Конспект урока русского языка: Готовимся к ГИА. Как писать сжатое изложение.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Данный урок русского языка повторяет и обобщает сведения учащихся о сжатом изложении, что особенно важно для подготовки к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_9_klasse._kak_pisat_szhatoe_izlozhenie.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г. ВЛАДИМИРА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»
Конспект урока русского языка в 9 классе:
Готовимся к ГИА.
Как писать сжатое изложение.
Подготовила учитель
русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Королева Светлана
Евгеньевна
ВЛАДИМИР
2012
Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.
Вспомогательные цели урока:
- Образовательная: обучить учащихся приемам сжатия текста;
- Развивающая: способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;
- Воспитательная: формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку, воспитание литературного вкуса.
Задачи урока:
- Повторить приемы сжатия текста.
- Научить применять приемы сжатия текста на практике.
- Повторить особенности публицистического текста.
- Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).
- Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.
Задача ученика – продемонстрировать следующие умения:
- выделять главную, наиболее существенную, и второстепенную информацию;
- производить исключение и обобщение;
- определять родовые и видовые понятия;
- различать целые объекты и их части;
- показать грамотность устной и письменной речи.
Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Вид урока: урок по развитию речи.
Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, устный опрос.
Оборудование урока: раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, толковые словари, орфографические словари.
План урока
1. Организационный момент.
Цель: психологически настроить учащихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи.
2. Постановка цели и задач урока.
Цель: дать учащимся подробные рекомендации по выполнению работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого изложения — развитие речевых способностей учащихся на примере публицистического текста.
- Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
Цель: повторить отличительные черты текста публицистического типа, повторить все приемы сжатия текста, в каких случаях используется тот или иной прием.
Учащимся предлагается с помощью раздаточного материала в виде карточек повторить приемы сжатия текста.
Смысловое сжатие текста предполагает:
- Сохранение последовательности в развитии событий
- Наличие предложений, выражающих мысль для каждой смысловой части
- Использование грамматических форм, отличных от авторских
- Установление смысловой связи между предложениями
- Использование уместных языковых средств
Речевые приёмы сжатия текста:
- сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
- образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
- сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
- разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
- перевод прямой речи в косвенную;
- пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
- пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
- Первичное знакомство с текстом (учитель читает исходный текст для его сжатого изложения).
БАЙКАЛ.
(1)У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и которые наделяет особенной властью. (2) Таков, вне всякого сомнения, Байкал. (3) Не зря его называют жемчужиной Сибири. (4) Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5) Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.
(6) Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одной из самых красивых и ярких на южном Байкале. (7) Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (8) А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист, тих, далеко в воде взблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с моря.
(9) Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже не представляемой. (10) Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (11) Я продолжал говорить. (12) Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камушек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (13) Товарищ принял этот случай безучастно. (14) Тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, - больше, чем удивлён, он уже не удивится. (15) Он был полон, как говорится, с крышкой.
(16) Помню, его доконала в тот день нерпа. (17) Она редко подплывает близко к берегу, а тут нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (18) Она, разумеется, ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго.
(19) Я даю это ничего не значащее само по себе воспоминание для того лишь, чтобы иметь возможность процитировать несколько слов из большого и восторженного письма моего товарища, которое он послал мне вскоре после возвращения домой с Байкала. (20) «Силы прибавились – это ладно, это бывало, - писал он. (21) – Но я теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. (22) Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, кажется, различаю, что нужно делать и чего не нужно. (23) Как хорошо, что у нас есть Байкал! (24) Я поднимаюсь утром и, поклоняясь в вашу сторону, где батюшка-Байкал, начинаю горы ворочать…»
(25) Я понимаю его…
Цель: обратить внимание учащихся на основные положения текста. Учитель настраивает учащихся на активное восприятие его содержания. Во время первого чтения ученики должны определить тему и основную мысль текста.
5. Выделение микротеа и ключевых слов, составление плана.
Цель: закрепить навыки выделения микротем, ключевых слов.
1. Любимец природы – Байкал.
Жемчужина Сибири, богатство, животворящая сила, могущество и величие.
2. Воспоминания о Байкале.
Благодатное время; красота.
Удивление, восхищение, изумление, подавленность красотой
3. Восторженное письмо.
Силы прибавились, духом поднялся, могу немало сделать, начинаю горы ворочать
6. Проблемы, поставленные автором в тексте.
Цель: закрепить навыки видеть проблемы, поставленные автором в тексте.
Проблемы текста:
- Проблема понимания красоты в жизни (каковы критерии прекрасного?)
- Проблема взаимосвязи красоты природы и внутреннего мира человека (способна ли красота мира изменить человека?)
- Проблема могущества природы, частью которой является человек (каким должно быть восприятие природы человеком?)
7. Языковой анализ текста.
Цель: дать толкование непонятных ученикам слов. Грамотно проведенный языковой разбор помогает учащимся воспроизвести авторскую речь.
8. Орфографическая работа с текстом.
Цель: указать на правописание «трудных» слов, а также имен собственных.
Учащимся предлагается записать слова из текста, подобрать слова с такими же орфограммами, произвести морфемный разбор некоторых слов.
9. Отработка пунктуационных навыков.
Цель: обратить внимание учащихся на пунктуацию в сложных предложениях.
Учащимся предлагается провести пунктуационный разбор предложений из текста.
10. Совместная работа по сжатию текста.
Цель: показать учащимся на практике приемы сжатия текста.
Часть 1
Сокращение сложного предложения.
Объединение двух предложений в одно.
Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
(1)У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью.
(2) Таков, вне всякого сомнения, Байкал. (3) Не зря его называют жемчужиной Сибири.
(4) Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5) Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.
Используя данные приемы сжатия, мы получим следующий текст:
У природы есть свои любимцы, которых она наделяет особой властью. Таков Байкал – жемчужина Сибири. Байкал славен не только своими природными богатствами. Он велик своей чудесной животворящей силой.
Часть 2
Пропуск описаний.
(6) Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одной из самых красивых и ярких на южном Байкале. (7) Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (8) А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист, тих, далеко в воде взблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с моря.
Используя данные приемы сжатия, мы получим следующий текст:
Вспоминаю, как мы с товарищем шли по берегу нашего моря. Был август – благодатное время, когда природа Байкала дарит человеку разноцветье трав, ароматы ягод и плодов, чистый воздух с моря и гор. Байкал в это время запасся водой с тающих ледников, набирается сил для осенних штормов.
Замена конкретных примеров обобщающими понятиями.
(9) Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже не представляемой. (10) Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (11) Я продолжал говорить. (12) Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камушек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (13) Товарищ принял этот случай безучастно. (14) Тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, - больше, чем удивлён, он уже не удивится. (15) Он был полон, как говорится, с крышкой.
(16) Помню, его доконала в тот день нерпа. (17) Она редко подплывает близко к берегу, а тут нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (18) Она, разумеется, ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго.
Получаем следующий текст.
Товарищ мой был подавлен дикой и буйной красотой Байкала. Такое великолепие он не только не видел, но даже не представлял. Я говорил о прозрачной байкальской воде, о своих студенческих впечатлениях. Товарищ молчал. А после попытки поиграть с подплывшей нерпой, как с собачонкой, он умолк в изумлении надолго.
Часть 3
Перевод прямой речи в косвенную.
(19) Я даю это ничего не значащее само по себе воспоминание для того лишь, чтобы иметь возможность процитировать несколько слов из большого и восторженного письма моего товарища, которое он послал мне вскоре после возвращения домой с Байкала. (20)"Силы прибавились – это ладно, это бывало, - писал он. (21) – Но я теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. (22) Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, кажется, различаю, что нужно делать и чего не нужно. (23) Как хорошо, что у нас есть Байкал! (24) Я поднимаюсь утром и, поклоняясь в вашу сторону, где батюшка-Байкал, начинаю горы ворочать…"
(25) Я понимаю его…
Вскоре друг прислал мне восторженное письмо, в котором писал о том, что после поездки на Байкал у него силы прибавились, он духом поднялся, может немало сделать в жизни. И я его понимаю.
11. Подведение итогов урока.
Цель: составить вместе с учащимися алгоритм сжатого изложения.
Алгоритм сжатого изложения.
- Выделение микротем (составление плана).
- Выделение ключевых слов и понятий.
- Установление смысловых связей между ключевыми словами и понятиями.
- Собственно сжатие текста (имея в виду приёмы сжатия).
12. Инструктаж по выполнению домашней работы. Памятка для учащихся.
Цель: обеспечить правильное понимание задания для домашней работы.
Памятка.
- Прослушайте текст.
- После первого чтения текста выполните следующие шаги:
- Определите тему текста (о чем текст?).
- Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
- Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
- Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
- Прослушайте текст во второй раз.
- Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
- Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
- Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
- Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
- Объём изложения – не менее 90 слов.
- Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Ход урока
- Оргмомент. (2 мин.)
Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами очередной урок по подготовке к ГИА. И это урок по развитию речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете, это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста.
- Актуализация полученных ранее знаний. (12 мин.)
- Постановка цели и задач урока.
Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока: Сжатое изложение публицистического текста. Подумайте, исходя из темы, какими могут быть задачи нашего урока.
(Учащиеся сразу включаются в рассуждение, выясняют, какие задачи нужно решить, чтобы освоить тему урока.)
- Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
Ребята, сформулируйте проблемные вопросы по данной теме: нам предстоит пройти ГИА, которая состоит из 3 частей, первая часть работы –написать сжатое изложение прослушанного текста. А сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля.
(Как правильно сжать текст? Какие приёмы сжатия текста использовать?)
Вспомним, что такое публицистика?
(Литература по общественно – политическим вопросам современности)
Назовите характерные стилевые черты публицистики.
(Воздействие на умы, сердца людей, призывность, убедительность. Авторская позиция)
А какие языковые средства характерны для публицистического стиля?
(Вводные слова, антитезы, повторы, восклицательные предложения, предложения побудительного характера.)
Какие жанры публицистики вам известны?
(Статья, репортаж, интервью, заметка)
С одной из таких статей сегодня мы познакомимся на уроке.
А что значит сжать текст?
Рассуждение. Заслушиваются 2-3 человека. (Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)
Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?
Обсуждение. (Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.)
Повторим приемы сжатия текста.
- сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
- образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
- сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
- разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
- перевод прямой речи в косвенную;
- пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
- пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
3. Фронтальная работа.
А сейчас мы немного потренируемся. Поработаем над приемами сжатия текста вместе, применяя названные вами приемы сжатия.
- Практическая работа на уроке.
- Прием опережающего закрепления.
У каждого из вас на столе лежит исходный текст для сжатия. Может быть, кто - то уже готов приступить к сжатию текста? Мне нужна группа из трех человек для работы самостоятельно.
Три человека (желающие) получают лист с инструкцией написания сжатого изложения.
- Первичное знакомство с текстом.
Учитель вслух читает исходный текст. Определяется тема текста, основная мысль, тип текста, стиль.
- Выделение микротем и ключевых слов, составление плана.
- Проблемы, поставленные автором в тексте.
- Языковой анализ текста.
- Орфографическая работа с текстом.
- Отработка пунктуационных навыков.
8. Совместная работа по сжатию текста.
9. Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Приложение:
1. Алгоритм сжатого изложения.
- Выделение микротем (составление плана).
- Выделение ключевых слов и понятий.
- Установление смысловых связей между ключевыми словами и понятиями.
- Собственно сжатие текста (имея в виду приёмы сжатия).
2. Как писать сжатое изложение
Памятка.
- Прослушайте текст.
- После первого чтения текста выполните следующие шаги:
- Определите тему текста (о чем текст?).
- Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
- Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
- Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
- Прослушайте текст во второй раз.
- Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
- Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
- Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
- Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
- Объём изложения – не менее 90 слов.
- Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
3. Исходный текст для сжатия
БАЙКАЛ.
(1)У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и которые наделяет особенной властью. (2) Таков, вне всякого сомнения, Байкал. (3) Не зря его называют жемчужиной Сибири. (4) Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5) Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.
(6) Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одной из самых красивых и ярких на южном Байкале. (7) Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (8) А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист, тих, далеко в воде взблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с моря.
(9) Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже не представляемой. (10) Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (11) Я продолжал говорить. (12) Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камушек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (13) Товарищ принял этот случай безучастно. (14) Тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, - больше, чем удивлён, он уже не удивится. (15) Он был полон, как говорится, с крышкой.
(16) Помню, его доконала в тот день нерпа. (17) Она редко подплывает близко к берегу, а тут нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (18) Она, разумеется, ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго.
(19) Я даю это ничего не значащее само по себе воспоминание для того лишь, чтобы иметь возможность процитировать несколько слов из большого и восторженного письма моего товарища, которое он послал мне вскоре после возвращения домой с Байкала. (20) «Силы прибавились – это ладно, это бывало, - писал он. (21) – Но я теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. (22) Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, кажется, различаю, что нужно делать и чего не нужно. (23) Как хорошо, что у нас есть Байкал! (24) Я поднимаюсь утром и, поклоняясь в вашу сторону, где батюшка-Байкал, начинаю горы ворочать…»
(25) Я понимаю его…
Основная цель урока – формирование навыков написания сжатого изложения на материале прочитанного текста
на краеведческую тему и выполнения тестовой части.
Вспомогательные цели урока:
1. Образовательная: закреплять приемы сжатия текста;
2. Развивающая: способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;
3. Воспитательная: воспитание любви к родному краю и интереса к его историческому прошлому, настоящему
и будущему, формирование коммуникативных умений, воспитание интереса и бережного отношения к рукоделию.
Задачи урока:
1. Повторить приемы сжатия текста.
2. Применять приемы сжатия текста на практике.
3. Выделять микротемы.
4. Выполнять задания, подводящие к выполнению тестовой части.
5. Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации
(упражнения с текстом, написание изложения).
6. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.
Задача ученика – продемонстрировать следующие умения:
— выделять главную, наиболее существенную, и второстепенную информацию;
— производить исключение, обобщение, слияние;
— определять родовые и видовые понятия;
— различать целые объекты и их части;
— показать грамотность устной и письменной речи;
— решать лингвистические задачи.
Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Вид урока: урок по развитию речи.
Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, объяснительно-
иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, устный опрос.
Оборудование урока: раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, памятки, презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий
Вашему вниманию представляется урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий. В файле полный пример урока с комме...
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Обучение написанию сжатого изложения"
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Обучение написанию сжатого изложения". Тип урока: Развитие речи...
Готовимся к ОГЭ. Как писать сжатое изложение.
Памятка "Как писать сжатое изложение" предназначена для учащихся 9 класса....
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Готовимся к ОГЭ. Как писать сжатое изложение.
Памятка "Как писать сжатое изложение" предназначена для учащихся 9 класса....
Конспект урока русского языка во 2 классе. Развитие речи. Подробное изложение по вопросам текста "Петя помог".
Сценарий урока является частью системы обучения связной письменной речи в начальной школе, которая направлена на осознание учащимися специфических свойств письменной речи и о...
Конспект урока русского языка «Как писать сжатое изложение».
Цель урока - научить писать сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия исходного текста....