Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы. «Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Урочная деятельность. ». 2016-2017 уч.год.
статья по теме
Представлен опыт работы по формированию коммуникативных компетенций в урочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.marafon.docx | 34.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слова не сказал.
Перс. поэт Саади
Речь – показатель общей культуры человека, его развития. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека. Но современная картина такова: ребёнок у телевизора, ребёнок с телефоном, с плеером, с гаджетом в руках, у компьютера … но не с книгой. Электронные средства информации прочно вошли в повседневную жизнь наших школьников. При всех положительных моментах такой ситуации у современных детей возникли проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, отсутствие интереса к чтению, стремления грамотно говорить, чётко выражать свои мысли, т.е. утрачиваются навыки речевого поведения.
В жизни современного школьника оказывается невостребованным такой компонент обучения как коммуникативная компетенция. Но она является одной из приоритетных, так как федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на результаты образования, одними из которых являются коммуникативные умения. Ведь язык – это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире, основной инструмент формирования личности.
Коммуникативная компетентность – это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя знание культурных норм в общении, знание традиций и обычаев, владение этикетом, демонстрацию воспитанности и умелое применение коммуникативных средств. Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека.
Коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки.
Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений.
Коммуникативные умения и навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми. В мире современных технических достижений (мобильных телефонов, интернета и т.п.) умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков.
Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у школьников осуществляются через:
• внеклассные мероприятия;
• внеурочную деятельность;
• уроки.
Главная роль отводится урокам русского языка и литературы.
Самаркина Вера Павловна
Особую сложность в преподавании русского языка и литературы представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. Известно, что ребенок может владеть предметными знаниями в области языка и литературы, т.е. компетентен в лингвистическом и языковом отношении, но не умеет использовать эти знания и умения в реальной речевой обстановке. Он не готов к применению имеющихся знаний, умений и навыков, т.е. у него не сформирована коммуникативная компетентность. У ребенка возникают трудности в культурном общении, в создании связных устных и письменных высказываний, он не умеет вести конструктивный диалог.
Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? Прежде всего создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого необходимо педагогу выбрать оптимальные формы, методы и приемы работы. В этом плане использование современных образовательных технологий играет не последнюю роль.
На наш взгляд, удачным для формирования коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы является сочетание следующих педагогических технологий.
Слайд 1
1. Информационные технологии
2. Технология развития
критического мышления
3. Исследовательская
деятельность
4. Проектные технологии
5. Блочное обучение
6.Коммуникативные технологии
Слайд 2
Мы не будем останавливаться на определении каждой технологии, так как они вам знакомы и используются на уроках в соответствии с целями и задачами урока. Сегодня мы остановимся на коммуникативных технологиях, которые включают в себя технологию педагогического общения, технологию психологической коррекции общения, технологию дискуссии, информационно-коммуникативную технологию, групповую технологию и др.
Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге и полилоге. Коммуникативная технология направлена на поиск активных методов и форм организации работы учащихся на уроке, «обучения в сотрудничестве», в парах и группах. Дети должны общаться друг с другом, с учителем, с автором. Но главное – с самими собой, размышляя, анализируя, сопоставляя.
Слайд
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создаёт применение групповой технологии.
При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат. Групповая форма организации работы на уроках литературы позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие предмета. Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.
. Работа в группах даёт учащимся время подумать, обменяться идеями и только потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умения переубеждать и вести дискуссию.
Слайд
Педагогические цели групповой работы:
Сформировать:
—логическое и критическое мышление школьников;
—навык организации своих мыслей;
—навыки устной речи;
—навыки риторики;
—эмпатию и толерантность;
—уверенность в себе;
—способность работать в команде;
—способность концентрироваться на сути проблемы;
—манеры при публичном выступлении.
Слайд
Виды групповой работы
Групповая работа может быть представлена в виде:
- дискуссии;
- дебатов;
- занятия-лекции;
- урока - конференции;
- семинара-исследования;
- занятия-композиции и т.п.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1). Использую плакат с правилами и напоминаю ученикам правила перед тем, как они начнут работать
- убедись, что в разговоре участвует каждый;
- говори спокойно и ясно;
- говори только по делу.
- позиция «Я — хороший, ты — хороший» (Э. Берн);
- позиция «Поймите меня правильно»;
- истина превыше всего;
—краткость — сестра таланта; .
—Я критикую идеи, а не людей.
—Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
—Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.
Слайд 2). Объединение в группы. Лучше делить класс на группы по четыре человека. Желательно поместить в одну группу разнополых детей Педагог должен учесть не только успеваемость, но и характер взаимоотношений учащихся, их симпатии или антипатии, мотивы межличностных предпочтений, готовность к сотрудничеству.
3). Распределение ролей
Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:
- лидер. В каждой из групп должен быть лидер. Его задача в данном виде работы – выслушать мнения членов группы, распределить обязанности, например, он назначит того, кто будет записывать результат работы (или он будет делать это сам), назначит того, кто представит итоговый результат учителю.
- чтец читает вслух;
- секретарь - записывает что-то от лица группы;
- докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
- иллюстратор
- хронометрист следит за временем.
Слайд
3). Подготовка к выполнению группового задания:
-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
-инструктаж о последовательности работы;
-раздача дидактического материала по группам. Каждая группа в зависимости от количества членов и уровня их подготовки получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное). Каждой группе даётся набор учебных материалов для работы, где указаны цель задания, перечень литературы и материалов, которыми должны пользоваться ученики, порядок выполнения задания - какую часть задания выполняют индивидуально, какую -коллективно, перечень контрольных вопросов для самопроверки. Для организации рабочего места парты сдвигаются так, чтобы могли вместе работать по 5 человек и чтобы отделить одну группу от другой.
Слайд
4). Групповая работа:
-знакомство с материалом, планирование работы в группе;
-распределение заданий внутри группы;
-индивидуальное выполнение задания;
-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
-подведение итогов группового задания.
Слайд
5). Заключительная часть.
-сообщение о результатах работы в группах;
-анализ познавательной задачи, рефлексия;
-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.
Я умышленно употребляю термин «группа», а не «команда», потому что, несмотря на то, что ученики работают внутри группы: распределяют вопросы, поддерживают друг друга, дополняют, подсказывают, — каждый имеет свой уникальный счет удачных или неудачных ответов. Задача учителя — фиксировать работу каждого ученика. И если один внутри группы постоянно отвечает, задает вопросы соседней группе, а другой отмалчивается, то и оценивание происходит пропорционально их работе на уроке.
Такое дифференцированное оценивание стимулирует тех, кто надеется отсидеться за спинами своих более знающих или более активных товарищей. Здесь такой фокус не проходит: оценки внутри группы по итогам работы могут сильно разниться.
Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст - повествование «Осень пришла», вторая группа – текст - описание «Осенний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю осень?».
При изучении произведения по литературе первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям.
В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.
Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.
Очень часто провожу по группам уроки развития речи. Это и небольшие сочинения-миниатюры по картинам, описания природы, внешности, спортивных игр. Учащиеся работают сообща, выбирая наиболее удачный вариант описания. Или работа над редактированием текста, восстановлением авторского оригинала также хорошо идет в группе.
На уроке контроля ввожу тестовые задания по группам. Во время изучения произведения каждой команде даётся свой эпизод для анализа образа одного героя.
На уроках русского языка часто провожу работу в группах по комплексному анализу текста.
Список использованной литературы
1. Активные формы преподавания литературы. – М.: Наука, 1991.
2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении.О коллективном способе учебной работы. – М.: Наука, 1991. – С. 24 – 57, 60 – 81.
3. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - №8. – С.3 – 9.
4. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности. – Рязань, 1977.
5. Кочетова А. Подготовка к коллективной деятельности. // Высшее образование в России. – 2005. - №8. – С. 151 – 154.
6. Лиймет Х.Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975.
7. Селевко Г.К. Технология проведения дискуссии. // Школьные технологии. – 2004. - №5. – С. 106 – 111.
Интернет-источники
Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. / сост. Машуков А.В. -http://gorono.ozersk.com/teacher/book/benefit/index.php
Климонова Г. Н. Опыт организации групповой работы на уроках - http://www.eidos.ru
Гусев А. Как организовать групповую работу на уроке литературы? - http://www.s-cool.ru
Групповая работа - это один из лучших способов, дающий возможность детям строить отношения на основе толерантности. При работе в группах они вынуждены считаться с мнением каждого, отстаивать свою точку зрения, выдавать результат совместной деятельности.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей). Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат. Групповая форма организации работы на уроках литературы позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие предмета. Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.
Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.
К коммуникативным действиям школьников относятся:
• осуществление учебного сотрудничества;
• постановка вопросов;
• управление поведением партнёра;
• умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, современных средств коммуникации и т. д.
В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:
• правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
• правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
• свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
• воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
• знать особенности диалогической и монологической речи;
• строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Применительно к планированию и организации уроков русского языка уместно оперировать таким понятием, как коммуникативная компетенция.
Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.
Коммуникативная компетенция может включать в себя множество компонентов:
• владение той или иной лексикой
• развитость устной и письменной речи (четкость, правильность)
• умение соблюдать этику и этикет общения
• умение анализировать внешние сигналы
• ассертивность (уверенность)
• владение навыками активного слушания
• владение ораторским искусством
• актерские способности
• умение строить высказывание и вести диалог
• эмпатия (осознанное или бессознательное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего)
Самым главным критерием является внешняя оценка. Выполняя на ЕГЭ задание части С, выпускник применяет те виды компетенций,
которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста — это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком его словарём и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
При подготовке школьников к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку особенно важны мыслительно-речевые умения (сжатое изложение и сочинение-рассуждение в ОГЭ и задание 25 в ЕГЭ).
Как развить в детях чувство языка? Как в век повсеместной компьютеризации помочь новому поколению освоить законы языка и особенно языка художественного? Порой вопросов больше, чем ответов. Ни для кого не секрет, что современные ученики мало и неохотно читают, плохо владеют устной и письменной монологической речью.
Педагоги при подготовке учащихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации, сталкиваются с различными проблемами:
• учащимся сложно выбрать основную мысль из прочитанного текста;
• немногие могут выделить и сформулировать позицию автора в тексте и затронутые проблемы;
• у некоторых учеников прослеживается примитивность в высказываниях при составлении текста-рассуждения;
• беден лексический запас учащихся;
• не сформировано умение оперировать лексикой предмета (при написании сочинения- рассуждения на лингвистическую тему);
• неумение грамотно оформить монологический ответ и другие.
Все это подталкивает к поиску новых форм обучения. В своей работе учителя русского языка и литературы задумываются о том, как выстроить свой урок таким образом, чтобы ребята усвоили содержательную часть предмета, но при этом сохранилась возможность давать толчок творческому и интеллектуальному потенциалу ученика как можно чаще. Не стоит забывать о благоприятной среде, в которой должен находиться ученик, об оборудовании и технических средствах, обеспечивающих всесторонний, естественный и живой учебно-воспитательный процесс.
Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми. В мире современных технических достижений (мобильных телефонов, интернета и т.п.) умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.
Часто коммуникативные умения и навыки делят на
• письменные – заключаются в умении вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том, насколько композиционно четко составлен документ (текст), последовательно изложены в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических ошибок;
• устные – это умения, которые проявляются при непосредственном общении. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.
Процесс общения, говорения происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. С учетом нормативно-возрастного развития ребёнка развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в частности на уроках русского языка.
В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:
• правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
• правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
• свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
• воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
• знать особенности диалогической и монологической речи;
• строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы «Диалог как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов.» 2015-2016 уч.год.
quot;Средства организации учебно-речевой деятельности ." ...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.
Одной из главных целей современного образования считаю создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Работа с художественным текстом в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности».2014-2015 учебный год.
Повышение уровня учебной интеграции — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности школьников формируется через проведение уроков...
ДОКЛАД на методическом объединении учителей русского языка и литературы Ирафского района учителя филиала ГБОУ РФМЛИ в с. Мацута
laquo;Организация работы учащихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией по подготовке к государственной итоговой аттестации и ВПР на уроках»....
РМО учителей русского языка и литературы «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на РМО. Современные образовательные технологии....
Программа 47-ой областной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы. "Проектирование и оценка современного урока русского языка и литературы"
Цель проведения: совершенствование профессиональной компетентности учителей по технологиям обучения русскому языку и литературе в условиях современной информационной среды,представление инновационного...