Конспект урока русского языка: Готовимся к ГИА. Как писать сжатое изложение.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Королева Светлана Евгеньевна

Данный урок русского языка повторяет и обобщает сведения учащихся о сжатом изложении, что особенно важно для подготовки к ГИА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Г. ВЛАДИМИРА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»

Конспект урока  русского языка в 9 классе:

Готовимся к ГИА.

Как писать сжатое изложение.

Подготовила учитель

русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Королева Светлана

Евгеньевна

ВЛАДИМИР

2012

Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.

http://counter.rambler.ru/top100.cnt?1113696Вспомогательные цели урока:

  1. Образовательная: обучить учащихся приемам сжатия  текста;
  2. Развивающая:  способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; 
  3. Воспитательная:  формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку, воспитание литературного вкуса.

Задачи урока:

  1. Повторить приемы сжатия текста.
  2. Научить применять приемы сжатия текста на практике.
  3. Повторить особенности публицистического текста.
  4. Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).
  5. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.

Задача ученика – продемонстрировать следующие умения:

  • выделять главную, наиболее существенную, и второстепенную информацию;
  • производить исключение и обобщение;
  • определять родовые и видовые понятия;
  • различать целые объекты и их части;
  • показать грамотность устной и письменной речи.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Вид урока: урок по развитию речи.

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, устный опрос.

Оборудование урока: раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, толковые словари, орфографические словари.

 

План  урока

1.        Организационный момент.

Цель: психологически настроить учащихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи.

2.        Постановка цели и задач урока.

Цель: дать учащимся подробные рекомендации по выполнению работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого  изложения — развитие речевых способностей учащихся на примере публицистического текста.

  1. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

Цель: повторить отличительные черты текста публицистического типа, повторить все приемы сжатия текста, в каких случаях используется тот или иной прием.

Учащимся предлагается с помощью раздаточного материала в виде карточек  повторить приемы сжатия текста.

Смысловое сжатие текста предполагает:

  • Сохранение последовательности в развитии событий
  • Наличие предложений, выражающих мысль для каждой смысловой части
  • Использование грамматических форм, отличных от авторских
  • Установление смысловой связи между предложениями
  • Использование уместных языковых средств

Речевые приёмы сжатия текста:

  • сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
  • образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
  • сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
  • разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
  • перевод прямой речи в косвенную;
  • пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
  • пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

  1. Первичное знакомство с текстом (учитель читает исходный текст для его сжатого изложения).

БАЙКАЛ.

(1)У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и которые наделяет особенной властью. (2) Таков, вне всякого сомнения, Байкал. (3) Не зря его называют жемчужиной Сибири. (4) Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5) Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

(6) Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одной из самых красивых и ярких на южном Байкале. (7) Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (8) А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист, тих, далеко в воде взблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с моря.

(9) Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже не представляемой. (10) Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (11) Я продолжал говорить. (12) Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камушек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (13) Товарищ принял этот случай безучастно. (14) Тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, - больше, чем удивлён, он уже не удивится. (15) Он был полон, как говорится, с крышкой.

(16) Помню, его доконала в тот день нерпа. (17) Она редко подплывает близко к берегу, а тут нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (18) Она, разумеется, ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго.

(19) Я даю это ничего не значащее само по себе воспоминание для того лишь, чтобы иметь возможность процитировать несколько слов из большого и восторженного письма моего товарища, которое он послал мне вскоре после возвращения домой с Байкала. (20) «Силы прибавились – это ладно, это бывало, - писал он. (21) – Но я теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. (22) Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, кажется, различаю, что нужно делать и чего не нужно. (23) Как хорошо, что у нас есть Байкал! (24) Я поднимаюсь утром и, поклоняясь в вашу сторону, где батюшка-Байкал, начинаю горы ворочать…»

(25) Я понимаю его…

Цель: обратить внимание учащихся на основные положения текста. Учитель настраивает учащихся на активное восприятие его содержания. Во время первого чтения ученики должны определить тему и основную мысль текста.

5.       Выделение микротеа и ключевых слов, составление плана.

Цель: закрепить навыки выделения микротем, ключевых слов.

1. Любимец природы – Байкал.        

Жемчужина Сибири, богатство, животворящая сила, могущество и величие.

2. Воспоминания о Байкале.        

Благодатное время; красота.

Удивление, восхищение, изумление, подавленность красотой

3. Восторженное письмо.        

Силы прибавились, духом поднялся, могу немало сделать, начинаю горы ворочать

6.       Проблемы, поставленные автором в тексте.

Цель: закрепить навыки видеть проблемы, поставленные автором в тексте.

Проблемы текста:

  • Проблема понимания красоты в жизни (каковы критерии прекрасного?)
  • Проблема взаимосвязи красоты природы и внутреннего мира человека (способна ли красота мира изменить человека?)
  • Проблема могущества природы, частью которой является человек (каким должно быть восприятие природы человеком?)

7.        Языковой анализ текста.

Цель: дать толкование непонятных ученикам слов. Грамотно проведенный языковой разбор помогает учащимся воспроизвести авторскую речь.

8.        Орфографическая работа с текстом.

Цель: указать на правописание «трудных» слов, а также имен собственных.

 Учащимся предлагается записать слова из текста, подобрать слова с такими же орфограммами, произвести морфемный разбор некоторых слов.

      9.      Отработка пунктуационных навыков.

Цель: обратить внимание учащихся на пунктуацию в сложных предложениях.

Учащимся предлагается провести пунктуационный разбор предложений из текста.

      10.    Совместная работа по сжатию текста.

Цель: показать учащимся на практике приемы сжатия текста.

Часть 1                

Сокращение сложного предложения.

Объединение двух предложений в одно.

Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

(1)У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью.

(2) Таков, вне всякого сомнения, Байкал. (3) Не зря его называют жемчужиной Сибири.

(4) Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5) Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.        

Используя данные приемы сжатия, мы получим следующий текст:

У природы есть свои любимцы, которых она наделяет особой властью. Таков Байкал – жемчужина Сибири. Байкал славен не только своими природными богатствами. Он велик своей чудесной животворящей силой.        

Часть 2                

Пропуск описаний.

(6) Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одной из самых красивых и ярких на южном Байкале. (7) Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (8) А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист, тих, далеко в воде взблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с моря.        

Используя данные приемы сжатия, мы получим следующий текст:

Вспоминаю, как мы с товарищем шли по берегу нашего моря. Был август – благодатное время, когда природа Байкала дарит человеку разноцветье трав, ароматы ягод и плодов, чистый воздух с моря и гор. Байкал в это время запасся водой с тающих ледников, набирается сил для осенних штормов.        

Замена конкретных примеров обобщающими понятиями.

(9) Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже не представляемой. (10) Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (11) Я продолжал говорить. (12) Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камушек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (13) Товарищ принял этот случай безучастно. (14) Тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, - больше, чем удивлён, он уже не удивится. (15) Он был полон, как говорится, с крышкой.

(16) Помню, его доконала в тот день нерпа. (17) Она редко подплывает близко к берегу, а тут нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (18) Она, разумеется, ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго.        

Получаем следующий текст.

Товарищ мой был подавлен дикой и буйной красотой Байкала. Такое великолепие он не только не видел, но даже не представлял. Я говорил о прозрачной байкальской воде, о своих студенческих впечатлениях. Товарищ молчал. А после попытки поиграть с подплывшей нерпой, как с собачонкой, он умолк в изумлении надолго.        

Часть 3                

Перевод прямой речи в косвенную.

(19) Я даю это ничего не значащее само по себе воспоминание для того лишь, чтобы иметь возможность процитировать несколько слов из большого и восторженного письма моего товарища, которое он послал мне вскоре после возвращения домой с Байкала. (20)"Силы прибавились – это ладно, это бывало, - писал он. (21) – Но я теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. (22) Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, кажется, различаю, что нужно делать и чего не нужно. (23) Как хорошо, что у нас есть Байкал! (24) Я поднимаюсь утром и, поклоняясь в вашу сторону, где батюшка-Байкал, начинаю горы ворочать…"

(25) Я понимаю его…        

Вскоре друг прислал мне восторженное письмо, в котором писал о том, что после поездки на Байкал у него силы прибавились, он духом поднялся, может немало сделать в жизни. И я его понимаю.        

11.       Подведение итогов урока.

Цель: составить вместе с учащимися алгоритм сжатого изложения.

 Алгоритм сжатого изложения.

  • Выделение микротем (составление плана).
  • Выделение ключевых слов и понятий.
  • Установление смысловых связей между ключевыми словами и понятиями.
  • Собственно сжатие текста (имея в виду приёмы сжатия).

12.    Инструктаж по выполнению домашней работы. Памятка для учащихся.

Цель: обеспечить правильное понимание задания для домашней работы.

Памятка.

  1. Прослушайте текст.
  2. После первого чтения текста выполните следующие шаги:
  3. Определите тему текста (о чем текст?).
  4. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
  5. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
  6. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  7. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
  8. Прослушайте текст во второй раз.
  9. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
  10. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
  11. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
  12. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
  13. Объём изложения – не менее 90 слов.
  14. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Ход урока

  1. Оргмомент. (2 мин.)

Добрый день, ребята! Сегодня  у нас с вами очередной урок по подготовке к ГИА. И это урок по развитию речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете, это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста.

  1. Актуализация полученных ранее знаний. (12 мин.)
  1. Постановка цели и задач урока.

Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока:  Сжатое изложение публицистического текста. Подумайте, исходя из темы, какими могут быть задачи нашего урока.

(Учащиеся сразу включаются в рассуждение, выясняют, какие задачи нужно решить, чтобы освоить тему урока.)

  1. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

Ребята, сформулируйте проблемные вопросы по данной теме: нам предстоит пройти ГИА, которая состоит из 3 частей, первая часть работы –написать сжатое изложение прослушанного текста. А сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля.

(Как правильно сжать текст? Какие приёмы сжатия текста  использовать?)

Вспомним, что такое публицистика? 

(Литература по общественно – политическим вопросам современности)

Назовите характерные стилевые черты публицистики. 

(Воздействие на умы, сердца людей, призывность, убедительность. Авторская позиция)

А какие языковые средства характерны для публицистического стиля?

(Вводные слова, антитезы, повторы, восклицательные предложения, предложения побудительного характера.)

Какие жанры публицистики вам известны?   

(Статья, репортаж, интервью, заметка)

С одной из таких статей сегодня мы познакомимся на уроке.

А что значит сжать текст? 

Рассуждение. Заслушиваются 2-3 человека. (Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)

Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?

Обсуждение. (Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.)

Повторим приемы сжатия текста.

  • сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
  • образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
  • сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
  • разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
  • перевод прямой речи в косвенную;
  • пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
  • пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

 3. Фронтальная работа.

А сейчас мы немного потренируемся. Поработаем над приемами сжатия текста вместе, применяя названные вами приемы сжатия.

  1. Практическая работа на уроке.

  1. Прием опережающего закрепления.

У каждого из вас на столе лежит исходный текст для сжатия. Может быть, кто - то уже готов приступить к сжатию текста? Мне нужна группа из трех человек для работы самостоятельно.

Три человека (желающие) получают лист с инструкцией написания сжатого изложения.

  1. Первичное знакомство с текстом.

Учитель вслух читает исходный текст. Определяется тема текста, основная мысль, тип текста, стиль.

  1. Выделение микротем и ключевых слов, составление плана.
  2. Проблемы, поставленные автором в тексте.
  3. Языковой анализ текста.
  4. Орфографическая работа с текстом.
  5. Отработка пунктуационных навыков.

     8.   Совместная работа по сжатию текста.

     9.    Подведение итогов урока.

  1. Домашнее задание.

Приложение:

1. Алгоритм сжатого изложения.

  • Выделение микротем (составление плана).
  • Выделение ключевых слов и понятий.
  • Установление смысловых связей между ключевыми словами и понятиями.
  • Собственно сжатие текста (имея в виду приёмы сжатия).

2. Как писать сжатое изложение

Памятка.

  1. Прослушайте текст.
  2. После первого чтения текста выполните следующие шаги:
  3. Определите тему текста (о чем текст?).
  4. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
  5. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
  6. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  7. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
  8. Прослушайте текст во второй раз.
  9. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
  10. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
  11. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
  12. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
  13. Объём изложения – не менее 90 слов.
  14. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

3. Исходный текст для сжатия 

БАЙКАЛ.

(1)У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и которые наделяет особенной властью. (2) Таков, вне всякого сомнения, Байкал. (3) Не зря его называют жемчужиной Сибири. (4) Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5) Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

(6) Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одной из самых красивых и ярких на южном Байкале. (7) Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (8) А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист, тих, далеко в воде взблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с моря.

(9) Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже не представляемой. (10) Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (11) Я продолжал говорить. (12) Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камушек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (13) Товарищ принял этот случай безучастно. (14) Тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, - больше, чем удивлён, он уже не удивится. (15) Он был полон, как говорится, с крышкой.

(16) Помню, его доконала в тот день нерпа. (17) Она редко подплывает близко к берегу, а тут нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (18) Она, разумеется, ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго.

(19) Я даю это ничего не значащее само по себе воспоминание для того лишь, чтобы иметь возможность процитировать несколько слов из большого и восторженного письма моего товарища, которое он послал мне вскоре после возвращения домой с Байкала. (20) «Силы прибавились – это ладно, это бывало, - писал он. (21) – Но я теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. (22) Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, кажется, различаю, что нужно делать и чего не нужно. (23) Как хорошо, что у нас есть Байкал! (24) Я поднимаюсь утром и, поклоняясь в вашу сторону, где батюшка-Байкал, начинаю горы ворочать…»

(25) Я понимаю его…

Основная цель урока – формирование  навыков  написания   сжатого  изложения на материале прочитанного   текста  

                                             на  краеведческую  тему  и  выполнения  тестовой  части.

 

 Вспомогательные цели урока:

1.                   Образовательная: закреплять  приемы  сжатия  текста;

2.                   Развивающая:  способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;  

3.                   Воспитательная: воспитание  любви  к  родному  краю  и  интереса  к  его  историческому  прошлому, настоящему  

            и  будущему, формирование коммуникативных умений, воспитание  интереса  и  бережного  отношения  к  рукоделию.

Задачи урока:

1.                  Повторить приемы сжатия текста.

2.                  Применять приемы сжатия текста на практике.

3.                  Выделять  микротемы.

4.                  Выполнять  задания, подводящие  к  выполнению  тестовой  части.  

5.                   Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации

             (упражнения с текстом, написание изложения).

6.                   Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.

 

 

 

Задача  ученика – продемонстрировать следующие умения:

 

— выделять главную, наиболее существенную, и второстепенную информацию;

— производить исключение, обобщение, слияние;

— определять родовые и видовые понятия;

— различать целые объекты и их части;

— показать грамотность устной и письменной речи;

—  решать   лингвистические  задачи.

 

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Вид урока: урок по развитию речи.

 

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные,  объяснительно-

                     иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, устный опрос.

 

Оборудование урока: раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения,  памятки, презентация.

 

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий

Вашему вниманию представляется урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий. В файле полный пример урока с комме...

Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Обучение написанию сжатого изложения"

Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Обучение написанию сжатого изложения". Тип урока: Развитие речи...

Готовимся к ОГЭ. Как писать сжатое изложение.

Памятка "Как писать сжатое изложение" предназначена для учащихся 9 класса....

Готовимся к ОГЭ. Как писать сжатое изложение.

Памятка "Как писать сжатое изложение" предназначена для учащихся 9 класса....

Конспект урока русского языка во 2 классе. Развитие речи. Подробное изложение по вопросам текста "Петя помог".

   Сценарий урока является частью системы обучения связной письменной речи в начальной школе, которая направлена на осознание учащимися  специфических свойств письменной речи и о...

Конспект урока русского языка «Как писать сжатое изложение».

Цель урока - научить писать сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия исходного текста....