ДЕЛОВАЯ ИГРА - "Дружба - чудесное слово!"
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс) по теме
Цель занятия: воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
Интересная и серьёзная тема занятия.
Будем говорить… а вот о чём, вы узнаете, когда послушаете сказку.........
Жила-была на земле девушка по имени Любовь........
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дружба | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ДРУЖБА-ЧУДЕСНОЕ СЛОВО!
Форма проведения – деловая игра.
Цель:- воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
Ход занятия
- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема занятия.
Мы будем говорить… а вот о чём, вы узнаете, когда послушаете сказку.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
- Итак, тема нашего занятия “Дружба – чудесное слово”
- Какое прекрасное слово – “дружба”!
- О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, учёные и философы, крестьяне и дворяне. Например, философ Сократ писал так: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”.
Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы.
Этап осмысления. Фронтальная работа
Воспитатель: - Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?
- Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.
Как вы, ребята, понимаете, что такое дружба “ДРУЖБА”, Зачем она нужна людям? (высказывания детей).
В Толковом словаре приводится такое определение дружбы: Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
В словаре В.Даля Дружба – это “бескорыстная стойкая приязнь”.
Отрывок из стихотворения Л.Измайлова “Монолог о дружбе”.
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
Дружба - это теплый ветер,
Дружба - это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души веселый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь веной полна.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба это ценный дар.
Воспитатель: Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящий.
- А что значит – настоящий друг? (выслушиваются ответы детей).
- Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать).
- Другими словами вы будете сочувствовать своему другу.
- У слова “сочувствие” есть очень близкое по значению слово. (“Толерантность”).
- Понятие “толерантность” более широкое. Что оно означает?
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
-Терпение
-Понимание
-Уважение
-Снисходительность
-Принятие чужого мнения
Воспитатель: У каждой группы на столе лежат 5 ладошек.
- Выберите на доске и запишите на ладошках, которые лежат у вас на столе, пять самых важных слов, которыми можно охарактеризовать настоящего друга (на каждой ладошке одно качество). Каждый предлагает своё качества, но прежде чем записать прислушивается к оценке товарищей.
Правило: записать одно самое необходимое качество для дружбы.
Воспитатель: Итак, какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?
На доске:
- добрый, вежливый, честный, щедрый,
- сильный, внимательный, заботливый,
- преданный, умеющий хранить секреты,
- отзывчивый, трусливый, жадный,
- хорошо учится, любезный, терпеливый,
- льстивый, богатый, доверчивый, веселый,
- ленивый, строгий, общительный,
- бескорыстный, трудолюбивый
Дети пишут.
(Группы по очереди выходят к доске, прикрепляют свою ладошку к дереву Дружбы и называют качества необходимые для дружбы.)
- А сейчас вы будете зачитывать эти качества и прикреплять их к дереву Дружбы.
- А какие качества есть в вас, которыми вы можете охарактеризовать себя.
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет, есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… Если друга надо звать -
То вряд ли это друг.
Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.
- Ребята, а кто ещё может быт самым настоящим другом? (Мама)
Мама - самый лучший и надежный друг, который никогда не придаст и не оставит в беде.
- Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Я начну пословицу, а вы продолжайте.
- Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Какие пословицы о дружбе вы еще знаете? (ответы детей)
- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства.
Человек счастлив по настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать ему о своих печалях и горестях, И очень важно – уметь сохранить дружбу, потому что “дружба, что стекло, разобьёшь – не склеишь”.
- Предлагаю вам принять участие в обсуждении рассказа.
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.
- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!
- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
ВОПРОСЫ: - За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне? Как ей надо было поступить?
Воспитатель: - Ребята, приятно будет человеку, когда его дразнят? Почему?
- Что мешает дружно жить в коллективе.
Воспитатель: Итак, вы назвали отрицательные черты характера, которые никому не нравятся и осуждаются в обществе. Иногда человека дразнят из-за недостатков, которые от него не зависят. Физические недостатки, внешность не очень приятная… Обидно человеку тогда?
Стихотворение “Давай мириться”
Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Будем вместе улыбаться,
Песни петь и танцевать,
Летом в озере купаться
И клубнику собирать.
На коньках зимой кататься,
Баб лепить, в снежки играть,
На двоих делить конфеты,
Все проблемы и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
- Ты мне друг!
- И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде, будем!
- Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе.
- Можно ли коллектив нашей группы назвать дружным? Если вы считаете так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки.
- Каких карточек больше?
- На каких принципах строится настоящая дружба? (я согласна)
Сейчас я вам предлагаю карточки с законами дружбы, по которым мы будем жить. Прочитайте их внимательно и постарайтесь всегда придерживаться этих правил.
Составление “Правил дружбы”.
- Мы с вами выяснили, что такое дружба и кого можно назвать настоящим другом, обсудили пословицы, разобрали проблемную ситуацию, послушали стихи о дружбе, а теперь попробуйте сформулировать “Правила дружбы”, которые помогут вам построить отношения с вашим другом.
Правила Друзей.
- Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.
- Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.
- Останови друга, если он делает что – то плохое. Хорошо дружить – значить говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.
- Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть сними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
- Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.
Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните всю жизнь.
Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?
Воспитатель раздаёт детям вырезанные из цветной бумаги сердечки.
Подарите сердечки своему лучшему другу в классе; тому, с кем хотели бы подружиться; с кем находитесь в ссоре и хотели бы помириться.
Подведение итогов (рефлексия)
- Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наша группа – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу на тему "Дружба - чудесное слово"
Цель:Дать понятие дружбы.Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.Учить доброжелательности, ...
Классный час "Дружба - чудесное слово!"
Что такое дружба? Каждый знает.Может быть, и спрашивать смешно.Ну а всё же, что обозначаетЭто слово? Значит что оно?...
Открытый урок по развитию речи "Дружба - чудесное слово".
Конспект открытого урока по развитию речи по теме: "Дружба- чудесное слово". Основная цель: сформировать понятие настоящей дружбы, обобщить знания детей по данной теме....
Внеклассное мероприятие "Дружба - чудесное слово"
Конспект внеклассного мероприятия "Дружба - чудесное слово" для учащихся 6 класса с ОВЗ....
Крнспект занятия "Дружба чудесное слово"
Задачи: ▪ ознакомить с правилами дружбы;▪ показать важность истинных друзей в жизни человека;▪...
Классный час "Дружба - чудесное слово"
Классный час в 4 классе "Дружба - чудесное слово"...
Конспект открытого мероприятия "Дружба - чудесное слово"
Конспект открытого мероприятия "Дружба - чудесное слово"...