Методический семинар "Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций"
методическая разработка по русскому языку

Кудряшова Оксана Леонидовна

В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Одна из задач школы сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений,  основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Именно такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Известный российский психолог А.Г. Асмолов так объясняет актуальность нововведений: «Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. И по сути дела мы идем по пути от действий к фундаментальному ядру образования. Дать способы культурного мышления — вот что необходимо сделать сегодня в мире, где поток информации безграничен».

 Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД №1

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Исследовательская  работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций

         В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Одна из задач школы сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений,  основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Именно такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Известный российский психолог А.Г. Асмолов так объясняет актуальность нововведений: «Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. И по сути дела мы идем по пути от действий к фундаментальному ядру образования. Дать способы культурного мышления — вот что необходимо сделать сегодня в мире, где поток информации безграничен».

 Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизни.

        СЛАЙД №2 

Изменение общественных требований к образованию

        Исходя из общественных требований к образованию учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?». Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

СЛАЙД №3 Основополагающий вопрос

        Научно-исследовательская      

           работа - что это:  

                 очередная дань  моде                  

                        или попытка  

                             реформировать

                                   школу?

ПОЭТОМУ на основополагающий вопрос ответ однозначный: создать систему работы по организации исследовательской деятельности на уроках русского языка для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе.

СЛАЙД №4

 Метапредметные результаты изучения проявляются в…

Обратите внимание, коллеги,

на экране планируемые метапредметные результаты, а исследовательская
деятельность учащихся
 служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки, т.е. достижение цели даст планируемый результат…

СЛАЙД №5

Функции        исследовательской
деятельности на разных ступенях обучения

Обучение навыкам исследовательской деятельности осуществляется в рамках концентрической системы обучения. Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемому материалу. Один и тот же вопрос рассматривается несколько раз в разных классах, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются.

        

5-ый  класс

          1. Даю понятие исследовательской деятельности, а также таких её составляющих (проблемный вопрос и гипотеза)

          2. Формирую первоначальных навыков выдвижения гипотез, сбора материала, его группировки и классификации.

          3. Основная форма работы: коллективная

 6-ой класс

          1. Продолжаю  работу по формированию навыков выдвижения гипотез, наблюдению над материалом, его сбору и классификации.

          2. Основная форма работы: коллективная

7-8 классы

          1. Отрабатываю навыки выдвижения гипотез, наблюдения над материалом, его сбором и классификацией.

          2. Учу работать с источниками информации, оформлять список литературы.

          3. Работаю по формированию и отработке у школьников навыков формулировки цели, задач и выводов исследовательской работы, описанию её методики.

          4. Основная форма работы: групповая

9 -11 классы

          Выполнение индивидуальных исследовательских работ. 

1 уровень (5-6 кл.) самый простой, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение находит сам ребёнок. 

СЛАЙД №6 ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

 И вот здесь выходит на сцену проблемная ситуация, кстати своего рода, мини-исследование.

СЛАЙД №7 Рассмотрим некоторые проблемные ситуации

Один школьник написал: Волна красавuтся. Что с чем он перепугал? Как вы объяснили бы ему его ошибку? Попробуйте сами написать без ошибок под диктовку такие примеры.

Очень знать нам хочется,

Звездная Медведица,

Как вам ночью ходится,

СЛАЙД №8  ЭТАЛОН

 Надеюсь. У вас также.

Очень знать нам хочется,

Звездная Медведица,

Как вам ночью ходится,

Как вам ночью ездится ...

              (В.Маяковский).

Ещё пример…

СЛАЙД №9

Изучаем «Фонетику» 5 класс

З а д а н и е 1. Запишите одними гласными буквами фамилии известных поэтов и писателей 19 в. Некрасов,Лермонтов,Пушкин,Фонвизин, Крылов, Маяковский. Что получилось? еао,еоо,уи,оии,ыо,аяои

Легко ли расшифровать эту запись?

А теперь запишем те же фамилии при помощи одних согласных: Нкрсв, Л pмнтв, Пшкн, Фнвзн,Крлв, Мквскй. Что получилось. Теперь запись расшифровывается почти без всякого труда.

- Давайте вспомним, сколько гласных фонем (звуков, различающих слова) в русском языке? Их шесть. Назовите их. А согласных? Более 30 (до 37 по подсчетам ученых - представителей разных научных школ). Ясно видно, что согласных в языке больше. Благодаря такому разнообразию согласных «звуковых красок» наши слова звучат по-разному. Гласные меньше используются для «раскраски». А для чего же? Что нужнее - гласные или согласные?

СЛАЙД №10

З а д а н и е 2. Вот какое задание предложил когда-то учащимся проф. А. М. Пешковский в учебной книге «Наш язык»:

Трудные слова.

Поспорили однажды Миша и Сережа, кто труднее слова выдумает - хотя бы и без смысла. Вот Миша и говорит: «Ауэ!» А Сережа: «Прк!»

А Миша: «Ауэо!» А Сережа: «Пркх!»

- Ауэоы!                        - Пркхт!

- Ауэоыу!                     -  Пркхтш!

А труднее они уже не могли придумать.

Вопросы: чем трудны Мишины слова? Что делается со ртом, когда их произносишь? Открыт он или закрыт? Закрывается ли он сколько-нибудь значительно хоть на одно мгновение?

А чем трудны Сережины слова? Что делается со ртом, когда их произносишь? Раскрывается ли он хоть немного? А что делается со ртом при произнесении обыкновенных слов баба, тетя, Миша?

Что нужнее - гласные или согласные?

Совершенно ясно, что одинаково нужны и гласные и согласные. Деление звуков на два эти разряда свойственно всем языкам мира.

СЛАЙД №11 Виды заданий. Задания, построенные на сборе  
     языкового материала:

2 уровень. Учитель ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. Допускается коллективный поиск. НАПРИМЕР: Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.

1. «В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи».

2. «В русских словах приставка не может стоять после корня».

3. «В русском слове не может быть два одинаковых суффикса».

С УСПЕХОМ ПРИМЕНЯЮ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ

СЛАЙД №12 Задания, предполагающие анализ ошибочных интерпретаций и выявляющие проблему:

Даны примеры, показывающие основные способы

словообразования.

? Найдите ошибочные примеры

и подберите более удачные иллюстрации.

           приставочный:    досрочный,  направо;

суффиксальный:    орешник, серебряный;

приставочно-суффиксальный:   подосиновик,                                                 безымянный.

сложение:  паровоз, прошлогодний;

ДЕТИ с удов. ищут и находят

СЛАЙД №13 Анализ языкового материала с целью выхода на новую информацию

 Тема: «Правописание НЕ с наречиями на –о и –е».

 

     I.  Выдвижение гипотезы.

   II.  Исследование материала.(желательно по группам или в парах)

1. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.

    Старый лес шумит ровно, неумолчно.

2. Мальчик был одет неряшливо.

    Щенок вскочил и  угодил нечаянно лапой в миску.

3. Солнце, пробиваясь сквозь тучи, светит не радостно, а грустно.

    Миновав деревню, всадники свернули не влево, а вправо.

4. Ему было больно и вовсе не понятно, как отсюда выбираться.

   Иван взмахнул руками и совсем  не  осторожно  сорвался вниз.

  III. Формулирование вывода, проверка гипотезы

             Ответы учащихся: вывод, формулирование правила.

      – Вы сформулировали правило. Посмотрим, как

        звучит оно  в учебнике.                           

СЛАЙД №14

Игровая деятельность на уроке как разновидность  исследовательских технологий. 

Для школы важно, что игра - исток художественного мышления и творчества.

Это давно замечено писателями. Л. Н. Толстой считал игру в «муравейное братство» и в «зеленую палочку» началом своей духовной жизни, соотносил со всей своей деятельностью. Видимо, это закономерность, которая проявляется повсеместно и во все времена. 

Считаю, что игра должна занимать большое место и в школьном преподавании. Но это далеко не так. Игра применяется иногда во внеклассной работе (обычно - типа викторины). На уроках же она - редчайшая гостья и встречается, добавим, только у тех учителей, на чьих уроках вообще бывает интересно и весело.

Рекомендую след.угры с иссл. деят.:

1.«Справочное бюро» - выбрать слово, соответствующее

     лексическому значению:

 колорит, компонент, комфорт, компромисс - составная часть чего-либо.

2. «Эрудит» -  раскрыть значение слов:

милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство...

3. «Диктор» - расставить ударения:

 агент, баловать, ломоть, ракушка, хаос, цемент…

4. «Матрёшки» - восстановите пропущенное слово,

  Город - … - пригородный,  летать - ... – перелётный,  

  вода – подводный, прохлада – прохладненький.

5.«Бестолковый словарь лингвиста-шутника» - дать

   словам новое ЛЗ.

Астрология – раздел ботаники,  баранка – овца, 

 бездарь – тот, кому ничего не подарили, весельчак –

 гребец, изверг - вулкан,  стриж – парикмахер.

   

3 уровень. Высший. Всё осуществляется самостоятельно. Проблема, поиск методов, разработка решения. Данный уровень допускается в среднем звене, но преимущественно используется в старших классах.

СЛАЙД №15

Сочинять на лингвистические темы - увлекательное занятие.

СЛАЙД №16

Исследование текста художественного произведения        

        При таком подходе к урокам русского языка и литературы само преподавание предмета приобретает творческий характер, повышает сам процесс общения учителя с учениками, способствует рождению новых идей, открывает широкое поле деятельности для поиска, исследования, формирует интерес у учащихся к самопознанию, творчеству, исследованию.

СЛАЙД №17 

Повторюсь, исследовательская деятельности – действенное средство формирования метапредметных навыков. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы).

СЛАЙД №18 

Виды уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов:

СЛАЙД №19

Формы исследовательской деятельности

СЛАЙД №20 

Формы представления результатов исследовательской деятельности

СЛАЙД №21 «Плюсы»

В исследовательском обучении усвоение теоретической темы не самоцель, а средство логического мышления, умения добывать информацию при помощи анализа материала и  сопоставлении имеющихся мнений. Именно это умение будет востребовано в жизни любого из учащихся, тогда как содержание большей части школьных курсов не будет использоваться. 

СЛАЙД №22

Мои «плюсы» в исследовательской деятельности 

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЗНАК ВОПРОСА» 2-ое почётное место с исследовательской работой по русскому языку «Сленг в нашей речи: быть или не быть?»

СЛАЙД №23

В течение 3-х лет я с группой учеников занималась исследованием поэзии родного города. Было изучено много материалов, организованы личные встречи с местными знаменитостями. В районной газете опубликована статья «Поэзия родной земли» о проведённой в школе литературной гостиной с участием углегорских поэтов.

СЛАЙД №24

Итогом стало выступление на краеведческих чтениях имени Татьяны Николаевны Путятиной и  публикация исследовательской работы в материалах «Малая родина: история и современность» в 2019 году.

Итак, ВПЕРЁД !!!ОТКРЫВАТЬ, ИСКАТЬ, ИССЛЕДОВАТЬ, чтобы ученик смог получить право не зубрить, не повторять или пересказывать чужое мнение, а выдвигать новые идеи.

Уроки русского языка и литературы - это уроки творчества, должна проявляться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности. Поэтому учитель обязан сделать очень много, чтобы окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств - радостью познания и открытий

СЛАЙД №25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций

Слайд 2

Изменение общественных требований к образованию самостоятельное, активное добывание знаний учащимися (Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года). формирование навыков ведения исследовательской работы должно быть представлено во всей её полноте (ФГОС ООО)

Слайд 3

Основополагающий вопрос Научно-исследовательская работа - что это: очередная дань моде или попытка реформировать школу?

Слайд 4

Метапредметные результаты изучения проявляются в: умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умении работать с разными источниками информации, находить ее,

Слайд 5

Функции исследовательской деятельности на разных ступенях обучения в начальной школе – развитие исследовательского поведения учащихся как средства развития способностей и навыков к учебной деятельности; в основной школе – развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности; в старшей школе – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения

Слайд 6

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – особое психическое состояние интеллектуального затруднения человека, возникающее в случае, когда последний не может достичь цели (объяснить явление, решить задачу и т.д.) известными ему способами и вынужден искать новые пути и способы. ПРОТИВОРЕЧИЕ У Ч И Т Е Л Ь У Ч Е Н И К

Слайд 7

Один школьник написал: Волна - красавuтся. Что с чем он перепу­гал? Как вы объяснили бы ему его ошибку? Попробуйте сами написать без ошибок под диктовку такие примеры.

Слайд 8

ЭТАЛОН Очень знать нам хочется, Звездная Медведица, Как вам ночью ходится, Как вам ночью ездится ... (В.Маяковский)

Слайд 9

Изучаем «Фонетику» 5 класс З а д а н и е 1 . Запишите одними гласными бук­вами фамилии известных поэтов и писателей. еао, еоо, уи, оuu, ыо, аяоu. Легко ли расшифровать эту запись? А теперь запишем те же фамилии при помощи одних согласных: Нкрсв, Лpмнтв, Пшкн, Фнвзн, Крлв, Мквскй. Теперь запись рас­шифровывается почти без всякого труда. - Давайте вспомним, сколько гласных фонем (звуков, различающих слова) в рус­ском языке? Их шесть. Назовите их. А со­гласных? Более 30 (до 37 по подсчетам уче­ных - представителей разных научных школ). Ясно видно, что согласных в языке больше. Благодаря такому разнообразию согласных «звуковых красок» наши слова звучат по-разному. Гласные меньше исполь­зуются для «раскраски». А для чего же? Что нужнее - гласные или согласные?

Слайд 10

З а д а н и е 2. Вот какое задание предложил когда-то учащимся проф. А. М. Пешковский в учебной книге «Наш язык»: Трудные слова. Поспорили однажды Миша и Сережа, кто труд­нее слова выдумает - хотя бы и без смысла. Вот Миша и говорит: «Ауэ!» А Сережа: «Прк!» А Миша: «Ауэо!» А Сережа: «Пркх!» - Ауэоы! - Пркхт! - Ауэоыу! - Пркхтш! А труднее они уже не могли придумать. Вопросы для беседы: чем трудны Мишины слова? Что делается со ртом, когда их произносишь? Открыт он или закрыт? Закрывается ли он сколько-нибудь значи­тельно хоть на одно мгновение? А чем труд­ны Сережины слова? Что делается со ртом, когда их произносишь? Раскрывается ли он хоть немного? А что делается со ртом при произнесении обыкновенных слов баба, тетя, Миша? Что нужнее - гласные или согласные? Совершенно ясно, что одинаково нужны и гласные и согласные. Деление звуков на два эти разряда свойственно всем языкам мира.

Слайд 11

Виды заданий: Задания, построенные на сборе языкового материала: Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы. 1. «В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи». 2. «В русских словах приставка не может стоять после корня». 3. «В русском слове не может быть два одинаковых суффикса». /с успехом применяю в среднем звене/ Задание должно быть проблемным, то есть допускающим различные версии!

Слайд 12

Задания, предполагающие анализ ошибочных интерпретаций и выявляющие проблему: Даны примеры, показывающие основные способы словообразования. Найдите ошибочные примеры и подберите более удачные иллюстрации. приставочный: досрочный, направо; суффиксальный: орешник, серебряный ; приставочно-суффиксальный: подосиновик, безымянный. сложение: паровоз, прошлогодний ; /с удовольствием ищут и находят/

Слайд 13

Анализ языкового материала цель: выход на новую информацию Тема: «Правописание НЕ с наречиями на –о и –е». I . Выдвижение гипотезы. II . Исследование м атериала. 1. Не охотно и не смело солнце смотрит на поля. Старый лес шумит ровно, не умолчно. 2. Мальчик был одет не ряшливо. Щенок вскочил и угодил не чаянно лапой в миску. 3. Солнце, пробиваясь сквозь тучи, светит не радостно, а грустно. Миновав деревню, всадники свернули не влево, а вправо. 4. Ему было больно и вовсе не понятно, как отсюда выбираться. Иван взмахнул руками и совсем не осторожно сорвался вниз. III . Формулирование вывода, проверка гипотезы Ответы учащихся: вывод, формулирование правила. – Вы сформулировали правило. Посмотрим, как звучит оно в учебнике. /гипотезу выдвинули, абсурдных идей не было/

Слайд 14

Игровая деятельность на уроке как разновидность исследовательских технологий. 1.«Справочное бюро» - выбрать слово, соответствующее лексическому значению: колорит, компонент, комфорт, компромисс - составная часть чего-либо. 2. «Эрудит» - раскрыть значение слов: милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство... 3. «Диктор» - расставить ударения: агент, баловать, ломоть, ракушка, хаос, цемент… 4. «Матрёшки» - восстановите пропущенное слово, Город - … - пригородный, летать - ... – перелётный, вода – подводный, прохлада – прохладненький. 5.«Бестолковый словарь лингвиста-шутника» - дать словам новое ЛЗ. Астрология – раздел ботаники, баранка – овца, бездарь – тот, кому ничего не подарили, весельчак – гребец, изверг - вулкан, стриж – парикмахер. /фантазия детей неистощима/

Слайд 15

Сочинять на лингвистические темы - увлекательное занятие. Грамматическая система языка строга, всё в ней точно и обоснованно. Суровым равнодушием веет от многочисленных правил, касающихся употребления в речи различных слов. Но не всегда Грамматика столь холодна к человеку. Есть в ней удивительная часть речи, которая проявляет свою морфологическую сущность предложениях о внутреннем состо янии человека, окружающей его среды. Именно в Категории состояния Грамматика выражает свою заинтересованность: «Каково тебе, Человек? Каков мир вокруг тебя?» Категория состояния – молодая часть речи, образованная на базе наречия, У неё нет окончания, она не изменяется. Но это не мешает ей быть единственным главным членом предложения – сказуемым - при отсутствии действующего лица. Какая ещё часть речи осмелилась бы выражать состояние души человека? И только ей – молодой и дерзкой – всё нипочём! /Переход в иное психологическое состояние, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя./

Слайд 16

Исследование текста художественного произведения Композиция (кольцевая – рассказ с обрамлением) принцип композиции – контраст ночь утро вся жизнь Роль детали, цвета, звука, чувств героев. на балу детали цвет звуки чувства после бала Любовь с этого дня пошла на убыль.

Слайд 18

Урок – исследование Урок – лаборатория Урок – творческий отчет Урок «удивительное рядом» Урок фантастического проекта Урок – защита исследовательских проектов Урок – экспертиза Урок открытых мыслей 10

Слайд 19

Формы исследовательской деятельности Текстовые работы Доклад Стендовый доклад Рецензия Реферат Компьютерные презентации Литературный обзор Видеофильм Проект

Слайд 20

Формы представления результатов исследовательской деятельности Устные Письменные Наглядно - образные Доклад Обзор Отчет Сообщение Сравнительный анализ Альманах Отчет Публикация Реферат Сборник Сказка Сценарий Учебное пособие Видеофильм Выставка Коллекция Макет Модель фигуры Плакат Презентация Журнал

Слайд 21

«Плюсы» Повышение мотивации к изучению предмета. Получение навыков самостоятельного приобретения знаний. Развитие аналитической культуры, занятия исследованием, творчество. Развитие умения планировать свою деятельность Совершенствование поисково-информационной деятельности. Развитие эстетической составляющей: культура оформления работы. Развитие коммуникативных умений

Слайд 22

МОИ «ПЛЮСЫ» НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЗНАК ВОПРОСА» 2-ое место с исследовательской работой по русскому языку «Сленг в нашей речи: быть или не быть?»

Слайд 24

Выступление на краеведческих чтениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»

Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...

Организация работы с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции

Формирование коммуникативной компетенции - одна из ключевых задач развития качеств личности. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры уст...

Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся "

Сегодня ни для кого  не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отвод...

«Самостоятельная деятельность на уроках русского языка как условие формирования самообразовательных компетенций». ( Из опыта работы)

Современный мир, который стремительно развивается, насыщен информацией, новыми технологиями, требует от человека много знаний и умений. Это и владение навыками проектирования, менеджмента, постоянного...

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Активные методы обучения английскому языку для получения метапредметных результатов...

Активные и интерактивные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Перечисленные  в статье методы и приемы  обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности на всех этапах занятия, а также помогают сформировать его  благоприятный фон....