Схемы разборов по русскому языку 5-9 классы
методическая разработка по русскому языку по теме
Схемы разборов по русскому языку включают в себя виды разборов по фонетике, морфемике, словообразованию, лексике, орфографии, морфологии, синтаксису и образцы их выполнения. Могут использоваться на уроке и в индивидуальной работе учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_razbora_.docx | 40.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема фонетического разбора слова
1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.
2. Поставьте ударение в слове,
укажите ударный слог.
3. Запишите фонетическую
транскрипцию слова.
4. Охарактеризуйте звуки слова. Гласные: ударные — безударные, какой буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные), звонкие, глухие (парные, непарные), какой буквой обозначены.
5 Укажите количество звуков и букв.
Образец разбора
отбелить
от-бе-лить 3 слога
3-ий слог является ударным [адб'ил'ит']
[а] — гласный, безударный; обозначен буквой «о»;
[д] — согласный, твёрдый, парный (пара [д']); звонкий, парный (пара [т]); обозначен буквой «т»;
[б'] — согласный, мягкий, парный (пара [б]); звонкий, парный (пара [п']);обозначен буквой «б»;
[и] — гласный, безударный; обозначен буквой «е»;
[л'] — согласный, мягкий, парный (пара [л]); звонкий, непарный (пара [-]); обозначен буквой «л»;
[и] — гласный, ударный; обозначен буквой «и»;
[т'] — согласный, мягкий, парный (пара [т]); глухой, парный (пара [д']); обозначен буквами «т», «ь».
7 звуков, 8 букв
Разбор слова по составу (морфемный анализ)
Порядок разбора
- Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено.
- Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы
- Выделить основу.
- В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).
Образец разбора
Городской.
Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.
Окончание –ой.
Основа городск-.
Корень город-.
Словообразовательный суффикс –ск-.
Морфологический разбор имени существительного
План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа).
2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.
3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Ветер по морю гуляет…
I. (По) морю – им. сущ., обозначает предмет, (что?) море;
II. Н.ф.- море, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.; в дат. п., в ед. ч.;
III.В предложении является обстоятельством.
Морфологический разбор глагола
План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (инфинитив).
2. Постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность.
3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Работай до поту, так поешь в охоту.
I.Поешь - глагол, обозначает действие, (что сделаешь?) поешь,
II. Н.ф. – поесть; сов. в., разноспряг., невозвр., перех.; в изъяв. накл., в буд. вр., в ед. ч., во 2 л.;
III. В предложении является сказуемым.
Морфологический разбор имени прилагательного
План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа муж. рода).
2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное).
3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. ч.).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой…
I.Золотой (луч)- им. прилаг., обозначает признак предмета, луч (какой?) золотой;
II. Н.ф.- золотой, качеств, в полн. ф., в им.п., ед. ч., муж. р.;
III. В предложении является определением.
Морфологический разбор имени числительного
План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж).
2. Постоянные признаки: а) простое или составное, б) количественное или порядковое, в) для количественных разряд: целое число или количество, дробное, собирательное.
3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль
Образец разбора.
Школьный участок занимает десять гектаров.
I.Десять – им. числ., обозначает количество, (сколько?) десять;
II.Н.ф.- десять, колич., прост., целое количество; в вин. п.;
III. В предложении является дополнением.
Морфологический разбор наречия
План разбора.
I.Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Разряд по значению.
2. Неизменяемость.
3. Степень сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
С севера порывисто дул ветер.
I.Порывисто – наречие, обозначает признак действия,
II.Дул (как?) порывисто, образа действия, неизм.;
III. В предложении является обстоятельством.
Морфологический разбор причастия
План разбора.
I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж, ед. число, муж. род).
2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное, б) время, в) вид, г) возвратность.
3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страд. прич.), б) падеж (у причастий в полной форме), в) число, г) род (в ед. ч.).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Остывшая за ночь степь окутана сизым туманом.
I.Остывшая (степь) – особая форма глагола – причастие, (какая?) остывшая, остыть + -вш-(ая);
II.Н.ф.-остывший, действ., прош. вр., сов. в., невозвр.; в им. п., ед. ч., ж. р.;
III. В предложении является определением.
Морфологический разбор деепричастия
План разбора.
I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.
II. Морфологические признаки.
1.Вид.
2.Возвратность.
3 Неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
От реки, окутывая прибрежные кусты, шел туман.
I.Окутывая - особая форма глагола – деепричастие,(как? Что делая?) окутывая, окутывать + -я-;
II.Несов. в., невозвр., неизмен.;
III. В предложении является обстоятельством.
Морфологический разбор предлога
План разбора.
I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.
1. Простой или составной.
2. Производный или непроизводный.
3. Неизменяемость.
Образец разбора.
По небу метались встревоженные галки.
I.По (небу) – предлог.
II. Простой. Непроизводный. Неизменяемый.
Морфологический разбор союза
План разбора.
I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.
1. Разряд: сочинительный (соединительный, разделительный, противительный) или подчинительный (изъяснительный, обстоятельственный (вид обст.)).
2. Простой или составной.
3. Неизменяемость.
Образец разбора.
Водолазы спустились, для того чтобы проверить последний раз крепление понтонов.
I.Для того чтобы – союз, соединяет части сложного предложения;
II.Подчинит., обстоят., целевой, составной, неизменяемый.
Морфологический разбор частицы
План разбора.
I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.
1. Разряд (формообразующая, модальная (какое значение выражает)).
2. Неизменяемость.
Образец разбора.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
I.Не – частица, служит для выражения отрицания,
II.Модальная, отрицание,
III.Неизменяемая.
Cинтаксический разбор простого предложения
Порядок разбора
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.
4. Определить тип предложения по структуре:
а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);
б) распространенное или нераспространенное;
в) полное или неполное;
г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).
5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.
6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.
Синтаксический разбор сложного предложения
Порядок разбора
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.
4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).
5. Если предложение сложносочиненное, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.
Если предложение сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.
Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.
Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.
6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.
Схема лексического разбора слова
1. Определите лексическое значение слова в контексте.
2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).
3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.
4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.
5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.
6. Подберите антонимическую пару к данному слову.
7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.
8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.
9. Определите, является ли слово устаревшим.
10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.
Схема орфографического разбора слова
1. Выписать контрольное слово.
2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.
3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.
4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.
5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.
Образец орфографического разбора слова
Скош..(н,нн)ая трава лежит ровными рядами.
Скошенная — правописание суффиксов причастий.
- Две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сделать? — скосить): выкрашенный, прочитанный;
- Суффикс -енн- пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или глаголов с основой на согласный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Морфологический разбор имени существительного"
Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме "Имя существительное"....
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе (ДЦП) по теме: "Пунктуационный разбор простого предложения"
Данный урок русского языка проведён в 5 классе с обучающимися с диагнозом ДЦП и ставит своей целью повторение и закрепление изученного на уроках материала по теме “Синтаксис п...
"Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами" конспект урока русского языка в 8 классе
Тема урока: «Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами».Урок – практикум.Цель урока: закрепить знания учащихся по синтаксическому и пунктуационному разбору, нахо...
"Морфологический разбор глагола" конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока: «»Цель урока: определить и закрепить с учащимися порядок морфологического разбора глагола.Задачи урока:Образовательная:учить определять морфологические признаки глагола;определить и закреп...
Урок русского языка в 5 классе "Морфологический разбор глагола"
Обобщающий урок по теме " Глагол"...
Схема-план урока русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в простом осложненном предложении".
В конспекте урока содержатся задачи, достигаемые на каждом технологическом этапе урока; формы (работа в паре, группой, фронтально), используемые для организации учебной деятельности на каждом этапе ур...
Мастер-класс Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме «Повторение по темам: "Части речи. Синтаксический разбор предложения"»
Тема урока: Повторение по теме «Части речи. Синтаксический разбор предложения».Тип урока: урок обобщающего повторения (рефлексии)Дидактическая задача урока: повторение и обобщение из...