Урок по развитию речи в 7 классе "Искусство быть другим".
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Мы все живем среди людей. Общаемся. Высказываем свое мнение и прислушиваемся к чужому. Стараемся понять собеседника, по возможности помочь кому-то. Данный урок позволит объяснить ученикам, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей, что такое сочувствие и можно ли ему научиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
cредняя общеобразовательная школа № 255
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Урок по развитию речи в 7 кл.
Тема урока
«Искусство быть другим»
Учитель: Васильева Н.Ф.
2012 г.
Цель урока: объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей.
Предварительно проводится анкетирование:
1.Что такое талант общения, дар общения?
2.Назовите самый плохой (несчастный) для вас день.
Нам не дано предугадать
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Ф.И. Тютчев
I. Слово учителя.
- Мы все живем среди людей. Общаемся. Высказываем свое мнение и прислушиваемся к чужому. Стараемся понять собеседника, по возможности помочь кому-то. Я приглашаю вас, ребята, принять участие в разговоре, который, надеюсь, будет интересен, а главное – полезен каждому из нас.
Итак, как бы вы определили, что такое искусство общения?
Ребята высказывают свои мнения.
-Да, это умение общаться с людьми.
II. Анализ анкетирования.
- В своих анкетах на вопрос «Что такое талант общения, дар общения?» вы дали интересные ответы:
- умение выразить мысли;
- умение свободно общаться с другими людьми;
- умение вести себя в обществе;
- общение с человеком, который говорит все от чистого сердца и уважает других в общении;
- это значит говорить четко, ясно, понятно;
- это умение слушать других;
- дар общения – это дар, который выведет человека из любой ситуации. Человек, которому дан такой дар, отлично владеет своим языком.
- Т.о., почти все вы считаете, что дар общения – это умение пользоваться речью (вести беседу, спорить, пользоваться формулами речевого этикета). Видимо, вы исходили из того, что язык – главное средство общения.
Но дар общения – это не только владение речью. Это прежде всего чуткое сердце, способность понять человека; умение проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе. Все это мы определяем одним словом – эмпатия.
Запишем это слово в тетради.
Эмпатия – это умение видеть мир глазами других, способность понять человека, разделить с ним радость или горе.
А от чего зависит способность понимать других людей – на этот вопрос мы попытаемся ответить в течение урока, и еще на один вопрос: можно ли научиться сочувствию?
III. Составление и обсуждение кластера к словам.
Сострадание.
Сочувствие.
Альтруист.
IV. Работа со словарем.
Знакомство с лексическим значением слов «сострадание», «сочувствие», «альтруизм».
V. Беседа с классом.
- Как вы считаете, а способны ли вы к сочувствию?
Ребята приводят свои примеры, обсуждают их.
- Многое мне рассказали ваши анкеты. Я просила назвать самый плохой (несчастный) для вас день.
8 человек считают таким днем тот, когда они получили плохие оценки.
5 человек – когда мне не везет, скучно
6 человек – когда меня наказывают, лишая каких-то любимых занятий (прогулки, компьютера)
5 человек – когда я не виноват, а меня обвиняют в чем-то.
4 (!) человека несчастливы от того, что было плохо не им, а кому-то рядом с ними (ссора с друзьями, болезнь близких людей).
Можно определенно сказать, что эти 4 человека способны на высокое чувство– сострадание, они умеют сочувствовать.
VI. Работа со стихотворением А.С. Пушкина «Элегия».
На каждой парте распечатка стихотворения со слов «Но не хочу, о други, умирать!» и до конца.
Учитель (или хорошо подготовленный ученик ) читает отрывок.
- Вдумайтесь: у Пушкина жить – это мыслить и страдать. Почему он ставит рядом эти два слова? (Животное тоже может мучиться, испытывать боль и страх, холод и голод, но страдает только человек. Потому что он мыслит. Мыслящий человек не может не страдать. Он глубоко чувствует людское горе, он видит зло – и он страдает. Мы понимаем, что так же может страдать и другой человек. И это заставляет нас делать то, на что способен человек, - лечить, утешать, любить, уступать, жертвовать, даже отдавать свою жизнь).
А можно ли научиться сочувствию?
Да, можно! Может быть , вам помогут два правила.
Правило 1-е. (записать) Научись ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его также как они.
Искусство общения – это искусство быть другим, т.е. вживаться в образ того человека, с которым вы общаетесь (высвечивается на экране и записывается в тетрадь).
Попробуем это сделать.
VII. Творческая работа.
- Но начнем не с людей. Давайте напишем мини-сочинение (5 предложений) «Аквариум глазами…»:
1 ряд – его хозяина
2 ряд – рыбок
3 ряд – хозяйского кота
Обсуждение сочинений.
Правило 2-е. (записать). В каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей.
- Согласны вы с этим? Один из великих современных шахматистов признался: «Чтобы победить сильного соперника, я должен его изучить, я в него должен влюбиться. Да, влюбиться и в стиль игры, и в характер, т.е. и как в человека. Последнее, конечно, всего труднее. Хуже всего я играю с теми, кого не люблю».
- А как можно выразить свое доброе отношение к человеку? (Поступком, жестом, мимикой, словом).
«Давайте говорить друг другу комплименты», - сказал Б. Окуджава.
Попробуем провести аукцион «Кто больше знает формул благодарности?»
Исследователи русского речевого этикета предлагают около 30 слов и выражений, с помощью которых человек может поблагодарить другого (запись появляется на экране):
- спасибо (появилось в 16 веке)
- благодарю вас
- я вам очень признателен
- я вам многим обязан
- как я вам благодарен
- моя благодарность не знает границ
- я хочу поблагодарить вас
- вы очень любезны
- я тронута вашим вниманием
- вы меня так выручили
- это очень мило с вашей стороны
- Смотрите, какое богатство!
Поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо – значит подарить ему капельку солнца, радости. Недаром в слове «благодарность» два корня. Благодарить – значит дарить людям благо, дарить людям добро.
У французского писателя А. Сент-Экзюпери есть прекрасная волшебная сказка для взрослых и детей «Маленький принц». Она о человеческих отношения, о нежности и ответственности. Прочитайте ее, если до сих по не читали. И подумайте, как автору удалось донести до своих читателей мысль о том, что «самого главного глазами не увидишь», что «зорко одно лишь сердце».
Запомните, пожалуйста, это!
Цитата записывается в тетрадь.
VIII. Рефлексия.
Составляем синквейн на слова:
- сострадание;
- сочувствие.
IX. Заключительное слово учителя.
- Л.Н. Толстой сказал: «Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие».
Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
- так писал замечательный русский поэт Ф.И. Тютчев.
Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Да таким людям живется труднее и беспокойнее. Но их совесть чиста.
Бесчувственным кажется, что им хорошо. Но это им только кажется.
Домашнее задание: написать сочинение на тему
«Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).
Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...

План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".
План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....

Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".
Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль
Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...
Блочная подача материала на уроках по развитию речи.Типы речи (описание животного).
План урока по развитию речи...

Программа уроков по развитию речи "Искусство быть читателем"
Программа «Искусство быть читателем» конкретизирует содержание, дает распределение учебных часов и последовательность изучения тем, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащих...