Разработка урока. "Не с существительными. Закрепление". 6 класс
презентация к уроку (русский язык, 6 класс) по теме

Монгуш Екатерина Михайловна
  • Формирование лингвистической и языковой компетенций (знать правило о правописании не с существительным; уметь при помощи алгоритма применять данное правило на практике; закрепить орфограмму "Не с глаголом". Использование технологии РКМЧП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока92 КБ
Office presentation icon презентация к уроку275.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала: Монгуш Е.М.,

 учитель русского языка и литературы.

Слайд 1. Урок № 2. Тема: «Не с существительными». Закрепление.

Цель урока.

Обучающие:

  1. формирование лингвистической и языковой компетенций (знать правило о правописании не с существительным; уметь при помощи алгоритма применять данное правило на практике; закрепить орфограмму "Не с глаголом");

Развивающие:

  1. развитие коммуникативных умений (формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие); уметь работать в паре.

Воспитательные:

  1. воспитание бережного отношения к слову.

Слайд 2. Актуализация знаний.

«Знаю».

  1. Слитное и раздельное написание
  2. Не с существительными

«Умею».

  1. Умею различать

не - приставку

не – часть корня,

не - частицу

Стадия осмысления. Слайд 3. Проверим, как усвоили вы правила. (Работа в парах). Оформляем карточками.

Проведите линии так, чтобы первая часть пословицы нашла вторую. Объясните орфограмму № 32. Определите темы пословиц.

  1. Ученье без уменья                                  (не)закрывай  глаза и на его (не)достатки.

  1. Признавая достоинства друга,               (не)праздность, а труд.

  1. (Не)былица                                                на гнилых ногах ходит.

  1. Пишут (не)пером,                                      (не)польза, а беда.

                       

  1. Мы ценим и любим                                    а умом.

 Обобщим. Какие знания о правописании  не с существительным  помогли вам выполнить данное упражнение.  

Слайд 4. Слитно.

  1. Слово не употребляется без не.
  2. Неряха.
  3. 2. Синоним.
  4. Неправда (ложь)

Раздельно.

  1. Противопоставление с союзом «а».
  2. Не правда, а ложь.
  3. Слово-отрицание.
  4. Слово не воробей.

Слайд 5.

Осенняя (не)погода;  настоящий  (не)ряха; (не)веселье, а грусть; чернильница-(не)проливайка; (не)деревня, а село; неожиданное (не)счастье; (не)счастье, а беда; настоящий (не)годник, обнаруженная (не)правда; настоящий (не)вежда, сильное (не)доумение.

  1. Сформулируйте задание к данному упражнению. Учитель корректирует.
  2. Распределите сочетания слов по двум столбикам в соответствии с характером написания не с входящими в них существительными.

Слайд 6. Взаимопроверка.

  1. Осенняя непогода, настоящий неряха, чернильница-непроливайка, неожиданное несчастье, настоящий негодник, обнаруженная неправда, настоящий невежда, сильное недоумение.
  2. Не веселье, а грусть; не деревня, а село; не счастье, а беда.

Правило. Обратить внимание на правило: «Противопоставление

с союзом а».

  1. Выполним упражнение № 242 (самостоятельно, письменно).

Дифференцированная работа (карточки).

Карточка 1. (Сильному ученику).

  1. Закончите  предложение так, чтобы было противопоставление.

(Не)погода помешала уборке снега, а …

(Не)удача помогло исследователю, а …

(Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …

(Не)друг ты мне, а …

(Не)воля ожидала его, а …

Карточка 2. (Средние способности)

  1. Раскрыть скобки, графически объяснить написание существительных с не.

Это горе - всё (не)горе,

Ты (не)лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты (не)коршуна убил,
Чародея подстрелил.

Карточка 3. (Сильному ученику)

  1. Напишите два рассказа-перевёртыша. Не забудьте при этом правильно написать не с существительными. Выберите для рассказов подходящие концовки. Напишите, с каким рассуждением вы согласны и почему.

Предположим, в дневнике двойка, или замечание учителя, или разбита любимая мамина ваза. Что ты скажешь родителям – (не) правду? Почему? Потому что тебе свойственна (не) решительность? Из-за (не) желания выслушать упрёки за содеянное сразу же? Соврать что-нибудь – (не) выход! Конечно, (не) беда, если за (не) правду накажут!

Это ведь будет потом.

Но зато ты будешь уважать себя.

Слайд 7. Лингвистическая задача.  Почему такая запись.

  1. Выберите примеры раздельного написания "не" с существительными.

а) (Не)грамотность - признак некультурного человека.

б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.

б) (Не)друг не посочувствует.

а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

б) (Не)счастье спутало все наши планы.

Слайд 8. Составим таблицу по теме урока. «Кластер».

1.Посмотри, есть ли в предложении противопоставление с союзом А?

2. Если есть - не с сущ. пиши раздельно.

3. Если нет, проверь, употребляется ли слово без не.

4. Если нет, не с сущ. пиши слитно.

5. Если да, проверь, можно ли подобрать синоним без не.

6. Если можно, не с сущ. пиши слитно.

Слайд 9-12Рефлексия. Тест на  усвоение темы "Не с существительными".

А 1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

1)Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

2)Полная (не)лепица.

2)Причины (не)успеваемости.

А 2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

1)Прилив (не)нависти.

2)(Не)знание предмета.

3)Жизнь красна (не)днями, а делами.

А 3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

1)Видно (не)ряху по грязной рубахе.

2)Говорить (не)правду некрасиво.

3)Говорить (не)правду, а ложь.

А 4. Не с существительными пишется раздельно.

1)(Не)везение преследовало меня.

2)(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

3)(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

А 5. Не с существительными пишется раздельно.

1)Учение - красота, а (не)учение - слепота.

2)Сила с (не)правдою не уживаются.

3)Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

Слайд 13. Ключ к тесту

А 1 – 2); А 2 – 2); А 3 – 3); А 4 – 2); А 5 – 3)

Слайд 13. Оцените себя.

Круг - ничего не понял.

Квадрат - хорошо.

Треугольник – средне.

Пятиугольник –отлично.

Звёздочка – замечательно.

Литература.

  1. Баранов М. Т. Русский язык. 2008 год
  2. Баранов М. Т. Русский язык. Поурочные планы. 6 класс.2006.
  3. Черногрудова Е. П. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс.2012 год
  4. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3c537db9-a7e3-4907-bbeb-55bf6ca5a206/111369/?&class[]=47&class[]=48 Творческие задания.

Карточка 1.

  1. Закончите  предложение так, чтобы было противопоставление.

(Не)погода помешала уборке снега, а …

(Не)удача помогло исследователю, а …

(Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …

(Не)друг ты мне, а …

(Не)воля ожидала его, а …

Карточка 2.

Раскрыть скобки, графически объяснить написание существительных с не.

Это горе - всё (не)горе,

Ты (не)лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты (не)коршуна убил,
Чародея подстрелил.

Карточка 3.

Напишите два рассказа-перевёртыша. Не забудьте при этом правильно написать не с существительными. Выберите для рассказов подходящие концовки. Напишите, с каким рассуждением вы согласны и почему.

Предположим, в дневнике двойка, или замечание учителя, или разбита любимая мамина ваза. Что ты скажешь родителям – (не) правду? Почему? Потому что тебе свойственна (не) решительность? Из-за (не) желания выслушать упрёки за содеянное сразу же? Соврать что-нибудь – (не) выход! Конечно, (не) беда, если за (не) правду накажут!

Это ведь будет потом.

Но зато ты будешь уважать себя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"

План-конспект и презентация  к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...

Разработка урока-экскурсии в 4-5 классах по теме: Закрепление темы "Решение уравнений"

Пригодится для работы учителей математики в режиме внеклассного мероприятияМАТЕМАТИКА 4-5 класс Урок-экскурсия по теме"Закрепление темы «Решение уравнений".  Тема:  Закрепление.Цел...

Разработка урока русского языка в 5 классе «Имя существительное как часть речи »

Одним из важнейших разделов русского языка является раздел "Морфология".  Важно  научить учащихся определять морфологические признаки частей речи, умение определять постоянные и непостоянные...

Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе "Имя существительное"

Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе. Обобщение изученного по теме "Имя существительное"...

Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Повторение и закрепление действий с натуральными числами"

Урок по математике в 5 классе "Математика на Олимпийских играх" на повторение и закрепление действий с натуральными числами. Урок с использованием интерактивной доски.....

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных (закрепление). Практикум.»

Аннотация к урокуВ данной разработке представлены подходы организации образовательной деятельности детей через межпредметную взаимосвязь: русский язык-изо-ОДНКНР. Тексты и дидактические материалы выпо...