Конспект урока в 7 классе "Смысловые частицы"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Ревягина Елена Валентиновна

Весь урок  был построен на основе развития системы критического мышления, для этого использовала такие методы как ИНСЕРТ, КЛАСТЕР, СИНКВЕЙН. Все эти приёмы способствуют усвоению детьми не разрозненных, а систематизированных знаний. Полученные на уроке умения и навыки ребята переосмысливают и самостоятельно выстраивают в некую систему. Всё это способствовало проявлению творческой активности учащихся на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r_ya_.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Время

 Этап   урока.

 Деятельность учителя.

Деятельность  ученика.

 Ожидаемый  результат.

2

мин

3

мин

В

Ы


З


О


В

Слово учителя:       -  Здравствуйте, дети! Садитесь. Дежурные скажите, пожалуйста, кого нет в классе. Спасибо.

Слово учителя:               -   Начнём мы сегоднешний

урок с небольшой лексической разминки.Сначала вспомните какие слова мы называем антонимыми? Посмотрите на слова, данные на экране, и подберите к ним антонимы.

  • Родной-
  • Неряшливый-
  • Горький-
  • Светлый-
  • Ложный-
  • Разбитый-
  • Пассивный-

  Слово учителя:          - Друзья мои, должна сказать, что тема уроков зашифрована в словах, которые вы назвали.

 

   Вопрос:    -Как она будет звучать?

   Слово учителя:             -Итак, сегодня мы продолжим говорить о частицах

  Вопрос:  . А что вы знаете об этой части речи?

  Вопрос:    Для чего служит частица как часть речи?

Вспоминают, что такое антонимы.      

Ребята подбирают антонимы к данным на экране словам.

      Работа осуществляется фронтально, на экране появляются подобранные слова.

Дети отвечают на вопросы.

                                                           

Слова одной и той же части речи с противоположным значением. Выразительное средство создания контраста.

  • Чужой
  • Аккуратный
  • Сладкий
  • Тёмный
  • Истинный
  • Целый
  • Активный

      Частица

      Частица – это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.

Служит для образования форм слова.

5

мин.

   

П

Р

О

В

Е

Р

К

А

Д

О

М

А

Ш

Н

Е

Г

О

З

А

Д

А

Н

И

Я

     Слово учителя:    - Ребята проверим домашнее задание, которое было задано на предыдущем уроке.

Вопрос: - Что было задано?

Вопрос: - Какое задание были вами выполнены в упражнении ?

  Слово учителя:           - Прочитайте текст

 « Мама» К. Ибряева выразительно, с чувством восторга.

Слово учителя:            - Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка  выполнения д/з.

Вспомните пожалуйста критерии оценки. Вариант правильного выполнения на экране.

Слово учителя:  В этом предложении подчёркнуты только главные члены предложения . назовите сами второстепенные члены предложения  какие вы выделили в этом предложение..          

     -  Посмотрите внимательно на экран, и скажите, какая ошибка там допущена.

Дети с выражением читают данный текст.(2 человека)

Учащиеся меняются тетрадями и проверяют выполнение д/з, сверяя его с правильным вариантом на экране.

Ребята сами называют второстепенные члены предложения.

Упражнение № 362. & 63

Прочитать с чувством восторга, выписать слова с формообразующими частицами.

…Мама! Мама! С именем этим

Я бы хотел подняться в ракете

Выше самых высоких туч.

Взял бы цветов – миллион букетов

И разбросал бы их над планетой.

Мамы получат их, улыбнутся –

И сразу повсюду наступит лето.

( на мультимедиа)

1.Я бы (хотел)- условное наклонение.

  Взял бы (цветов)- условное наклонение.

  И разбросал бы (их)- условное наклонение.

2.  1.Именем - сущ. (чем?)

     2. Н.ф.- имя

        Пост. пр.- нариц., неодуш., ср.р., разноскл.

        Непост.пр. - в ед.ч., Т.п.

    3.Хотел подняться (с чем?) с именем

3. Мамы получат их, улыбнутся

      И сразу повсюду наступит лето.

( повест., невоск., СП, СБП, состоит из 2 ПП)

.И сразу повсюду….

Это обстоятельство, потому что отвечает на вопросы, наступит (когда?)  сразу, наступит (где?) повсюду, местоимение  их- дополнение т.к. отвечает на вопрос (кого?)

5

мин.

1

мин.

Н

О

В

А

Я

Т

Е

М

А

   1. Вопрос:     – Ребята как вы полагаете, всё ли вы знаете о частице?

  Слово учителя:                - Для  разрешения возникших вопросов предлагаю вам текст для чтения, в котором вы сделаете определённые пометки Тексты  есть у каждого на парте.

Слово учителя:                -   Посмотрите на экран на нём показаны пометки, которые вы ставите в тексте.(INSERT).  На эту работу отводится 2 минуты.

  • - противоречит моим представлениям; вызывает сомнения;

\/- это я знал;

+- новая информация;

?- возник вопрос.

Вопрос:   - Какая информация противоречит вашим представлениям?

Почему ?

Вопрос:   - Какая  информация вызвала у вас вопрос?

Почему?

  Вопрос:   - Какую информацию вы отметили как новую?  

    Прочитайте.

Индивидуальная работа с текстом.

Дети методом маркировки текста при чтении  выделяют новую информацию.

Читают информацию, которую выделили как новую.

                                   

                           Т е к с т

   \/-  Некоторые частицы служат для образования форм слова, например: Приехали бы сегодня артисты. Пусть мальчики встретят артистов у ворот школы.      

     \/-    Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.

?-    Частицы делятся по значению на два разряда: формообразующие и смысловые.

       \/ -   К формообразующим относят частицы, которые служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения; степеней сравнения прилагательных и наречий.

        \/-    Частица  бы (Б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами

         +-  Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении.

   Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении.

2 мин.

4

мин.

5

мин.

Слово учителя:       -      Итак, тема урока сегодня, как вы думаете какая7            

  « Смысловые частицы »

 2 Слово учителя: . – Цель урока познакомится со смысловыми   частицами и закреплять умение отличать частицы от других частей речи.  

      -  Ещё смысловые частицы называют модальными. В толковом словаре  Ожегова даётся такое определение модальности.

      -  Прочитай нам этот текст.

Модальность

. В языкознании: категория, обозначающая отношение говорящего к содержанию высказывания (к действительности) и выражающаяся категориями наклонения глагола, интонацией, модальными словами (например, должен, возможно, необходимо.)

 ( определение высвечивается на экране)

Слово учителя:   Попробуйте своми словами сформулировать определение.

   

Слово учителя:       -Хорошо, а теперь  обратимся к учебнику , & 64 стр.171.

Вопрос: - Какова роль смысловых частиц?

Вопрос:- Что выражают смысловые частицы?

Вопрос:  - В каких стилях речи чаще всего употребляются смысловые частицы?

Слово учителя:          - Возьмите свои  кластеры и дополните их новой информацие

  Вопрос:   - У всех так? Есть что дополнить?

Ученик читает определение на экране мультимедиа

.

Своими словами дают определение модальности.

Работа с учебником.

Ученик читает  параграф, разбираем примеры всем классом.

Отвечают на вопросы.

Самостоятельная работа на местах.

Позже 1человек у доски с целью проверки.

Смысловые частицы    

Модальные частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение.

 Выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.

         Употребляются чаще всего в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи

Если дети устали, то можно провести физ. Минутку.

5

мин.

2

мин

3

мин.

5

мин.

З

А

К

Р

Е

П

Л

Е

Н

И

Е

П

О

Д

В

Е

Д

Е

Н

И

Е

И

Т

О

Г

О

В

 

3.       Слово учителя:          - Обратимся к учебнику, упражнение   №.369

                       - Сформулируйте свою задачу при выполнении упражнения.

                 

 

             

  Вопрос:  Какие ещё задания даны в упражнении?

      Слово учителя: -  В причастии  .не относящийся  тоже есть частица. Не  относится к отрицательным частицам, которые мы будем изучать позже .А  сегодня состоялось предварительное  знакомство. Кстати ,ребята, слово предварительный является словарным словом.

Возьмите тетради и запишите словарные слова: предварительный и чемпион.

Слово учителя:   - Поработайте в парах,  составьте с ними предложения, используя  смысловые частицы, устно.

   Слово учителя:          - Хотелось бы узнать, насколько хорошо вы разобрались в том, что мы сегодня изучали на уроке. Для этого  попрошу вас индивидуально поработать с карточкой 3 минут

  Карточка для индивидуальной работы

  1. Какую роль выполняют частицы как служебные слова?

          а/ они придают смысловые оттенки членам предложения или предложению в целом, а также служат для образования различных грамматических форм.

        б/ они выступают средством связи между частями сложного предложения.

      в/  они являются средством связи между членами предложения.

        г/ они связывают второстепенные члены предложения.

2.       2.    Являются ли частицы знаменательной частью речи?

а/ да

б/ нет

              3.  Различаются ли частицы по своему                зчению?  

а/ нет

б/ да

           4. Могут ли частицы участвовать в образовании новых слов?

а/ да

б/ нет

2 Слово учителя:  -     А теперь обсудим в группах, чем вам показалась интересной частица. Составьте синквейн «Частица».

На эту работу отводится 3 минуты.

ПЛАН:

  • Слово-тема;
  • 2 прилагательных;
  • 3 глагола;
  • яркая фраза; цитата, навеянная темой;
  • итоговое слово, синоним.

Слово учителя:   Прочитайте что увас получилось.

Слово учителя:   Хорошо . Вы хорошо поработали.

  Скажите  что сегодня на уроке мы делали?

Сформулируйте тему урока?

Формулируют  задание упражнения.

Комментированное письмо.

 Заменяют  ли  на вряд ли // едва ли.

3 человека работают у доски:

- разбор по составу

-синтаксический разбор предложения

- морфологический разбор

 Учащиеся записывают слова в тетради: чемпион, предварительный

Словарная работа.

  Работа в парах  устно. 

         Самостоятельная работа.

Дети работают с карточками, выделяя правильные ответы.

     

    Работа в группах.

Дети  работают  группами по 4 человека. (творческое нестандартное задание )

Надо списать, заменяя в каждом примере частицу  ли  частицами, служащими для выражения сомнения. Ответить на вопрос: Как при этом изменится интонация?

         В твоем  докладе мало живых примеров.

Вряд ли он понравится  слушателям.

         В докладе ты нескромно говоришь о себе и своих успехах   Едва ли это  одобрят ребята.

         Доклад у тебя длинноват. Едва  ли ты  закончишь  его за полчаса.

          В середине доклада ты затрагиваешь интересный, но не относящийся к теме вопрос. Вряд ли стоит  это делать?

слушателям

Вряд ли одобрят это ребята. 

( повест., невоск., П. П., двусост., полное, распр.)

    1 .Не относящийся – причастие (какой?)

    2.  Н.Ф.- не относящийся

       пост.пр.-действ., наст. вр.,несов.в.

        непост.пр. - в И.п., ед.ч., м.р.

     3.  Вопрос (какой?) не относящийся

Вряд ли наша футбольн6ая команда станет  чемпионом Европы.

Вот он стал чемпионом .

Разве предварительная работа не нужна.

 Неужели  сок «Чемпион» необходимо предварительно взболтать?

 Карточка для индивидуальной работы

  1. Какую роль выполняют частицы как служебные слова?

          а/ они придают смысловые оттенки членам предложения или предложению в целом, а также служат для образования различных грамматических форм.

        б/ они выступают средством связи между частями сложного предложения.

      в/  они являются средством связи между членами предложения.

        г/ они связывают второстепенные члены предложения.

2.         2.  Являются ли частицы знаменательной частью речи?

а/ да

б/ нет

3 .        3.  Различаются ли частицы по своему значению?

а/ нет

б/ да

           4. Могут ли частицы участвовать в образовании новых слов?

а/ д

б/ нет

  1. частица.
  2. маленькая, служебная.
  3. вносит, дополняет, отрицает.
  4. частица всегда пригодится.

      5.    понравилась!

  1. частица.
  2. служебная, формообразующая.
  3. образует, выражает, служит.
  4. частицы зачастили в гости…
  5. знания!

2

мин.

д/з

Слово учителя:      

  • Параграф № 64

  • упр.№ 370

  • Составьте дома небольшой рассказ на свободную тему с максимальным содержанием частиц.

 

     Записываем в дневники.

     

2

мин.

Р

Е

Ф

Л

Е

К

С

И

Я

Слово учителя:        -И на последок я хотела бы узнать ваше настроение в конце урока.  Выбери из предложенных рисунков тот,  который соответствует твоему настроению после пройденного урока и отметь его.

        

Ребята подбирают нужный рисунок, соответствующий настроению и отмечают его.  

Мне понра-             Мне всё           Мне грустно,

вилось, я                   равно.                   я не всё    

доволен собой.                                     усвоил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 7 класс Частицы. Разряды частиц

Урок для учащихся 7 класса  разработан с использованием модульной технологии. Модуль позволяет ученику, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанные в...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе «Раздельное и дефисное написание частиц»

Данный урок позволяет формировать знания о правописании частиц; развивать у учащихся умение работать в группе, развивать познавательный интерес, речь, внимание, творческое мышление; воспитать стремлен...

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

План-конспект урока по теме "Частица - служебная часть речи"

Урок проводится с ипользованием  элементов сингапурской методики...

конспект урока по теме "Разряды частиц.Формообразующие частицы"в 7 классе

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "рАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ.ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ!"УРОК ПРОВЕЛА СЕГОДНЯ!РЕБЯТАМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ.  РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНО И ПРЕЗЕНТАЦИЯ...

Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Частица. Разряды частиц по значению\'\' (6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему ''Частица. Разряды частиц по значению'' (6 класс)...

Конспект урока по теме: Частицы (повторение)

Конспект открытого урока в 7 классе по русскому языку: "Повторение по теме "Частицы"....


 

Комментарии

Какой интересный урок, для себя тоже кое-что взяла. Спасибо.