Программа уроков по развитию речи "Искусство быть читателем"
рабочая программа по литературе (9 класс)

Казьмина Елена Петровна

Программа «Искусство быть читателем» конкретизирует содержание, дает распределение учебных часов и последовательность изучения тем, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа направлена на создание условий для становления и развития творческой личности, на создание условий для активного включения детей в культурную жизнь общества, направлена на обеспечение конкретных способностей учащихся.

Направленность - художественно - эстетическое: формирование общей культуры, развитие способности личности к постижению эстетических ценностей.

В результате освоения содержания программы учащиеся получают возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков. Основное её предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего народа, формирование их нравственных качеств, творческой активности.

Программа представляет собой углубленный вариант, в котором усилен функциональный подход к изучению и постижению целостного литературного пространства, развития речи. Программа направлена на повышение способности к обучаемости, творческой самореализации личности. Основной принцип обучения «от простого к сложному».

Актуальность программы состоит в том, что в связи с возрастающим объёмом информации, который учащиеся должны освоить, применять в учебной и вне учебной деятельности, возникла потребность в умении пользоваться справочным материалом, каталогами, в умении ориентироваться в разнообразной литературе. (По результатам соцопроса было выявлено, что учащиеся заинтересованы изучением новых понятий, связанных с изучением литературы.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алексинская средняя общеобразовательная школа»

Программа уроков по развитию речи

«Искусство быть читателем»

  1. Пояснительная записка

Программа «Искусство быть читателем» конкретизирует содержание, дает распределение учебных часов и последовательность изучения тем, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа направлена на создание условий для становления и развития творческой личности, на создание условий для активного включения детей в культурную жизнь общества, направлена на обеспечение конкретных способностей учащихся.

Направленность - художественно - эстетическое: формирование общей культуры, развитие способности личности к постижению эстетических ценностей.

В результате освоения содержания программы учащиеся получают возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков. Основное её предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего народа, формирование их нравственных качеств, творческой активности.

Программа представляет собой углубленный вариант, в котором усилен функциональный подход к изучению и постижению целостного литературного пространства, развития речи. Программа направлена на повышение способности к обучаемости, творческой самореализации личности. Основной принцип обучения «от простого к сложному».

Актуальность программы состоит в том, что в связи с возрастающим объёмом информации, который учащиеся должны освоить, применять в учебной и вне учебной деятельности, возникла потребность в умении пользоваться справочным материалом, каталогами, в умении ориентироваться в разнообразной литературе. (По результатам соцопроса было выявлено, что учащиеся заинтересованы изучением новых понятий, связанных с изучением литературы.)

Задача программы состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно пользоваться каталогами, картотекой в библиотеке; увлечь детей книгой, чтобы помочь учащимся сократить время в поисках нужной литературы, уметь работать с первоисточниками, поможет детям заниматься научно- исследовательской деятельностью.

Программа выполняет 2 основные функции:

-информационно-методическая позволяет всем учащимся получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии средствами данной программы; -организационно-планирующая предусматривает выделение этапов обучения, структурирования учебного материала.

Данная программа включает в себе возможности для всестороннего развития личности ребёнка. И чем раньше ребенок войдет в «большой мир искусства», тем быстрее он научится отличать добро от зла, красоту от безобразия, истинное от ложного и, главное, обогатит свой духовный мир.

Стремление научить воспринимать искусство чтения, развивать и повышать интерес к книге, к чтению, помочь стать образованными, умеющими тонко чувствовать и сопереживать.

Целью преподавания искусства чтения является воспитание нравственноэстетических чувств, формирование познавательного интереса и любви к чтению, прекрасному, раскрытие творческих способностей, активности, самостоятельности; развитие самостоятельно пополнять знания, формировать умение ориентироваться в литературе, формировать понятие о роли библиотек в жизни людей.

Основные задачи:

Обучающие:

-учить детей культуре чтения,

-формировать навыки работы с книгой, навыки самостоятельной работы,

-развивать навыки умственной деятельности.

Развивающие:

-развивать умение самостоятельно пополнять свои знания,

-формировать умение ориентироваться в литературе,

-сформировать понятие о роли библиотек как источников использования книжных богатств.

Воспитывающие:

-воспитывать интерес к урокам литературы,

-прививать любовь к книге,

-пропагандировать навыки культуры чтения.

Планируемые результаты обучения:

-уметь пользоваться книгой, справочной литературой,

-уметь ориентироваться в библиотеке, пользоваться картотекой и каталогами в библиотеке,

-уметь писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении,

-уметь самостоятельно работать с книгой,

-знать определения: «библиография, библиографические пособия, каталог, картотека, экслибрис»,

-уметь участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.

Формы проведения: беседа, экскурсия, зачет, конференция, викторина, практикумы, лекции. Занятия проводятся в рабочей комнате, в библиотеке; коллективные творческие дела завершаются выставками книг, викторинами, зачетами, презентациями, отзывами о прочитанных книгах.

Способы проверки: зачет, написание отзыва о прочитанном произведении, диспут, исследовательские работы.

Форма проведения итогов реализации программы: викторина, КВН, конференция, зачет, отзывы о прочитанных произведениях, творческие работы.

Все занятия тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Знания, умения и навыки приобретаются детьми на занятиях, находят применение и на уроках литературы. Приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, блоках. Условия реализации программы:

  1. кабинет, библиотека,
  2. специальная литература, компьютер.

Дидактический материал: Толковый словарь Ожегова, детские рисунки, раздаточный иллюстрированный материал к басням Крылова. Картины художников, карточки, презентации.

Программа рассчитана на детей 15-16 лет. Количество обучаемых- 4 человека. Занятия проходят 1 раз в неделю. Общее количество часов-34. Срок реализации -1 год

Тематический план

Наименование тем

Всего часов

1

Вводное занятие. Знакомство с планом работы.

1

2

Книга- наш друг.

6

3

Путеводители в мире книг

10

4

Посмотреть, прочитать, изучить

3

5

На пороге чтения-изучения

3

6

Картотека памяти

11

Итого:

34

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы, с программой, анкетирование.
  1. Книга- наш друг. Выдающиеся люди о книге. Значение книги в жизни человека, знакомство с высказываниями русских писателей: М.Горький, К. Паустовский и их анализ.
  2. Книга и библиотека. Беседа о книгах, о её роли в жизни человека. Знакомство с выставкой книг: «Книга и человек».
  3. Роль книг в самообразовании. Жизнь и творчество М.В.Ломоносова,

А.С.Пушкина. Роль книг в жизни великих людей. Беседа библиотекаря о роли книг в самообразовании на примере жизни великих людей. Знакомство с выставкой книг Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

  1. Береги книгу. Беседа с учащимися об умении пользоваться книгой, о бережном отношении к книге.
  2. Практические        занятия: а) Практическая работа «Обмен мнениями о любимых книгах, составление отзыва о прочитанном произведении» б) Экскурсия в библиотеку.
  1. Путеводители в мире книг.
  1. Учить        себя. (Несколько слов о золотом ключике, отмыкающем твои способности) Беседа «Книга - твой помощник». Анкетирование.
  2. Создать        свой образ мира. Беседа об умении ориентироваться в потоке литературы, об умении создавать свой образ мира. Выступление учащихся- диспут.
  3. Несколько        слов на скучные темы. Беседа о режиме дня, об организации работы, обо всем, что учёные именуют гигиеной умственного труда.
  4. Компас        в книжном мире. Что такое библиография? Знакомство с новыми понятиями «библиография, библиографическое пособие».
  5. Как следить за новой литературой? Беседа библиотекаря о том, как следует следить за новой литературой. Выставка книг, поступивших в библиотеку. Знакомство с книгой наших поэтов - земляков. Чтение стихов.

3.6.Основные элементы книг. Знакомство с титульным листом, с форзацем книги, иллюстрациями к книге, с аннотацией на книгу, с содержанием.

3.7.Практические занятия, практическая работа «Режим дня».

Б) Экскурсия в сельскую библиотеку. Выступления библиотекаря о каталогах, картотеке.

В) Практическая работа «Умение выбрать нужную книгу, умение ориентироваться в библиотеке, работа с каталогами, картотекой».

  1. Посмотреть,        прочитать, изучить. Выбор способа знакомства с книгой.

Беседа о способах выбора книги.

  1. Как        ускорить чтение. Знакомство с памяткой «Как ускорить чтение»
  2. Несколько        слов о газете. Работа с газетой. Знакомство с публикациями в газете «Край Дорогобужский».
  3. Практическое занятие. Практическая работа «Описать любимую книгу»
  1. На пороге чтения- изучения.
  1. «Сюжеты с карандашом». Знакомство с памяткой «Как работать с книгой». Умение выделять основную мысль текста.

5.2.Об установках чтения- изучения. Знакомство с памяткой «Как надо читать». Чтение любимых произведений. Работа с учебником «Литература».

5.3. Практическое занятие. Практическая работа «Чтение научной статьи в учебнике «Биология»: пометки на полях.

  1. Картотека памяти.
  1. Основные формы записи. Знакомство с новыми понятиями: запись, выписка, конспект, цитата, план, тезис. Раскрытие технологии записывания.
  2. Несколько        слов о памяти. Беседа с элементами диспута о развитии памяти. Знакомство с понятием «память».
  3. У кого спросить? Где узнать? О книге книг. Беседа библиотекаря о книге как источнике нового.
  4. Как готовиться к обсуждению книг. Знакомство с памяткой «Как готовиться к обсуждению книг».
  5. Практическое занятие.
  1. Практическая работа «Умение конспектировать научную статью».

Б) Практическая работа. Конференция «О книге книг». Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, совесть.

  1. Практическая работа «Подготовка к обсуждению книг. Выделение основной мысли, составление вопросов». Несколько слов об истории письма и книги.
  1. История письма и книги.
  2. Влияние книги на формирование в человеке нравственных и эстетических чувств.
  3. Практическое занятие. Зачёт. Презентация.

Методическое обеспечение программы Список используемой литературы:

  1. Беседы о книгах. Сост. Рыкалина И.А., Новичкова Н.Ф., «Государственная библиотека СССР им. Ленина», 1960г.
  2. Беседы с детьми о культуре чтения. В помощь учителю и библиотекарю. Сост. Базилевская Н.А., Веселовская Г.А., Тамбов, 1964г.
  3. Николаева Л.А. Учись быть читателем. Старшеклассникам о культуре работы с науч. И науч.- попул. Книгой, М., «Просвещение», 1978г.
  4. Суровцева М.Е. Живой как жизнь: Беседы о книгах по языкознанию для уч-ся 78 кл./Под ред. Доктора филологических наук Т.Т. Винокур.-М., «Книга», 1985г. Список литературы для детей:
  1. Библиотека и юный читатель. Практическое пособие. Сост.Просалкова Ю.В., Хамракулова Х.Д. Издательство «Книжная палата», 1987г.
  2. Грин А.С. «Алые паруса»- Бегущая по волнам.- Золотая цепь. Романы. Рис.

В.Высоцкого и В.Власова. М., «Детская литература», 1974г.

  1. Кубанев В. Человек солнце: /Текст/ Кубанев В. ; Центрально- Черноземное книжное издательство.- Воронеж, -1972.-250с.
  2. Кучин И.С. Три четверти стремительные века. 2 тома 1т.- Тамбов. ТОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2004-372с.
  3. Родники /Текст/:Сборник стихов поэтов земляков. Абросимов В.И. и др., издательство Тамбов,2007г.-80с.

Приложение Календарно-тематическое планирование

Название темы

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Знакомство с планом работы.

1

1

2

Книга - наш друг

6

2

2.1.

Книга- наш друг. Выдающие люди о книге.

1

1

2.2

Моя любимая книга. Размышления о прочитанном.

1

1

2.3

Книга и библиотека.

1

1

2.4

Роль книг в самообразовании. (На примере жизни великих людей).

2

1

1

2.5

Береги книгу.

1

1

3

Путеводители в мире книг

10

3

3.1

Учить себя (несколько слов о золотом ключике, отмыкающем твои способности).

1

1

3.2

Создать свой образ мира.

1

1

3.3

Несколько слов на скучные темы.

2

1

1

3.4

Компас в книжном мире.

3

1

3.5

Как следить за новой литературой?

1

1

3.6

Основные элементы книг.

2

1

1

4

Посмотреть, прочитать, изучить

3

1

4.1

Выбор способа знакомства с книгой.

1

1

4.2

Как ускорить чтение.

1

1

4.3

Несколько слов о газете.

1

1

5

На пороге чтения - изучения

3

2

1

5.1

«Сюжеты» с карандашом.

1

1

5.2

Об установках чтения- изучения.

1

1

5.3

О пометках при чтении (символы остановки внимания).

1

1

6

Картотека памяти

11

6

5

6.1

Основные формы записи. Технология записывания.

3

2

1

6.2

Несколько слов о памяти.

1

1

6.3

У кого спросить? Г де узнать?

2

1

1

6.4

Как готовиться к обсуждению книг.

2

1

1

7

История письма и книги. Зачет. Презентация.

3

1

2

Итого:

34

22

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по развитию речи в 7 классе "Искусство быть другим".

Мы все живем среди людей. Общаемся. Высказываем свое мнение и прислушиваемся к чужому. Стараемся понять собеседника, по возможности помочь кому-то. Данный урок позволит объяснить ученикам, от ч...

Программа факультативного междисциплинарного курса "Искусство быть читателем" для 7 класса

Факультативный курс "Искусство быть читателем" предназначен для учащихся 7 класса и носит междисциплинарный характер в условиях реализации ООП  ФГОС  ООО (раздел "Основы смыслового чтения и ...

Информационно-библиографический конкурс как форма активизации читательской деятельности и развития информационной культуры читателей-подростков.

Информационно-библиографические конкурсы - одна из форм активизации читательской деятельности и развития информационной культуры учащихся. В результате участия в таких конкурсах школьники начинают по...

Рабочая программа «Уроки психологического развития»

Данная  программа адресована учащимся 5-6 классов МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А.В. Беляева, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями Федерального госуда...