Лингвистическая игра "В стране чудесных слов"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Лингвистическая игра «В стране чудесных слов» для учащихся 6 классов
( занятие кружка по русскому языку в рамках внеурочной деятельности)
Цели: расширить знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология»;
развивать логическое мышление и интеллектуальный уровень;
воспитывать уважение к слову, речевой культуре, к языку как наследию, доставшемуся от наших предков.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, маршрутные листы для команд, рейтинговые листы для членов жюри.
Учащиеся делятся на 2 команды, выбирается капитан. Команды получают задания: придумать название своей команде, девиз и эмблему, подготовить рекламу предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskaya_igra.doc | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Учебный Ершовского района Саратовской области»
Лингвистическая игра «В стране чудесных слов»
для учащихся 6 классов
(занятия кружка по русскому языку в рамках внеурочной деятельности)
Автор: учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Чаленко Вера Глебовна
Лингвистическая игра «В стране чудесных слов» для учащихся 6 классов
( занятие кружка по русскому языку в рамках внеурочной деятельности)
Цели: расширить знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология»;
развивать логическое мышление и интеллектуальный уровень;
воспитывать уважение к слову, речевой культуре, к языку как наследию, доставшемуся от наших предков.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, маршрутные листы для команд, рейтинговые листы для членов жюри.
Учащиеся делятся на 2 команды, выбирается капитан. Команды получают задания: придумать название своей команде, девиз и эмблему, подготовить рекламу предмету.
Ход игры.
Ведущий: Любите ли вы путешествовать? Почему вас так привлекают путешествия?(ответы учащихся)
Сегодня мы отправляемся путешествовать. Наши странствия будут необычными, ведь побываем мы в стране чудесных слов. Ее вы не найдете на карте, ее нет даже во Вселенной. Эта страна существует в русском языке и называется «Лексико-фразеология». Каждая команда получила маршрутный лист, где отмечен путь, по которому мы должны с вами пройти.
- Первый пункт нашего путешествия «Давайте познакомимся»
Капитаны представляют свои команды- название, девиз, эмблема.
- Перед дальней дорогой надо проверить, как команды готовы к испытаниям.
Разминка. Первой начинает команда, которая быстрее даст ответ на вопрос «Наука, которая изучает слово и его лексическое значение»
Замени одним словом, в котором обязательно должна быть шипящая :
- Место соединения сшитых кусков ткани(шов)
- Детеныш галки(галчонок)
- Глухой шум(шорох)
- Презрительное название ненасытного человека(обжора)
- Сладость, может быть молочным, горьким(шоколад)
- Асфальтированная дорога(шоссе)
- Наездник(жокей)
- Артист цирка, манипулирующий различными предметами(жонглер)
- Ведущий. Мы прибыли в город Синонимоград.
Задание для команд: к словам подобрать синонимы: холод, белый, смеяться; жара, идти, веселый.
- Ведущий: Следующий пункт нашего путешествия славный город Антонимов.
Задание для команд: Дополнить пословицы антонимами.
Ученье- свет, а неученье-_________(тьма).
Встречают по одежке, а __________(провожают) по уму.
Маленькое дело лучше _________(большого) безделья.
Корень учения горек, да плод его_________(сладок)
На печи не храбрись, а в поле не__________(трусь).
На голове густо, а в голове________(пусто).
- Ведущий: Нас встречает прекрасный город Омонимск.
Задание для команд: Придумать словосочетания(предложения), поясняющие значение слов: коса, ключ, косить, лук
- Ведущий: Пока команды выполняют задание, мы предлагаем пассажирам показать свои знания.
Замените одним словом.
Кто над нами вверх ногами(муха)
У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море(тень)
Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает(собака)
Не лает, не кусает, а в дом не пускает(замок)
- Конкурс капитанов:
Составьте слово: алкви, никйча, качаш, безарё, льпера, лутбоф, лоркес, отереш( вилка, чайник, чашка, береза, апрель, футбол, кресло, решето).
- Ведущий: Чтобы дальше ехать, команды должны без капитана собрать сложные слова.
Студ ход
Паро лёт
Сбер театр
Само билет
Спорт касса
Кино грамм
Теле кран
Стоп зал
Кило фон
- Ведущий: Перед нами волшебное место Фразеологический край.
Задание для команд: Выполнение задания на время(2 мин). В тексте найти фразеологические обороты, подчеркивают их и по возможности объясняют значение.
Глупые сороки.
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны- известные любители сыра, об этом еще Крылов писал. А вороны тут как тут. Видно, нюхом почуяли находку. Вот одна кружиться, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда не возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо ворон считать!
- Ведущий: В каждом путешествии обязательно встречаются тайны и загадки. Вот и предлагаем мы вам отгадать загадку- пантомиму.
От каждой команды выходит один ученик, который должен изобразить пословицу, а команда должна угадать пословицу.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
В трех соснах заблудился.
- Ведущий: С шуткой жить веселей, путь короче, дорога легче. Предлагаем вам на загадку дать отгадку:
- Это не белье, а их часто развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные; не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не цветы, а вянут(уши)
- Его советуют искать в поле, когда кто-либо исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит, после чего он свистит в карманах(ветер).
- Ведущий: В каждом городе есть свои достопримечательности. Есть они и в нашем крае, но чтобы к нам приезжали туристы, нам следует открыть магазин «Несуразных вещей».
Задание для команд: прорекламируйте предмет так, чтобы покупатель-турист захотел его купить( кактус, фантик, пустая бутылка, жвачка, джинсы без штанины).
- Ведущий: Вот и подошло к завершению наше необычное путешествие в страну чудесных слов. Мы узнали много интересного и полезного, познакомились с чудесами интеллекта. В мире еще много мест, где мы не были, но читая книги, изучая русский язык, можно путешествовать и дома.
- Подведение итогов, награждение победителей и лучших игроков( жюри объявляет результаты после каждого конкурсного задания)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Экскурсия по стране Синтаксис (лингвистическая игра), 5 класс
Данная разработка позволяет обобщить изученный материал по теме "Синтаксис" в 5 классе. Это увлекательный урок-путешествие по станциям "Повторяй-ка", "Узнавай-ка", "Убирай-ка" и т.д....
Лингвистическая игра "Искусство владения словом"
Игра развивает орфоэпическую грамотность учащихся, воспитывает любовь к родному языку, развивает творческие способности детей, участвующих в сценических постановках....
Лингвистическая игра "ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО..." для 6-7 классов
Текст заданий+презентация...
Урок-игра по русскому языку для 5 класса "В стране чудесных слов".
Конкурсы и игры по русскому языку, занимательные задания....
ДЕЛОВАЯ ИГРА - "Дружба - чудесное слово!"
Цель занятия: воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.Интересная и серьёзная тема занятия.Будем говорить… а вот о чём, вы узнаете, когда послушаете сказку.....