Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы о-а в корнях с чередованием".
Цель:
1.дать понятие правописания букв о и а в корнях -раст- , -рос-, ращ-;
2.формировать умения правильного выбора в написании гласных о и а в корнях -раст- , -рос-, ращ-; развивать навыки находить слова с чередующимися гласными в тексте и предложении;
3.воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Правописание букв о и а в корнях -раст- , -рос-, ращ-.
Цель:
1.дать понятие правописания букв о и а в корнях -раст- , -рос-, ращ-;
2.формировать умения правильного выбора в написании гласных о и а в корнях -раст- , -рос-, ращ-; развивать навыки находить слова с чередующимися гласными в тексте и предложении;
3.воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие.
- Запишите число, классная работа.
- Оставьте место для записи темы урока.
2.Актуализация опорных знаний обучающихся.
- Как называется раздел русского языка, в котором мы сейчас с вами работаем? (Орфография)
- Что изучает орфография? (Систему правил написания слов)
- А если написание слова не подчиняется никакому правилу? (надо обратиться к орфографическому словарю)
-Вспомните, ребята, с каким правилом мы с вами познакомились на прошлом уроке? (Буквы а и о в корнях –лаг-, лож)
- Как называются гласные а и о? (чередующиеся)
Сегодня, ребята, мы с вами должны познакомиться еще с одним чередованием букв а и о. А чтобы правильно обозначить тему сегодняшнего урока, прошу вас обратить внимание на текст.
3.Выход на тему.
Работа с текстом.
Прочитайте текст выразительно.
Р..сти, р..сти, яблонька, подр..стай.
Цв..ти, цв..ти, яблонька, ра..цв..тай!
З..л..тое солнышко, ярче грей!
Выр..стайте, яблоки, поскорей!
Р..сла, р..сла яблонька, подр..сла.
Цв..ла, цв..ла яблонька, отцв..ла.
Отр..хнула яблонька свой наряд,
И поспели яблоки для ребят.
Задание: выпишите слова с пропущенными орфограммами в тексте и постарайтесь их объяснить.
- Вызвало ли затруднения определение орфограмм в словах?
- В каких словах?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Какова будет цель урока?
Наблюдение за произношением и написанием слов.
Таблицы на партах.
Задание: понаблюдайте за произношением и написанием слов с корнями раст, рос, ращ.
-раст- | -ращ- | -рос- |
Расти Растение Вырасти зарасти | Выращивать выращивание | Росли Заросли вырос |
Постарайтесь вывести правило, исходя из наблюдения.
Прочитаем и запомним точную формулировку по учебнику, стр. 178.
Слова-исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик (тот, кто дает деньги в долг), отрасль
Возвращаемся к тексту о яблоньке.
-Какие гласные вы вставите в слова с корнями раст, рос?
- На какие правила были пропущены буквы в других словах.
-Если бы вам предложили распределить эти слова на группы, сколько групп у вас бы получилось?
4. Закрепление изученного.
А) Объяснительный диктант. Объяснить орфограммы, выделить корни с чередованием.
Папирус – это болотное растение. В древние времена его выращивали в Египте. Когда папирус вырастет, проникнуть в его заросли невозможно. Группа растений отрывается от берегов и образует островок.
Б) Задания для учащихся с низкими учебными возможностями.
Карточки
Вставить пропущенные буквы, графически обозначить орфограммы, составьте одно предложение с данными словами.
Предл..жить, предл..гать, выр..с, выр..сти, р..сток, выр..щенный, выр..сли, изл..жение, р..остовщик, зар..сли.
5. Работа в парах.
Выбери себе слово.
1 вариант – слово с буквой а, 2 вариант – слово с буквой о.
В зимнюю пору р..стения как будто надели теплую шубу.
Пушистый снег л..жится на землю очень медленно.
Лесные звери распол..жились на заснеженной поляне.
На этой поляне выр..с могучий дуб. К ветвям дуба прир..сли сосульки.
Богатая р..стительность на время замерла под снегом.
6. Работа в группах по четыре человека.
Восстановить художественный текст из рассыпанных предложений, подобрать из справочного материала подходящие по смыслу слова с изучаемой орфограммой. (предложения в конвертах).
1 текст.
Друг отца ……. отдохнуть на природе, и мы отправились в лес.
В лесу был прекрасный воздух и разнообразная растительность.
Тропинка почти …. , и мы с трудом угадывали дорогу.
Вот знакомый, …… осокой лес.
Дальше находился широкий овраг, а напротив раскинулась широкая поляна.
На ней уютно …… лесная сторожка.
Слова для справок:зар..сла, предл..жил, зар..стающий, распол..жилась, р..стительность
2 текст
На опушке … красивый лес из березок. У каждой красавицы листья …. по-разному. Вокруг березок густо зеленеет молодая …… . Лес – это самое великое творение природы. В нем ………… разные виды растений. Все зверьки, птички, люди преклоняются перед этим чудом!
Слова для справок: выр..с, пор..сль, произр..стают, распол..жены.
6. Творческая работа.
Без растений жизнь человека невозможна. Почему?
-Наверняка у вас дома есть растения, которые посадила мама, а может быть и вы сами. Наблюдательны ли вы?
- Расскажите об удивительном растении у вас дома или на даче, в саду.
Используйте словосочетания: (написать на доске) выращивать цветы, удивительное растение, цветочный горшок, зеленый росточек, разрослось по подоконнику( по балкону, по комнате) .
Выделите корни с чередованием.
7. Оценки
8.Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....