| Цель: Обучать лингвистическому и содержательному анализу текста. развивать творческие возможности школьников.
Задачи: развивающие: |
1. учить соотносить выбор языковых средств, использованных в тексте; 2. определить систему языковых средств, использованных в тексте; 3. помочь понять его идею, композицию, характер персонажей, детали;
| образовательные: | 1.Обогащать речь учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, фразеологическими, стилистическими средствами языка. 2.Показать школьникам закономерности функционирования существительных в речи, возможности использования их грамматических особенностей. | воспитательные: | Формировать нравственные представления учащихся. |
Ход урока I. Вводное слово учителя о целях и задачах урока. Сегодня на уроке вы должны подготовиться к сжатому изложению текста: определить его идею, тему, его структурные особенности (как он построен); провести языковой анализ текста, т.е. изучить его языковые особенности (лексические, синтаксические, морфологические). Не будем забывать, что мы изучаем сейчас грамматические признаки имени существительного. А в названии текста как раз - имена существительные. II. Знакомство с содержанием. - Чтение текста по ролям: автор, дедушка, Сережа.
- Определение жанра.
Учитель: В задании к тексту в учебнике есть вопрос: "Как вы поняли притчу деда?" - Что такое притча?
(Предварительное домашнее задание: посмотреть в толковом словаре лексическое значение слова притча)
Ученики отвечают, затем учитель открывает запись на доске: Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме ( По школьному "Словарю литературоведческих терминов". У Ожегова: иносказательный рассказ с поучением.) Учитель: Мы прибегаем к иносказанию, когда хотим сообщить о каких-то общечеловеческих, нравственных правилах, но не прямо, не в лоб, а так, чтобы наш собеседник или читатель подумал, поразмышлял сам. Запись на доске: Иносказание, аллегория - изображение отвлеченного нравственного понятия или явления через конкретный образ (По школьному "Словарю литературоведческих терминов") III. Анализ содержания. - Какие конкретные, наглядно представляемые предметы названы в тексте? (Перо и чернильница)
Учитель: Автор выносит названия этих предметов в заглавие. - Кто их вводит в эту ситуацию? /Дедушка/
- Почему в его речи возникают эти слова? /Он отвечает на вопрос Сережи, своего внука:
1. "Откуда ты сказки берешь?"/ (Этот вопрос учитель записывает на доску, а ученики в тетради, пропустив после темы урока три строчки - на четвертой). - О чем этот текст? Как бы вы сформулировали его тему?
2. (О том, как Сережа пером из чернильницы учился сказки добывать). (Учитель записывает эту фразу под предыдущей на доске, а ученики - в тетрадях)
- Что значит добывать? Какие синонимы этого слова использует писатель в тексте?
(Учитель записывает синонимы на доске, а ученики в тетрадях под глаголом добывать:
берешь достаешь зацепляется вытащишь)
- Как нужно понимать сказанное? На дне чернильницы лежат и ждут своего часа палочки, крючки, буквы, слова и даже сказки? Чем их Сережа зацепляет и вытаскивает?
(Ответы учеников о том, что делал Сережа в школе - их понимание иносказания). Обобщение: Значит, на самом деле он учился в школе самому простому - учился писать.
- Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил?
3. (Сказка получится, если Сережа без людей, сам по себе жить не начнет). (Учитель записывает эту фразу на доску под две предыдущие, а ученики - в тетради) - Как понимать дедушкины слова? Чему мудрый старый человек хочет научить маленького?
(Ученики с помощью учителя, дополняя друг друга, дают ответ на вопрос, тем самым определяют идею текста: нельзя быть эгоистом, думать только о себе, нужно смотреть на людей, на мир, доверять миру, быть открытым ему и утверждать себя в нем. Для этого нужно много и хорошо учиться). Учитель: Значит, вот в чем смысл поучения деда, нравственной идеи, которую хочет донести до читателя автор.
- Какой заголовок вы предложите, чтобы он отражал не тему ("Перо и чернильница"), а идею текста?
(-Как сложить сказку? - Если сам по себе читать не начнешь ... и др.) (Выбранный заголовок записывается на первой пропущенной после темы строке).
- Какое лексическое средство использует автор в этой части текста (в вопросе внука и в ответе деда), чтобы быть убедительнее?
Автор использует антонимы: жидкие - гуще (о чернилах); мелкая - глубже (о чернильнице); тупое - острее (о пере); (Это прилагательные в разных формах); (Учитель выписывает пары антонимов на доску, а ученики - в тетради).
- Чем завершается рассказ? Как Сережа отнесся к словам дедушки?
4. (На ус намотал - другим пересказал) (Учитель записывает эту фразу на доске под тремя предыдущими, а ученики - в тетрадях)
- Как понимать это выражение: на ус намотал?
- Где можно попытаться найти его значение? Можно ли в данном случае "оторвать" слова друг от друга и рассматривать их значения отдельно, чтобы понять, что сказал дедушка?
- В словарной статье какого слова в толковом словаре вы будете искать значение этого словосочетания?
Учитель: Это устойчивое словосочетание - фразеологизм, поэтому "отрывать" в нем одно слово от другого нельзя: только вместе они имеют определенное ЛЗ, закрепленное в языке. Толковый словарь Ожегова дает нам значение этого фразеологизма, мы его найдем в словарной статье слова ус - усы. Оно сопровождается пометой "разг." (разговорное, т.е. принадлежащее разговорному стилю). ЛЗ фразеологизма таково: На ус намотать - принять во внимание, запомнить с какой-либо целью, принять в соображение. (Учитель показывает словарную статью с толкованием фразеологизма (в толковом словаре), обращает внимание на условие обозначения).
IV. Определение типа речи - Сколько вы сделали "фотографий", иллюстрирующих содержание текста? (Четыре)
- Какие это фотографии?
Запись на доску и в тетради:
- Разговор дедушки и внука о сказках
- Сережа учится в школе
- Разговор героев: дедушка утешает внука
- Результаты разговора.
- Какой вы сделаете вывод о типе речи этого текста?
(Ответы учеников: Это повествование, так как здесь последовательно рассказывается о событиях, происходящих с героями. Проверка способом "фотографирования" (получилось 4 фотографии) показала, что это действительно повествование. Текст условно отвечает на вопрос что делает предмет?) Учитель: Сопоставьте наши записи на доске. Видите ли вы в них какое-то соответствие? (Получилось два варианта плана. В первом мы записали опорные фразы, на которые при работе над изложением можно нанизать другие слова и предложения. Второй план отражает последовательность событий).
V. Определение типа речи. - К какому стилю речи отнесете текст и чем вам подсказывается ваш выбор?
Вспомогательные вопросы, помогающие рассуждению, в том случае, если учащиеся не могут дать полный ответ:
. - Есть ли у текста автор? Кто он? Какова его задача?
(Автор написал текст для своих читателей, он в иносказательной форме хочет донести до читательской аудитории свою идею - не живи только для себя, иначе ничего в жизни не добьешься. В тексте есть герои, о которых ведется повествование. Это художественное произведение, написанное в жанре притчи). - Продумал ли писатель тему и идею произведения? Обдумана ли речь?
(Тема и идея продуманы в художественной форме. Речь подготовленная, т.е. выбраны осмысленно лексические и синтаксические средства. Автор тщательно отбирает слова (синонимы, антонимы, устойчивые выражения), строит предложения).
VI. Языковой анализ текста (синтаксические средства) 1. Какая форма речи преобладает в тексте? /Диалог/ - Давайте посмотрим на первую часть текста.
Запись на доске: | - Скажи, дедушка, - как-то спросил Сережа, - откуда ты сказки берешь?
- Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.
- А как ты их оттуда достаешь, дедушка?
- Ручкой с перышком, милый внук, ручкой с перышком.
|
Переведите из прямой речи в косвенную первое предложение. /Сережа спросил как-то у дедушки, откуда тот сказки берет./ Три оставшиеся реплики (вопрос Сережи и дедушкины ответы) заключите в одну. /- Из чернильницы ручкой с перышком, - ответил дедушка/. Посчитайте количество слов в первой части в авторском тексте и в нашем - сжатом /80 слов - 16 слов/. Значит, требование сжать текст мы с вами сумеем выполнить. 2. Давайте посмотрим, как построены предложения во второй части текста. Запись на доске: | Поступил Сережа в школу. | /- Что нам уже известно? - Что здесь является темой?
- Назовите тему?
- Правилен ли порядок слов в предложении?
- Зачем автор его нарушил?
| | Стал из чернильницы сказки добывать. | /-Что в этом предложении не подчиняется законам синтаксиса? (Нет темы). - Почему? (И так ясно, что это Сережа. Главное - действие). | | Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. | /- Какая особенность в этих 3-х предложениях? (Нет ни темы, ни ремы. Автор сосредоточивается на главном: что добывает Сережа и в какой последовательности. Все лишнее убрано, предложения стали неполными./ | | Обобщение: | В синтаксисе текста нет шаблона. Предложения построены по-разному. |
- Вам нужно сократить эту часть текста тоже почти в два раза. Попробуйте это сделать.
/Устная попытка: Стал Сережа в школе из чернильницы добывать сначала палочки, крючки, буквы, потом слова. А сказка не зацепляется./ - Посчитайте количество слов у автора и в вашем варианте. /27 слов - 17 слов/.
- Итак, ваша задача в самостоятельной письменной работе над изложением - сократить текст, но при этом нельзя повредить содержанию, нужно точно передать смысл притчи, не нарушить связи между частями текста. Это очень сложная задача, и вам нужно постараться справиться с ней, самостоятельно поработать над 3-ей и 4-ой частями текста так же, как мы это делали на уроке с 1-ой и 2-ой частями.
- Давайте подведем итог сделанному на уроке по следующему плану:
Запись на доске: | Стиль речи Тип речи Жанр Тема Идея |
/Итог урока (ответ ученика) Текст написан в художественном стиле речи. Тип речи - повествование в жанре притчи. Тема - о том, как Сережа учился "добывать сказку пером из чернильницы" А идея заключена в словах дедушки: если будешь не в одну чернильницу смотреть, если сам по себе жить не начнешь - "зацепишь" сказку./ Домашнее задание: написать первый вариант изложения (для обсуждения недочётов и достоинств на уроке перед окончательным вариантом сжатого изложения).
|
|