Конспект урока "Предложения со сравнительными оборотами"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Подробно разработанный урок с интересными и творческими заданиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlozheniya_so_sravnitelnymi_oborotami.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тишко Яна Александровна
ГБОУ гимназия № 586, г.Санкт-Петербург
Учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема: «Предложения со сравнительными оборотами»
Материал к уроку: презентация, видео
Цель урока: познакомить учащихся с новой темой «Предложения со сравнительными оборотами»
Планируемые результаты
Личностные:
-проявлять позитивное отношение к чувствам других учеников и готовность к сотрудничеству (слушать устные ответы одноклассников и работа в парах);
-проявлять творчество при выполнении задания (придумывать интересные предложения с нестандартными сравнительными оборотами);
-осознавать успешность своей деятельности (поощрение ответов учителем).
Метапредметные:
- Познавательные
-предъявлять информацию в различных языковых формах (письменно и устно);
-извлекать информацию в соответствии с целью;
-строить рассуждения, выводы (о роли сравнений).
- Коммуникативные
-адекватно отвечать на поставленные вопросы;
-работать в паре;
-уважительно взаимодействовать с другими учениками;
-участвовать в диалоге.
- Регулятивные
-преодолевать затруднения и последовательно идти к достижению поставленной цели (выполнение упражнений).
Предметные – освоение новой темы «Предложения со сравнительными оборотами».
Этап урока | Деятельность учащихся | Задания для учащихся на этапах урока |
1.Организация начала урока | Запись темы, плана урока и задания | 1.Приветствие учеников 2.Чтение учителем предложений: Черные, как мокрая смородина, глаза уставились на меня (Л.Н.Толстой). Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов). Жизнь, как подстреленная птица, подняться хочет и не может (Тютчев). 3.Вопрос: Что объединяет эти предложения? Предполагаемый ответ: Везде что-то сравнивается с чем-то. А как это называется? 4.Вопрос: Вы догадались, какая будет тема сегодняшнего урока? Ответ: Да, «Сравнения», «Сравнительный оборот», «Предложения со сравнительными оборотами». Дети записывают число, классная работа, тему урока. 5.Задание, с которым ученики могут не справиться. Вызывается ученик и записывает одно из предложений на доске (скорее всего, не обособляет оборот запятыми). Учитель: «В этом предложении сделана ошибка, поэтому сегодня мы не только научимся употреблять сравнительные обороты, но и узнаем, как выделяются они на письме». |
2.Актуализация знаний | Письменное задание | Повторение предыдущих тем «Обращение», «Однородные члены» и «Вводные слова». Учащимся предлагается записать в тетрадях (а некоторым по очереди у доски) 4 предложения, найти там обращения, однородные члены и вводные слова, объяснить постановку знаков препинания. Примеры: 1.Люблю тебя, Петра творенье. 2.Дом, двор, сад – всё было покрыто туманом. 3.Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела. 4.Я, наверное, не успею сделать уроки. Вопрос: Во всех ли предложениях вы нашли обращения, однор. члены и вводные слова? Нет, в 3-м предл-и есть сравнение! |
3.Освоение нового учебного материала | Выполнение заданий устно и письменно по каждому пункту плана | Количество заданий соответствует пунктам плана. 1.Чтение учениками справочного материала: Сравнительный оборот – одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом. Сравнительные обороты на письме выделяются запятыми. 2.Устное выполнение упражнения в учебнике Задание: прочитать предложение, вставляя пропущенные знаки препинания и объясняя их постановку Упражнение 1)Плыл как лодочка лист по воде (Левитанский). 2)Как дым седая мгла мороза застыла в сумраке ночном (Бунин). 3)На закат ты розовый похожа и как снег лучиста и свежа (Есенин). 4)Как золотая птичка дрожит огонь впотьмах (Тарковский). 5)Ветер всхлипывал словно дитя за углом потемневшего дома (Рубцов). 3.Отрывок из обучающего видео https://www.youtube.com/watch?v=nYZQYXlk-Hw (наглядность материала). 4.Слайд презентации или в раздаточном материале – высказывание Белинского о поэзии Пушкина, опуская сравнит.обороты: Стих Пушкина нежный, сладостный, мягкий, как ______, тягучий и густой, как____,яркий, как ____, прозрачный и чистый, как___, душистый и благовонный, как___, крепкий и могучий, как____. Задание: подобрать собственные сравнит. обороты и восстановить смысл высказывания. После этого показать, как было у Белинского. Вывод (формулируется вместе с учащимися): мы не только должны научиться находить сравнения в тексте и правильно ставить знаки препинания, но и обогащать свою речь сравнительными оборотами. 5.Физкультминутка. 6.Творческое задание. Каждому ряду дается своя тема «Зима», «Новый год», «Мой город». Задание для каждой пары учеников: придумать маленький текст на заданную тему со сравнительными оборотами. 7.Возвращение к первому заданию. Вопрос: Ребята, теперь вы поняли, как нужно было написать первое предложение? (Да!) Тогда исправьте вашу ошибку и больше никогда ее не повторяйте. |
4.Диагностика освоения темы урока | Выполнение задания урока (письменно и устно) всеми учащимися. | |
5.Домашнее задание | Запись в дневнике | Упражнение из учебника. |
6.Подведение итогов | Обсуждение оценок за урок | Выборочная проверка тетрадей. Ф.И. учащихся: Кузьмаков Дмитрий Горбатюк Ксения Корогодин Тимур Александров Петр Соколова Анна |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Сравнительный оборот"
Урок русского языка в 11 классе закрепляет представления школьников о сравнительных оборотах, формирует навыки грамотного пунктуационного оформления сравнительного оборота; совершенствует умения употр...
Диагностика знаний по теме "Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами"
Задание в формате теста для подготовке к ГИА....
Презентация "Сравнительные обороты"
Презентация об обособлении сравнительных оборотов...
«Отсутствие или наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот».
Открытый урок русского языка в 8 классе на тему: «Отсутствие или наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот».Цель урока:1) закрепление представлений школьников о сравнительных оборот...
Сравнительный оборот
Конспект урока по русскому языку...
Методическая разработка урока английского языка "Сравнительный оборот"
Форма проведения - аудиторное занятиеЦель: совершенствовать знания, умения, навыки обучающихся в употреблении вышеназванного оборота в устной и письменной речи.Задачи: 1) развивать навыки говорения в ...
Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК
Данная презентация поможет учителю в объяснении такой достаточно трудной темы, как постановка или отсутствие запятой перед союзом как....