Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс
материал по теме
Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий
и отглагольных прилагательных.
Тип урока: закрепления новых знаний.
Цели и задачи урока
Личностные результаты:
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личностной ответственности за результаты своей учебной деятельности.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
- Формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.(Регулятивные УУД)
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, применение алгоритма действий. (Познавательные УУД)
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. (Коммуникативные УУД)
Предметные результаты:
- Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
- Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Отработка умения выбора нн и н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, отглагольных прилагательных.
Цели для обучающихся.
Знать:
- различия между причастиями и отглагольными прилагательными;
- случаи написания Н и НН;
- алгоритм применения правила.
Уметь:
- различать причастия и отглагольные прилагательные;
- применять правило для написания Н и НН, пользуясь алгоритмом;
- использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные
Оборудование:
- дидактический материал (карточки разного уровня сложности для выполнения заданий, оценочный лист);
- компьютер;
- мультимедийный экран;
-проектор;
- презентация.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня у нас не обычный урок, а урок - «лингвистическая кулинария». Урок вкусный и интересный. Я приглашаю вас на кулинарное шоу. Но для начала я хочу узнать, не возникли ли у вас вопросы при выполнении домашнего задания.
2. Целеполагание.
- Девизом нашего урока пусть станут предложения: (зачитывает ученик)
Человек неучёный, что топор неточеный.
Недоученный хуже неучёного.
Всему учёный, только неизловчённый.
Образование – богатство, а применение его – совершенство.
-Что это за предложения? (Пословицы)
- Что такое пословица? (Краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм)
- Как вы понимаете смысл пословиц? (Все пословицы о пользе учения. Всё, что вновь изучено, нужно уметь применять на практике и совершенствовать.)
- На какое правило подобраны пословицы? (На правило предыдущего урока)
- Я думаю, что вы уже поняли тему нашего урока. Сегодня на уроке мы будем совершенствовать изученное по теме…
- Формулировка темы урока совместно с детьми. (Запись числа, темы урока)
- Постановка задач урока.
- Зачем изучать эту тему?
- Мы научимся грамотно писать самые сложные
слова – причастия и отглагольные прилагательные.
3. Актуализация знаний. Подготовка к реализации темы урока.
- Давайте вернёмся к пословицам. Вспомним то, что изучили на прошлом уроке.
Цель: различение отглагольных прилагательных и причастий их правописание.
- Найдите в пословицах отглагольные прилагательные.
- Найдите в пословицах причастия.
- Объясните написание суффиксов страдательных причастий и отглагольных прилагательных.
4. Закрепление новых знаний и способов деятельности.
- Для того, чтобы в процессе деятельности на уроке вы не допустили ошибки, давайте составим алгоритм действий выбора Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.
Алгоритм правописания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
Определить часть речи
от глагола несов.в от глагола сов.в
отглагольное прилагательное страдательное причастие
определи, есть ли:
- приставка, кроме НЕ;
- зависимое слово;
- –ованный, -ёванный
нет да
пиши Н пиши НН
Итак, вернёмся к началу урока. Я пригласила вас на кулинарное шоу, и сегодня вы специалисты в области «кулинарной лингвистики». Проверку уровня вашей специальной подготовки проведём с помощью интересных заданий. В процессе урока оценивайте себя сами, выставляя отметку в оценочные листы.
Оценочный лист ученика(цы)___класса _______________________________(ФИ)
Оценка | Самостоятельная работа по разноуровневой карточке | Работа в группе | Тест | Итог |
Я себя оцениваю так | 1 задание – 2 задание – 3 задание - |
Учитель: Главное действующее лицо кулинарного шоу- это..?.
Ученики: Повар.
Учитель: А что важно для повара?
Ученики:Повар должен хорошо готовить, создавать новые рецепты.
Учитель : А куда повар записывает свои рецепты?
Ученики: В кулинарную книгу.
Учитель : В кулинарной книге есть предисловие, в котором повар обращается к читателям. Однако, наш повар засомневался, правильно ли написана его статья. Давайте ему поможем! Это ваше первое задание.
Прочитаем предисловие
Цель: научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий, отглагольных прилагательных.
Задание: вставить пропущенные буквы в текст
(Тексты на столах)
Хорошего повара иногда называют волшебником, ведь он может из самых обычных продуктов приготовить настоящий шедевр, доставляющий радость и наслаждение людям. Некоторые блюда, приготовл...ые настоящими мастерами поварского искусства, оценивались в целые состояния. Повара - востребова...ые люди. Они нужны в школах, больницах, детских садах, столовых , современных офисах, шикарных ресторанах.
Учитель: Проверим текст. Правописание каких слов вызвало трудности у повара?
- Зачем вы выполнили эту работу?
- Нужно учиться грамотно писать, ведь в кулинарной книге шеф-повара не может быть ошибок.
3. Самостоятельная работа.
Разноуровневая карточка
Памятка. Как отличить причастия от отглагольных прилагательных. От этого зависит Н или НН!
Причастия имеет приставку (кроме не), а прилагательное не имеет.
Если причастие не имеет приставки, у него есть зависимое слово, а у прилагательного нет.
Причастие, не имея приставки, образуется от глаголов совершенного вида.
Причастие образуется от бесприставочных глаголов –ОВА, -ЕВА.
Здание на уровень «3»
Ваша цель: научиться различать причастия и отглагольные прилагательные.
Здание: распределите по колонкам отглагольные прилагательные и причастия, используя изученную орфограмму (самопроверка и самооценка по ключу):
Купле__ый банан, варе__ый картофель, прожаре__ый бифштекс, реза__ый лук, нареза__ый дольками, туше__ое мясо, реза__ый кольцами, солё__ая рыба, маринова__ые огурцы.
Отглагольные прилагательные | Причастия |
|
|
Задание на уровень «4»
Ваша цель: научиться применять правило для написания Н и НН, пользуясь алгоритмом.
Здание: (самопроверка и самооценка по ключу)
1. Преврати прилагательные в причастия, добавив приставки или зависимые слова:
Моченые яблоки –
Квашеная капуста -
2. Преврати причастия в прилагательные:
Тушённое с овощами мясо -
Растопленное масло –
3. Рядом с данными прилагательными запиши причастия с указательными приставками.
Выдели суффиксы причастий:
Жареные – под_____________;
Кипяченый – вс____________;
4. Выделенные сочетания слов замените словами на ОВАННЫЙ:
Вода, насыщенная газами –
Помидоры, которые консервируют–
Задание на уровень «5»
Ваша цель: научиться использовать в своей речи отглагольные прилагательные и страдательные причастия прошедшего времени.
Здание: попробуйте составить рецепт известного вам блюда (например, салата), используя слова на изученное правило.
4) Физминутка для глаз
5) Поучаствуем в кулинарном поединке.
- Наш повар мечтает открыть свой ресторан, давайте поможем ему составить меню.
Работа в группах.
1 команда
Цель: использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя свой выбор.
Задания:
1. Какое блюдо состоит из этих ингредиентов?
2. Составьте рецепт, объясните написание Н или НН.
суше...ые грибы
нареза....ая колбаса
расплавле...ый сыр
варе....ое яйцо
раската...ое тесто
измельче....ые помидоры
Ученики: В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишем нн.
Это пицца. (Чтение рецепта)
Подсказка
Возьмите___
Обмажьте_____
Добавьте____
И киньте _____
Поставьте _____
Готово_____
2команда
Цель: научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий, отглагольных прилагательных; использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя свой выбор.
Задания:
1. Какое блюдо состоит из этих ингредиентов?
2. Составьте рецепт, объясните написание Н или НН.
Печё....ый картофель - печё....ый в духовке картофель,
жаре....ое мясо - жаре....ое с грибами мясо,
реза....ый лук - реза....ый полукольцами лук
Ученики: Причастия, образованные от глаголов несовершенного вида, но имеющие при себе зависимые слова, пишутся с нн. Это мясо по-французски.
Подсказка
Возьмите___
Добавьте_____
И киньте _____
На_____
Обмажьте_____
Поставьте _____
Готово____
3команда
Цель: научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий, отглагольных прилагательных; использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя свой выбор.
Задания:
1. Какое блюдо состоит из этих ингредиентов?
2. Составьте рецепт, объясните написание Н или НН.
маринова....ые огурцы
консервирова....ый горошек
нареза...ые овощи
отваре...ые морковь и картофель
варе..ое яйцо
нашинкова...ый лук
Ученики по мере выполнения задания зачитывают ответы: Причастия, образованные с помощью суффиксов -ова-, -ева-, -ирова-, пишутся с нн.
Это салат-оливье.
Подсказка
Возьмите___
Добавьте_____
Киньте _____
Заправьте_____
- Зачитаем меню.
6) Тест
Цель: контроль изученного материала
1. В каком ряду все слова отглагольные прилагательные?
А) Печё…ый в духовке картофель, плавле…ый сырок;
Б) Реза..ый батон, варё..ный бульон;
В) Вяле…ая рыба, сушё…ые на солнце фрукты
2. В каком ряду все слова страдательные причастия прошедшего времени?
А) Дроблё…ый орех, мороже…ая рыба;
Б) Нашинкова…ый лук, фарширова…ый перец;
В) Маринова…ый салат, тушё…ые овощи
6. Итоги
А теперь, пожалуйста, оцените урок и продолжите высказывания:
Теперь я могу…
Было интересно…
Было трудно…
Урок мне понравился…
Урок мне не понравился…
Мне захотелось…
Мы убедились, что настоящий повар не только прекрасно готовит, но и грамотно пишет.
Выводы по теме урока, самооценка, оценки
7.Домашнее задание
- Параграф 21
- Найдите кулинарный рецепт , где употребляются причастия и отглагольные прилагательные.
или
- Составьте праздничное меню использованием слов на изученную орфограмму.
Приложения
Разноуровневая карточка
Памятка. Как отличить причастия от отглагольных прилагательных. От этого зависит Н или НН!
Причастия имеет приставку (кроме не), а прилагательное не имеет.
Если причастие не имеет приставки, у него есть зависимое слово, а у прилагательного нет.
Причастие, не имея приставки, образуется от глаголов совершенного вида.
Причастие образуется от бесприставочных глаголов с суффиксами –ОВА, -ЕВА.
Выберите и выполните одно из заданий
Здание на уровень «3»
Ваша цель: научиться различать причастия и отглагольные прилагательные.
Здание: распределите по колонкам отглагольные прилагательные и причастия, используя изученную орфограмму (самопроверка и самооценка по ключу):
Купле__ый банан, варе__ый картофель, прожаре__ый бифштекс, реза__ый лук, нареза__ый дольками, туше__ое мясо, реза__ый кольцами, солё__ая рыба, маринова__ые огурцы, топлё_ое молоко.
Отглагольные прилагательные | Причастия |
|
|
Задание на уровень «4»
Ваша цель: научиться применять правило для написания Н и НН, пользуясь алгоритмом.
Здание: (самопроверка и самооценка по ключу)
1. Преврати прилагательные в причастия, добавив приставки или зависимые слова:
Моченые яблоки –
Квашеная капуста –
2. Преврати причастия в прилагательные:
Тушённое с овощами мясо –
Растопленное масло –
3. Рядом с данными прилагательными запиши причастия с указательными приставками.
Выдели суффиксы причастий:
Жареные – под____________;
Кипяченый – вс____________;
4. Выделенные сочетания слов замените словами на ОВАННЫЙ:
Вода, насыщенная газами –
Помидоры, которые консервируют–
Задание на уровень «5»
Ваша цель: научиться использовать в своей речи отглагольные прилагательные и страдательные причастия прошедшего времени.
Здание: попробуйте составить рецепт известного вам блюда (например, салата), используя слова на изученное правило.
1 команда
Цель: использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя выбор Н и НН.
Задания:
1. Какое блюдо состоит из этих ингредиентов?
2. Составьте рецепт этого блюда, объясните написание Н или НН.
суше...ые грибы
нареза....ая колбаса
расплавле...ый сыр
варе....ое яйцо
раската...ое тесто
измельче....ые помидоры
Подсказка
Возьмите___
Обмажьте_____
Добавьте____
И киньте _____
Поставьте _____
Готово_____
2команда
Цель: научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий, отглагольных прилагательных; использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя выбор Н и НН.
Задания:
1. Какое блюдо состоит из этих ингредиентов?
2. Составьте рецепт этого блюда, объясните написание Н или НН.
Печё....ый картофель - печё....ый в духовке картофель,
жаре....ое мясо - жаре....ое с грибами мясо,
реза....ый лук - реза....ый полукольцами лук
Подсказка
Возьмите___
Добавьте_____
И киньте _____
На_____
Обмажьте_____
Поставьте _____
Готово____
3команда
Цель: научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий, отглагольных прилагательных; использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя выбор Н и НН.
Задания:
1. Какое блюдо состоит из этих ингредиентов?
2. Составьте рецепт этого блюда, объясните написание Н или НН.
маринова....ые огурцы
консервирова....ый горошек
нареза...ые овощи
отваре...ые морковь и картофель
варе..ое яйцо
нашинкова...ый лук
Подсказка
Возьмите___
Добавьте_____
Киньте _____
Заправьте_____
Оценочный лист ученика(цы)___класса _______________________________(ФИ)
Оценка | Самостоятельная работа по разноуровневой карточке | Работа в группе | Тест | Итог |
Я себя оцениваю так | 1 задание – 2 задание – 3 задание - |
Оценочный лист ученика(цы)___класса _______________________________(ФИ)
Оценка | Самостоятельная работа по разноуровневой карточке | Работа в группе | Тест | Итог |
Я себя оцениваю так | 1 задание – 2 задание – 3 задание - |
Оценочный лист ученика(цы)___класса _______________________________(ФИ)
Оценка | Самостоятельная работа по разноуровневой карточке | Работа в группе | Тест | Итог |
Я себя оцениваю так | 1 задание – 2 задание – 3 задание - |
Оценочный лист ученика(цы)___класса _______________________________(ФИ)
Оценка | Самостоятельная работа по разноуровневой карточке | Работа в группе | Тест | Итог |
Я себя оцениваю так | 1 задание – 2 задание – 3 задание - |
Оценочный лист ученика(цы)___класса _______________________________(ФИ)
Оценка | Самостоятельная работа по разноуровневой карточке | Работа в группе | Тест | Итог |
Я себя оцениваю так | 1 задание – 2 задание – 3 задание - |
Оценочный лист ученика(цы)___класса _______________________________(ФИ)
Оценка | Самостоятельная работа по разноуровневой карточке | Работа в группе | Тест | Итог |
Я себя оцениваю так | 1 задание – 2 задание – 3 задание - |
Алгоритм правописания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
Определить часть речи
от глагола несов.в от глагола сов.в
отглагольное прилагательное страдательное причастие
определить, есть ли:
- приставка, кроме НЕ;
- зависимое слово;
- –ованный, -ёванный
нет да
пиши Н пиши НН
гружёНая машина разгружеННая машина
гружёННая кирпичом машина
асфальтироваННая дорога
Предисловие из кулинарной книги.
Цель: научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий, отглагольных прилагательных.
Задание: вставить пропущенные буквы в текст.
Хорошего повара иногда называют волшебником, ведь он может из самых обычных продуктов приготовить настоящий шедевр, доставляющий радость и наслаждение людям. Некоторые блюда, приготовл...ые настоящими мастерами поварского искусства, оценивались в целые состояния. Повара - востребова...ые люди. Они нужны в школах, больницах, детских садах, столовых , современных офисах, шикарных ресторанах.
Предисловие из кулинарной книги.
Цель: научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий, отглагольных прилагательных.
Задание: вставить пропущенные буквы в текст.
Хорошего повара иногда называют волшебником, ведь он может из самых обычных продуктов приготовить настоящий шедевр, доставляющий радость и наслаждение людям. Некоторые блюда, приготовл...ые настоящими мастерами поварского искусства, оценивались в целые состояния. Повара - востребова...ые люди. Они нужны в школах, больницах, детских садах, столовых , современных офисах, шикарных ресторанах.
Предисловие из кулинарной книги.
Цель: научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий, отглагольных прилагательных.
Задание: вставить пропущенные буквы в текст.
Хорошего повара иногда называют волшебником, ведь он может из самых обычных продуктов приготовить настоящий шедевр, доставляющий радость и наслаждение людям. Некоторые блюда, приготовл...ые настоящими мастерами поварского искусства, оценивались в целые состояния. Повара - востребова...ые люди. Они нужны в школах, больницах, детских садах, столовых , современных офисах, шикарных ресторанах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»
Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/14/picture-144241-1352914525.jpg)
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
Урок 35 - 7 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-320528-1391775689.jpg)
Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных".
Урок разработан с использованием компонентов ФГОС нового поколения: есть условия для реализации личностных,предметных и метапредметных результатов; на уроке созданы фазы технологического процесса-вызо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/01/picture-337747-1385884749.jpg)
Урок-презентация по русскому языку в 7 классе по теме: "Практикум н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных".
Урок-практикум для отработки знаний по теме "Одна и две -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных" в 7 классе. В презентации представлен материал для сам...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/29/picture-39032-1440796078.jpg)
Конспект урока русского языка в 7 классе " Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"
Конспект урока с презентацией , позволяющий познакомить учащихся с правилами написания - н - и - нн – в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;2. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/09/picture-215914-1362831291.jpg)
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе...
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
Данная презентация содержит материал для проведения урока в 7 класее по теме"Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"...
Комментарии
спасибо
спасибо