Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 35 (7 класс)
Тема: Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных
прилагательных. (§ 21)
Цели: а) закрепить знания о правописании одной и двух букв -н-, полученные на предыдущем уроке;
б) повторить синтаксический разбор и разбор слов по составу;
в) р/р. Вырабатывать навык работы с орфоэпическими нормами.
Урок № 2
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания (по цепочке).
§ 21, выучить правило; упр. 114; выучить исключения.
3. Повторение темы.
Ребята рассказывают о правописании н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
В это время один из учеников записывает на доске исключения, взятые по данной теме на прошлом уроке.
Напишите глаголы, от которых были образованы данные исключения.
— Почему эти слова называются отглагольными прилагательными?
Задание 1.
Распределите словосочетания на две колонки: -н- и -нн-. Обозначьте орфограмму.
Окружённый врагами; аллея, усыпана листьями;
машины, гружённые товаром; желанный гость; тренированный человек;
плетёное кресло; дом построен; прислонённый к стене; решённый вопрос;
Урок 35
(7 класс)
тучи рассеяны; рассеянный свет; неразобранные вещи; рисунок не раскрашен;
не приведён в порядок; незапряжённая лошадь; перчатка связана;
вязаная кофта; смышлёный мальчик; выслушанный рассказ; посажёный отец.
Слова неразобранные и незапряжённая разберите по составу.
Задание 2.
На доске записаны слова, расставьте в них ударение.
Понявший — понятый; поднявший — поднятый;
начавший — начатый; взят — взята; переведён — переведена;
привезён — привезена; нанесён — нанесена; создан — создана.
Задание 3.
Запишите предложения.
Рота солдат вышла на мощеную дорогу.
По дороге, мощенной булыжникам, шла рота солдат.
— Почему в первом предложении в слове мощеная одна буква -н-,
а во втором предложении в слове мощенная — две?
(в первом предложении — прилагательное, образованное от глагола несов. в.; во втором — причастие)
Выполните синтаксический разбор предложений.
Задание 4.
Упр. 123,125.
Выполняются на доске. Три ученика в это время работают по карточкам.
Урок 35
(7 класс)
……………………………………………………………………………………………………….
Карточка № 1.
Спишите, вставьте пропущенные -н- или -нн-, подчеркните изучаемую орфограмму.
Величестве..ая походка; неписа..ый закон; размере..ая жизнь; занавше..ая
шторами; беше..ый нрав; некраше..ое крыльцо; размере..ые движения;
соединё..ые канатам; всклокоче..ые волосы; первозда..ые красоты;
необыкнове..ый человек; нехоже..ые тропинки;
осмол..ое крыльцо; назва..ый брат; украше..а резьбой.
С выделенными словосочетаниями составьте два предложения и выполните их синтаксический разбор.
……………………………………………………………………………………………………….
Карточка № 2.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните изучаемую орфограмму. С выделенными словосочетаниями составьте предложения и выполните их синтаксический разбор.
Явстве..ый голос, замутнё..ая вода; улица дли..а; поноше..ый жилет;
прожжё..ая скатерть; неслыха.. ая наглость; кваше..ая капуста;
огород засея..; жаре.. ая рыба; писа..ые людьми законы; из6алова..ый ребёнок;
потуше..ый костёр; защище..а от пыли; заброше..ый дом;
прищуре..ый глаз; выстрога..ая доска; связа.. ый пучок; озаре.. солнцем;
запуще..ый сад; прида..ое невесты.
……………………………………………………………………………………………………..
Урок 35
(7 класс)
Карточка № 3.
От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, составьте с каждым причастием такое словосочетание, чтобы причастие в нем стало определяемым словом.
Опубликовать, разрешить, скосить, лишить, выполнить, сократить, разгрузить, сжечь, вымостить, разместить.
……………………………………………………………………………………………………….
4. Выводы по уроку.
— Сколько -н- пишется в полных страдательных причастиях? А в кратких?
— Сколько -н- нужно писать в отглагольных прилагательных на – ованный, – ёванный ?
— Сколько -н- пишется в прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов?
А от приставочных?
— Перечислите слова-исключения.
…………………………………………………………………………………………………….
Домашнее задание.
§ 21,22, повторить правила на стр.56, 59; упр. 128.
Карточка № 1. (СЛ) Урок 35 (7 класс)
Спишите, вставьте пропущенные -н- или -нн-, подчеркните изучаемую орфограмму.
Величестве..ая походка; неписа..ый закон; размере..ая жизнь; занавше..ая
шторами; беше..ый нрав; некраше..ое крыльцо; размере..ые движения;
соединё..ые канатам; всклокоче..ые волосы; первозда..ые красоты;
необыкнове..ый человек; нехоже..ые тропинки;
осмол..ое крыльцо; назва..ый брат; украше..а резьбой.
С выделенными словосочетаниями составьте два предложения и выполните их синтаксический разбор.
……………………………………………………………………………………………………….
Карточка № 2. (С) Урок 35 (7 класс)
Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните изучаемую орфограмму. С выделенными словосочетаниями составьте предложения и выполните их синтаксический разбор.
Явстве..ый голос, замутнё..ая вода; улица дли..а; поноше..ый жилет;
прожжё..ая скатерть; неслыха.. ая наглость; кваше..ая капуста;
огород засея..; жаре.. ая рыба; писа..ые людьми законы; из6алова..ый ребёнок;
потуше..ый костёр; защище..а от пыли; заброше..ый дом;
прищуре..ый глаз; выстрога..ая доска; связа.. ый пучок; озаре.. солнцем;
запуще..ый сад; прида..ое невесты.
……………………………………………………………………………………………………..
Карточка № 3. (СР) Урок 35 (7 класс)
От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, составьте с каждым причастием такое словосочетание, чтобы причастие в нем стало определяемым словом.
Опубликовать, разрешить, скосить, лишить, выполнить, сократить,
разгрузить, сжечь, вымостить, разместить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»
Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...
Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»
Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...
презентация "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
прехентация к уроку "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" 7 класс...
Урок русского языка "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ"
Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно опре...
Урок :Одна и две буквы «н» в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква «н» в отглагольных прилагательных
Одна и две буквы «н» в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква «н» в отглагольных прилагательных...
Урок по русскому языку в 7 классе по теме «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных».
Урок в 7 классе. Написание -н- и -нн- у причастий и отглагольных прилагательных....
Урок русского языка в 7 классе. Раздел "Причастие", тема "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов".
Презентация к уроку по разделу "Причастие" с разнообразными заданиями, направленными на повторение и закрепление разных тем из данного раздела....