ДЕЛОВАЯ ИГРА - "Дружба - чудесное слово!"
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс) по теме

Швыркаева Светлана Александровна

 

Цель занятия: воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.

Интересная и серьёзная тема занятия.

Будем говорить… а вот о чём, вы узнаете, когда послушаете сказку.........

Жила-была на земле девушка по имени Любовь........ 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дружба23.64 КБ

Предварительный просмотр:

ДРУЖБА-ЧУДЕСНОЕ СЛОВО!

Форма проведения – деловая игра.

Цель:- воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.

Ход занятия

- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема занятия.

Мы будем говорить… а вот о чём, вы узнаете, когда послушаете сказку.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Дружба.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.

- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).

- Итак, тема нашего занятия “Дружба – чудесное слово”

- Какое прекрасное слово – “дружба”!

- О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, учёные и философы, крестьяне и дворяне. Например, философ Сократ писал так: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”.

Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы.

Этап осмысления. Фронтальная работа

Воспитатель: - Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?

- Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.

Как вы, ребята, понимаете, что такое дружба “ДРУЖБА”, Зачем она нужна людям? (высказывания детей).

В Толковом словаре приводится такое определение дружбы: Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

В словаре В.Даля Дружба – это “бескорыстная стойкая приязнь”.

Отрывок из стихотворения Л.Измайлова “Монолог о дружбе”.

Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…

Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.

Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.

Дружба - это теплый ветер,
Дружба - это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души веселый пир.

Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь веной полна.

Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба это ценный дар.

Воспитатель: Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами.

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящий.

- А что значит – настоящий друг? (выслушиваются ответы детей).

- Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать).

- Другими словами вы будете сочувствовать своему другу.

- У слова “сочувствие” есть очень близкое по значению слово. (“Толерантность”).

- Понятие “толерантность” более широкое. Что оно означает?

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

-Терпение

-Понимание

-Уважение

-Снисходительность

-Принятие чужого мнения

Воспитатель: У каждой группы на столе лежат 5 ладошек.

- Выберите на доске и запишите на ладошках, которые лежат у вас на столе, пять самых важных слов, которыми можно охарактеризовать настоящего друга (на каждой ладошке одно качество). Каждый предлагает своё качества, но прежде чем записать прислушивается к оценке товарищей.

Правило: записать одно  самое необходимое качество для дружбы.

Воспитатель: Итак, какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?

На доске:

  • добрый, вежливый, честный, щедрый,
  • сильный, внимательный, заботливый,
  • преданный, умеющий хранить секреты,
  • отзывчивый, трусливый, жадный,
  • хорошо учится, любезный, терпеливый,
  • льстивый, богатый, доверчивый, веселый,
  • ленивый, строгий, общительный,
  • бескорыстный, трудолюбивый

Дети пишут.

(Группы по очереди выходят к доске, прикрепляют свою ладошку к дереву Дружбы и называют качества необходимые для дружбы.)

- А сейчас вы будете зачитывать эти качества и прикреплять их к дереву Дружбы.

- А какие качества есть в вас, которыми вы можете охарактеризовать себя.

А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет, есть и спать, 
Когда такое вдруг!
Но… Если друга надо звать -
То вряд ли это друг.

Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.

- Ребята, а кто ещё может быт самым настоящим другом? (Мама)

Мама - самый лучший и надежный друг, который никогда не придаст и не оставит в беде.

- Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.  Я начну пословицу, а вы продолжайте.

  • Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.

- Какие пословицы о дружбе вы еще знаете? (ответы детей)

- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства.

Человек счастлив по настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать ему о своих печалях и горестях, И очень важно – уметь сохранить дружбу, потому что “дружба, что стекло, разобьёшь – не склеишь”.

- Предлагаю вам принять участие в обсуждении рассказа.

Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.

- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!

- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!

ВОПРОСЫ: - За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне? Как ей надо было поступить?

Воспитатель: - Ребята, приятно будет человеку, когда его дразнят? Почему?

- Что мешает дружно жить в коллективе.

Воспитатель: Итак, вы назвали отрицательные черты характера, которые никому не нравятся и осуждаются в обществе. Иногда человека дразнят из-за недостатков, которые от него не зависят. Физические недостатки, внешность не очень приятная… Обидно человеку тогда?

Стихотворение “Давай мириться”

Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Будем вместе улыбаться,
Песни петь и танцевать,
Летом в озере купаться
И клубнику собирать.

На коньках зимой кататься,
Баб лепить, в снежки играть,
На двоих делить конфеты,
Все проблемы и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!

Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:

- Ты мне друг!
- И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде, будем!

- Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе.

- Можно ли коллектив нашей группы назвать дружным? Если вы считаете так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки.

- Каких карточек больше?

- На каких принципах строится настоящая дружба? (я согласна)

Сейчас я вам предлагаю карточки с законами дружбы, по которым мы будем жить. Прочитайте их внимательно и постарайтесь всегда придерживаться этих правил.

Составление “Правил дружбы”.

- Мы с вами выяснили, что такое дружба и кого можно назвать настоящим другом, обсудили пословицы, разобрали проблемную ситуацию, послушали стихи о дружбе, а теперь попробуйте сформулировать “Правила дружбы”, которые помогут вам построить отношения с вашим другом.

Правила Друзей. 

  • Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.
  • Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.
  •  Останови друга, если он делает что – то плохое. Хорошо дружить – значить говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.
  • Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть сними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
  • Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.

Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните всю жизнь.

Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?

Воспитатель раздаёт детям вырезанные из цветной бумаги сердечки.

Подарите сердечки своему лучшему другу в классе; тому, с кем хотели бы подружиться; с кем находитесь в ссоре и хотели бы помириться.

Подведение итогов (рефлексия)

- Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наша группа  – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу на тему "Дружба - чудесное слово"

Цель:Дать понятие дружбы.Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.Учить доброжелательности, ...

Классный час "Дружба - чудесное слово!"

Что такое дружба? Каждый знает.Может быть, и спрашивать смешно.Ну а всё же, что обозначаетЭто слово? Значит что оно?...

Открытый урок по развитию речи "Дружба - чудесное слово".

Конспект открытого урока по развитию речи по теме: "Дружба- чудесное слово". Основная цель: сформировать понятие настоящей дружбы, обобщить знания детей по данной теме....

Внеклассное мероприятие "Дружба - чудесное слово"

Конспект внеклассного мероприятия "Дружба - чудесное слово" для учащихся 6 класса с ОВЗ....

Крнспект занятия "Дружба чудесное слово"

Задачи: ▪         ознакомить с правилами дружбы;▪         показать важность истинных друзей в жизни человека;▪...

Классный час "Дружба - чудесное слово"

Классный час в 4 классе "Дружба - чудесное слово"...

Конспект открытого мероприятия "Дружба - чудесное слово"

Конспект открытого мероприятия "Дружба - чудесное слово"...