Лингвистическая игра "В стране чудесных слов"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Чаленко Вера Глебовна

Лингвистическая игра «В стране чудесных слов» для учащихся 6 классов

( занятие кружка по русскому языку в рамках внеурочной деятельности)

Цели: расширить знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология»;

развивать логическое мышление и интеллектуальный уровень;

воспитывать уважение к слову, речевой культуре, к языку как наследию, доставшемуся от наших предков.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, маршрутные листы для команд, рейтинговые листы для членов жюри.

Учащиеся делятся на 2 команды, выбирается капитан. Команды получают задания: придумать название своей команде, девиз и эмблему, подготовить рекламу предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskaya_igra.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Учебный Ершовского района Саратовской области»

Лингвистическая игра «В стране чудесных слов»

для учащихся 6 классов

(занятия кружка по русскому языку в рамках внеурочной деятельности) 

Автор: учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Чаленко Вера Глебовна

Лингвистическая игра «В стране чудесных слов» для учащихся 6 классов

( занятие кружка по русскому языку в рамках внеурочной деятельности)

 Цели: расширить знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология»;

           развивать  логическое мышление и интеллектуальный уровень;

           воспитывать уважение к слову, речевой культуре, к языку как наследию, доставшемуся от наших предков.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, маршрутные листы для команд, рейтинговые листы для членов жюри.

Учащиеся делятся на 2 команды, выбирается капитан. Команды получают задания: придумать название своей команде, девиз и эмблему, подготовить рекламу предмету.

Ход игры.

Ведущий: Любите ли вы путешествовать? Почему вас так привлекают путешествия?(ответы учащихся)

 Сегодня мы отправляемся путешествовать. Наши странствия будут необычными, ведь побываем мы в стране чудесных слов. Ее вы не найдете на карте, ее нет даже во Вселенной. Эта страна существует в русском языке и называется «Лексико-фразеология». Каждая команда получила маршрутный лист, где отмечен путь, по которому мы должны с вами пройти.

  1. Первый пункт нашего путешествия «Давайте познакомимся»

Капитаны  представляют свои команды- название, девиз, эмблема.

  1. Перед дальней дорогой надо проверить, как команды готовы к испытаниям.

Разминка. Первой начинает команда, которая быстрее даст ответ на вопрос «Наука, которая изучает слово и его лексическое значение»

Замени одним словом, в котором обязательно должна быть шипящая :

  • Место соединения сшитых кусков ткани(шов)
  • Детеныш галки(галчонок)
  • Глухой шум(шорох)
  • Презрительное название ненасытного человека(обжора)
  • Сладость, может быть молочным, горьким(шоколад)
  • Асфальтированная дорога(шоссе)
  • Наездник(жокей)
  • Артист цирка, манипулирующий различными предметами(жонглер)
  1. Ведущий. Мы прибыли в город Синонимоград.

Задание для команд:  к словам подобрать синонимы: холод, белый, смеяться; жара, идти, веселый.

  1. Ведущий: Следующий  пункт нашего путешествия славный город Антонимов.

Задание для команд:  Дополнить пословицы антонимами.

Ученье- свет, а неученье-_________(тьма).

Встречают по одежке, а __________(провожают) по уму.

Маленькое дело лучше _________(большого) безделья.

Корень учения горек, да плод его_________(сладок)

На печи не храбрись, а в поле не__________(трусь).

На голове густо, а в голове________(пусто).

  1. Ведущий: Нас встречает прекрасный город Омонимск.

Задание для команд:  Придумать словосочетания(предложения), поясняющие значение слов: коса, ключ, косить, лук

  1. Ведущий: Пока команды выполняют задание, мы предлагаем пассажирам показать свои знания.

Замените одним словом.

Кто над нами вверх ногами(муха)

У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море(тень)

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает(собака)

Не лает, не кусает, а в дом не пускает(замок)

  1. Конкурс капитанов:

Составьте слово: алкви, никйча, качаш, безарё, льпера, лутбоф, лоркес, отереш( вилка, чайник, чашка, береза, апрель, футбол, кресло, решето).

  1. Ведущий: Чтобы дальше ехать, команды должны без капитана собрать сложные слова.

Студ    ход

Паро    лёт

Сбер    театр

Само    билет

Спорт  касса

Кино    грамм

Теле     кран

Стоп     зал

Кило     фон

  1. Ведущий: Перед нами волшебное место Фразеологический край.

Задание для команд: Выполнение задания на время(2 мин). В тексте найти фразеологические обороты, подчеркивают их и по возможности объясняют значение.

Глупые сороки.

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны- известные любители сыра, об этом еще Крылов писал. А вороны тут как тут. Видно, нюхом почуяли находку. Вот одна кружиться, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа.

Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда не возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо ворон считать!

  1. Ведущий: В каждом путешествии обязательно встречаются тайны и загадки. Вот и предлагаем мы вам отгадать загадку- пантомиму.

От каждой команды выходит один ученик, который должен изобразить пословицу, а команда должна угадать пословицу.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

В трех соснах заблудился.

  1. Ведущий: С шуткой жить веселей, путь короче, дорога легче. Предлагаем вам на загадку дать отгадку:
  • Это не белье, а их часто развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные; не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не цветы, а вянут(уши)
  • Его советуют искать в поле, когда кто-либо исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит, после чего он свистит  в карманах(ветер).
  1. Ведущий: В каждом городе есть свои достопримечательности. Есть они и в нашем крае, но чтобы к нам приезжали туристы, нам следует открыть магазин «Несуразных вещей».

Задание для команд: прорекламируйте предмет так, чтобы покупатель-турист захотел его купить( кактус, фантик, пустая бутылка, жвачка, джинсы без штанины).

  1. Ведущий: Вот и подошло к завершению наше необычное путешествие в страну чудесных слов. Мы узнали много интересного и полезного, познакомились с чудесами интеллекта. В мире еще много мест, где мы не были, но читая книги, изучая русский язык,  можно путешествовать и дома.
  2. Подведение итогов, награждение победителей и лучших игроков( жюри объявляет результаты после каждого конкурсного задания)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Экскурсия по стране Синтаксис (лингвистическая игра), 5 класс

Данная разработка позволяет обобщить  изученный материал по теме "Синтаксис" в 5 классе. Это увлекательный урок-путешествие по станциям "Повторяй-ка", "Узнавай-ка", "Убирай-ка" и т.д....

Лингвистическая игра "Искусство владения словом"

Игра развивает орфоэпическую грамотность учащихся, воспитывает любовь к родному языку, развивает творческие способности детей, участвующих в сценических постановках....

Урок-игра по русскому языку для 5 класса "В стране чудесных слов".

Конкурсы и игры по русскому языку, занимательные задания....

ДЕЛОВАЯ ИГРА - "Дружба - чудесное слово!"

Цель занятия: воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.Интересная и серьёзная тема занятия.Будем говорить… а вот о чём, вы узнаете, когда послушаете сказку.....