Урок русского языка "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно определить, т.к. в суффиксе отглагольных прилагательных пишется одна Н, а в суффиксе полных страдательных причастий – две НН.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.zip | 12.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ
Цель урока: формирование навыка написания н, нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Развитие речи: работа над орфоэпическими нормами.
Повторение: написание н, нн в прилагательных; вид глагола.
- Проверка домашнего задания.
- Работа с перфокартой.
Цель работы: повторение правила написания н, нн в суффиксах имен прилагательных.
длинная дорога ветреный день серебряная посуда
государственный план вещь ценна мужественный поступок
нежданный гость земляной вал торжественный день
травяной покров ястребиный клюв барабанная дробь
песчаный берег пчелиное гнездо овсяное поле
глиняный сосуд стеклянная рама башенный кран
старинная вещь картинная галерея кожаная сумка
оловянные солдатики утиный крик деревянные кони
безветренное утро подлинный экземпляр лунная ночь
III. Синтаксическая пятиминутка.
Учащиеся должны переделать предложение, вставив в каждую его часть причастный оборот; затем записать предложение, составить его схему, графически объяснить знаки препинания.
Лес загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым.
Возможный вариант.
Лес, стоящий все лето сухим, загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым, наполнявший воздух густыми кольцами.
По мере того как учащиеся выполняют это задание, учитель проверяет работы, выполненные с помощью перфокарт, после чего делается анализ допущенных ошибок.
IV. Объяснение нового материала.
Сообщаем учащимся, что прилагательные могут быть образованы не только от существительных, но и от глаголов без приставок, если они несовершенного вида. В таких прилагательных пишется одна буква н в суффиксе:
варить (глаг., несов. вид) — вареный суп;
путать (глаг., несов. вид) — путаный ответ;
квасить (глаг., несов. вид) — квашеная капуста.
Не влияет на написание и приставка не-: невареный картофель, негашеная известь.
Если же форма образована от глагола совершенного вида — это причастие:
решить (глаг., сов. вид) — решенная задача;
бросить (глаг., сов. вид) — брошенная лодка.
Построим «цепочку», показывающую способ образования причастий:
прил. прич.
Вареный горох → сваренный суп (прибавление приставки с-
прич. X
сделало слово причастием) — варенный в кастрюле суп (наличие зависимого слова сделало слово причастием, в котором пишется две буквы н).
Делается вывод: прилагательные, образованные от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишутся с н.
Добавление приставки или зависимых слов указывает на причастие, которое в полной форме пишется с нн. Прилагательные, образованные от глаголов с суффиксами -ова-, -ева- (-ёва-), пишутся с нн: асфальтированный путь, спрессованный торф, корчеванный лес, как и причастия, образованные от глаголов совершенного вида.
Запись в словари: жеваный, кованый, негаданный, смышленый, незваный; вымысел, фантазия. Устно с данными словами составляются предложения.
V. Тренировочные упражнения.
1. От данных глаголов образовать прилагательные, а затем причастия двумя способами: с помощью приставки и с помощью зависимых слов.
Образец: грузить — груженый (прил.) — выгруженный (полн.) вагон; вагон, груженный арбузами (полн.).
Печь, морозить, кипятить, солить, пугать, купить, студить, дать, встретить.
— Почему от глаголов купить, дать, встретить образуются только причастия? (Это глаголы совершенного вида.)
2. От глаголов мариновать, шинковать, костюмировать образовать прилагательные.
3. Сравнить две пары слов. Чем отличаются они в произношении? А в написании? Сделать вывод о значении ударения для различения причастий и прилагательных.
Варенный (прич.) в кастрюле, варёный суп (прил.); гружёный (прил.) вагон, груженный песком (прич.); занятый (прич.) уборкой, занятой (прил.) человек.
4. Записать словосочетания, объяснив графически написание н и нн.
Образец см. выше.
Крашеный пол — покрашенный краской пол, некрашеный пол, непокрашенный пол; вязаная кофта — вязанный спицами свитер, развязанный шнурок; сеяная мука — засеянное поле; плетеная корзина — плетенная из веток корзина; скошенный луг, кошеная трава, некошеная трава, нескошенный луг.
VI. Объяснительный диктант.
В средневековой Европе мощеными были лишь те дороги, что сохранялись от времен Древнего Рима. Дома запирались массивной дубовой дверью с коваными петлями. Стекло было дорого, окна в домах горожане затягивали пузырями или промасленным холстом, нередко разрисованным яркими красками.
VII. Диктант «Проверь себя».
В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них: прямо под окнами дорога, на которой каждая выбоина, каждый камешек, каждая колея давно знакомы и милы мне; за дорогой — стриженая липовая аллея, из-за которой кое-где виднеется плетеный частокол.
(Л. Толстой.)
VІІI. Самопроверка знаний и выставление оценок за урок.
1. Самооценивание (ученики заполняю таблицу).
Фамилия, имя …………………………….
№ | Вид работы | Балл |
1. | Вы брали активное участие в работе класса? | (1 б) |
2. | Правильно ли вы определили причастный оборот в предложении? | (2б) |
3. | Н и НН в суффиксах прилагательных | (1-5 б) |
4. | Вы высказывали свои суждения. | (1 б) |
5. | Объяснительный диктант | (2 б) |
Итого: _____ б.
Домашнее задание: индивидуальная работа-Т. §139, П. на выбор упр. 186, 190
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов»
Урок проводится в разделе «Морфология. Причастие». Он является вторым в ряду уроков по изучению правила «н-нн в причастиях», где дети знакомятся с отличительными признаками причастий и отглагольных пр...
: «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».
Формирование навыка написания Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"...
Проект "Интерактивные грамматические таблицы" Выпуск №1 "Две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"
Эффективность интерактивных грамматических таблиц в сравнении со статичными состоит в том, что при работе с ними внимание учеников не рассеивается, а концентрируется на необходимом пункте...
Урок изучения нового материала в 7 классе по теме: «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».
Урок изучения нового материала с различными уровнями задания....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"...
Урок русского языка в 7 классе. Раздел "Причастие", тема "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов".
Презентация к уроку по разделу "Причастие" с разнообразными заданиями, направленными на повторение и закрепление разных тем из данного раздела....