Лингвистическая игра "Искусство владения словом"
классный час по русскому языку по теме
Игра развивает орфоэпическую грамотность учащихся, воспитывает любовь к родному языку, развивает творческие способности детей, участвующих в сценических постановках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskaya_igra.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистическая игра
«Искусство владения словом»
Цель мероприятия:
-воспитание любви к родному языку
-формирование орфоэпической грамотности
-развитие творческих способностей детей
Звучит песня о Родине
Вед.1: Нашу встречу мы открыли песней о Родине. Россия – это не только огромное пространство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете, обладающей необыкновенной силой.
Вед 2: Ему, русскому языку, родному слову, мы посвящаем нашу лингвистическую игру «Искусство владения словом».
Вед.1: Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных руками человека: радио, телефон, автомобили, компьютеры…
Вед. 2: Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество – это язык.
Вед.1: Говорить умеют все люди на земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна задача – помогать людям понимать друг друга при общении, в общих делах.
Вед.2: Без языка невозможна жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства.
Вед1.: С русским языком можно творить чудеса.
Вед.2: Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Звучит музыка
Вед1.: Сегодня в этом зале состоится поединок знатоков русского языка.
Вед.2: Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре,
Выучи русский язык!
Вед1.:Девиз нашей игры: «Выучи русский язык!»
Приглашаем команды знатоков занять свои места.
Вед.2: Для игры необходима судейская коллегия, которую представляет Совет Умнейших: Бец Елена Алексеевна, Киселёва Нина Ивановна, Ханакова Светлана Васильевна, Польщикова Юлия Владимировна.
Вед.1: Внимание, правила игры: Получив вопрос, команды в течение минуты готовят на него ответ. Право отвечать первыми имеет та команда, которая первой поднимет руку. В случае неверного ответа слово имеет другая команда.
Вед. 2: Игра продолжается до 6-ти набранных очков. Дерзайте, думайте, размышляйте!
Вед.1: Предлагаем лингвистическую разминку и для игроков, и для болельщиков. Есть ответ – поднимите руку!
Вед.2: Внимание, 1-ый вопрос:
-В каком глаголе 100 букв Ю? (стою)
Вед. 1: В каком глаголе 100 отрицаний? (стонет)
Вед. 2: Попробуйте отгадать пары слов, отличающихся только одной буквой.
С буквой А – жужжу, верчусь,
С Я – девчонкой становлюсь.
(юла -Юля)
Вед.1: С буквой У – на мне сидят
С буквой О – за мной едят.
(стул –стол)
Вед.2: С буквой Б – я одноногий, и стою я у дороги.
А без Б ног аж четыре,
И стою в твоей квартире.
(столб-стол)
Вед. 1: С буквой Д – вас в дом пускают.
С буквой З – рычит, кусает.
(дверь-зверь)
Вед. 2: Говорят один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючке попался дом. (сом)
Вед. 1: Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)
Вед.2: Внимание, 1-ый раунд!
Вопрос знатокам: «Карл Пятый, римский император, говорил, что испанским языком -с Богом, французским –с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».
Вед.1: Внимание, вопрос: Кому принадлежат эти слова?
Несколько вариантов ответов:
-Н.В.Гоголю
И.С.Тургеневу
-М.В.Ломоносову
-А.С.Пушкину
Вед. 2: Минута пошла. (музыка)
-Ваш ответ?
(Ответ команды)
Счёт становится 1:0 в пользу_______________
Вед. 1: Внимание, 2-ой раунд!
Посмотрите сценический номер «Редактор и автор». Будьте внимательны, затем последует вопрос.
СЦЕНКА «Редактор и автор»
Вед.2: Вопрос: «Что значит слово «плагиат»? Минута пошла.
(Ответ команды)
Вед.1: Слово «плагиат» латинского происхождения, означает присвоение чужого авторства, выдача чужого произведения или изобретения за собственное.
Вед.2: Слово жюри
Жюри
Вед.2: Счёт становится _____:_____. Следующий вопрос
Вед.1: В нашем алфавите есть самая «нерусская» буква. Нет ни одного исконно русского слова, начинающегося с этой буквы. Все слова пришли к нам из других языков.
Вед.2: Предлагаем варианты ответов: Х – Ц – Ф – З - Ю
Минута пошла
Ваш ответ?
(Ответ ребят)
Вед.1: Нерусской буквой является буква Ф.Слово Совету Умнейших.
Жюри
Вед.1: Счёт становится:___:____
Вед.2: Внимание, следующий вопрос:
«Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале.
Однако время новое настало-
Оно меня и свергло с пьедестала».
О каком знаке препинания идёт речь?
Вед.2: Минута пошла. (муз. заставка)
Ваш ответ?
(Ответ ребят)
Знаете ли вы, как назывался восклицательный знак во времена М.В.Ломоносова?
(удивительным)
Вед.1:Слово жюри
Жюри
Вед.1: Счёт становится:_ :_
Прежде, чем вы получите вопрос, внимание на сцену.
Сценка «Странный они народ, девчонки»
Вед.2: Внимание, вопрос: «Какой фразеологический оборот прозвучал в сценке? Что он означает?. Придумайте другой фразеологический оборот, имеющий сходное лексическое значение».
Минута пошла…
Ваш ответ? (надрать уши)
Ответ ребят)
Слово Совету Умнейших.
Жюри
Вед.1:Счёт становится:_:_ А сейчас вы получите задание на карточках. Вам необходимо определить, в каком предложении слово «вокруг» выступает в роли наречия, а в каком в роли предлога?. Время пошло.
Вед.2: Пока команды готовятся, проведём небольшую разминку с болельщиками. Попытайтесь с помощью ключевых слов рекламных роликов вспомнить, что рекламируется такими словами.
Вед.1:Жизнь – хорошая штука, как ни крути.
(Соки и нектары «Рич»)
Вед.2: Имидж – ничто, жажда – всё!
(Вода «Спрайт»)
Вед.1: Команды готовы. Пока жюри совещается, мы продолжим нашу разминку.
Вы всё ещё кипятите? Тогда мы идём к вам.
(Стиральный порошок «Тайд»)
Вед.2: Свежесть белья – заслуга моя!
(Стиральный порошок «Миф»)
Вед.1: Слово Совету Умнейших
Жюри
Вед.1: Счёт становится:_:_
Чтобы ответить на следующий вопрос, послушайте стихи:
Видит как-то гражданин, Что сарай пылает.
Он звонит по «01»,
Срочно сообщает:
-Я не знаю, как начать…
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться…
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить,
Всё уже сгорело…
Вед.2: Или такая ситуация:
-Как проехать на вокзал?
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
-В общем, где-то, так сказать,
Это близко очень,
Просто тут рукой подать,
Говоря короче.
В общем, значит, заодно…
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно,
Возвращаться нужно.
Вед.1: Внимание, вопрос: Какая речевая ошибка допущена в этих стихотворениях?
Минута пошла.
Ваш ответ?
(Ответ ребят)
Вед.2: Да, это слова паразиты, пустые слова, которые мешают что-либо сообщить, передать чётко информацию.
Слово жюри
Жюри
Вед.2: Счёт становится:_:_
Вед.1: Всех каверз и смешных ситуаций можно было бы избежать, умело используя правила русского языка.
Вед.2: Да, тогда бы зазвучала бы прекрасная русская речь…
Вед.1: Не только слова – паразиты способствуют искажению информации, но и нарушение орфоэпической нормы.
Задание командам: верно расставить ударение в словах.
Вед.2: Минута пошла. А вы, дорогие болельщики, послушайте между прочим.
Говорил он, между прочим,
КрасивеЕ, мы так хочем,
Досуг, шОфер, прОцент, зАем,
КвАртал, пОртфель, билютЕнь,
Поверх плана выполняем,
Агент звОнит целый день.
Какие ошибки вы заметили, ребята?
Ответы ребят, команд (их задания), слово жюри.
Вед.1:Счёт становится:_:_
Внимание, чёрный ящик.
Вед.2: Угадайте, что в этом ящике?
Вед.1: Название этих небольших кондитерских изделий очень похоже на название разноцветных маленьких круглых бумажек, которыми люди на празднике, ради забавы, посылают друг в друга. Что в чёрном ящике?
Вед.2: Время пошло (музыкальная заставка)
Ваш ответ?
(конфеты)
Слово жюри
Жюри
Вед.1: Следующий вопрос: Являются ли однокоренными следующие слова: гимнаст, гимн, гимназист, гимнастёрка?
(Нет, т.к имеют совершенно разное лексическое значение)
Вед.2: Составьте предложения с числительными ОБА, ОБЕ, рядом с числительными напишите одно из сущ-ых( ясли, ножницы) в любом падеже.
(Составить такие предложения нельзя, т.к. ОБЕ, ОБА не связываются с существительными, употребляющимися во мн. числе).
Вед.1: Дайте 5 названий дней недели, не называя ни числа, ни названия дня.
(Вчера, позавчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Вед.2: Укажите сущ-ые женского рода.(Профессор, шампунь, вермишель, тополь, шимпанзе).
Вед.1: Наши вопросы подошли к концу. Пришло время выслушать Совет Умнейших, чтобы узнать итоги нашей игры.
Жюри
Вед.2: Игра определила победителя. Ими признана команда____________
Определились лучшие знатоки русского языка.
Вед.1: Ребята, не забывайте, для того чтобы быть достойными гражданами своей страны, сохранить её культуру и традиции…
Вед.2: Необходимо в совершенстве владеть родным словом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал "Искусство владения словом"
Представленный материал - хорошее подспорье для развития культуры речи учащихся. ...
презентация для Недели русского языка "Искусство владения словом"
презентацию можно использовать при проведении открытия Недели русского языка....
Лингвистическая конференция "Сколько слов в русском языке?"
Внеклассное мероприятие по русскому языку с презентацией...
Устный журнал "Искусство владения словом"
методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-7 классов...
Конспект устного журнала "Искусство владения словом"
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку...
Презентация. Искусство владения словом
Презентация к устному журналу...
Методическая разработка устного журнала «Искусство владения словом» (6 класс)
Данная методическая разработка устного журнала «Искусство владения словом» поможет учителю провести ...