Простые и сложные предложения
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Тема урока: Простые и сложные предложения
Цель урока: отличать простое предложение от сложного, учиться различать ССП, СПП и БСП, отрабатывать навыки расстановки знаков препинания в простых и сложных предложениях, умение строить схемы.
Воспитательная цель: воспитывать у школьников патриотические чувства: любовь к Родине, своему народу, выдающимся личностям, которыми по праву может гордиться наш народ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока Простые и сложные предложения | 38.5 КБ |
Презентация | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Простые и сложные предложения (продолжение темы).
Цель урока: отличать простое предложение от сложного,
учиться различать ССП, СПП и БСП, отрабатывать навыки расстановки
знаков препинания в простых и сложных предложениях, умение строить
схемы.
Наибольшее количество ошибок было допущено в административном контрольном диктанте в СПП. Поэтому именно им будет посвящена большая часть нашего урока.
Воспитательная цель: воспитывать у школьников патриотические чувства: любовь
к Родине, своему народу, выдающимся личностям, которыми
по праву может гордиться наш народ.
Методы: слово учителя, самостоятельная и творческая работа учащихся,
активизации мыслительной деятельности школьников путём
привлечения художественного текс, фотографий.
Тип урока: обобщение изученного
Оборудование урока: фотографии дома-музея А.П. Чехова в Мелехове,
текст стихотворения Людмилы Татьяничевой
« Берёзы Освенцима».
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Повторение изученного.
Начнём урок с повторения. Запишем под диктовку предложение и вы объясните знаки препинания в нём.
В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (А.П. Чехов).
- Кому принадлежат эти слова?
- Какие члены предложения называются однородными?
- Когда мы ставим тире при однородных членах предложения?
-Составьте схему предложения, напишите его характеристику.
(Прост., повеств., невоскл., распр., двусост., осложн. однородн. чл. предл. с обобщ. сл.)
Эти слова уже звучали на одном из наших уроков, они были записаны в виде эпиграфа к уроку.
- Напомните, о каких двух сторонах человеческой личности здесь говорится?
(о внешнем и внутреннем мире человека)
- С внешностью у нас всё в полном порядке. «Мы все красивы от рожденья»,- так писал Николай Доризо.
- Но что необходимо делать человеку, чтобы не испортить свою первозданную красоту?
( Воспитывать в себе лучшие качества)
- Какие?
- Честность,
- порядочность,
- доброту,
- милосердие,
- скромность,
-доброжелательность,
- взаимопомощь…
- Это нравственные качества.
Нравственность - внутренние, духовные качества
правила поведения, которыми
руководствуется человек
в своей жизни.
Выберите любые три из них, которые, на ваш взгляд, вам нужно в себе воспитывать и введите их в СПП.
Порядочность, честность и доброта – это нравственные качества, которые мы должны развивать в себе.
(Повеств., невоскл., СПП, сост. из 2-х прост. предл. : 1. главное, двусост. распр., осл. однородн.
подлеж.; 2. придаточное, двусост., распр.)
Послушайте стихотворение Людмилы Татьяничевой « Берёзы Освенцима»
-Каково стихотворение по содержанию?
( трогательное, печальное, скорбное)
С какой целью фашисты посадили у дверей ада берёзки?
(чтобы берёзки напоминали людям о Родине)
- А зачем поэтесса написала о берёзах Освенцима? Какова основная мысль стихотворения?
(Даже природа против нечеловеческих поступков нелюдей)
- Зачитайте строчки, выражающие основную мысль.
Природа молила фашистов, чтобы они не сжигали людей.
( Повеств., невоскл., СПП, сост. из 2-х простых предл.: 1-главн., 2- прид., двусост., распр.,)
- Найдите ещё одно СПП предложение в тексте. Запишите его и составьте схему.
Наш народ не только непобедим, но и удивителен, богат душой. В годы Великой Отечественной войны, в 1943 году, приступили к организации дома-музея А.П. Чехова в Мелехове. В 1940 году жители этой деревни обратились с просьбой к правительству Москвы присвоить имя А.П. Чехова начальной школе, построенной Антоном Павловичем .
Они просили установить мемориальную доску на флигеле, в котором прежде всего была написана знаменитая во всём мире «Чайка».
Текст:
1. В Мелихове Чеховы начали вести натуральное хозяйство, и на стол шли
собственные овощи, молоко своих коров, масло, грибы, ягоды, фрукты.
2. Вечерами в уютной гостиной спокойно поблёскивал в пламени керосиновых
ламп выпуклый бок рояля.
3. Гости пели под аккомпанемент, а Мария Павловна и Николай Павлович рисовали их.
4. Счастливый дом называли его те, кому довелось побывать здесь.
Задание к тексту:
-Укажите верную характеристику предложения №3 (вариант I ):
№ 1 ( вариант II ):
- простое
- сложноподчинённое
- сложносочинённое
- бессоюзное
Дополнительное задание для знатоков русского языка:
- Выпишите из 1-го предложения текста словосочетание с
согласованием (натуральное хозяйство, собственные овощи)
управлением (молоко коров, вести хозяйство, шли на стол,
вести в Мелехове)
примыканием ( начали вести)
--Найдите примыкание во 2-м предложении (спокойно поблёскивал)
Домашнее задание: упражнение 226.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Антон Павлович Чехов 1860-1985
Как создавался музей В 1940 году жители деревни Мелихово обратились с просьбой к правительству Москвы присвоить имя А.П.Чехова начальной школе, построенной Антоном Павловичем. Они просили также установить мемориальную доску на флигеле, в котором была написана знаменитая во всем мире «Чайка». В суровые годы Великой Отечественной войны, в 1943 году, приступили к организации музея и библиотеки Антона Павловича Чехова в Мелихове.
На крыльце мелиховского дома
Письменный стол писателя
Книги с чеховскими автографами
Аллея вязов в саду
Личные вещи доктора чехова
Уголок кабинета в мелихове
Картина кисти м.П.Чеховой
Флигель, где была написана «Чайка»
Кабинет во флигеле
Старый мелиховский колодец
Церковь в мелихове
Подумайте и ответьте Известный русский художник Исаак Левитан называл семью Чеховых самой трудолюбивой и самой одарённой. Как вы думаете, почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 5 классе по теме: «Простые и сложные предложения. Обобщение»
Данный материал представляет собой конспект урока по теме "Простые и сложные предложения. Обобщение" Урок построен при помощи интерактивной доски. Это позволило быстро в игровой форме проверить ...
Конспект урока по теме "Повторение синтаксиса простого и сложного предложений"
Урок обощающего повторения и ситематизации знаний по теме "Синтаксис и пунктуация"....
Урок русского языка в 5 классе по теме"Простые и сложные предложения"
Урок с подробнейшим конспектом урока, соответствующим всем требованиям. К конспекту прилагается презентация и ссылка на электронный образовательный ресурс сети Интернет, который можно использовать пол...
5. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание А19 «Пунктуация в простом и сложном предложениях»
Данный лингвистический практикум поможет выявить степень сформированности у старшеклассников умения проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложения,а именно: умения различать просто...
Урок русского языка в 5 классе" Простые и сложные предложения"
Урок проводится после изучения темы " Сложные предложения"...
Урок русского языка в 5 классе (конспект)" Простые и сложные предложения"
Урок проводится после изучения темы "Сложные предложения"...
Рабочая программа элективного курса «Сложные вопросы синтаксиса простого и сложного предложения»
Цели изучения элективного курса: Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо...