Исследовательская работа на уроках русского языка 5 класс.
статья по русскому языку (5 класс) на тему
Одной из форм реализации 30% инвариантной части учебного плана в соответствии с ФГОС является исследовательская лаборатория.
Учебно – исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Привожу примеры исследовательских лабораторий, проведенных мною в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дидактический материал | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность на уроках русского языка в 5 классе.
Одной из форм реализации 30% инвариантной части учебного плана в соответствии с ФГОС является исследовательская лаборатория.
Учебно – исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Привожу примеры исследовательских лабораторий, проведенных мною в 5 классе.
Исследовательская лаборатория «Отличие предлога от приставки»
Актуализация изученного
Лесная школа (найди ошибки) - самостоятельно
Карточка 1. Заяц.
По шел кузнечик вгости кбабочке. Они с ели конфеты, с пели песни и рас прощались.
Карточка 2. Ёжик.
Внебе летит самолет. Он про летает надлесом. Самолет про дырявил внебе облака.
Карточка 3. Белка.
Про шёл дождь. Вчашечках цветов с пряталась дождинка. Она блестит насолнце, как слеза.
Постановка проблемы: почему лесные ученики ошиблись? Они не знают, как пишется предлог со словами. А ещё? Путают предлог и приставку.
Цель: помочь зверятам отличать приставки от предлогов и выяснить, как предлог пишется со словами.
Проанализируйте работы зверей и скажите, какие варианты написания предлога со словами вы видите. - в группе. Гипотеза 1: - слитно, гипотеза 2 — раздельно.
Можете ещё предположить версию? Гипотеза 3 — через дефис.
Составление плана действия (маршрут) — самостоятельно, обсуждение в группах: 1группа-1 гипотеза и т.д.
Найти правило (учебник), составить алгоритм, объяснить ошибки зверей, используя алгоритм — задачи.
Содержание: алгоритм
1 шаг — поставь слово с предлогом или приставкой в И.п.
2 шаг — посмотри, если часть конструкции исчезла — предлог, пиши раздельно
если не исчезла — приставка, пиши слитно.
Сформулируйте вывод: гипотеза подтвердилась, не подтвердилась.
Исследовательская лаборатория «-Тся, -ться»
Актуализация изученного
Орфографическая диктовка.
Он трудится, легко расстаться, поезд мчится, надо умыться, пойти учиться, дым струится.
Проверка по эталону, в парах.
Написания глаголов в ваших тетрадях расходятся. Почему? Проблема: не знаем написания.
Цель: узнать, как пишутся глаголы на тся.
Проанализируйте в группах ваши диктанты, какие варианты написания глаголов встретились у вас? Гипотеза1 — тся, гипотеза 2 — ться, гипотеза 3 — ться.
Составление плана действия (маршрут) — самостоятельно, обсуждение в группах: 1 группа — 1 гипотеза и т . д.
Найти правило (учебник), составить алгоритм, объяснить ошибки, используя алгоритм — задачи.
Содержание: алгоритм
1 шаг — задай к глаголу вопрос
2 шаг — посмотри, есть ли в вопросе ь? (что делать? Что сделать?)
есть нет
-ться тся
на конце глаголов нет -ца!
Сформулируйте вывод: 1, 2 группы — гипотеза подтвердилась, тся пишется, если..., 3 группа — гипотеза не подтвердилась.
Исследовательская лаборатория «Способы выражения грамматической связи в словосочетании»
Актуализация изученного
На грядке выросла огромная капуста.
Выписать словосочетания, доказать, что это словосочетания.
Выросла на грядке, огромная капуста — измените падеж зависимого слова. Что получится? Что нарушили?
Как выражается грам. связь? Проблема
Цель: узнать способы грам.связи в словосочетании.
Ваши версии, мы изменяли окончание, значит грам. связь выражается с помощью окончания. Это гипотеза.
Составление плана действия (маршрут) — самостоятельно, обсуждение в группах.
Изучить теоретический материал, переложить материал в схему, попробовать определять грам.связь в словосочетаниях
грамматическая связь
с помощью окончания с помощью окончания и предлога
Сформулируйте вывод: гипотеза подтвердилась, но у нас она не полная, надо добавить: ческая связь с помощью окончания окончания и предлога
Исследовательская лаборатория «Изменение звуков в потоке речи»
Актуализация изученного
Произнесите предложение: Ворона села на ветку, снег посыпался вниз дождем.
Совпадает написание букв со звуками? Найти в словах из предложения. Почему? Этот процесс происходит сам по себе или есть какие-то языковые законы? Так как ученики этого не знают, то это проблема.
Цель: выяснить, почему произношение и написание может не совпадать. Проследите как произносится о в разных словах. Ваша версия? Под ударением четко произносится, не под ударениема. Как произносится г в слове снег? Ваша версия? Не перед гласным. Это гипотеза.
Составление плана действия (маршрут) — самостоятельно, обсуждение в группах.
Изучить теоретический материал, переложить материал в схему, объяснить это языковое явление, используя схему.
Гласные
под ударением -сильная позиция без ударения - слабая
Согласные
перед гласной-сильная позиция не перед гласной - слабая
Сформулируйте вывод: наша гипотеза подтвердилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.
Описание опыта работы по теме "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...
Роль и место исследовательской работы на уроках русского языка
В статье говорится о роли и месте исследования на уроках русского языка....
Исследовательская работа на уроках русского языка.
Метазнания. Метаумения. Метадеятельность. Метапредметный подход. Клычевые компетенции. Метапредметные и исследовательские компетенции. Исследование как ведущее начало преподавания.Сферы реализации исс...
«Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы»
Выступление на МО по теме самообразования...
Организация научно-исследовательской работы на уроках русского языка
Организация научно-исследовательской работы на уроках русского языка ...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Мастер –класс «Исследовательская работа на уроках русского языка»
Исследовательская работа на уроках русского языка.Цели,задачи,методы и формы работы....