Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
92_pryamaya_rech.doc | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия
План занятия № 92 по дисциплине «Русский язык» в 8 классе
Тема занятия: Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.
Тип занятия: урок изучения нового материала.
Вид занятия: урок-беседа.
Методы обучения: повторение, объяснение учителя, работа схемами и таблицей, выразительное чтение.
Класс | Дата |
Цели:
а) образовательные:
– углубление понятия «прямая речь», выработка навыков постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, навыков правильной интонации в таких предложениях;
б) развивающие:
– развивать умение работать дифференцированно;
– развитие интеллектуальной сферы, развитие речи, памяти;
– формировать умение характеризовать предложение;
– развивать печь учеников;
в) воспитательные:
– воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к родному языку;
– способствовать формированию и укреплению чувства дружбы и товарищества;
– способствовать формированию основ мировоззренческой и нравственной культуры учащихся.
Оборудование: учебник.
Ход занятия:
I. Организационный момент (1 – 2 мин.).
Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места.
II. Сообщение темы занятия, постановка цели и задачи занятия (3 – 5 мин.).
Сегодня мы изучим тему «Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них». Наша задача – углубление понятия «прямая речь», выработка навыков постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, навыков правильной интонации в таких предложениях.
III. Проверка знаний учеников (8 – 10 мин.).
IV. Подведение итогов проверки (1 мин.).
1. Лингвистическая разминка.
Словарный диктант:
Колорит, зодчество, апофеоз, информация, монумент, воображение, талантливый, секретарь, стипендия, митинг, депутат, диплом, постамент, пьедестал, каникулы, сезон, фантазия, информировать.
2. Проверка домашнего упражнения.
V. Изложение нового материала (15 – 20 мин.).
1. Слово учителя
Способов передачи речи довольно много. Это, во-первых, предложения с прямой речью. Прямая речь – это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес или написал.
Уточним.
Во-первых, воспроизвести можно не только слова, но и мысли: «Только бы меня не спросили!» – подумал Андрей.
Во-вторых, выражение «чужая речь» условно. И сам говорящий может воспроизвести свою речь. Например: Я попросил учителя: «Повторите, пожалуйста, вопрос».
Можно использовать косвенную речь. Например: Я попросил, чтобы учитель повторил вопрос.
Эту же информацию можно передать предложением с дополнением: Я попросил учителя повторить вопрос.
Обратимся сначала к уже знакомой вам прямой речи.
2. Повторение.
– Вспомните, что такое прямая речь? Приведите примеры предложений с прямой речью.
– Как называются слова говорящего (пишущего)?
– Как ставятся знаки препинания при прямой речи?
3. Работа с учебником.
Прочитайте §35, найдите новую для вас информацию о прямой речи, и знаках препинания при ней.
4. Составление таблицы «Схемы предложений с прямой речью»
Схемы | Примеры |
А: «П». | Фотограф пошутил: «Сейчас вылетит птичка». |
А: «П!» | Прозвучала команда: «На старт!» |
А: «П?» | Она тихо произнесла: «Можете ли вы простить меня?» |
«П», – а. | «Лесть и трусость – самые большие пороки», – громко промолвила Ася. |
«П!» – а. | «Внимание!» – вдруг раздался голос из динамиков. |
«II?» – а. | «Который час?» – спросил прохожий. |
«П, – а, – и». | «Мы решили, – продолжал заседатель, – с вашего дозволения остаться здесь ночевать». |
«П! – а. – II». | «Вот это приключение! – воскликнул Том. – Об этом я и мечтал». |
«П? – а. – П». | «А что же главный герой? – подумает читатель. Хотелось бы узнать, что с ним случится дальше». |
«П, – а. – П». | «Моя работа кончена, Паоло, – сказал он мне однажды. – Береги себя и возвращайся домой». |
Комментарий к таблице. Можно попросить учеников устно привести свои примеры на разные случаи предложений с прямой речью. Добавим, что этими схемами не исчерпываются варианты таких предложений. Например, восклицательный и вопросительный знаки могут стоять в обеих частях прямой речи, разорванной словами автора.
Понаблюдаем, какие глаголы со значением речи и мысли встретились в примерах. Добавим другие примеры.
5. Тренировочные упражнения.
Упр. 392 – устно; выразительное чтение; составление схем предложений – письменно.
Упр. 393 (I) – письменно. Предварительно прочитать предложения, соблюдая правильную интонацию, ответить на вопрос упражнения.
VI. Закрепление изученного материала, применяемая методика – формулировка учащимися основных положений изложенного материала (1 – 2 мин.).
Итак, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Сделай вывод по плану, записанному на доске.
Сегодня на уроке
Повторили…
Узнали…
Учились…
Наблюдали…
Познакомились…
Сделали вывод…
Кроме этого…
VII. Подведение итогов проведенного урока (1 – 2 мин.).
VIII. Задание для самостоятельной работы учеников во внеурочное время (1 мин.).
1. §35, упр. 393 (II); придумать примеры к схемам таблицы.
IХ. Литература, необходимая для подготовки к занятию
1. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М.: Просвещение, 2011.
Подпись преподавателя:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок диагностирующего контроля по теме: "Знаки препинания в предложениях с прямой речью".
Цели урока: повторить и обобщить сведения о прямой речи; выработать навык расстановки знаков препинания при прямой речи; выработать навык расстановки знаков препинания при прямой речи...
Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в предложениях с прямой речью".
Конспект урока предназначен для учащихся школ 7 вида....
Технологическая карта урока русского языка для 8 класса по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"
Технологическая карта урока русского языка для 8 класса по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"...
Пунктуационный графический (схематический) диктант для 8 класса по теме: "Знаки препинания в предложении с прямой речью"
Представленный диктант обучающего харатктера позволит обобщить знания о правилах постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Данный вид диктанта формирует у учеников умение слушать , р...
Графический диктант для 6 класса по теме: "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"
Представленный в материалах диктант обучающего характера направлен на актализацию и проверку знаний учащихся по теме: "Знаки препинания в предложениях с прямо речью". Интересная форма работы...
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Предложения с косвенной речью
Маршрутный лист дистанционного урока...
Тест по русскому языку на тему "Знаки препинания в предложениях с прямой речью" (5 класс)
Тест по русскому языку, проверяющий усвоение учащимися темы "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"....
Комментарии
спасибо
спасибо