Программа уроков по развитию речи "Искусство быть читателем"
рабочая программа по литературе (9 класс)
Программа «Искусство быть читателем» конкретизирует содержание, дает распределение учебных часов и последовательность изучения тем, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа направлена на создание условий для становления и развития творческой личности, на создание условий для активного включения детей в культурную жизнь общества, направлена на обеспечение конкретных способностей учащихся.
Направленность - художественно - эстетическое: формирование общей культуры, развитие способности личности к постижению эстетических ценностей.
В результате освоения содержания программы учащиеся получают возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков. Основное её предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего народа, формирование их нравственных качеств, творческой активности.
Программа представляет собой углубленный вариант, в котором усилен функциональный подход к изучению и постижению целостного литературного пространства, развития речи. Программа направлена на повышение способности к обучаемости, творческой самореализации личности. Основной принцип обучения «от простого к сложному».
Актуальность программы состоит в том, что в связи с возрастающим объёмом информации, который учащиеся должны освоить, применять в учебной и вне учебной деятельности, возникла потребность в умении пользоваться справочным материалом, каталогами, в умении ориентироваться в разнообразной литературе. (По результатам соцопроса было выявлено, что учащиеся заинтересованы изучением новых понятий, связанных с изучением литературы.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа уроков по развитию речи | 37.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алексинская средняя общеобразовательная школа»
Программа уроков по развитию речи
«Искусство быть читателем»
- Пояснительная записка
Программа «Искусство быть читателем» конкретизирует содержание, дает распределение учебных часов и последовательность изучения тем, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа направлена на создание условий для становления и развития творческой личности, на создание условий для активного включения детей в культурную жизнь общества, направлена на обеспечение конкретных способностей учащихся.
Направленность - художественно - эстетическое: формирование общей культуры, развитие способности личности к постижению эстетических ценностей.
В результате освоения содержания программы учащиеся получают возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков. Основное её предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего народа, формирование их нравственных качеств, творческой активности.
Программа представляет собой углубленный вариант, в котором усилен функциональный подход к изучению и постижению целостного литературного пространства, развития речи. Программа направлена на повышение способности к обучаемости, творческой самореализации личности. Основной принцип обучения «от простого к сложному».
Актуальность программы состоит в том, что в связи с возрастающим объёмом информации, который учащиеся должны освоить, применять в учебной и вне учебной деятельности, возникла потребность в умении пользоваться справочным материалом, каталогами, в умении ориентироваться в разнообразной литературе. (По результатам соцопроса было выявлено, что учащиеся заинтересованы изучением новых понятий, связанных с изучением литературы.)
Задача программы состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно пользоваться каталогами, картотекой в библиотеке; увлечь детей книгой, чтобы помочь учащимся сократить время в поисках нужной литературы, уметь работать с первоисточниками, поможет детям заниматься научно- исследовательской деятельностью.
Программа выполняет 2 основные функции:
-информационно-методическая позволяет всем учащимся получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии средствами данной программы; -организационно-планирующая предусматривает выделение этапов обучения, структурирования учебного материала.
Данная программа включает в себе возможности для всестороннего развития личности ребёнка. И чем раньше ребенок войдет в «большой мир искусства», тем быстрее он научится отличать добро от зла, красоту от безобразия, истинное от ложного и, главное, обогатит свой духовный мир.
Стремление научить воспринимать искусство чтения, развивать и повышать интерес к книге, к чтению, помочь стать образованными, умеющими тонко чувствовать и сопереживать.
Целью преподавания искусства чтения является воспитание нравственноэстетических чувств, формирование познавательного интереса и любви к чтению, прекрасному, раскрытие творческих способностей, активности, самостоятельности; развитие самостоятельно пополнять знания, формировать умение ориентироваться в литературе, формировать понятие о роли библиотек в жизни людей.
Основные задачи:
Обучающие:
-учить детей культуре чтения,
-формировать навыки работы с книгой, навыки самостоятельной работы,
-развивать навыки умственной деятельности.
Развивающие:
-развивать умение самостоятельно пополнять свои знания,
-формировать умение ориентироваться в литературе,
-сформировать понятие о роли библиотек как источников использования книжных богатств.
Воспитывающие:
-воспитывать интерес к урокам литературы,
-прививать любовь к книге,
-пропагандировать навыки культуры чтения.
Планируемые результаты обучения:
-уметь пользоваться книгой, справочной литературой,
-уметь ориентироваться в библиотеке, пользоваться картотекой и каталогами в библиотеке,
-уметь писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении,
-уметь самостоятельно работать с книгой,
-знать определения: «библиография, библиографические пособия, каталог, картотека, экслибрис»,
-уметь участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.
Формы проведения: беседа, экскурсия, зачет, конференция, викторина, практикумы, лекции. Занятия проводятся в рабочей комнате, в библиотеке; коллективные творческие дела завершаются выставками книг, викторинами, зачетами, презентациями, отзывами о прочитанных книгах.
Способы проверки: зачет, написание отзыва о прочитанном произведении, диспут, исследовательские работы.
Форма проведения итогов реализации программы: викторина, КВН, конференция, зачет, отзывы о прочитанных произведениях, творческие работы.
Все занятия тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Знания, умения и навыки приобретаются детьми на занятиях, находят применение и на уроках литературы. Приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, блоках. Условия реализации программы:
- кабинет, библиотека,
- специальная литература, компьютер.
Дидактический материал: Толковый словарь Ожегова, детские рисунки, раздаточный иллюстрированный материал к басням Крылова. Картины художников, карточки, презентации.
Программа рассчитана на детей 15-16 лет. Количество обучаемых- 4 человека. Занятия проходят 1 раз в неделю. Общее количество часов-34. Срок реализации -1 год
Тематический план
№ | Наименование тем | Всего часов |
1 | Вводное занятие. Знакомство с планом работы. | 1 |
2 | Книга- наш друг. | 6 |
3 | Путеводители в мире книг | 10 |
4 | Посмотреть, прочитать, изучить | 3 |
5 | На пороге чтения-изучения | 3 |
6 | Картотека памяти | 11 |
Итого: | 34 |
Содержание программы
- Вводное занятие. Знакомство с планом работы, с программой, анкетирование.
- Книга- наш друг. Выдающиеся люди о книге. Значение книги в жизни человека, знакомство с высказываниями русских писателей: М.Горький, К. Паустовский и их анализ.
- Книга и библиотека. Беседа о книгах, о её роли в жизни человека. Знакомство с выставкой книг: «Книга и человек».
- Роль книг в самообразовании. Жизнь и творчество М.В.Ломоносова,
А.С.Пушкина. Роль книг в жизни великих людей. Беседа библиотекаря о роли книг в самообразовании на примере жизни великих людей. Знакомство с выставкой книг Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.
- Береги книгу. Беседа с учащимися об умении пользоваться книгой, о бережном отношении к книге.
- Практические занятия: а) Практическая работа «Обмен мнениями о любимых книгах, составление отзыва о прочитанном произведении» б) Экскурсия в библиотеку.
- Путеводители в мире книг.
- Учить себя. (Несколько слов о золотом ключике, отмыкающем твои способности) Беседа «Книга - твой помощник». Анкетирование.
- Создать свой образ мира. Беседа об умении ориентироваться в потоке литературы, об умении создавать свой образ мира. Выступление учащихся- диспут.
- Несколько слов на скучные темы. Беседа о режиме дня, об организации работы, обо всем, что учёные именуют гигиеной умственного труда.
- Компас в книжном мире. Что такое библиография? Знакомство с новыми понятиями «библиография, библиографическое пособие».
- Как следить за новой литературой? Беседа библиотекаря о том, как следует следить за новой литературой. Выставка книг, поступивших в библиотеку. Знакомство с книгой наших поэтов - земляков. Чтение стихов.
3.6.Основные элементы книг. Знакомство с титульным листом, с форзацем книги, иллюстрациями к книге, с аннотацией на книгу, с содержанием.
3.7.Практические занятия, практическая работа «Режим дня».
Б) Экскурсия в сельскую библиотеку. Выступления библиотекаря о каталогах, картотеке.
В) Практическая работа «Умение выбрать нужную книгу, умение ориентироваться в библиотеке, работа с каталогами, картотекой».
- Посмотреть, прочитать, изучить. Выбор способа знакомства с книгой.
Беседа о способах выбора книги.
- Как ускорить чтение. Знакомство с памяткой «Как ускорить чтение»
- Несколько слов о газете. Работа с газетой. Знакомство с публикациями в газете «Край Дорогобужский».
- Практическое занятие. Практическая работа «Описать любимую книгу»
- На пороге чтения- изучения.
- «Сюжеты с карандашом». Знакомство с памяткой «Как работать с книгой». Умение выделять основную мысль текста.
5.2.Об установках чтения- изучения. Знакомство с памяткой «Как надо читать». Чтение любимых произведений. Работа с учебником «Литература».
5.3. Практическое занятие. Практическая работа «Чтение научной статьи в учебнике «Биология»: пометки на полях.
- Картотека памяти.
- Основные формы записи. Знакомство с новыми понятиями: запись, выписка, конспект, цитата, план, тезис. Раскрытие технологии записывания.
- Несколько слов о памяти. Беседа с элементами диспута о развитии памяти. Знакомство с понятием «память».
- У кого спросить? Где узнать? О книге книг. Беседа библиотекаря о книге как источнике нового.
- Как готовиться к обсуждению книг. Знакомство с памяткой «Как готовиться к обсуждению книг».
- Практическое занятие.
- Практическая работа «Умение конспектировать научную статью».
Б) Практическая работа. Конференция «О книге книг». Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, совесть.
- Практическая работа «Подготовка к обсуждению книг. Выделение основной мысли, составление вопросов». Несколько слов об истории письма и книги.
- История письма и книги.
- Влияние книги на формирование в человеке нравственных и эстетических чувств.
- Практическое занятие. Зачёт. Презентация.
Методическое обеспечение программы Список используемой литературы:
- Беседы о книгах. Сост. Рыкалина И.А., Новичкова Н.Ф., «Государственная библиотека СССР им. Ленина», 1960г.
- Беседы с детьми о культуре чтения. В помощь учителю и библиотекарю. Сост. Базилевская Н.А., Веселовская Г.А., Тамбов, 1964г.
- Николаева Л.А. Учись быть читателем. Старшеклассникам о культуре работы с науч. И науч.- попул. Книгой, М., «Просвещение», 1978г.
- Суровцева М.Е. Живой как жизнь: Беседы о книгах по языкознанию для уч-ся 78 кл./Под ред. Доктора филологических наук Т.Т. Винокур.-М., «Книга», 1985г. Список литературы для детей:
- Библиотека и юный читатель. Практическое пособие. Сост.Просалкова Ю.В., Хамракулова Х.Д. Издательство «Книжная палата», 1987г.
- Грин А.С. «Алые паруса»- Бегущая по волнам.- Золотая цепь. Романы. Рис.
В.Высоцкого и В.Власова. М., «Детская литература», 1974г.
- Кубанев В. Человек солнце: /Текст/ Кубанев В. ; Центрально- Черноземное книжное издательство.- Воронеж, -1972.-250с.
- Кучин И.С. Три четверти стремительные века. 2 тома 1т.- Тамбов. ТОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2004-372с.
- Родники /Текст/:Сборник стихов поэтов земляков. Абросимов В.И. и др., издательство Тамбов,2007г.-80с.
Приложение Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Знакомство с планом работы. | 1 | 1 | |
2 | Книга - наш друг | 6 | 2 | |
2.1. | Книга- наш друг. Выдающие люди о книге. | 1 | 1 | |
2.2 | Моя любимая книга. Размышления о прочитанном. | 1 | 1 | |
2.3 | Книга и библиотека. | 1 | 1 | |
2.4 | Роль книг в самообразовании. (На примере жизни великих людей). | 2 | 1 | 1 |
2.5 | Береги книгу. | 1 | 1 | |
3 | Путеводители в мире книг | 10 | 3 | |
3.1 | Учить себя (несколько слов о золотом ключике, отмыкающем твои способности). | 1 | 1 | |
3.2 | Создать свой образ мира. | 1 | 1 | |
3.3 | Несколько слов на скучные темы. | 2 | 1 | 1 |
3.4 | Компас в книжном мире. | 3 | 1 | |
3.5 | Как следить за новой литературой? | 1 | 1 | |
3.6 | Основные элементы книг. | 2 | 1 | 1 |
4 | Посмотреть, прочитать, изучить | 3 | 1 | |
4.1 | Выбор способа знакомства с книгой. | 1 | 1 | |
4.2 | Как ускорить чтение. | 1 | 1 |
4.3 | Несколько слов о газете. | 1 | 1 | |
5 | На пороге чтения - изучения | 3 | 2 | 1 |
5.1 | «Сюжеты» с карандашом. | 1 | 1 | |
5.2 | Об установках чтения- изучения. | 1 | 1 | |
5.3 | О пометках при чтении (символы остановки внимания). | 1 | 1 | |
6 | Картотека памяти | 11 | 6 | 5 |
6.1 | Основные формы записи. Технология записывания. | 3 | 2 | 1 |
6.2 | Несколько слов о памяти. | 1 | 1 | |
6.3 | У кого спросить? Г де узнать? | 2 | 1 | 1 |
6.4 | Как готовиться к обсуждению книг. | 2 | 1 | 1 |
7 | История письма и книги. Зачет. Презентация. | 3 | 1 | 2 |
Итого: | 34 | 22 | 12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по развитию речи в 7 классе "Искусство быть другим".
Мы все живем среди людей. Общаемся. Высказываем свое мнение и прислушиваемся к чужому. Стараемся понять собеседника, по возможности помочь кому-то. Данный урок позволит объяснить ученикам, от ч...
Программа факультативного междисциплинарного курса "Искусство быть читателем" для 7 класса
Факультативный курс "Искусство быть читателем" предназначен для учащихся 7 класса и носит междисциплинарный характер в условиях реализации ООП ФГОС ООО (раздел "Основы смыслового чтения и ...
Информационно-библиографический конкурс как форма активизации читательской деятельности и развития информационной культуры читателей-подростков.
Информационно-библиографические конкурсы - одна из форм активизации читательской деятельности и развития информационной культуры учащихся. В результате участия в таких конкурсах школьники начинают по...
Программа уроков развития по литературе "Искусство быть читателем"
для аттестации...
Искусство быть читателем
к аттестации...
Рабочая программа «Уроки психологического развития»
Данная программа адресована учащимся 5-6 классов МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А.В. Беляева, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального госуда...