Работа с текстами разного вида на уроке русского языка в 5 классе (ФГОС)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Учитель: Шалдыбина Марианна Владимировна

Класс: 5

УМК: Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/М.М. Разумовская и др.;под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011

Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс/ О.Н. Зайцева. – М.: «Экзамен», 2013.

Учебный предмет: русский язык

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Тема урока: Работа с текстами разных стилей.

Цели урока:

деятельностная: формирование у учащихся  способов действия, связанных с анализом текста,  поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию), проблемной и коммуникативной.

содержательная: создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстами разной стилистической окраски, представлений о сфере и уместности использования каждого из стилей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_tekhnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx42.68 КБ
Файл prilozhenie.docx21.1 КБ
Файл moya_rabota.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Учитель: Шалдыбина Марианна Владимировна

Класс: 5

УМК: Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/М.М. Разумовская и др.;под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011

Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс/ О.Н. Зайцева. – М.: «Экзамен», 2013.

Учебный предмет: русский язык 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Тема урока: Работа с текстами разных стилей.

Цели урока:

деятельностная: формирование у учащихся  способов действия, связанных с анализом текста,  поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию), проблемной и коммуникативной. 

содержательная: создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстами разной стилистической окраски, представлений о сфере и уместности использования каждого из стилей.

Этап урока

Цель

Создание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

  1. Организационный момент.

Формирование эмоционального настроя на урок

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, оформление записей в тетради.

Обучающиеся проверяют  правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Формирование  эмоционального настроя на урок(Л)

Взаимодействие с учителем.(К)

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.(Р)

  1. Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации

Прогнозирование по названию (данный прием акцентирует внимание на названии произведения)

- ребята, сегодня мы будем читать рассказ К. Ушинского, который называется «Орел и кошка».(См. Приложение) Как вы думаете, сможете ли вы по названию угадать, о чем пойдет речь в рассказе?

Вовлекаются в  работу по прогнозированию сюжета рассказа.

Умение прогнозировать

сюжет произведения (П).

Умение отбирать и сопоставлять полученную

информацию (П),

  1. Подготовка к основной теме урока. Погружение в контекст.

Поиск решения учебной задачи

Учитель организует чтение рассказа с остановками. По мере чтения предлагает учащимся предположить, что же будет дальше.

Учащиеся высказывают предположения, пытаясь обосновать свое мнение информацией из уже прочитанного текста

Умение прогнозировать

сюжет произведения (П).

  1. Осмысление

Соотнесение новой информации с имеющимися знаниями

Задание №1. Составьте простой план текста.

Задание учит вести поиск необходимой информации в тексте, выделяя его основные структурно-содержательные части.

Работа в парах.

Учащиеся составляют план текста.

Примерный план:

  1. Счастливое семейство.
  2. Неожиданное нападение.
  3. Битва насмерть.
  4. Сила материнской любви.

Умение составлять простой план текста (ПР)

Планирование учебного сотрудничества с соседом по парте (К)

Выстраивание своих действий в определённой последовательности(Р)

Задание № 2

С какой целью автор рассказывает нам о битве насмерть кошки и орла?

  1. чтобы показать силу кошки;

2) чтобы предупредить о неожиданности атак орла-хищника;

 3) чтобы показать силу материнской любви;

 4) чтобы рассказать о жизни животных и птиц.

Задание направлено на проверку умения понимать задачу речи, выделять основную мысль в тексте.

Коллективное обсуждение.

Учащиеся анализируют каждый из предложенных вариантов ответа, выбирают верный (вариант 3)

Умение выделять основную мысль в тексте, понимать цель высказывания (П, К)

Оценка поведения героя в конкретной ситуации(Л).

Умение эмоционально реагировать на прочитанное (К).

Задание № 3

Почему автор использовал в этом тексте тип речи повествование?

Задание направлено на формирование умения соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения.

Коллективное обсуждение.

В процессе обсуждения учащиеся формулируют примерный ответ:  автор использовал в этом тексте тип речи повествование, потому что ему важно было рассказать о событиях, о битве орла и кошки. Именно цепь событий передаёт основную мысль автора о силе материнской любви.

Умение соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения (П)

Умение составлять письменное высказывание на заданную тему; обосновывать свое мнение(К)

Задание № 4

Какие слова в тексте говорят о стремительности и неожиданности нападения орла?

   Задание направлено на поиск информации в тексте.

Индивидуальная работа с текстом. Учащиеся находят в тексте и подчеркивают нужные слова. Ответ: откуда ни возьмись, вдруг, как молния.

Умение находить в тексте необходимую информацию (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности(Р)

          Задание № 5

Вставьте определения в следующее описание (используйте информацию текста). (См. Приложение).

Задание направлено на развитие речевых навыков учащихся.

Работа в парах. Дети работают с деформированным текстом, заполняя пробелы. После выполнения задания проводится его коллективное обсуждение.

В результате появляется текст:

Вдруг откуда ни возьмись с вышины спустился огромный степной орёл. У хищника были могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями.

Умение работать с деформированным текстом (П)

Умение слушать одноклассника, корректировать свои действия в соответствии с комментариями других учащихся (К)

Навыки самопроверки (Р)

      Задание № 6

Как автор описывает напряжённость битвы кошки с орлом? Выпишите основные слова (фразы).

Задание направлено на поиск информации в тексте.

Индивидуальная работа учащихся с текстом с последующим обсуждением результатов.

Ответ: ...мать вцепилась уже в него; закипела битва насмерть; он рвал кожу кошки и повредил ей один глаз; кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло; она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю.

Выстраивание своих действий в определённой последовательности (Р)

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности(Р)

Умение находить в тексте необходимую информацию (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности(Р)

Учет разных мнений(К).

Задание № 7

Почему кошка победила орла?

Задание направлено на проверку понимания текста.

Коллективное обсуждение вопроса. Ответ: кошка победила орла, потому что она защищала свою семью, она мужественно сражалась.

Умение участвовать в дискуссии, формулировать собственное мнение с опорой на прочитанный текст (К)

Умение понимать прочитанный текст (П)

  1. Применение общего способа действия.

Сформулировать алгоритм действий, отработать его на практике

Задание № 8

Прочитайте фрагмент текста о степном орле (См. Приложение). Можно ли в текст «Орёл и кошка» вставить приведённое описание орла? Ответ обоснуйте.

Задание проверяет системность понимания текста, актуализирует знания о различных стилях текста, представления о единстве текста.

Коллективная форма работы. Чтение предложенного текста, определение его стилистической принадлежности, сопоставление с рассказом  К. Ушинского. Формулировка вывода: нельзя, потому что, во-первых, меняется стиль и тип текста; во-вторых, нарушается тематико-смысловое единство текста К. Ушинского.

Умение соотносить предложенный текст с определенным стилем (П)

Умение соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения (П)

Задание № 9

Как вы думаете, из какого источника взят текст об орле (текст задания № 8)?

  1. Из другого рассказа К. Ушинского
  2.  Из статьи энциклопедии о птицах
  3.  Из сказок о животных
  4. Из мифов о происхождении животных и птиц

Задание направлено на обучение навыкам устанавливать источник

информации.

Коллективное обсуждение.

Учащиеся анализируют каждый из предложенных вариантов ответа, выбирают верный (вариант 2)

Умение организовывать совместную деятельность при чтении и анализе текста, высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К).

Умение работать коллективно во время обсуждения проблемы(К)

Задание № 10

Почему в предложении 10 (см. текст «Орел и кошка») перед сочинительными союзами но, однако стоят точки с запятыми, хотя в сложносочинённом предложении части должны разделяться запятой? При обдумывании ответа воспользуйтесь Справочной информацией (См. Приложение)

Задание направлено на поиск и выбор необходимой для ответа информации.

Работа в парах с последующим коллективным обсуждением. Учащиеся читают лингвистический текст, выделяют в нем ключевые слова, находят нужную информацию для ответа на вопрос:

 точка с запятой передаёт динамику одного события, каждый факт — особый.

Точка с запятой поставлена и потому, что предложения осложнены структурно (уже есть запятые).

Умение слушать одноклассника, корректировать свои действия в соответствии с комментариями других учащихся (К)

навыки самопроверки (Р)

Умение находить в тексте необходимую информацию (П)

Умение пользоваться справочным материалом, составлять модель ответа (П)

Применение методов информационного поиска.(П)

  1. Итог урока. Рефлексия

Обобщить полученную информацию, дать оценку работы на уроке.

 Организация рефлексии учащихся.

 - Оцените свою работу. Оцените результаты собственной деятельности на уроке: чему научились, над чем задумывались во время работы, что нового открыли для себя во время чтения с остановками?

Учитель комментирует высказывания ребят,  дает оценку работы класса, объявляет  отметки, полученные в процессе работы.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают собственную деятельность по определенным критериям

(См. Приложение).

Умение осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.(Р)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействовать в паре. (К)

 Умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.(Л)

  1. Домашнее задание

Подобрать тексты разных стилей, описывающие один и тот же предмет, событие или явление. По желанию составить задания к этим текстам.

Ученики выбирают вид работы (дифференцированный подход к выполнению

домашнего задания).



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Орёл и кошка»

(1)3а деревней весело играла кошка со своими котятами. (2)Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.

(З)Вдруг откуда ни возьмись — огромный степной орёл. (4)Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. (5)Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. (б)Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. (7)3акипела битва насмерть.

(8)Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и повредил ей один глаз. (9)Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

(Ю)Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл всё ещё был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. (11)В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка.

(К. Ушинский)

Задание № 1

Составьте простой план текста.

  1. ______________________________________________________
  2. ______________________________________________________
  3. ______________________________________________________
  4. _______________________________________________________

 Задание № 2

С какой целью автор рассказывает нам о битве насмерть кошки и орла?

 1) чтобы показать силу кошки;

       2) чтобы предупредить о неожиданности атак орла-хищника;

 3) чтобы показать силу материнской любви;

 4) чтобы рассказать о жизни животных и птиц.

Задание № 3

Почему автор использовал в этом тексте тип речи повествование?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Задание № 4

Какие слова в тексте говорят о стремительности и неожиданности нападения орла?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

          Задание № 5

Вставьте определения в следующее описание (используйте информацию текста).

Вдруг откуда ни возьмись с вышины спустился         

        орёл. У хищника были        

крылья,        клюв,        лапы с        

        когтями.

      Задание № 6

Как автор описывает напряжённость битвы кошки с орлом? Выпишите основные слова (фразы).

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 7

Почему кошка победила орла?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 8

Прочитайте фрагмент текста[1] о степном орле. Можно ли в текст «Орёл и кошка» вставить приведённое описание орла? Ответ обоснуйте.

Степной орёл — крупный представитель рода настоящих орлов Aquila. Вес его колеблется от 2,7 до 4,9 килограммов, размах крыльев — от 175 до 210 сантиметров. Окраска однотонная от светло до тёмно-бурой. Молодые орлы отличаются от взрослых наличием чётких полос на нижней поверхности крыльев, продольными пестри- нами на брюхе и штанах, более яркими тонами окраски оперения. Окончательный («взрослый») наряд они приобретают на пятом году жизни.

Заселяет степи, лесостепи, полупустыни и (реже) пустыни Евразии на огромных пространствах от юго-восточной Европы до юго-восточного Забайкалья, на юг вплоть до южной Аравии и Индии, а также значительную часть Африканского материка. Не только в русском, но и практически во всех европейских языках эту птицу величают одинаково — «степной орёл». Также в переводе звучит и его бурятское название «талын бургэд». Латинское название — Aquila гарах.

Степной орёл — единственный из орлов вид, устраивающий гнёзда на земле. Основной добычей ему служат различные виды сусликов, в некоторых районах важным кормом служат также сурки и пустынные грызуны — песчанки.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 9

Как вы думаете, из какого источника взят текст об орле (текст задания № 8)?

 1) Из другого рассказа К. Ушинского

 2) Из статьи энциклопедии о птицах

 3) Из сказок о животных

4) Из мифов о происхождении животных и птиц

Задание № 10

Почему в предложении 10 (см. текст задачи) перед сочинительными союзами но, однако стоят точки с запятыми, хотя в сложносочинённом предложении части должны разделяться запятой?

Справочная информация

• Точка с запятой в сложносочинённом предложении ставится: если части сложносочинённого предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа — с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые;

если точка с запятой является авторским знаком препинания и является сигналом более значимой границы, чем запятая, сигналом смысловой независимости части, которая в составе одного сложного предложения призвана передать особую напряженность повествования;

 если значение этого знака можно определить так: «Я закончил существенную часть своего сообщения. Вам уже есть над чем подумать. Однако я сообщил ещё не всё, читайте дальше»[2].

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------




Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………2

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе…………………………….8

Приложение………………………………………………………………………………….15

Список использованных источников…………………………………………………….19

Пояснительная записка.

Введение ФГОС ООО является фактором реализации нового подхода к современной школе. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ, среди которых программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Важность данной программы обусловлена тем, что по результатам проведенных исследований, выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, обладающим способностью брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности, одним словом быть социально компетентным.

Программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ, являющихся неотъемлемой частью ООП ООО, включает описание содержания и организацию работы по формированию основ смыслового чтения и работы с текстом. Среди заданий ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам одними из самых сложных являются задания, связанные с анализом предложенного текста. В грамотности чтения оцениваются умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информации, заданной в явном и неявном виде; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.

По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение поисково-просмотровое, ознакомительное и изучающее (смысловое). Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - важные задачи ряда школьных предметов. И основная нагрузка ложится на предмет русский язык.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык - уникальное по своей специфике и социальной значимости явление: это средство общения и форма передачи информации, средство хранения и усвоения знаний, часть духовной культуры русского народа, средство приобщения к богатству русской культуры и литературы. Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как способ познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-ру- систах, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного зыка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения и расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

Предполагаемые результаты

Курс русского языка направлен на реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку и на достижение обучающимся следующих личностных результатов:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков. обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка, основных нормах русского литературного языка, русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения, работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Метапредметные универсальные учебные действия

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать универсальные учебные действия (УУД), которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие УУД: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), регулятивные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию), познавательные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация, умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом).

Предметные результаты

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимагь - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Особенности УМК.

Необходимо помнить, что в учебно-методическом комплексе под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

  1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);
  2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
  3. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности (описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.).

Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка; 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному.

Речевая направленность курса потребовала усиления внимания и к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует осознание эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Характерные особенности учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала.

Учебник для каждого класса  содержит два раздела:

  1. Систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи:
  2. Раздел «Речь», включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.

В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме. Каждая языковая тема завершается параграфом «Употребление в речи языковой единицы». Такое внешнее подчеркивание противоречия сопоставления «язык - речь» способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий, а также более отчетливому пониманию связей между ними. Систематически из года в год, из темы в тему осуществляется ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: чтения, понимания, говорения, письма.

Особенности занятий по чтению в учебнике определяются характером текстов. Самое серьезное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями. Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развертывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике.

Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся). По сути дела, задача развития этих навыков тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты. Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке. Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся, но результат оправдывает усилия: параллельно школьники обучаются языковому анализу. Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Орёл и кошка»

(1)3а деревней весело играла кошка со своими котятами. (2)Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.

(З)Вдруг откуда ни возьмись — огромный степной орёл. (4)Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. (5)Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. (б)Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. (7)3акипела битва насмерть.

(8)Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и повредил ей один глаз. (9)Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

(Ю)Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл всё ещё был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. (11)В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка.

(К. Ушинский)

Задание № 1

Составьте простой план текста.

  1. ______________________________________________________
  2. ______________________________________________________
  3. ______________________________________________________
  4. _______________________________________________________

 Задание № 2

С какой целью автор рассказывает нам о битве насмерть кошки и орла?

 1) чтобы показать силу кошки;

       2) чтобы предупредить о неожиданности атак орла-хищника;

 3) чтобы показать силу материнской любви;

 4) чтобы рассказать о жизни животных и птиц.

Задание № 3

Почему автор использовал в этом тексте тип речи повествование?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Задание № 4

Какие слова в тексте говорят о стремительности и неожиданности нападения орла?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

          Задание № 5

Вставьте определения в следующее описание (используйте информацию текста).

Вдруг откуда ни возьмись с вышины спустился         

        орёл. У хищника были        

крылья,        клюв,        лапы с        

        когтями.

      Задание № 6

Как автор описывает напряжённость битвы кошки с орлом? Выпишите основные слова (фразы).

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 7

Почему кошка победила орла?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 8

Прочитайте фрагмент текста[1] о степном орле. Можно ли в текст «Орёл и кошка» вставить приведённое описание орла? Ответ обоснуйте.

Степной орёл — крупный представитель рода настоящих орлов Aquila. Вес его колеблется от 2,7 до 4,9 килограммов, размах крыльев — от 175 до 210 сантиметров. Окраска однотонная от светло до тёмно-бурой. Молодые орлы отличаются от взрослых наличием чётких полос на нижней поверхности крыльев, продольными пестри- нами на брюхе и штанах, более яркими тонами окраски оперения. Окончательный («взрослый») наряд они приобретают на пятом году жизни.

Заселяет степи, лесостепи, полупустыни и (реже) пустыни Евразии на огромных пространствах от юго-восточной Европы до юго-восточного Забайкалья, на юг вплоть до южной Аравии и Индии, а также значительную часть Африканского материка. Не только в русском, но и практически во всех европейских языках эту птицу величают одинаково — «степной орёл». Также в переводе звучит и его бурятское название «талын бургэд». Латинское название — Aquila гарах.

Степной орёл — единственный из орлов вид, устраивающий гнёзда на земле. Основной добычей ему служат различные виды сусликов, в некоторых районах важным кормом служат также сурки и пустынные грызуны — песчанки.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 9

Как вы думаете, из какого источника взят текст об орле (текст задания № 8)?

 1) Из другого рассказа К. Ушинского

 2) Из статьи энциклопедии о птицах

 3) Из сказок о животных

4) Из мифов о происхождении животных и птиц

Задание № 10

Почему в предложении 10 (см. текст задачи) перед сочинительными союзами но, однако стоят точки с запятыми, хотя в сложносочинённом предложении части должны разделяться запятой?


Справочная информация

• Точка с запятой в сложносочинённом предложении ставится: если части сложносочинённого предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа — с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые;

если точка с запятой является авторским знаком препинания и является сигналом более значимой границы, чем запятая, сигналом смысловой независимости части, которая в составе одного сложного предложения призвана передать особую напряженность повествования;

 если значение этого знака можно определить так: «Я закончил существенную часть своего сообщения. Вам уже есть над чем подумать. Однако я сообщил ещё не всё, читайте дальше»[2].

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ МАЛОЙ ФОРМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Статья посвящена актуальной теме – подготовке учеников к написанию письменной работы (сочинения) на выпускном экзамене в  8- 9  классах. Автор статьи – практикующий учитель-словесник, поэтом...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС

технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...

Календарно- темтическое планирование уроков русского языка 5 класс ФГОС ООО

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 5 класс...

Методическая разработка на тему: «Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования универсальных учебных действий обучающихся»

Данная методическая разработка представляет собой опыт работы на уроках русского языка в 5 классе по формированию познавательной активности обучающихся и умения ставить перед собой учебные цели и зада...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС по теме Корни с чередованием КАС, КОС

Тема урокаБуквы о и а в корне –кос---кас- Тип урокаИзучение нового материала...

Развитие смыслового чтения и работа с текстом учащихся III-IV вида на уроках русского языка и литературы

Формы, методы и приёмы работы с текстом в условиях реализации ФГОС            Известный мыслитель ХХ века М.М. Бахтин говорил: «Где нет тек...