Виды разбора по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Морфемный разбор (разбор слова по составу)
Таким образом, порядок разбора слова по составу таков:
1) выделить окончание, формообразующий суффикс (если они есть в слове),
2) выделить основу слова — часть слова без окончаний и формообразующих суффиксов,
3) выделить в основе слова приставку и / или суффикс через построение словообразовательной цепочки,
4) выделить в слове корень.
Примеры:
- плотничал
Образец рассуждения:
плотничал — форма глагола плотничать; глагол стоит в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, что выражено формообразующим суффиксом -л-, мужского рода единственного числа, что выражено нулевым кончанием (сравним: плотничал-и).
Основа — плотнича-.
Глагол плотничать образован от существительного плотник, мотивируется через него: плотничать — ‘быть плотником’; разница между основой плотнича и плотник — суффикс -а-, в основах представлено чередование к / ч.
Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот. Следовательно, плотник / плотнич — корень.
Таким образом, словоформа плотничал имеет нулевое окончание со значением мужского рода единственного числа, формообразующий суффикс -л- со значением прошедшего времени изъявительного наклонения, словообразующий суффикс -а- со значением являться тем, что названо в мотивирующей основе, корень плотнич. Основа слова плотнича-.
Образец письменного оформления:
плотничал — форма гл. плотничать ← плотник, чередование к / ч.
2) одевание
Образец рассуждения:
Одевание — существительное, окончание -е (именно этот сегмент слова изменяется при его склонении: одевани-е, одевани-я, одевани-ю).
На стыке окончания и основы во всех формах произносится звук [й’], который «спрятан» в букве е, стоящей после гласной. Следовательно, этот звук принадлежит к основе, закрывает ее. Основа слова — одевани[й’].
Слово одевание производно от глагола одевать: одевание — ‘процесс, когда одевают, то же, что одевать’. Разница между основой одеваний и глагольной основой одева — сегмент -ни[й’]-, являющийся словообразующим суффиксом.
Глагол одевать производен от глагола одеть и имеет значение несовершенного вида. Средство словообразования — суффикс -ва-.
Глагол одеть непроизводен, но в языке есть глаголы раз-деть, пере-одеть с тем же корнем, но другими приставками, следовательно, мы имеем дело со связанным корнем -де- и приставкой о-.
Таким образом, словоформа одевание имеет окончание -е со значением именительного или винительного падежа единственного числа, словообразующие морфемы: суффикс -ни[й’]- со значением абстрактного действия, суффикс -ва- со значением несовершенного вида, приставку о- и связанный корень -де-. Основа слова одеваний-.
Образец письменного оформления:
одеваниjе ← одевать ← одеть (ср.: раздеть).
При письменном разборе словообразовательная цепочка может быть убрана в скобки. В несложных случаях процедуру можно провести устно и зафиксировать только результат — записать слово с выделенными в нем морфемами.
Предмет и основные понятия словообразования
Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс.
Для чего образуются слова в языке? Образование новых слов может иметь несколько целей: первая цель — обозначение реалий действительности сворачиванием в одно слово синтаксических конструкций (выключатель — то, чем выключают); вторая цель — перемещение в иную синтаксическую позицию того или иного смысла (например, от глаголов образуются существительные со значением действия типа пение, которые могут выступать в качестве предмета сообщения, занимая синтаксическую позицию подлежащего); словообразование может служить также для выражения стилистической характеристики слова (ср.: небо — небеса) и эмоционально-оценочных компонентов значений (ср.: книга — книжонка). Словообразование наряду с заимствованием является важнейшим путем обогащения лексики русского языка. В устной речи людей, а также в художественных и публицистических произведениях часто имеет место авторское словообразование: носитель языка придумывает, конструирует слова, не существующие в языке, ради языковой игры, придания своему тексту большей выразительности. Чаще всего придумываются не новые корни слов, а создаются новые словообразовательные производные по имеющимся в языке словообразовательным моделям.
Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:
1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),
2) определить, от чего и как образованно данное производное слово.
Основные понятия словообразования:
— производная (ПН) основа,
— производящая (ПЩ) основа (или основы),
— средство словообразования,
— способ словообразования,
— процессы, сопровождающие словообразование.
Производная основа — основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой (критерий мотивированности): стол-ик ← стол, столик — ‘маленький стол’.
Производящая основа — ближайшая по форме к производной основа, через которую мотивируется, истолковывается производная основа.
Средство и способ словообразования
Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).
Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются. Среди операций такого рода можно выделить следующие:
1) сокращение производящей основы как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи): специалист → спец;
2) сложение компонентов производящих основ при их возможном сокращении, которое сопровождается жесткой фиксацией их последовательности в пределах производного слова, а также единым ударением: универсальный магазин → универмаг;
3) изменение частеречной принадлежности слова: у прилагательного чайный представлены формы мужского, среднего, женского рода единственного числа и формы множественного числа, а у существительного чайная — только формы единственного числа женского рода и множественного числа.
Для образования нового слова одновременно могут быть использованы словообразующая морфема и операционное средство, например: земля + делать → земл-е-дел-ец (сложение производящих основ + суффикс).
Характеристика средства словообразования, используемого для о6разования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования:
- Способы, использующие в качестве средства словообразования словообразующие морфемы:
1) приставочный: делать → пере-делать,
2) суффиксальный: синий → син-ев-а, мыть → мыть-ся, гордый → горд-и-ть-ся,
3) приставочно-суффиксальный: стакан → под-стакан-ник, бежать → раз-бежать-ся, говорить → пере-говар-ива-ть-ся.
- Способы, использующие операционные средства словообразования:
1) сокращение: заместитель → зам,
2) сложение:
а) сложносоставной способ: диван + кровать → диван-кровать,
б) сложение: лес + степь → лес(о)степь,
Разновидностью сложения является иногда выделяемое в самостоятельный способ сращение: с ума сшедший → сумасшедший. В составе производного слова конечная морфема первого производящего слова становится интерфиксом, а не суффиксом или окончанием, как это было в производящем: сум(а)сшедший.
в) сложение с сокращением (аббревиация): стенная газета → стенгазета, Министерство иностранных дел → МИД,
При аббревиации возможно сокращение исходных слов до первых звуков (вуз), букв (МГУ), начальных частей (завхоз), начальной части первого слова и первых букв или звуков остальных слов (городской отдел народного образования → гороно), аббревиатурами являются также слова, образованные соединением начальной части первого слова с несокращенным вторым (сбербанк) и начала первого слова с началом и / или концом второго (торговое представительство → торгпредство).
3) переход слова из одной части речи в другую; основным видом такого перехода является субстантивация — переход прилагательного или причастия в существительное: столовая (прил.) → столовая (сущ.).
- Смешанные способы — способы, при которых одновременно используются словообразующие морфемы и операционные средства словообразования: орден + носить → орден(о)нос-ец (сложение производящий основ + суффиксация).
Случаи типа бежать → бег, называемый в комплексе 1 бессуффиксным словообразованием, относятся к суффиксальному способу. Суффикс здесь, как уже было сказано, нулевой: бег-∅ ← бежа-ть.
В процессе словообразования имеют место следующие процессы, служащие для взаимоприспособления морфем в производном слове:
1) чередование гласных и согласных: кошка → кошеч-к-а (чередования к / ч, ноль звука / е), лев → льв-иц-а (чередования в / в’, е / #),
2) вставление незначимого соединительного элемента (интерфикса); пар + ходить → пар(о)ход-∅,
3) усечение производящей основы (его нельзя путать с сокращением как способом словообразования, при котором одно только сокращение образует новое слово): реза-ть → рез-к-а,
Авторы комплекса 3 вводят понятие словообразовательной модели — образца для создания нового слова, который живет в русском языке и понятен каждому. Так, словообразовательная модель _____оват-ый имеет значение «чуть-чуть, слегка»: бел-оват-ый, кисл-оват-ый, груб-оват-ый.
Введение понятия словообразовательной модели помогает понять системные отношения единиц в языке, его упорядоченность. Однако то, что авторы называют словообразовательной моделью, реально является морфемной схемой строения слов и описывает как производные слова, так и непроизводные слова со связанным корнем; например, схема раз_____ть описывает как производные слова разбить, рассыпать, так и непроизводные раздеть, разуть. Косвенным доказательством того, что для авторов учебника более существенным при использовании моделей является морфемика, а не словообразование, является формулировка заданий, использующих понятие словообразовательной модели, например: «Запишите слова, соответствующие данным моделям: _____ист-ый: бархат-, волн-, голос-, душ-, зерн-, колос, плеч-, пятн-». Как мы видим, для использования в словообразовательной модели авторы задают не слова — ПЩ основы, а готовые корни, в том числе с уже реализованным чередованием (душ-ист-ый от дух).
Способы образования самостоятельных частей речи
В русском языке представлены следующие основные способы образования самостоятельных частей речи:
1. приставочный, при котором происходит образование существительных от существительных: город → при-город,
2. суффиксальный, при котором происходит образование существительных от
— существительных: стол → стол-ик,
— прилагательных: синий → син-ев-а, синь-∅,
— глаголов: бежать → бег-отн-я, бег-∅,
— числительных: сто → сот-н-я, двое → двой-н-я,
— наречий: сообща → сообщ-ник, почему → почему-чк-а,
3. приставочно-суффиксальный, при котором существительные образуются от
— существительных: окно → под-окон-ник,
— глаголов: служить → со-служи-вец,
— прилагательных: полярный → за-поляр-j-е,
4. сложение, в том числе с сокращением: лес + степь → лес(о)степь, Московский государственный университет → МГУ,
5. усечение: специалист → спец,
6. субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий (субстантивированные причастия, как уже было сказано, могут считаться суффиксальными производными от глаголов),
7. сложение с суффиксацией: земля + делать → земл(е)дел-ец.
1. приставочный, при котором прилагательные образуются от прилагательных: огромный → пре-огромный,
2. суффиксальный, образующий прилагательные от
— прилагательных: синий → син-еньк-ий,
— существительных: осень → осен-н-ий,
— глаголов: читать → чита-льн-ый,
— числительных: двое → двой-н-ой,
— наречий: внутри → внутр-енн-ий,
3. приставочно-суффиксальный: берег → при-бреж-н-ый,
4. сложение: русский + английский → русско-английский;
5. сложение с суффиксацией: кривой + бок → крив(о)бок-∅-ий
Числительные образуются от числительных следующими способами:
1. суффиксальный: два → дв-адцать, пять → пят-надцать, два → дв-оj-е,
2. сложение: три + сто → триста;
Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое— и суффиксами -то, -либо, -нибудь: кто → ни-кто, не-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь;
1. приставочный — от глаголов: бежать → про-бежать,
2. суффиксальный, при котором глаголы образуются от
— глаголов: перечитать → перечит-ыва-ть, мыть → мыть-ся,
— прилагательных: красный → красн-е-ть, видный → видн-е-ть-ся,
— существительных: партизан → партизан-и-ть, толпа → толп-и-ть-ся,
— числительных: двое → дво-и-ть (‘разделять надвое’),
— междометий: ах → ах-а-ть,
3. приставочно-суффиксальный, которым глаголы образуются от
— существительных: тень → за-тен-и-ть, банкрот → о-банкрот-и-ть-ся,
— прилагательных: прямой → вы-прям-и-ть,
— числительных: трое → у-тро-и-ть,
— глаголов: любить → недо-любл-ива-ть, прыгать → рас-прыгать-ся, звонить → пере-зван-ива-ть-ся;
4. сложение: труд + устроить → труд(о)устроить,
5. сложение с присоединением словообразующей морфемы: мир + творить → у-мир(о)творить;
1. приставочный — от наречий: долго → не-долго, как → кое-как,
2. суффиксальный, которым наречия образуются от
— существительных: зима → зим-ой,
— прилагательных: хороший → хорош-о,
— числительных: три → тр-ижды,
— глаголов: лежать → леж-а,
— наречий: хорошо → хорош-енько, как → как-нибудь,
3. приставочно-суффиксальный, которым наречия образуются от
— прилагательных: новый → по-нов-ому, давний → из-давн-а,
— существительных: верх → в-верх-у,
— числительных: двое → в-дво-ем,
— глаголов: догонять → в-догон-ку, скакать ← в-скачь-∅
— наречий: долго → по-долг-у,
4. сложение с суффиксацией: мимо + ходить → мимоход-ом.
Образование слов путем перехода из одной части речи в другую
Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.
Мы уже называли образование существительных путем перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий) — субстантивацию. Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ / -ющ, -ащ / -ящ не является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу. Поэтому в лингвистике существует описание образования подобных слов суффиксацией: заведу-ющ-ий ← заведовать, заведующий — ‘тот, кто заведует’.
Переходом из других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением
— существительных (дома, весной),
— прилагательных (попусту, в открытую),
— деепричастий (сидя, лёжа),
— числительных (вдвое).
Необходимо понимать, что переход слова из одной части речи в другую — процесс исторический. С точки зрения современном состояния языка (с синхронической точки зрения) все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой ← зима, леж-а ← лежать, по-пуст-у ← пустой.
Процесс перехода активен при образовании служебных слов. Так, например, можно назвать следующие группы предлогов, образованные переходом из других частей речи:
— отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу,
— отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя,
— наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль.
При этом разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от реального наличия или отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) — Я обошел вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их значении — производный отглагольный предлог выражает значение отношения, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) — Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство (деепричастие). Что касается отыменных предлогов, то степень их отхода от самостоятельных слов различна. В ряде случаев предлоги абсолютно обособились и утратили смысловую связь с базовым существительным, например: ввиду, в течение, путем, насчет, по мере; в современном языке эти предлоги следует считать непроизводными. В других случаях смысловые связи живы: в качестве, в сфере, с помощью, в пользу. Такие предлоги называют предложными сочетаниями, поскольку они сохраняют некоторые синтаксические свойства существительного: избирательную сочетаемость (в роли кого — в функции чего), возможность принимать определение (выступить в сомнительной роли умиротворителя). В этих случаях мы имеем дело с живым процессом «опредложивания» именных сочетаний.
С точки зрения современного состояния языка можно выделить следующие способы образования предлогов:
1) суффиксальный — от глаголов: исключа-я ← исключать,
2) приставочно-суффиксальный — от существительных: во-врем-я ← время,
3) сложение — от предлогов: из-за ← из + за.
Материал, касающийся образования слов одной части речи от слов другой части речи, наглядно показывает необходимость и пути разграничения исторической и синхронической производности.
Словообразовательный разбор слова
Словообразовательный разбор производится по следующей схеме:
- Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия — инфинитив).
- К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова через значение производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую (производящие) основы.
- В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано приставкой и / или суффиксом.
- Указать способ словообразования.
- Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть:
— чередование гласных и согласных,
— усечение производящей основы,
— интерфиксация,
При словообразовательном разборе необходимо обратить внимание на следующее.
Во-первых, не следует путать словообразование и формообразование. Так, нельзя описывать прошедшее время глагола, причастие или деепричастие как слова, образованные от инфинитива (например, читал, читающий, читая от читать). В данном случае мы имеем дело с формами одного и того же глагола, то есть с одним и тем же словом. Именно для избежания ошибок такого рода исследуемое слово предварительно ставят в начальную форму.
Производящая основа также должна стоять в начальной форме (например, подоконник ← окно, а не *под окном), исключение составляют лишь случаи сращения (сумасшедший ← с ума сшедший) и субстантивации (учащийсясущ. ← учащийсяприч.).
Во-вторых, при словообразовательном разборе необходимо правильно определить производящую основу — ближайшую по форме мотивирующую основу. Ошибочным будет разбор, в котором в качестве производящей основы будет указано начальное непроизводное слово словообразовательной цепочки, а не непосредственное производящее исследуемого слова. Так, например, для слова пароходный его производящей основой будет слово пароход, а не слова пар и ходить. Средство образования слова пароходный — суффикс -н-, способ — суффиксация.
В-третьих, не следует загромождать словообразовательный разбор полным морфемным разбором исследуемого слова. Лишние операции свидетельствуют о недопонимании задачи словообразовательного разбора и его отличия от морфемного разбора. В исследуемом слове должны быть выделены только основа и та морфема (морфемы), которые непосредственно участвует в словообразовании.
В редких случаях исследуемое слово может находиться на одной ступени производности от двух разных основ, например: невесело ← весело / невеселый. В этих случаях говорят о двойной мотивированности данного слова. Его можно описать и как приставочное производное от слова весело, и как суффиксальное производное от слова невеселый.
Приведем несколько примеров словообразовательного разбора:
1) излишество
излишество ← излишний; излишество — ‘что-то излишнее’;
способ словообразования — суффиксация,
процесс, сопровождающий словообразование, — усечение ПЩ основы.
2) заметались — форма глагола заметаться
заметаться ← метаться; заметаться — ‘начать метаться’,
способ словообразования — приставочный.
3) ухода
ухода — форма существительного уход
уход-∅ ← уходить; уход — ‘когда уходят, то же, что уходить’,
способ словообразования — суффиксация,
процессы, сопровождающие словообразование:
— усечение ПЩ основы,
— чередование д’/д.
4) снегокаты — форма существительного снегокат
снег(о)кат∅ ← снег + кататься, снегокат — ‘то, на чем катаются по снегу’,
способ словообразования — сложение с суффиксацией,
процессы, сопровождающие словообразование:
— интерфиксация
— усечение ПЩ основы глагола.
Виды разбора
1. Фонетический разбор слова
1. Произнесите слово, назовите слоги и обозначьте ударный слог.
2. Сколько в слове гласных звуков и согласных? Какими буквами они обозначены?
3. Расскажите о каждом из согласных звуков: твердый он или мягкий, звонкий или глухой, назовите букву (или буквы), которой (которыми) он обозначен, назовите парный звук по твердости/мягкости, по звонкости/глухости.
4. Укажите все варианты переноса слова и все орфограммы в слове. Какие написания в нем подчиняются морфологическому принципу русской орфографии, какие — фонетическому, какие — традиционному?
2. Словообразовательный разбор слова (по составу)
1. Измените слово и выделите окончание.
2. Найдите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему (или морфемы), с помощью которой (или которых) оно образовано.
3. Определите способ образования слова. Какая у него основа: производная или непроизводная?
4. Если основа производная, продолжите подбор родственных слов и выделение служебных морфем до тех пор, пока не останется лишь главная часть слова — корень.
5. Есть ли слова с чередующимися гласными и согласными? Если есть, подтвердите наличие чередования звуков.
6. Каковы особенности правописания слова? Обозначив орфограммы, определите, каким принципам русской орфографии они подчиняются. Если морфологическому, то какие и как необходимо применить правила?
7. Есть ли в слове морфемы, стилистически окрашенные (старославянского или иноязычного происхождения, характерные для народно-разговорной, народно-поэтической, просторечной, профессиональной, книжной лексики)?
3. Морфологический разбор самостоятельных частей речи
Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется).
Затем укажите:
у имени существительного: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение; в каком падеже употреблено, в единственном или множественном числе; чем является в предложении; как образовано: от какого слова и с помощью чего; особенности правописания: наличие орфограмм в слове, каким принципам орфографии они подчиняются, если морфологическому, то какие и как необходимо применить правила;
у имени прилагательного: качественное, относительное или притяжательное; степень сравнения (если есть); полная или краткая форма; в каком падеже, числе, роде употреблено; с каким словом и как связано (вид связи); чем является в предложении; как образовано; особенности правописания;
у имени числительного: разряд по значению (количественное, дробное, собирательное, порядковое), по составу (простое, сложное, составное); в какой форме употреблено; синтаксическая роль; как образовано; особенности правописания;
у местоимения: разряд по значению; в какой форме употреблено; с какой другой частью речи соотносится; чем является в предложении; какова его роль в тексте; особенности правописания;
у глагола: вид; переходный или непереходный; возвратный или невозвратный; спряжение; в какой форме употреблен (наклонение, время, число, лицо или род); чем является в предложении; как образован; особенности правописания;
у причастия: действительное или страдательное; какого вида и времени; полное или краткое; в каком падеже (если полное), числе и роде употреблено; как образовано; чем является в предложении; есть ли зависимые от него слова; особенности правописания;
у деепричастия: от какого глагола-сказуемого оно зависит (поставьте вопрос); есть ли у него зависимые слова;
его роль в предложении; как оно образовано; особенности правописания;
у наречия: разряд по значению; имеет ли оно степень сравнения; связь с другими словами в предложении и синтаксическая роль; как образовано; особенности правописания.
Завершается морфологический разбор слова анализом особенностей его употребления в данном тексте: его значение, сочетаемость с другими словами, текстообразующая роль и стилистические особенности.
За. Морфологический разбор служебных частей речи и междометий
1. Найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям.
2. Назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове.
3. Определите разряд (группу) по значению.
4. Выявите синтаксическую (или смысловую) роль.
5. Как образована часть речи (для производных, сложных и составных частей речи)?
6. Особенности правописания.
4. Разбор словосочетания
1. Выделите все словосочетания в предложении.
2. В каждом из них укажите главное слово (или слова), поставьте вопрос к зависимому слову.
3. Определите словосочетания по принадлежности главного слова к частям речи (именное, глагольное, наречное), по способу синтаксической связи между главным и зависимым словами (согласование, управление, примыкание).
4. Определите грамматическое значение словосочетаний.
5. Охарактеризуйте порядок слов в словосочетаниях, его текстообразующую и стилистическую роль.
4а. Разбор простого предложения
1. Найдите в тексте простое предложение, выделите в нем грамматическую основу.
2. Определите его вид по цели высказывания, по интонации, по наличию/отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное); полное или неполное.
3. Определите его вид по характеру грамматической основы (двусоставное или односоставное; если односоставное, то назывное или определенно-личное, неопределенно-личное, безличное).
4. Разберите его по членам предложения: чем выражено подлежащее, каков тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное), чем оно выражено; назовите второстепенные члены, чем они выражены.
5. Чем осложнено предложение (однородными членами, обособленным оборотом, обращением, вводным словом)?
6. Объясните постановку знаков препинания. Какую они выполняют функцию (выделительную, разделительную)?
7. Каковы средства связи данного предложения с предшествующим и последующим предложениями? Какова его роль в раскрытии темы и развитии основной мысли текста?
8. Есть ли в нем средства художественной выразительности, стилистические фигуры? Каковы его интонационные особенности?
4б. Разбор сложного предложения
1. Найдите в тексте сложное предложение, определите его вид по цели высказывания, интонации, средствам связи между его частями.
2. Выделите грамматические основы, определите структурные типы простых предложений в составе сложного (двусоставное, назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, безличное), полное или неполное каждое из них, чем они осложнены.
3. Чем соединены части сложного предложения? Каковы смысловые отношения между его частями?
4. Если предложение сложноподчиненное, назовите главное и придаточное (придаточные) в нем. К чему относится придаточное предложение: к слову (словам) в главном предложении или к главному предложению в целом? Определите вид придаточного предложения.
5. Если в предложении несколько придаточных, определите связь между ними (последовательное, или однородное, или параллельное подчинение).
6. Объясните постановку знаков препинания. Какова их функция в данном предложении?
7. Охарактеризуйте предложение как составную часть данного текста.
8. Выявите художественно-выразительные средства, стилистические фигуры (если они есть), интонационные особенности предложения.
4в. Разбор предложения с прямой речью
1. Выделите из текста предложение с прямой речью, диалогом и прочитайте его с соблюдением нужной интонации.
2. Назовите слова автора и прямую речь.
3. Объясните постановку знаков препинания.
4. Произведите, если возможно, замену предложения с прямой речью синонимичной конструкцией — предложением с косвенной речью, с дополнением, заменяющим прямую речь, с вводными словами вместо слов автора, с пропуском некоторых слов и т. д.
5. Какова текстообразующая и стилистическая роль анализируемого предложения с прямой речью, диалога?
5. Лексико-фразеологический анализ текста
1. Дайте толкование выделенных слов.
2. Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного-двух слов.
3. Укажите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.
4. Приведите синонимы и антонимы к выделенным словам.
5. Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, дайте их толкование.
6. Укажите стилистически окрашенные слова: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные; прокомментируйте их назначение в тексте, особенности морфемного состава.
7. Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.
1 | Орфографическая запись слова. | |
2 | Деление слова на слоги и место ударения. | |
3 | Возможность переноса. | |
4 | Фонетическая транскрипция слова. | |
5 | Характеристика всех звуков по порядку: | |
а) | согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен; | |
б) | гласный: ударный – безударный. | |
6 | Количество звуков и букв. | |
7 | Случаи несоответствия звука букве. |
План фонетического разбора
Образец разбора
Приятели1 жгли костёр, варили в каске похлёбку1 (Полевой).
- Приятели
- Слоги: при-я́-те-ли (4 слога; ударение падает на 2-й слог).
- Перенос: при-я-те-ли.
- [пр’иjа́т’ьл’и]
- п [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.
р [р’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
и [и] – гласный, безударный.
Я | [ j ] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный. | |
[а́] – гласный, ударный. |
- т [т’] – согласный, глухой парный, мягкий парный.
е [ь] – гласный, безударный.
л [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
и [и] – гласный, безударный. - 8 букв – 9 звуков.
- Буква я обозначает два звука – [jа́].
- Похлёбку
- Слоги: по-хлё-бку (3 слога; ударение падает на 2-й слог).
- Перенос: по-хлёб-ку.
- [пΛхл’о́пку]
- п [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.
о [Λ] – гласный, безударный.
х [х] – согласный, глухой непарный, твёрдый парный.
л [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
ё [о́] – гласный, ударный.
б [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.
к [к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.
у [у] – гласный, безударный.
- 8 букв – 8 звуков.
- Буква б обозначает глухой звук – [п].
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР – это характеристика слова как части речи с учетом особенностей его использования.
I - общее грамматическое значение, у изменяемых - начальная форма (выделить показатель формы);
II - 1) морфологическая характеристика слова ("постоянные свойства")
2) морфологическая характеристика словоформы ("непостоянные свойства")
III – синтаксическая роль в предложении.
ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной? (И.А.Бунин.)
Бархатный (шмель) -
I – (1) имя прилагательное, общее грамматическое значение - признак предмета;
(2) начальная форма - бархатн[ый];
II – морфологическая характеристика
постоянные свойства:
(3) качественное (обозначает зрительно воспринимаемый признак: ‘похожий на бархат’; показатели качественности отсутствуют, т. к. это метафорическое употребление относительного);
(4) 1-е склонение;
(5) отсутствуют краткие формы и формы степеней сравнения (относительное использовано в значении качественного);
непостоянные свойства:
(7) в полной форме;
(8) единственное число;
(9) мужской род;
(10) именительный падеж;
(11) показатель числа, рода и падежа – окончание [ый];
III- синтаксические свойства:
(12) определение.
ПРИМЕРЫ ВНЕ КОНТЕКСТА (без определения синтаксической роли)
Имена прилагательные:
Мелкими - начальная форма мелкий, качественное, в полной форме, во мн.ч., тв.п.
Местоимения:
(С) которым - начальная форма который, относительное, в ф. ед.ч. ср.р. тв.п.
Мне - начальная форма я, личное, 1 л., ед.ч., в ф. д.п.
Наречия:
Начистоту - наречие образа действия .
Там - наречие места.
Глаголы:
Шла - неопределенная форма идти (формы прошедшего времени образуются от другой основы), неперех., невозврат., несов.в., 1 спр., в изъяв, накл., прош.вр., ед.ч., ж.р.
Причастия:
Переданных (с точки зрения причастия, как самостоятельной части речи) - начальная форма переданный, страдательное, прош.вр., сов.в., полное, во мн.ч., пр.п.;
Переданных (с точки зрения причастия, как формы глагола) - начальная форма передать, страдательное, прош.вр., сов.в., I спр., полное, во мн.ч., пр.п.;
Предлоги:
Без - простой, непроизводный, образа действия.
Вокруг - простой, производный, пространственный.
За счет - составной, производный, дополнительный.
Союзы:
Или - сочинительный (разделительный), простой. Частицы:
Если...то - подчинительный (условный), двойной. Не – отрицательная.
Образцы морфологического разбора.
Имя существительное:
- начальная форма (именительный падеж, ед.ч.);
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- род;
- тип склонения;
- падеж;
- число;
- роль в предложении.
Образец разбора:
Хлеб - имя существительное, н.ф. - хлеб, нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе, является прямым дополнением. (Если сообразили, можно уточнить, что в данном значении не имеет формы множественного числа.)
Имя прилагательное:
- начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.);
- разряд (качественное, относительное или притяжательное);
- полное или краткое (только о качественном);
- степень сравнения (только о качественном);
- род (только у единственного числа);
- падеж;
- число;
- роль в предложении.
Образец разбора:
Пустое - имя прилагательное, н.ф. - пустой; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, именительном падеже, является сказуемым.
Имя числительное:
- начальная форма (И.п. для количественного, И.п., ед.ч., м.р. -для порядкового);
- разряд по значению (количественное, порядковое);
- разряд по составу (простое, сложное, составное);
- падеж;
- род и число (у порядковых и некоторых количественных);
- роль в предложении.
Образец разбора в предложении "прошло три года":
Три - имя числительное, н.ф. - три, количественное, простое, в именительном падеже, рода и числа не имеет, подлежащее.
Местоимение:
- начальная форма (И.п., ед.ч., если изменяется по родам и числам);
- разряд по значению;
- род (если есть);
- падеж;
- число (если есть);
- роль в предложении.
Образец разбора:
С него - местоимение, н.ф. - он, личное, 3-го лица, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе, обстоятельство места.
Глагол:
- начальная форма (инфинитив);
- возвратный или нет;
- переходный или нет;
- вид;
- спряжение;
- наклонение;
- время (только у изъявительного наклонения);
- лицо (у настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
- род (у прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
- число;
- роль в предложении.
Образец разбора:
Убрали - глагол, н.ф. - убрать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, сказуемое.
Причастие (форма глагола настолько "особая", что требует самостоятельной схемы разбора):
- начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.);
- от какого глагола образовано (инфинитив);
- вид;
- время;
- возвратное или нет (о действительном);
- переходное или нет (о действительном);
- краткое или полное (о страдательном);
- род (только в ед.ч.);
- падеж;
- число;
- роль в предложении.
Образец разбора в предложении "Смотрю на падающий снег":
Падающий - причастие, н.ф. - падающий, от глагола "падать", несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в мужском роде. винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.
Деепричастие (также очень своеобразная форма глагола).
- от какого глагола образовано;
- вид;
- возвратность;
- переходность;
- роль в предложении.
Образец разбора в предложении "Падая на землю, снег тает":
Падая - деепричастие, от глагола "падать", несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.
Наречие:
- разряд по значению;
- роль в предложении.
Образец разбора:
Кругом - наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места.
Лексический разбор слова
Лексический разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского языка, с указанием: 1) однозначности-многозначности слова; 2) типа его лексического значения в данном контексте; 3) синонимов; 4) антонимов; 5) происхождения слова; 6) принадлежности слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении; 7) фразеологических связей слова. Лексический разбор является факультативным видом разбора для школьной практики. Обычно он не даётся в качестве контрольного задания.
Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.
Схема лексического разбора
1. Лексическое значение слова в данном контексте.
2. Однозначное или многозначное.
3. В прямом или переносном значении употреблено.
4. Имеет ли омонимы.
5. Имеет ли синонимы (если да, то какие).
6. Имеет ли антонимы (если да, то какие).
7. Исконно русское или заимствованное.
8. Общеупотребительное или нет (диалектное, специальное).
9. Входит в активный или пассивный словарный запас.
10. В каком стиле речи преимущественно употребляется.
Образец лексического разбора
С лечебной целью используют корни и корневища элеутерококка, собранные осенью (В. Ягодка).
Корень. В данном предложении слово “корень” имеет значение “подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ”. Многозначное, в предложении употреблено в прямом значении. Омонимов, синонимов, антонимов в данном значении не имеет. Исконно русское, общеупотребительное, входит в активный словарный запас. Употребляется во всех стилях речи.
| ||||||||||||||||||||
|
| ||||
Синтаксический разбор сложносочинённого предложения
Схема разбора сложносочинённого предложения
1.Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2 Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3.Определить количество простых предложений в составе сложного и найти их границы, выделить грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.
4.Указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в сложное, и определить смысловые отношения между ними.
5.Составить графическую схему сложносочинённого предложения.
6.Объяснить расстановку знаков препинания.
Образец разбора сложносочинённого предложения
- [Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада} (А. Ахматова).
[ ], но [ ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом «но», отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.
- То \падал как будто туман], то [вдруг припускал косой, крупный дождь] (Л. Толстой).
То [ ], то [ ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным разделительным союзом «то — то», отношения чередования; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.
- Мелькают женщины в палатках], и [тявкают дворняжки шалые], и [самоваров розы алые
горят в трактирах и домах] (О. Мандельштам).
[ ], и [ ], и [ ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из трёх простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным соединительным союзом «и», перечисляются одновременные явления; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятыми.
|
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения
Схема разбора бессоюзного сложного предложения
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3. Определить количество частей (простых предложений), найти их границы.
4. Определить смысловые отношения между частями (перечислительные, причинные, пояснительные, пояснительно-изъяснительные, сопоставительно-противительные, условно-временные, следствия).
5. Составить схему предложения.
Образец разбора бессоюзного сложного предложения
1) [Вся кожа его дрожала от жажды боя], [глаза налились кровью], [ноздри трепетали],
[лёгкий парок от дыхания сносило ветерком] (Ю. Казаков).
[],[].[].[]
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное бессоюзное, состоит из четырёх частей, отношения между частями перечислительные (одновременности).
2) [Всё вокруг него опустело]: [одни померли], [другие — ушли] (М. Салтыков-Щедрин)'.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное бессоюзное, состоит из трёх частей; вторая и третья части вместе раскрывают причину того, о чём говорится в первой (причинные отношения); между второй и третьей частями отношения сопоставительно-противительные.
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным
Схема разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным
1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2.Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3.Определить главное и придаточное предложения, найти их границы.
Составить схему предложения: задать (если возможно) вопрос от главного к придаточному, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средство связи (союз или союзное слово), определить тип придаточного (определительное, изъяснительное и т. д.).
Образец разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным
- [Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну], (отчего и
образовалась эта яма) (А. Чехов).
[ ], (отчего).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным присоединительным. Придаточное относится ко всему главному и присоединяется к нему союзным словом отчего.
- (Чтоб быть современнику ясным), [весь настежь распахнут поэт] (А. Ахматова).
(чтоб), [ ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным цели. Придаточное отвечает на вопрос с какой целью?, зависит от всего главного предложения и присоединяется к нему союзом чтоб.
- [Я люблю всё], (чему в этом мире ни созвучья, ни отзвука нет) (И.Анненский).
[мест.], (чему).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным местоименно-определительным. Придаточное отвечает на вопрос какое?, зависит от местоимения всё в главном, присоединяется союзным словом чему, которое является косвенным дополнением
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.
4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).
5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное).
Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
1.[Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни
пятна), и поймёшь], (почему летний тёплый воздух недвижим), (почему природа настороже) (А.
Чехов).
[сущ., ( на котором ), глаг.], ( почему), ( почему).
определит. изъяснит. изъяснит.
Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное — придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо, отвечает на вопрос какое?, присоединяется союзным словом на котором); 2-е и 3-е придаточные — придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь, отвечают на вопрос что?, присоединяются союзным словом почему).
2) [Всякий человек знает], (что ему нужно делать не то, (что разъединяет его с людьми), а
то), (что соединяет его с ними) (Л. Толстой).
[глаг.], (союз что мест., (с.сл.что),а мест.), (с.сл.что).
изъяснит. мест.-определ. мест.-определ.
Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное — придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает, отвечает на вопрос что?, присоединяется союзом что), 2-е и 3-е придаточные — придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то, отвечает на вопрос какое (то)?, присоединяется союзным словом что).
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы морфологических разборов слов русского языка разных частей речи
Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка....
Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи
В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...
Схемы разборов по русскому языку 5-9 классы
Схемы разборов по русскому языку включают в себя виды разборов по фонетике, морфемике, словообразованию, лексике, орфографии, морфологии, синтаксису и образцы их выполнения. Могут использоваться...
Виды разборов по русскому языку
Здесь собраны все разборы по русскому языку с примерами....
Работа с текстами разного вида на уроке русского языка в 5 классе (ФГОС)
Учитель: Шалдыбина Марианна ВладимировнаКласс: 5УМК: Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/М.М. Разумовская и др.;под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011Ра...
Тексты различных видов диктантов по русскому языку
В материале предлагаются контрольные, словарные, выборочные, предупредительные диктанты для основной школы....
Виды разбора в русском языке
Виды разбора врусском языке....