Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи
статья по теме
В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_razvitie_svyaznoy_rechi_na_urokah_russkogo_yazyka_chteniya_i_razvitiya_rechi.docx | 41.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Горнова Светлана Васильевна, я работаю в специальной (коррекционной) школе VIII вида № 128.
Сегодня я представлю Вам материал из опыта своей работы как учителя. Стаж моей педагогической деятельности – почти 15 лет (исполнится в августе 2012 г.), из них учителем я работаю 14 лет. Все эти годы я преподавала часы русского языка, чтения и развития речи в 5-9 классах, часы родного языка и литературы – в 10-11 классах. На данный момент времени я обучаю русскому языку детей 6-го класса нашей школы.
СЛАЙД 2 С 2008 года я работаю над методической темой «Развитие монологической и диалогической речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи». Практическая значимость этой темы заключается в поиске адекватных методов и средств коррекционной работы, способствующих более эффективному развитию речи умственно отсталых детей. Это позволит активизировать их учебную деятельность, увеличить коммуникативные возможности и как следствие, будет способствовать их социализации.
СЛАЙД 3 Предлагаю вашему вниманию план моего выступления. Оно состоит из теоретической, практической и заключительной частей и включает в себя содержательные моменты, которые вы видите на слайде.
Тезаурус
Основные понятия, заложенные в докладе – СЛАЙД 4 это определения СВЯЗНОЙ РЕЧИ, МОНОЛОГА, ДИАЛОГА. На слайде данные понятия расположены в порядке становления и развития их у детей. Также я буду использовать понятия ДИАЛОГИЧЕСКОЙ и МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ, которые являются формами связной речи.
Актуальность проблемы
Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.
СЛАЙД 5 Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации обучающихся.
Особенности речи обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
СЛАЙД 6 Дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение связно излагать мысли – перечисленные нарушения речи, характерные для умственно отсталых детей, затрудняют процесс обучения грамоте, препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи - залог успешного обучения умственно отсталых детей не только по русскому языку, но и по всем учебным предметам.
Значительный процент составляют дети с нарушением фонетической стороны речи. Нарушение звукопроизношения может проявляться по-разному: отсутствием в речи ребенка тех или иных звуков, их искажением или заменой в пределах одной или разных групп, смешением согласных, нарушением слоговой структуры слова.
Серьезные недостатки наблюдаются у умственно отсталых школьников в лексике, проявляющиеся в ограниченности, бедности словарного запаса, неправильном понимании слов и неточном их использовании, патологическом различии между пассивным и активным словарем.
Еще сложнее протекает процесс овладения умственно отсталыми детьми синтаксической стороной речи. Это малая распространенность предложений. Пропуск слов и словосочетаний, необходимых для построения фразы. Редкое использование сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, неправильное их построение. Нарушение связи слов в предложении. Нарушение порядка слов, разрыв словосочетаний. Очень часто ребенок ограничивает свои ответы коротким «да», «нет» или строит их в виде нераспространенных предложений.
Обследование у обучающихся 5 класса связной речи
Чтобы оценить уровень актуального развития связной речи 5-классников, которые пришли ко мне в 2010-2011 учебном году, я провела обследование у них связной речи. СЛАЙД 7
- на 1-ом этапе детям предлагалось составить рассказы по серии сюжетных картин и по одной сюжетной картине, после чего данные рассказы я анализировала по следующим критериям:
-употребление простых предложений (распространённых и нераспространённых);
-употребление сложных предложений;
-употребление различных частей речи.
- следующим этапом являлось выяснение умения пересказывать текст, сохраняя последовательность событий. Пересказ оценивала по следующим критериям:
-понимание содержания текста;
-полнота содержания текста;
-логическая последовательность;
-плавность речи;
-выразительность речи.
С заданиями, где требовалось составить рассказ по серии сюжетных картин, которые демонстрируют последовательность развития события, что облегчает составление рассказа, справились все дети. Данное задание показало, что при составлении рассказа 5 человек, в основном используют простые распространенные предложения. Длина этих предложений 5 - 6 слов. Эти предложения дети распространяют только с помощью дополнений и обстоятельств, выраженных существительными. Процент употребления сложных предложений очень мал.
Только 17% детей используют сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные не встречались в рассказах вообще.
В рассказах 33% детей предложения не согласуются друг с другом, из-за чего теряется общий смысл рассказа.
При составлении рассказов по серии сюжетных картинок дети употребляли в основном имена существительные, глаголы и местоимения, а имена прилагательные были замечены в рассказах 50%, союзы присутствовали у 67% (чаще всего встречаются союзы и, но, а). Количество слов, используемых детьми при построении предложений, от 5 до 8. 2-м детям (33%) понадобилась помощь в виде наводящих вопросов.
Составление рассказа по сюжетной картине вызвало у детей массу затруднений. При выполнении данного задания учащиеся в основном описывали изображенные на картине предметы и действующих лиц.
Дети, составляя рассказы по сюжетной картине, использовали в основном имена существительные, глаголы и местоимения, процент употребления прилагательных, предлогов и союзов очень мал, наречия встретились только у 2-х детей.
В своих рассказах в основном используют имена существительные и глаголы. Также наблюдалась несогласованность между предложениями и нарушение структуры текста: разрывы, пропуски слов, отсутствовали связующие элементы.
На 2-ом этапе детям нужно было пересказать текст рассказа. Пересказы отличались краткостью, стереотипностью, примитивностью синтаксических конструкций, хотя были полными. Наиболее логически последовательными оказались пересказы 50% детей, 17% детей (1 чел.) самостоятельно с пересказом не справился. У 50% детей отсутствует плавность речи при пересказе и выразительность.
Наиболее распространённые синтаксические ошибки: нарушение порядка слов; фрагментарность предложений с пропуском главных членов предложения (чаще всего опускается сказуемое); многократное повторение отдельных слов из частей предложения; незаконченность синтаксических конструкций; предложения часто не согласованы друг с другом.
Недоразвитие грамматического строя речи проявилось в наличии аграмматизмов, неправильном употреблении падежных форм, в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний.
Таким образом, рассказы обучающихся показали несформированность лексико-грамматического и синтаксического строя речи.
Результаты обследования показали необходимость поиска эффективных форм коррекционной работы.
Особенности работы по развитию речи у обучающихся С(К)ОУ VIII
СЛАЙД 8 Обозначу ряд особенностей, которые необходимо учитывать в работе. Работа по развитию речи у обучающихся С(К)ОУ VIII вида опирается на ряд требований.
Специфической особенностью обучения на уроках русского языка в нашей школе является их коррекционно-практическая направленность. Коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья происходит в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач урока.
Необходимым условием является последовательность и комплексность работы по развитию устной речи. Изучение основных тем по грамматике и правописанию носит «сквозной» характер и проводится на всех годах обучения. Упражнения по развитию связной речи сопутствуют всему курсу. Такая структура дает возможность решать задачи последовательно, исходя из особенностей детей разных уровней обучаемости и усвоения ими знаний.
Отсюда исходит следующее требование, которое необходимо выполнять учителю коррекционной школы: учет индивидуальных возможностей детей. Подбор подавляющего большинства заданий, их выполнение осуществляется с учетом возможностей обучающихся (здесь мы опираемся на классификацию учащихся С(К)ОУ VIII вида, предложенной В.В. Воронковой ГИПЕРССЫЛКА НА СЛАЙД 9). В данной классификации обучаемость понимается как возможность ученика оперировать учебным материалом и степень его самостоятельности в этом. В моем классе из 6-ти учеников 1 чел. относится к 1-ой группе; 3-ое – ко 2-ой группе; 1 чел. – к 3-ей группе и 1 чел. – к 4-ой.
Результативность работы по развитию речи напрямую зависит и от правильного выбора методов обучения. Основными являются наглядные и практические методы, благодаря которым дети всесторонне знакомятся с материалом: рассматривают, наблюдают, ощупывают, пробуют на вкус, нюхают, лепят, вырезают, рисуют, выполняют опыты и т.п.
Однако самой по себе наглядной и практической деятельности еще недостаточно для того, чтобы дети усвоили и переработали определенную информацию. Используются также словесные методы с целью направить внимание учащихся на рассматривание объектов, их сравнение, организовать действия с ними, побудить к высказываниям.
Участие в познании окружающего мира, максимального количества анализаторов, сочетание наглядных, практических и вербальных средств конкретизируют чувственный опыт детей, создают ту предметно-понятийную основу, на базе которой и формируется связная речь.
Важным в моей работе является соблюдение требований к организации занятий по развитию связной речи.
- Создание соответствующих условий для возникновения у детей потребности говорить. Иными словами, восприятие предметов, явлений, их изображений, сведений о них должно затрагивать не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.
- Работа над логикой высказывания. Она должна быть результатом четкой организации предметной деятельности школьников (рассматривание предмета в определенной последовательности, выполнение строго по плану практических действий с ним, составление предмета из частей и др.) и фиксации этой деятельности в виде картинного, схематического или словесного плана.
На уроках чтения и развития речи последовательность изложения мыслей, логическая связь частей высказывания отрабатываются с опорой на серию сюжетных картинок, собственные рисунки детей и иллюстрации в книге, на словесный план к прочитанному тексту или заданной теме. По мере перехода обучающихся из класса в класс словесный план становится доминирующим при подготовке их к связному изложению мыслей.
- Организация языковой основы для высказывания. Это требование реализуется с помощью словарной работы, построения предложений с усвоенными словами, ответов на вопросы двумя-тремя предложениями, которые по образцу или напоминанию учителя связываются личными и указательными местоимениями, местоименными наречиями, одними и теми же видовременными формами глагола и др.
- Четкая постановка перед детьми цели высказывания, что фактически определяет направление, по которому должен строиться рассказ.
- Организация самого высказывания. Она осуществляется с опорой на уже составленный из частей предмет или на картинный, схематический (символический), словесный планы. При этом стараюсь сводить до минимума свою собственную речевую деятельность, молча указывая на признак предмета или его символическое изображение либо на пункт плана, по поводу которого ребенок должен говорить в данный момент. При необходимости прибегаю к помощи других детей для дополнения, исправления речи ребенка. Важно, чтобы речевой поток детей не прерывался часто репликами учителя.
Предварительная работа по подготовке изучения темы, логики ее развития, отбору языковых средств должна подвести детей к самостоятельному коллективному или индивидуальному связному высказыванию.
- Многократная тренировка в устных связных высказываниях с использованием разнообразной тематики и видов упражнений; пересказ текста, описание предмета; рассказывание по серии сюжетных картинок, одной картинке, опорный словам, предложенной теме, заданному началу и т.д.
И, заканчивая разговор о требованиях к организации занятий по развитию связной речи, скажу, что выполнение любого вида упражнений в связной речи обязательно состоит из 3-х этапов:
- подготовка к высказыванию (целевая установка, мотивации речи детей), -- -планирование изучаемого материала;
-и, наконец, его оформление (лексическое, морфологическое, синтаксическое).
Применение методов, приемов для коррекции и развития речи
СЛАЙД 10 Исходя из основных нарушений речевого развития, учитывая особенности работы по развитию связной речи, я использую на уроках соответствующие методы и приемы для коррекции и развития речи обучающихся. На слайде вы видите методы и приемы, используемые в коррекционной работе устранения и дефектов произношения, и нарушений лексической стороны речи, и, конечно, предмета моей методической работы – нарушений связной речи.
В назывном порядке перечислю методы и приемы, используемые для коррекции первых 2-х блоков. Это и «фонематические», «песенные» минутки, слоговое, с ритмическим отхлопыванием, хоровое проговаривание слов, визуализация слов, использование сигнальных карточек, кинезиалогические упражнения.
СЛАЙДЫ 11 (ФОТО), СЛАЙД 12 (ВИДЕО-КИНЕЗИОЛОГИЯ)
Кинезиологические упражнения, которые мы с детьми выполняем на уроках, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Комплексы упражнений из кинезиологической программы А.Л. Сиротюк «Коррекция обучения и развития школьников» используются на уроках и занятиях специалистов и учителей школы.
СЛАЙД 13 Для коррекции нарушений лексической стороны речи проводится словарная работа, такой вид работы, как группировка слов по смысловой и корневой родственности, прием актуализации словарного запаса, дифференциация лексического значения слов и т.д.
Работа по развитию связной речи начинается с развития диалогической речи, как более легкой и являющейся основной формой речевого общения.
Формирование диалога осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, с развитием структуры предложения. С развитием словоизменения и словообразования. Наряду с познавательными и воспитательными целями, при проведении диалога ставится цель специального развития речи детей. В процессе работы по формированию диалогической речи умственно отсталый школьник должен научиться слушать и понимать вопросы, самому задавать вопросы, уметь правильно. Необходимо научить умственно отсталых детей задавать вопросы. Точно в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на вопросы. Сначала дети читают вопросы и строят ответ с опорой на слова вопроса, используя вводные слова, соблюдая интонацию. В дальнейшем дети учатся самостоятельно задавать вопросы по картинке, а затем без использования картинок. Особую значимость в такой работе приобретает формирование умения воспроизводить по памяти подробности виденного, конструировать предложения со словами прочитанного текста, развивать ритмико-мелодическую сторону речи в ходе работы над текстом.
Сейчас я предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент урока по развитию диалогической речи, где дети отрабатывают умение правильно отвечать на вопросы, составляя небольшой диалог. СЛАЙД 14 ВИДЕО Методами развития диалогической речи выступают беседа и имитация. Эти методы реализуются двумя приемами: 1) приемом беседы, 2) приемами театрализации (имитации и пересказа). Проведение беседы включает три этапа: вступление, развитие темы, концовка.
Использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений) в нашей школе является очень важным, так как способствует совершенствованию речи в эмоциональном отношении, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речь умственно отсталого ребенка. Я использую на уроках как игры-драматизации стихотворных текстов, которые сначала заучиваются целиком, а затем воспроизводятся по ролям, так и игры-драматизации прозы (чтение по ролям).
Становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями. Умственно отсталые школьники довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи, на этапе ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию, даже при условии коррекционной помощи, протекает у этих детей очень трудно и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов С(К)ОШ. В процессе связной речи умственно отсталые школьники младших классов нуждаются в постоянной стимуляции со стороны учителя, в систематической помощи, которая проявляется либо в форме вопросов, либо в подсказке.
Работа по развитию диалогической речи дает опору для работы над монологической речью.
У умственно отсталых детей нарушен как план содержания, так и план выражения связного текста. Но особенно грубыми и стойкими являются нарушения плана содержания, внутренней (смысловой) программы связного высказывания, что еще более подтверждает необходимость существенной работы над внутренним программированием связного текста.
В связи с этим система коррекционной работы должна учитывать поэтапность формирования основных операций порождения связного текста. Учитывая психологическую структуру связных высказываний, а также состояние операций этого процесса у умственно отсталых детей, ученые предлагают осуществлять развитие связной речи в следующей последовательности: СЛАЙД 15
1. Развитие умения анализировать наглядную ситуацию или задание, выделять главное и существенное, основное и фоновое.
2. Формирование умения располагать смысловые компоненты в определенной последовательности.
3. Развитие способности удерживать смысловую программу в памяти (н-р, запоминание последовательности работы, пересказы коротких и длинных текстов).
4. Осуществление работы (речевого высказывания) в заданной последовательности.
В младших классах С(К)ОШ, используя данную последовательность, педагоги обучают детей связной речи вначале по серии сюжетных картинок, затем по сюжетной картинке, а в дальнейшем - пересказ текста без наглядности (подробнее: пересказ с опорой на серию сюжетных картинок - пересказ по сюжетной картинке - пересказ без опоры на наглядность - пересказ на основе деформированного текста - рассказ по серии сюжетных картинок - рассказ по сюжетной картинке - самостоятельный рассказ.
Принимая во внимание рекомендации по развитию связной речи, я использую на своих уроках, обучая детей средней и старшей школы, метод алгоритмизации (эти же умения, но они выражены в этапах работы над алгоритмом СЛАЙД 15:
1. Развитие умения анализировать наглядную ситуацию или задание, выделять главное и существенное, основное и фоновое. ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ
2. Формирование умения располагать смысловые компоненты в определенной последовательности. В КАКОМ ПОРЯДКЕ
3. Развитие способности удерживать смысловую программу в памяти (н-р, запоминание последовательности работы, пересказы коротких и длинных текстов). ЗАПОМНИТЬ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
4. Осуществление работы (речевого высказывания) в заданной последовательности. ВЫПОЛНИТЬ РАБОТУ ПО АЛГОРИТМУ
Алгоритм – порядок выполнения, правило, предписывающее последовательность элементарных действий. Алгоритмизация охватывает не весь учебный процесс, а лишь те его компоненты, где она представляется целесообразной (где я использую)
Обучение использованию алгоритмов проходит в 3 этапа.
1.Подготовительный этап - подготовка базы для работы с новым материалом, актуализация навыков, на которых основано применение алгоритма, формирование нового навыка. Дети должны быть подготовлены к выполнению всех элементарных операций алгоритма.
Время, отведенное на эту работу, зависит от уровня подготовленности учащихся.
Без этого этапа упражнения по алгоритму могут привести к закреплению ошибок.
2.Основной этап начинается с момента объяснения правила. Класс должен активно участвовать в составлении и записи алгоритма. Учитель проводит беседу, в результате которой на доске появляется запись алгоритма. Она облегчает понимание и усвоение алгоритма.
Тренировочный материал на этом этапе: упражнения учебника, специально подобранные слова и тексты, запись под диктовку и самостоятельно из учебника (словосочетания, предложения или выборочные слова).
З.Этап сокращения операций.
На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка: некоторые операции совершаются параллельно, некоторые - интуитивным путем, без напряжения памяти. Процесс свертывания происходит неодновременно и разными путями у детей разных групп по возможностям обучения.
Нельзя опускать этапы работы по алгоритму с подробным рассуждением и слишком быстро переходить к самостоятельной работе. Такую можно допустить, считая, что алгоритм отнимает много времени. Но работа эта себя окупает, так как дети, даже слабые, быстро запоминают ход рассуждения, и с самого начала ошибки почти исключаются.
Сейчас я представлю вашему вниманию работу детей 2 группы по алгоритму на этапе планирования работы по заданию в учебнике. СЛАЙД 17
В следующем фрагменте в работе с алгоритмом участвуют ребенок 4-ой группы и ребенок 1-ой группы. Последний работает по «свернутой» форме алгоритма. СЛАЙД 18
СЛАЙД 19 Вашему вниманию представляю технологическую карту коррекции и развития связной речи на структурных элементах урока. И мы вместе с вами попробуем поработать с заданиями, которые я использую на уроках. Отличается только речевой материал, предложенный вам.
Прием выделения (букв, слов, словосочетаний и т.п.) направлен на развитие умения соблюдать последовательность; развитие внимания; помогает настроить на предстоящую работу, поэтому я часто использую его на этапе организации работы.
Прием алгоритмизации (закрепление орфограмм) направлен на развитие умения анализировать, соотносить с правилом; развитие орфографической зоркости; коррекцию и развитие объяснительной речи.
Прием алгоритмизации (планирование работы) направлен на развитие умения планировать содержание, намечать ход развития мысли, реализовывать намеченный план, соблюдать последовательность.
Метод моделирования речевых ситуаций (вопросно-ответный диалог) направлен на стимуляцию коммуникативного намерения, речевого общения; развития умения выделять ключевые слова, выражающие существенную информацию.
Заключение
Формирование и развитие связной речи у детей с нарушением интеллекта происходит в процессе коррекционно-педагогического воздействия путем комплексной и систематической работы. Целенаправленная коррекционная работа по формированию связной речи обучающихся с нарушением интеллекта, с учётом структуры дефекта и психического состояния ребёнка, влияет на развитие речевой и познавательной деятельности, а также повышает уровень общего развития.
У детей моего класса можно отметить улучшение как в использовании устной, так и письменной речи. Стал более подробным пересказ, в речи детей наблюдается увеличение глаголов, прилагательных, употребляемые предложения стали более распространенными. В письменных работах стало меньше ошибок.
Коррекционная работа по коррекции нарушений связной речи у умственно отсталых детей должна быть направлена на коррекцию и развитие всех операций порождения речевых высказываний, на формирование всех уровней речи. Развитие связной речи должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования.
Именно комплексный системный подход к развитию связной речи у умственно отсталых детей может обеспечить эффективность коррекционной работы.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция познавательных возможностей и активизация словаря умственно отсталых учащихся путем использования пословиц, поговорок, загадок, скороговорок на уроках русского языка, чтения и развития речи.
Данный материал способствует развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса....
Программа по развитию устной речи для коррекционных школ VIII вида 4 класс
Данная рабочая программа может быть использована учителями, работающими в 4-х классах коррекционных школ VIII вида...
Доклад на тему: «Воспитание мотивации обучающихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»
Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения...
Статья "Особенности развития связной речи у школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка"
Данная статья может быть полезна учителям-дефектологам на уроках русского языка...
Работа над речью учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках истории
Работа над речью учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках истории...
Презентация урока "Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе по развитию связной речи у обучающихся с ОВЗ ".
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного ра...
Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературного чтения
ООдной из причин, препятствующих включению в социум обучающихся с интеллектуальными нарушениями, является низкий уровень развития речевой культуры. ССвоевременная и целенаправленная работа по раз...