

 

 

 

№ 6

 

 

 

 

7. Рефлексия:

Каким правилом мы должны руководствоваться, чтобы определить падеж имен существительных? (учебник стр. 208)

Возьмите карточки, если урок помог вам закрепить знания об употреблении  падежей имен сущ в речи, поставьте !, если у вас остались вопросы - ? ( обучающихся, поставивших ? приглашает учитель на индивидуальные или групповые консультации)

Как бы вы теперь ответили на вопрос, зачем нам необходимо знать падежи имен существительных?

Д/з п. 98, упр. 1 уровень – 523, 2 уровень – 525, 3 уровень – 528


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"

План-конспект и презентация  к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....