1 урок русского языка в 10 классе.
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) на тему
Первый урок руского языка в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_urok_russkogo_yazyka_v_10_klasse.ppt | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зачем изучать русский язык в 10-11 классе? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному. Н.М.Карамзин Как понимаете смысл высказывания, согласны ли с ним? Сделайте пунктуационный и синтаксический разбор предложения. Запишите предложение, заменив косвенную речь прямой, в которой слова автора разрывали бы прямую речь. «П, – а, – п.»
Выберите афоризмы, развивающие эту мысль. Цени слово. Каждое может быть твоим последним. (С.Е.Лец) Нет магии сильней, чем магия слов. (А.Франс) Самым важным из всех слов мне представляется – последнее слово. Слова имеют свою собственную душу. (Б.Брехт) Сколько всего пережил человек, прежде чем мысль его облеклась в форму слова, и это слово стало до того характерным человеческим спутником, что потеряло всякую связь с физической природой. (М.М.Пришвин) У народа, лишённого общественной свободы, литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и соей совести. (А.И.Герцен) Если язык человека вял, тяжёл, сбивчив, бессилен, неопределён, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка. (И.Готфрид) Не умея держать в руке топор – дерева не отешешь, а не зная языка хорошо – красиво и всем понятно – не напишешь. (М.Горький) Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело. (Л.Н.Толстой)
Иван Алексеевич Бунин 1870-1953 Русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г. Слово Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь. 1915 Почему поэт называет речь (язык) «бессмертным даром» и утверждает, что «нет у нас иного достоянья» ?
Работа с текстом «Слово о русском языке» ( стр.5-8) Раскрыть тему, подкрепить цитатой. 1 гр.: понятие о языке, его роль в жизни общества. 2 гр.: русский язык в ряду других языков. 3 гр.: формы существования современного русского языка. 4 гр.: понятие о литературном языке. 5 гр.: стили русского литературного языка.
Нет магии сильней, чем магия слов. (А.Франс) Слова имеют свою собственную душу. (Б.Брехт) Сколько всего пережил человек, прежде чем мысль его облеклась в форму слова, и это слово стало до того характерным человеческим спутником, что потеряло всякую связь с физической природой. (М.М.Пришвин) У народа, лишённого общественной свободы, литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. (А.И.Герцен) Если язык человека вял, тяжёл, сбивчив, бессилен, неопределён, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка. (И.Готфрид) Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Нет ничего досаднее, чем видеть, как удачно сказанное слово умирает в ухе дурака, которому ты его сказал. (Монтескье) Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается. (Д.Свифт) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С.Тургенев) Дело не в слове, а в тоне, каким это слово произносится. Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово. Что русский язык – один из богатейших в мире, в этом нет никакого сомнения. Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. (В.Г.Белинский) Выберите афоризмы, раскрывающие тему.
Понятие о языке (1гр.) Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, необходимая для процесса мышления, являющаяся одновременно средством коммуникации людей в обществе и элементом духовной культуры нации. Язык – знаковая система, которая состоит из языковых единиц, находящихся во взаимосвязи друг с другом. Записать по памяти, объяснив постановку знаков препинания.
Язык как знаковая система Функции единиц языка фонетический морфемный лексический морфологический синтаксический стилистический Уровни языка Языковые единицы фонемы – звуки речи морфемы – части слова слово и его смысл части речи словосочетания, предложения текст
Наука о языке и её разделы Языкознание = лингвистика = филология фонетический морфемный лексический морфологический синтаксический стилистический Уровни языка Разделы лингвистики фонетика, орфоэпия, графика морфемика и словообразование лексикология, фразеология морфология, орфография синтаксис, пунктуация стилистика
Русский язык в ряду других языков (2гр.) Русский язык – один из наиболее богатых и развитых языков в мире. Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков и входит в группу славянских языков. Русский язык является одновременно национальным языком русского народа, государственным языком Российской Федерации, языком межнационального общения на территории России, а также одним из шести мировых языков.
литературный язык диалекты жаргоны просторечие Формы существования современного русского языка (3 гр.) Высшая форма национального языка – литературный язык. А.С.Пушкин – основоположник современного русского литературного языка. Дальнейшее развитие литературный язык получил в творчестве писателей-классиков, крупнейших публицистов, а также в процессе многообразной деятельности русского народа. Литературному языку противопоставлены другие формы существования современного русского языка.
нормы литературного языка лексические грамматические орфоэпические Литературный язык обслуживает все сферы деятельности общества: это язык государственных документов, законов, язык науки, образования, искусства, он территориально не ограничен. Нормированность – необходимое условие функционирования литературного языка. Понятие о литературном языке (4 гр.) орфографические пунктуационные
Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке. (Ф. Вольтер ) Обязательные для соблюдения нормы закреплены в учебниках русского языка, справочниках и словарях.
Словари русского языка и их роль в речевом развитии человека - Орфографический (как пишется) - Орфоэпический (как произносится) - Толковый (значение) - Фразеологический (толкование устойчивых выражений) - Словообразовательный (как образовано слово) - Этимологический (происхождение) - Словарь синонимов (подбор близких по смыслу слов) - Словарь антонимов (подбор противоположных по смыслу слов) - и прочие словари. Сотни слов, родных и метких , Сникнув , голос потеряв , Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях . Ты их выпусти оттуда , В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в наши дни. В. Шефнер Задание: анализ текста 1 гр.: тема, идея, стиль и его черты 2 гр.: орфография 3 гр.: пунктуация 4 гр.: фонетика (подчёркнутые слова) 5 гр.: морфология ( + разбор выделенных слов)
разговорный научный официально-деловой пубицистический Литературный язык, обслуживая различные сферы деятельности общества, функционирует в одном из стилей в зависимости от речевой ситуации. Стили русского литературного языка (5 гр.) художественный книжные
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! 1882 г . РУССКИЙ ЯЗЫК Иван Сергеевич Тургенев 18 18 -1 88 3 Русский писатель.
Домашнее задание. 1. Выучить: материал урока, термины на стр. 9, п. №1 2. Письменно: №1 ( ~ 70 слов, по А.П.Чехову или Л.Н.Толстому) 3. П/п.: 3 высказывания о русском языке.
Афоризмы о русском языке. Что русский язык – один из богатейших в мире, в этом нет никакого сомнения. Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. (В.Г.Белинский) Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. (Н.Гоголь) Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпансим языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку бы искусен, то, конечно, присовокупи бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка. Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных, когда ещё не токмо никаких правил для сочинения наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть и могут быть. (М.В.Ломоносов)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Нет ничего досаднее, чем видеть, как удачно сказанное слово умирает в ухе дурака, которому ты его сказал. (Монтескье) Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается. (Д.Свифт) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С.Тургенев) Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти всё готово. Всего прочнее на земле – печаль, И долговечней – царственное слово. А.А.Ахматова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....