Лингвистическая игра "ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО..." для 6-7 классов
материал по русскому языку по теме

Алтухова Олеся Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО…»

Слайд 3

РАУНД 1 «Точное слово» “ КОГДА НЕ ЗНАЕШЬ СЛОВ, НЕЧЕМ ПОЗНАВАТЬ ЛЮДЕЙ. ” КОНФУЦИЙ

Слайд 4

Обратимся к истории… 1) В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие. Назовите его . 2)Назовите дату празднования Дня славянской письменности . 3)Как называлась славянская азбука ?

Слайд 5

КРЫЛАТАЯ СЛОВЕСНОСТЬ… 4)Англичане говорят что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы- как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо . А как говорят русские ? 5)Если англичанин знает что-либо хорошо, он говорит: знаю как кисть своей руки , а француз и немец – как собственный карман . А русский? 6) Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена , французы – что он сшит из золота . А что о таком человеке говорят русские ? 7)После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды , а французы – 36 подсвечников . Что в этом случае происходит с русскими?

Слайд 6

Определите, из каких басен эти крылатые слова . 8) «И в сердце льстец всегда отыщет уголок». 9) «А ларчик просто открывался». 10) «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела». 11)«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Слайд 7

РАУНД 2 «Языковед» « Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово.» В.Г.Белинский

Слайд 8

«Глагольный» вопрос ЗАДАНИЕ! Запишите как можно больше глаголов, которые без « не» не употребляются.

Слайд 9

«Денежный» вопрос Задание! В нашей стране в обращении основной денежной единицей является рубль. А знаете ли вы другие названия денежных единиц, существовавших на Руси? Назовите их через одну минуту (запишите в лист ответов).

Слайд 10

Исторический вопрос Задание ! Случайно ли совпадение первого слога в словах компот и композитор ? Аргументируйте свою точку зрения? Через минуту дайте ответ.

Слайд 11

РАУНД 3 «Знаток слова» « Ржавеет золото и истлевает сталь. Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле — печаль , и долговечней — царственное слово.» Ахматова А. А.

Слайд 12

Замените данные заимствованные слова исконно русскими Презентация Шоу Позитивный Имидж Санкция К оммуникабельный

Слайд 13

РАУНД 4 «Игра слов» «Нет магии сильней, чем магия слов.» Франс Анатоль

Слайд 14

ЛОГОГРИФЫ Логогриф - это род загадки, для решения которой сначала нужно отыскать загаданное слово, а затем образовать от него новые слова путём перестановки или выбрасывания отдельных слогов или букв.

Слайд 15

ПРИМЕР: 1. Всё слово - река в Японии на острове Хонсю. (ОМОНО) 2. Без одной буквы - населённый пункт в северо-восточной части Франции, недалеко от границы с Бельгией. (ОМОН) 3. Без двух - река в Эфиопии. (ОМО) 4. Без трёх - город во Франции, недалеко от Парижа. (МО)

Слайд 16

А теперь попробуйте разгадать следующие ЛОГОГРИФЫ: (по командам) 1. Всё слово - травянистое растение с крупными красивыми цветками, которое в Индии и Китае считается священным. 2. Без одной буквы - игра на особых карточках с номерами или картинками, которые закрываются фишками. 3. Без двух букв - прибор для измерения глубины воды. 4. Без трёх - предлог, указывающий на исходную точку чего-либо. 5. Оставшаяся буква - междометие, выражающее сильное чувство. 1. Всё слово - растирание лица и тела с лечебными или гигиеническими целями. 2. Без одной буквы - густая смесь. 3. Без двух букв - фильм С. Соловьёва. 4. Без трёх букв - древнеримская медная монета. 5. Без четырёх букв - первоклассный лётчик. 6. Последняя буква - предлог со значением "от чего, откуда". 1. Всё слово - общее название царей, королей, императоров. 2. Без одной буквы - религиозный человек, давший обет вести аскетическую жизнь. 3. Без двух букв - название современного газированного напитка. 4. Без трёх букв - личное местоимение. 5. Без четырёх букв - предлог. 6. Последняя буква - междометие, выражающее досаду, а также удивление.

Слайд 17

ТАВТОГРАММА (от греч. tauto — то же самое и gramma — запись) текст, в котором строки или слова начинаются одной и той же буквы. Чаще всего с их помощью пишутся стихи, по большей части шутливые, но это могут быть и любые другие тексты, отвечающие этому правилу. Мой милый маг, моя Мария, — Мечтам мерцающмий маяк. Мятежны марева морские, Мой милый маг, моя Мария, — Молчаньем манит мутный мрак... Мне метит мели мировые Мой милый маг, моя Мария, Мечтам мерцающмий маяк! В.Брюсов

Слайд 18

«МАСТЕР СЛОВА» Попробуйте создать предложение или даже небольшой текст, в котором все слова будут начинаться на одну букву.

Слайд 19

Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною знаком – Это потому, что я владею Русским всеохватным языком. Семен Данилов



Предварительный просмотр:

Филологическая игра для 7 класса «Вначале было Слово…»

 Я ко всем наукам ключ имею,

                                                  Я со всей вселенною знаком –

        Это потому, что я владею

    Русским всеохватным языком.

Семен Данилов

  1. Разминка

«Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.»

Конфуций

Задание: ответьте на вопросы (кто быстрее даст правильный ответ, заработает 1балл). Вопросы дублируются слайдом.

  1. Обратимся к истории. В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие. Назовите его. (Два брата, ученых монаха Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит).
  2. Назовите дату празднования Дня славянской письменности. (25 мая).
  3. Как называлась древняя славянская азбука? (Кириллица).
  4. Англичане говорят что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы - как две ягодынемцы и чехи – как яйцо и яйцо. А как говорят русские? (Как две капли воды.)
  5. Если англичанин знает что-либо хорошо, он говорит: знаю как кисть своей руки, а француз и немец – как собственный карман. А русский? (Как пять своих пальцев.)
  6. Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сенафранцузы – что он сшит из золота. А что о таком человеке говорят русские? (У него денег куры не клюют.)
  7. После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы  36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими? (Искры из глаз сыпятся.)

Определите, из каких басен эти крылатые слова.

  1.   «И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и лисица»). 1 балл
  2.   «А ларчик просто открывался». («Ларчик»). 1 балл
  3.   «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела». («Стрекоза и муравей»). 1 балл     
  4.   «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». («Волк и ягненок»).  1 балл

2. Языковед

«Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово.»

В.Г.Белинский

А)Запишите как можно больше глаголов, которые без «не» не употребляются.

(Ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, недопонимать, недомогать, неистовствовать, недосыпать, нездоровится, несдобровать…)

За каждое слово по 1 баллу

  

Б) «Денежный» вопрос

Задание: в нашей стране в обращении основной денежной единицей является рубль. А знаете ли вы другие названия денежных единиц, существовавших на Руси? Назовите их через одну минуту. (Полушка, грош, деньга, алтын, гривна, ногата, червонец.) За каждое слово по одному 1 баллу.

 В) Исторический вопрос

Задание: случайно ли совпадение первого слога в словах компот и композитор?  Через минуту дайте ответ. ( Оба слова изначально несут общую идею собирания, компоновки.  Компот – то, что сварено из разных фруктов или ягод, собранных вместе; композитор – тот, кто собирает мелодию из отдельных звуков. От латинского корня *com – собирать воедино). 
2 балла.

3. Знаток слов.

«Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле — печаль, И долговечней — царственное слово.»

Ахматова А. А.

А) Заменить заимствованные слова исконно-русскими: (1 балл за каждое верное слово)

презентация – представление

шоу – зрелище

позитивный – положительный

имидж – облик

санкция – разрешение, указание

коммуникабельный – общительный

Б) За пять минут вы должны записывать как можно больше устойчивых оборотов со словами НОС и ЗУБЫ. (1 балл за каждый оборот)

НОС

  • Задирать нос              
  • Вешать нос   
  • Водить за нос           
  • Зарубить на носу     
  • Клевать носом
  • Остаться с носом     
  • Не видеть дальше собственного носа  

ЗУБЫ

  1. Зуб на зуб не попадает
  2. Око за око, зуб за зуб
  3. Говорить сквозь зубы
  4. Иметь зуб
  5. Положить зубы на полку
  6. Ни в зуб ногой
  7. Скалить зубы

4. «Игра слов»

«Нет магии сильней, чем магия слов.»

Франс Анатоль

ЛОГОГРИФЫ

(на слайде информация)

Логогриф - это род загадки, для решения которой сначала нужно отыскать загаданное слово, а затем образовать от него новые слова путём перестановки или выбрасывания отдельных слогов или букв.

Рассмотрим решение логогрифа на следующем примере:
1. Всё слово - река в Японии на острове Хонсю.
2. Без одной буквы - населённый пункт в северо-восточной части Франции, недалеко от границы с Бельгией.
3. Без двух - река в Эфиопии.
4. Без трёх - город во Франции, недалеко от Парижа.
Ответ: ОМОНО - ОМОН - 0М0 - МО.

А теперь попробуйте разгадать следующие задания: (по командам)

1. Всё слово - травянистое растение с крупными красивыми цветками, которое в Индии и Китае считается священным.
2. Без одной буквы - игра на особых карточках с номерами или картинками, которые закрываются фишками.
3. Без двух букв - прибор для измерения глубины воды.
4. Без трёх - предлог, указывающий на исходную точку чего-либо.
5. Оставшаяся буква - междометие, выражающее сильное чувство.
(лотос - лото - лот - от - о)


1. Всё слово - растирание лица и тела с лечебными или гигиеническими целями.
2. Без одной буквы - густая смесь.
3. Без двух букв - фильм С. Соловьёва.
4. Без трёх букв - древнеримская медная монета.
5. Без четырёх букв - первоклассный лётчик.
6. Последняя буква - предлог со значением "от чего, откуда".
(массаж - масса - "Асса" - асс - ас - с)

1. Всё слово - общее название царей, королей, императоров.
2. Без одной буквы - религиозный человек, давший обет вести аскетическую жизнь.
3. Без двух букв - название современного газированного напитка.
4. Без трёх букв - личное местоимение.
5. Без четырёх букв - предлог.
6. Последняя буква - междометие, выражающее досаду, а также удивление.
(монарх - монах - мона - она - на - а)

Для слайда: 
ТАВТОГРАММА 

Тавтограмма — (от греч. tauto — то же самое и gramma — запись) текст, в котором строки или слова начинаются одной и той же буквы. Помните, как четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто? Вот это и есть типичный пример тавтограммы.
Чаще всего с их помощью пишутся стихи, по большей части шутливые, но это могут быть и любые другие тексты, отвечающие этому правилу.

Мой милый маг, моя Мария, —
Мечтам мерцающмий маяк.
Мятежны марева морские,
Мой милый маг, моя Мария, —
Молчаньем манит мутный мрак...
Мне метит мели мировые
Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающмий маяк!
В.Брюсов

Павел Петрович пошёл погулять,
Поймал перепёлку, пошёл продавать,
Просил полтинник —
Получил подзатыльник.

А вот фраза «Однажды отец Онуфрий, отслужив обедню, отправившись осматривать окрестности Онежского озера, обнаружил обнаженную Ольгу...», — подвигла нижегородца Николая Культяпова на создание целой книги, в которой все слова начинаются на букву «О». Он решил продолжить эту историю, созданную анонимным автором, и спустя пять месяцев на свет появился «Ольгин остров».

«Отец Онуфрия, Осип Остромирович Ордынский, очно окончил Оксфорд. Оставаться отдаленно от Отечества он однозначно отказался, отправившись обратно. Одержимый Ордынский объявил об обследовании отдельных округов, областей, обширных окраин. Оным образом он обещал отблагодарить организаторов, отправивших одаренного отпрыска обучаться, обрести отсутствующий опыт обследований...» 

Это произведение было занесено в «Книгу рекордов Гиннесса» и в Российскую книгу достижений, рекордов и чудес «Диво». В «Острове» содержится 17 тысяч слов, начинающихся на букву «О». Николаю так понравился новый вид творчества, что он написал еще и роман "Приключения пехотинца Павла Петрова", где слов на порядок больше — 86 тысяч!
«Я намереваюсь послать свою книгу, которая только что вышла, президенту нашей страны. С тем, чтобы он почитал, подивился возможностям нашего русского языка».

НИКОЛАЙ КУЛЬТЯПОВ

Эдмунд Винсент Райт, автор романа «Гэдсби», решил пойти по другому пути, а именно — не использовать самую распространенную букву в английском алфавите и свой роман написал без единой буквы «е».

Придумывать сюжет для рассказа, а тем более повести или романа, имея в наличии ограниченное количество слов, занятие достаточно интересное, но очень трудоемкое и под силу не каждому. Хотя, если немного упростить правила и разрешить использовать союзы, предлоги, междометия на другую букву, то дела могут пойти намного веселее.

Может, кто рискнет?

Составьте предложение, где все слова начинались бы с одной и той же буквы.

  1. Всё слово - травянистое растение с крупными красивыми цветками, которое в Индии и Китае считается священным.
    2. Без одной буквы - игра на особых карточках с номерами или картинками, которые закрываются фишками.
    3. Без двух букв - прибор для измерения глубины воды.
    4. Без трёх - предлог, указывающий на исходную точку чего-либо.
    5. Оставшаяся буква - междометие, выражающее сильное чувство.


  2. 1. Всё слово - растирание лица и тела с лечебными или гигиеническими целями.
    2. Без одной буквы - густая смесь.
    3. Без двух букв - фильм С. Соловьёва.
    4. Без трёх букв - древнеримская медная монета.
    5. Без четырёх букв - первоклассный лётчик.

  3. 1. Всё слово - общее название царей, королей, императоров.
    2. Без одной буквы - религиозный человек, давший обет вести аскетическую жизнь.
    3. Без двух букв - название современного газированного напитка.
    4. Без трёх букв - личное местоимение.
    5. Без четырёх букв - предлог.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Вначале было "Слово"...

Данный проект посвящен исследованию методов организации творческого проектирования в свете новых ФГОСов.Основной целью предлагаемого проекта является выявление на практическом материале особенностей п...

День славянской письменности и культуры "В начале было слово..."

Урок по этой теме был дан в рамках празднования Дня славянской письменности. Цель урока: прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории. На уроке происходило формирование...

Лингвистический праздник, посвящённый В.И.Далю "Собирал человек слова..." для 4-9 классов

Методическая разработка лингвистического праздника, посвящённого В.И.Далю "Собирал человек слова..." Данная разработка ориентирована на использование во внеклассной работе по русскому языку и литерату...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Сначала было слово» Класс: 10 Количество часов: 17

 Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования по русскому языку, сборника нормативных документов учебного плана 2004 ...

"В начале было слово..." Игра по лексике 7-8 классов

В этой презентации подобраны разнообразные задания по лексике русского языка для обобщения  по теме"Лексика" 7-8 класса ....