Виды разборов по русскому языку
материал по русскому языку по теме
Здесь собраны все разборы по русскому языку с примерами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Виды разборов по русскому языку | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонетический разбор слова
- Произнести слово. Разделить слово на слоги и определить ударный слог.
- Затранскрибировать слово, то есть указать последовательно звуки.
- Охарактеризовать каждый звук:
а) гласный – ударный или безударный;
б) согласный – звонкий или глухой, парный или непарный;
мягкий или твёрдый, парный или непарный.
4. Указать количество звуков и букв. Если количество звуков и букв не совпадает, то указать причину.
Образец разбора:
ёж – 1 слог
ё - [й,] – согл., звонк., непарн., мягк., непарн.
[о] – гласн., ударн.
ж -[ш] – согл., глух., парн.[ж] , твёрд., непарн.
_____________________
2 буквы, 3 звука (буква Ё в начале слова обозначает 2 звука)
Лексический разбор слова
- Определить лексическое значение слова (самостоятельно или с помощью словаря).
- Установить, в прямом или переносном значении употреблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).
- Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.
- Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).
- Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) – исконно русское или заимствованное.
Образец разбора.
Задремали звёзды золотые.
- Задремать – впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.
- Перен.знач. – олицетворение.
- Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыться сном – синонимы.
- Нейтр.
- Исконно русское.
Словообразовательный разбор слова.
- Определить, какой частью речи является слово.
- Выделить его основу и окончание (если это изменяемая часть речи); указать грамматическое значение окончания.
- Установить значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и при помощи каких морфем)
- Составить словообразовательную цепочку слова.
Образец разбора:
холодноватый
- Это слово – имя прилагательное, значит, в нём выделяется окончание -ый.
- Холодноватый – «немного, слегка холодный». Значение «немного, слегка» передаётся при помощи суффикса –оват-. Данное прилагательное образовано от слова холодный с помощью названного суффикса: холодноватый ← холодный.
Холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом». Прилагательное образовано от существительного холод при помощи суффикса –н-:
холодный← холод
-холод- — корень.
Итак: холод → холодный → холодноватый.
Орфографический разбор слова.
разлетелись
1. раз- пишу а, т.к. без ударения; роспуск.
2. пишу з, т.к. перед звонким согласным л (раз- - рос-); рассыпать, раскрашенный.
3. –лет- безударная гласная в корне слова, проверочное слово – лётчик; вылет, полетят.
4. –сь пишу ь для обозначения мягкости согласного звука.
подложенного
1. под- пишется всегда одинаково, подкопать, подпол.
2. –енн- пишу е, т.к. причастие образовано от глагола подложить.
3. –енн- пишу нн, т.к. это полное причастие, подложена.
4. –ого слышу –ова-, а пишу –ого, окончание ед.ч., м.р.(ср.р.), р.п., зелёного, сварившего.
Морфологический разбор имени существительного
I. Общее грамматическое значение (предмет).
Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
II. Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное,
- одушевлённое или неодушевлённое,
- род,
- склонение.
Непостоянные признаки:
- число,
- падеж.
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).
Учится в школе
I. Учится (где?) в школе – имя сущ., обозначает предмет
Нач.ф. – школа
II. Пост. пр.: нариц., неодуш., женск.р., 1 скл.
Непост.пр.: в един.ч., п.п.
III. В предложении является обстоятельством - учится (где?) в школе
Морфологический разбор имени прилагательного
I. Общее грамматическое значение (признак предмета).
Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
II. Постоянные признаки:
- качественное, относительное или притяжательное.
Непостоянные признаки:
- полная или краткая форма, только у качественных
- степень сравнения прилагательных
- число,
- род (в единственном числе),
- падеж ( в полной форме)
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).
Приехал в бабушкин дом
I. Дом (чей?) бабушкин прилагательное, обозначает признак предмета
по принадлежности к лицу
Нач.ф. – чей? бабушкин
II. Пост.пр.: притяж.
Непост.пр.: степени сравнения и кр. формы нет, в в.п., ед.ч., ср.р.
III. В предложении является согласованным определением
Морфологический разбор глагола
I. Общее грамматическое значение (действие, состояние)
Начальная форма (инфинитив) – что делать? что сделать?
II. Постоянные признаки:
- возвратный(ся) или невозвратный
- вид(несов.в. – что делать?; сов.в. – что сделать?)
- переходность(перех. глагол может иметь при себе прямое дополнение без предлога)
- спряжение
Непостоянные признаки:
- изъявительное, повелительное или сослагательное(условное) наклонение
Для изъявительного:
- время (настоящее, прошедшее, будущее)
- число
- лицо(для настоящего и будущего простого времени)
- род (для прошедшего времени)
Для повелительного:
- число
Для сослагательного:
- число
- род
III. Каким членом предложения является(синтаксическая роль)
Солнце стояло высоко.
I. Солнце (что делало?) стояло – глагол, обозначает действие предмета
Нач.ф.: что делать? стоять
II. Пост.пр.: невозвр., несов.в., неперех., II спр.(стоит)
Непост. пр.: в изъяв.накл., прш.вр., ед.ч., ср.р.
III. В предложении является простым глагольным сказуемым.
Морфологический разбор причастия
I. Общее грамматическое значение (признак предмета по действию)
Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж) – какой?
что делающий? что делавший? + от какого глагола образовано
II. Постоянные признаки:
- действительное или страдательное
- возвратное(ся) или невозвратное
- вид
- время (настоящее или прошедшее)
Непостоянные признаки:
- полная или краткая форма (у страдательных причастий)
- число
- род (только в единственном числе)
- падеж (у полных причастий)
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
Поля уже сжаты.
I. Поля (каковы? что сделаны?) сжаты – причастие, обозначает признак предмета по действию
Нач.ф.: какой? сжатый, образовано от глагола - сжать
II. Пост.пр.: страд., невозвр., сов.в., прош.вр.
Непост.пр.: в краткой форме, множ.ч.
III. В предложении является именной частью составного именного сказуемого.
Морфологический разбор деепричастия
I. Общее грамматическое значение (добавочное действие к основному действию)
Начальная форма: от какого глагола образовано
II. Постоянные признаки:
- вид
Непостоянные признаки:
- неизменяемость
III. Каким членом предложения является.
Я шёл по дороге, стараясь заметить их следы.
I. Шёл (что делая? как?) стараясь – деепричастие, обозначает добавочное действие
Нач.ф.: образовано от глагола – стараться
II. Пост.пр.: несов.вид
Непост.пр.: неизмен.
III. В предложении является обстоятельством.
Морфологический разбор имени числительного
I. Общее грамматическое значение (количество предметов, порядок при счёте)
Начальная форма (именительный падеж) – сколько? какой?
II. Постоянные признаки:
- количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое
- простое, сложное или составное
Непостоянные признаки:
- падеж
- число
- род если есть
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
В чёрном море обитает сто восемьдесят видов рыб.
I. Видов (сколько?) сто восемьдесят – числительное, обозначает количество предметов
Нач.ф.: сто восемьдесят
II. Пост.пр.: колич., целое, составное
Непост.пр.: в и.п., рода и числа не имеет
III. В предложении является подлежащим.
Морфологический разбор местоимения
I. Общее грамматическое значение (указывает на предмет, его признак и количество,
не называя их)
Начальная форма (именительный падеж)
II. Постоянные признаки:
- разряд по значению (у личных – лицо)
Непостоянные признаки:
- число (если есть)
- род (если есть)
- падеж
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
Мне пятнадцать лет.
I. Пятнадцать лет (кому?) мне – местоимение, указывает на лицо
Нач.ф.: кто? я
II. Пост.пр.: личн., 1 лицо ед.число
Непост.пр.: в д.п.
III. В предложении является косвенным дополнением.
Морфологический разбор наречия
I. Общее грамматическое значение (признак действия или признак другого признака)
Начальная форма (если это наречие, имеющее степени сравнения)
II. Постоянные признаки:
- группа по значению
Непостоянные признаки:
- неизменяемость
- степень сравнения
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
Коля прыгнул выше.
I. Прыгнул (как?) выше – наречие, обозначает признак действия
Нач.ф.: высоко
II. Пост.пр.: образа действия
Непост.пр.: неизм., в простой сравн. степени
III. В предложении является обстоятельством.
Морфологический разбор слов категории состояния
I. Общее грамматическое значение (состояние)
Начальная форма – у омонимичных наречиям, имеющим степени сравнения
II. Постоянные признаки:
- разряд по значению
Непостоянные признаки:
- неизменяемость
- степень сравнения
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
На улице очень светло.
I. На улице (каково?) светло – слово категории состояния, обозначает состояние
II. Пост.пр.: состояние природы
Непост.пр.: неизм.
III. В предложении является сказуемым.
Морфологический разбор предлога
I. Грамматическая роль (для чего служит)
II. Морфологические признаки:
- разряд по значению
- простой или составной
- производный или непроизводный
- с каким падежом употребляется
- неизменяемое слово
III. Каким членом предложения является.
По небу метались встревоженные галки.
I. По – предлог, выражает зависимость существительного небо от глагола метались
II. Морф.пр.: зачение места, простой, непроизв., употреблён с д.п., неизмен. слово
III. Не член предложения.
Морфологический разбор союза
I. Грамматическая роль (для чего служит)
II. Морфологические признаки:
- сочинительный (соединительный, противительный, разделительный) или подчинительный(причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные, уступительные)
- простой или составной
- производный или непроизводный
- одиночный или повторяющийся
- неизменяемость
III. Каким членом предложения является
Звёзды меркнут и гаснут.
I. И – союз, связывает однородные члены предложения
II. Морф.пр.: соч, соед., прост., непроизв., одиночн., неизм.
III. Не член предложения.
Морфологический разбор частицы
I. Грамматическая роль (для чего служит)
II. Морфологические признаки:
- разряд (формообразующая, отрицательная или модальная)
- группа по значению (у модальных)
- простая или составная
- производная или непроизводная
- неизменяемость
III. Каким членом предложения является.
Даже цветы на родине пахнут по-иному.
I. Даже – частица, служит для придания особого смыслового оттенка слову цветы
II. Морф.пр.: модал., усил.-выдел., прост., непроизв., неизм.
III. Не член предложения.
Морфологический разбор междометий
I. Грамматическая роль (для чего служит)
II. Морфологические признаки:
- группа по значению
- производное или непроизводное
- неизменяемость
III. Каким членом предложения является.
Ба! Знакомые всё лица.
I. Ба – междометие, выражает чувство
II. Морф.пр.: выражает восторг, непроизв., неизм.
III. Не член предложения.
Синтаксический разбор словосочетания
- Вычленить словосочетание из предложения.
- Указать главное и зависимое слово.
- Определить, чем выражены слова.
- Определить вид словосочетания (именное, глагольное, наречное)
- Определить вид синтаксической связи (согласование, управление, примыкание).
- Указать средства связи слов в словосочетании (окончание, предлог)
Стоит одиноко (глаг., примык., связь по смыслу)
глаг. нар.
Синтаксический разбор простого предложения
- Найти грамматическую основу предложения.
- Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.
- Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
- Вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).
- Вид предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное) если односоставное, указать тип(определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное).
- Вид предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).
- Вид предложения по наличию или отсутствию необходимых членов предложения (полное или неполное).
- Установить, осложнено ли предложение однородными членами, обращением, вводными конструкциями, обособленными или уточняющими членами.
- Объяснить постановку знаков препинания.
Над нашим биваком кружились несметные тучи мошки.(Прост., повеств., невоскл., двусост., распростр., полное, неосложн.)
Синтаксический разбор предложения с прямой речью
- Выделить прямую речь и слова автора. Определить место прямой речи по отношению к словам автора.
- Составить схему предложения с прямой речью.
- Разобрать синтаксически слова автора и прямую речь как предложение.
- Объяснить постановку знаков препинания.
Говорит им князь тогда: «Добрый путь вам, господа». (предложение с прямой речью, А: «П»., после слов автора ставится двоеточие, прямая речь в кавычках с заглавной буквы, после прямой речи ставится точка, далее слова автора и прямая речь разбираются по членам предложения).
Синтаксический разбор сложного предложения
- Определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности.
- Выделить грамматические основы и определить, простое предложение или сложное. Указать количество и характер основ (двусоставные, односоставные).
- Определить средства связи и решить, какое предложение: сложносочиненное(ССП), сложноподчинённое(СПП), бессоюзное(БСП), сложное предложение с разными видами связи.
- Составить схему предложения.
- Объяснить постановку знаков препинания.
- Возможен (как дополнительное задание) разбор составных частей сложного предложения по схеме простого.
Зимой ветры гуляли в голых макушках, и лес гудел. (повесв., невоскл., сложное, 2 грам. основы, основы двусост., связь сочинит. с помощью союза и, ССП, союз и указывает на соединительные отношения, на одновременность происходящего, запятая перед и разделяет части ССП.)
Члены предложения
член предложения | отвечает на вопрос | что обозначает | чем выражен | графическое обозначение |
подлежащее | кто? что? и.п. | предмет | существительным, местоимением, словосочетанием, нач.формой глагола | _______ |
сказуемое | что делать? каков? что такое? кто такой? | действие предмета | глаголом, существительным, прилагательным, причастием, числительным | ________ ________ |
определение | какой? чей? | признак предмета | прилагательным, местоимением, числительным, причастием, причастным оборотом | |
дополнение | на вопросы Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чём? | предмет | существительным, местоимением, числительным, начальной формой глагола | _ _ _ _ _ _ _ |
обстоятельство | как? когда? куда? откуда? почему? где? зачем? насколько? при каком условии? | признак действия, признак предмета | наречием, существительным с предлогом, деепричастием, деепричастным оборотом | _ . _ . _ . _ |
Порядок разбора лексики и фразеологии (в тексте)
- Дать толкование указанных слов;
- Указать многозначные слова, дать толкование (с приведением примеров) всех значений одного-двух слов;
- Указать слова, употреблённые в переносном значении, дать толкование прямого и переносного значений (одного-двух) слов;
- Привести синонимы, антонимы к указанным словам;
- Найти в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, дать их толкование;
- Выявить фразеологизмы, определить их значение и стилистическую окраску, подобрать к ним синонимы и антонимы;
- Указать слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные; прокомментировать их назначение в тексте.
Порядок лингвистического разбора текста
- Выразительно прочитать текст, указать признаки текста в нём;
- Указать средства связи между частями текста;
- Определить тему, основную мысль, озаглавить текст;
- Выделить микротемы, составить план;
- Определить тип речи, стиль, жанр;
- Выявить стилевые признаки: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные.
Порядок литературоведческого анализа художественного текста
- Определить название произведения и его автора, место отрывка в произведении (если это отрывок);
- Прокомментировать связь данного отрывка с композицией произведения, его идейно-образным содержанием;
- Отразить в нём авторскую позицию, образ автора;
- Выявить признаки жанра, литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля;
- Выявить и прокомментировать художественные детали, изобразительно-выразительные средства.
Порядок литературоведческого анализа лирического текста
(стихотворения, лирического отступления в поэме или эпическом произведении крупной формы, лирической миниатюры в прозе, стихотворения в прозе)
- Передать чувства и мысли лирического героя, отношение к жизни, людям;
- Охарактеризовать художественно-языковое своеобразие (использование эпитетов, сравнений, метафор, стилистических фигур и т.д.);
- Прокомментировать особенности построения текста, его композиции в связи с его идейно-образным содержанием;
- Определить ритмическую организацию и звуковое оформление текста;
- Указать особенности рифм;
- Выявить единство, взаимодействие разных компонентов текста;
- Выразительно прочитать текст с последующей характеристикой его эмоционально-эстетического содержания, передаваемого интонацией, с обоснованием логических и эмоциональных пауз и ударений, повышений и понижений голоса, предпочтительного тембра голоса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы морфологических разборов слов русского языка разных частей речи
Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка....
Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи
В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...
Схемы разборов по русскому языку 5-9 классы
Схемы разборов по русскому языку включают в себя виды разборов по фонетике, морфемике, словообразованию, лексике, орфографии, морфологии, синтаксису и образцы их выполнения. Могут использоваться...
Работа с текстами разного вида на уроке русского языка в 5 классе (ФГОС)
Учитель: Шалдыбина Марианна ВладимировнаКласс: 5УМК: Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/М.М. Разумовская и др.;под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011Ра...
Виды разбора по русскому языку
Теория...
Тексты различных видов диктантов по русскому языку
В материале предлагаются контрольные, словарные, выборочные, предупредительные диктанты для основной школы....
Виды разбора в русском языке
Виды разбора врусском языке....