Конспект урока "Предложения со сравнительными оборотами"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тишко Яна Александровна

Подробно разработанный урок с интересными и творческими заданиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozheniya_so_sravnitelnymi_oborotami.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тишко Яна Александровна

ГБОУ гимназия № 586, г.Санкт-Петербург

Учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема: «Предложения со сравнительными оборотами»

Материал к уроку: презентация, видео

Цель урока: познакомить учащихся с новой темой «Предложения со сравнительными оборотами»

Планируемые результаты

Личностные:

-проявлять позитивное отношение к чувствам других учеников и готовность к сотрудничеству (слушать устные ответы одноклассников и работа в парах);

-проявлять творчество при выполнении задания (придумывать интересные предложения с нестандартными сравнительными оборотами);

-осознавать успешность своей деятельности (поощрение ответов учителем).

Метапредметные:

  • Познавательные

-предъявлять информацию в различных языковых формах (письменно и устно);

-извлекать информацию в соответствии с целью;

-строить рассуждения, выводы (о роли сравнений).

  • Коммуникативные

-адекватно отвечать на поставленные вопросы;

-работать в паре;

-уважительно взаимодействовать с другими учениками;

-участвовать в диалоге.

  • Регулятивные

-преодолевать затруднения и последовательно идти к достижению поставленной цели (выполнение упражнений).

Предметные – освоение новой темы «Предложения со сравнительными оборотами».

Этап урока

Деятельность учащихся

Задания для учащихся на этапах урока

1.Организация начала урока

Запись темы, плана урока и задания

1.Приветствие учеников

2.Чтение учителем предложений:

Черные, как мокрая смородина, глаза уставились на меня (Л.Н.Толстой).

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов).

Жизнь, как подстреленная птица, подняться хочет и не может (Тютчев).

3.Вопрос: Что объединяет эти предложения? Предполагаемый ответ: Везде что-то сравнивается с чем-то. А как это называется?

4.Вопрос: Вы догадались, какая будет тема сегодняшнего урока? Ответ: Да, «Сравнения», «Сравнительный оборот», «Предложения со сравнительными оборотами». Дети записывают число, классная работа, тему урока.

5.Задание, с которым ученики могут не справиться. Вызывается ученик и записывает одно из предложений на доске (скорее всего, не обособляет оборот запятыми). Учитель: «В этом предложении сделана ошибка, поэтому сегодня мы не только научимся употреблять сравнительные обороты, но и узнаем, как выделяются они на письме».

2.Актуализация знаний

Письменное задание

Повторение предыдущих тем «Обращение», «Однородные члены» и «Вводные слова».

Учащимся предлагается записать в тетрадях (а некоторым по очереди у доски) 4 предложения, найти там обращения, однородные члены и вводные слова, объяснить постановку знаков препинания. Примеры:

1.Люблю тебя, Петра творенье.

2.Дом, двор, сад – всё было покрыто туманом.

3.Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела.

4.Я, наверное, не успею сделать уроки.

Вопрос: Во всех ли предложениях вы нашли обращения, однор. члены и вводные слова?

Нет, в 3-м предл-и есть сравнение!

3.Освоение нового учебного материала

Выполнение заданий устно и письменно по каждому пункту плана

Количество заданий соответствует пунктам плана.

1.Чтение учениками справочного материала: 

Сравнительный оборот – одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом.

Сравнительные обороты на письме выделяются запятыми.

2.Устное выполнение упражнения в учебнике Задание: прочитать предложение, вставляя пропущенные знаки препинания и объясняя их постановку

Упражнение

1)Плыл как лодочка лист по воде (Левитанский).

2)Как дым седая мгла мороза застыла в сумраке ночном (Бунин).

3)На закат ты розовый похожа и как снег лучиста и свежа (Есенин).

4)Как золотая птичка дрожит огонь впотьмах (Тарковский).

5)Ветер всхлипывал словно дитя за углом потемневшего дома (Рубцов).

3.Отрывок из обучающего видео https://www.youtube.com/watch?v=nYZQYXlk-Hw (наглядность материала).

4.Слайд презентации или в раздаточном материале – высказывание Белинского о поэзии Пушкина, опуская сравнит.обороты:

Стих Пушкина нежный, сладостный, мягкий, как ______, тягучий и густой, как____,яркий, как ____, прозрачный и чистый, как___, душистый и благовонный, как___, крепкий и могучий, как____.

Задание: подобрать собственные сравнит. обороты и восстановить смысл высказывания. После этого показать, как было у Белинского.

Вывод (формулируется вместе с учащимися): мы не только должны научиться находить сравнения в тексте и правильно ставить знаки препинания, но и обогащать свою речь сравнительными оборотами.

5.Физкультминутка.

6.Творческое задание. Каждому ряду дается своя тема «Зима», «Новый год», «Мой город». Задание для каждой пары учеников: придумать маленький текст на заданную тему со сравнительными оборотами.

7.Возвращение к первому заданию. Вопрос: Ребята, теперь вы поняли, как нужно было написать первое предложение? (Да!) Тогда исправьте вашу ошибку и больше никогда ее не повторяйте.

4.Диагностика освоения темы урока

Выполнение задания урока (письменно и устно) всеми учащимися.

5.Домашнее задание

Запись в дневнике

Упражнение из учебника.

6.Подведение итогов

Обсуждение оценок за урок

Выборочная проверка тетрадей.

Ф.И. учащихся:

Кузьмаков Дмитрий

Горбатюк Ксения

Корогодин Тимур

Александров Петр

Соколова Анна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Сравнительный оборот"

Урок русского языка в 11 классе закрепляет представления школьников о сравнительных оборотах, формирует навыки грамотного пунктуационного оформления сравнительного оборота; совершенствует умения употр...

Презентация "Сравнительные обороты"

Презентация об обособлении сравнительных оборотов...

«Отсутствие или наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот».

Открытый урок русского языка в 8 классе на тему: «Отсутствие или наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот».Цель урока:1) закрепление представлений школьников о сравнительных оборот...

Сравнительный оборот

Конспект урока по русскому языку...

Методическая разработка урока английского языка "Сравнительный оборот"

Форма проведения - аудиторное занятиеЦель: совершенствовать знания, умения, навыки обучающихся в употреблении вышеназванного оборота в устной и письменной речи.Задачи: 1) развивать навыки говорения в ...

Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК

Данная презентация поможет учителю в объяснении такой достаточно трудной темы, как постановка или отсутствие запятой перед союзом как....