Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в прилагательных, образованных от глагола.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республиканский профессиональный конкурс
учителей общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан
«Урок русского языка / литературы в свете требований ФГОС»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока русского языка
Тема урока: Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в прилагательных, образованных от глагола.
Класс: 6
Абакумова Ирина Александровна
учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ 21 г.Белорецк
Урок русского языка в 6 классе на тему:
«Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в прилагательных, образованных от глагола».
Тип урока: ОНЗ.
Цели: опознавать новую орфограмму, анализировать выбор Н и НН, уметь пользоваться алгоритмом, устно и графически объяснять выбор написаний; извлекать, анализировать, сравнивать, рассуждать.
Раздаточный материал: диагностическая карта.
Необходимое оборудование: учебник.
Демонстративный материал: презентация, цветы, ваза с водой, карта урока детей, приложения на партах детей.
УМК: Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100». Е.В.Бунеева, Л.Ю. Комиссарова
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок русского языка. Посмотрите, на столе лежат цветы и стоит ваза с водой. Что вам хочется сделать с этими предметами?
Ученик: Поставить цветы в воду!
Учитель: Почему?
Ученик: Вода даст цветам жизнь.
Учитель: Хорошо, а подумайте, что дает жизнь словам в русском языке?
Ученик: Морфемы, с помощью которых появляются новые слова.
Учитель: Все ли морфемы способны на это?
Ученик: Нет, только словообразующие.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.
Учитель: В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
- задание выполнено правильно, ставьте !
- задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).
Учитель: Языковая разминка.
Задание: в словах, записанных на доске, расставить ударение.
Беленый, гофрированный, гравированный, девочка избалована родителями, закупоренный, избалованный, новорожденный, одновременный, озлобленный, осужденный, пломбированный, премированный, прирученный, холеное лицо, холенный хозяином конь.
Учащиеся выполняют данное задание в тетрадях. Затем следует взаимопроверка.
III. Повторение теоретических знаний, необходимых для формирования умений и навыков по данной теме.
Фронтальная беседа.
– Назовите признаки прилагательного у причастия.
– Чем отличаются действительные причастия от страдательных?
– Какие причастия не образуются от глаголов совершенного вида? (Действительные причастия настоящего времени; страдательные причастия настоящего времени.)
– От каких глаголов нельзя образовать страдательные причастия?
– Расскажите о правописании н и нн в прилагательных, образованных от существительных.
– Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?
Учитель: Записать и графически объяснить написание Н и НН в словах.
Засуше…ый цветок, консервирова…ые овощи, жаре…ые на сковороде пирожки, броше…ая деревня.
Учитель: Справились с заданием?(мнения разделяются по написанию слов)
Ученик: Нет, так как наших знаний не достаточно.
Учитель: И какова цель нашей дальнейшей работы?
Ученик: Построить алгоритм выхода из затруднения. (идет работа с каждым словосочетанием и делается вывод о правописании)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Причастие и отгл.прил.
НН Н
1)есть приставка, кроме –не-
2)если слово на ованный, еванный
3)есть зависимые слова
4)слово образовано от бесприст. гл. СВ
5)в полных страдательных причастиях пр.времени
Учитель: Сформулируйте тему и цели урока.
Учитель: Откройте учебник на стр.216 и прочитайте правило.
V. Закрепление
Учитель: А теперь закрепим материал.
Задание (слабым): Упражнение на листочках, которые лежат на парте. Все слова записаны верно, нужно объяснить их написание, пользуясь алгоритмом.
Задание (сильным): Определить, от каких глаголов образованы данные причастия. Выделить основы в причастиях и глаголах, суффиксы причастий.
Сжатый, встреченный, подаренный, взлелеянный, испачканный, залитый, оскорбленный.
Учитель: Один у доски, остальные на местах.
Учитель: Что вы узнали о данных суффиксах нового, интересного?
Ученик: Данные суффиксы являются формообразующими и не входят в основу слова.
Учитель: Правильно, так мы возвратились к началу урока и наши знания о формообразующих суффиксах пополнились.
Учитель: Следующее упражнение.
Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Графически обозначьте условия выбора орфограмм. (выполнение по цепочке)
Жаре(н, нн)ый в масле гусь, цветы сорва(н, нн)ы, подстреле(н, нн)ая утка, стреля(н, нн)ый воробей, растеря(н, нн)ый вид, балова(н, нн)ый ребёнок, свечи зажже(н, нн)ы, испечё(н, нн)ый в духовке пирог, высуше(н, нн)ая рыба, дублё(н, нн)ый полушубок, разрисова(н, нн)ые обои, рва(н, нн)ый рукав, поле засея(н, нн)о, калё(н, нн)ные орехи, правле(н, нн)ый редактором текст, вяза(н, нн)ый шарф, невспаха(н, нн)ое поле, иллюстрирова(н, нн)ый сборник, перила выкраше(н, нн)ы, асфальтирова(н, нн)ая площадка, писа(н, нн)ая маслом картина, письмо отправле(н, нн)о, лома(н, нн)ый грош, немощё(н, нн)ая дорога, тиснё(н, нн)ый золотом билет, лакирова(н, нн)ые туфли, огни потуше(н, нн)ы, топлё(н, нн)ое масло, сваре(н, нн)ая на молоке каша, незаслуже(н, нн)ая обида.
Подведение итогов. Рефлексия
А теперь заполните карту нашего урока, ответив на вопросы:
Я знаю….
Я научился…
Были трудности…
Д.З.
Учитель: Я рекомендую выбирать домашнее задание, исходя из карты урока. Те, кто знают, составляют тест по теме урока, придерживаясь формулировки заданий А7 ГИА.
Те , кто научился, выполняют упражнение 603 учебника(списать, выделить суффиксы, указать глаголы, от которых образованы причастия. Составить 2-3 предложения с ними.
Ну, а у кого были трудности, прорабатывают теоретический материал и выполняют упражнение 605(графически обозначить условия выбора орфограмм на месте пропуска).
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»
Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
Урок 35 - 7 класс...
Урок русского языка "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ"
Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно опре...
Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс
Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс...
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе...
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
Данная презентация содержит материал для проведения урока в 7 класее по теме"Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"...
Урок русского языка в 7 классе. Раздел "Причастие", тема "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов".
Презентация к уроку по разделу "Причастие" с разнообразными заданиями, направленными на повторение и закрепление разных тем из данного раздела....