Анализ рассказа А.П.Чехова " любви"
план-конспект занятия по литературе (8 класс)
В разработке представлен вариант анализа рассказа А.П.Чехова "О любви".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chehov_o_lyubvi.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработан
учителем русского языка и литературы
Крутиковой С.И.
Анализ А.П.Чехова рассказа «О любви».
Цели: определить тему и проблему рассказа, выявить философский смысл рассказа; развивать логическое мышление; развивать умение работать с текстом; воспитывать любовь к родно литературе.
Технология: РКМЧП.
Ход урока.
Эпиграфы.
Как зарождается любовь (…) поскольку в любви важны вопросы личного счастья – все это неизвестно и обо всем этом можно трактовать как угодно.
Чехов. О любви.
А что такое счастье? Кто это знает? По крайней мере, я лично, вспоминая свою жизнь, ярко сознаю свое счастье именно в те минуты, когда казалось тогда, я был наиболее несчастлив…
Из письма А.П. Чехова
по воспоминаниям Л.А. Авиловой
I .Стадия вызова.
Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.
И я стану - Христос помоги! -
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,
Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?
Слишком сладко земное питье,
Слишком плотны любовные сети.
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети,
И, печальную весть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво...
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой. ( Анна Ахматова)
1.О чём стих-е? Какая интонация в стих-и? Какие ключевые слова можете выделить? Какое настроение выражено в этом стихотворении Ахматовой? Какими предстают образы лирической героини и ее возлюбленного? (Возможно, ученики укажут на чувство светлой печали и отчаяния. Героиня прощается с любовью, но она одновременно счастлива, испытав это чувство. Очевидно, что героиня старается посмотреть на себя со стороны, представляя, что могут подумать подрастающие поколения, но в то же время она надеется на снисхождение и понимание будущих читателей).
2. Обращаемся к рассказу. О чём рассказ? Алёхин рассказывает свою историю любви.
3. Какие ассоциации возникаю при слове «любовь»? Страсть, чувство, радость, лёгкость…
О какой любви пишет автор? (слайд) Что вы знаете о любви? (добавляем к слайду)
4. В чём разница «любовь» и «о любви»? «Любовь» - это что-то особенное, сильное, волнующее. «О любви» значит как о чём-то обыденном, между делом, в ряду всего прочего. «Стали говорить о любви.»
II Стадия осмысления.
1. От чьего лица ведётся повествование? Повествование ведётся от лица автора и Алёхина.
2.Расскажите о характере и судьбе Алёхина и Анны Алексеевны Луганович.
Алёхин
* «буду работать пока не уплачу долга»
* «я сам тоже пахал, сеял и косил и при этом скучал и брезгливо морщился»
* «я сразу почувствовал в ней существо близкое, знакомое»
* «встречал в передней, брал от неё покупки и нёс их»
* рассуждения на тему «к чему приведёт любовь»
Анна Алексеевна Луганович
* «А.А. всё покачивала головой и говорила мужу: «Дмитрий, как же это так?»
* «всё уходила взглянуть, спит ли её девочка»
* «мы беседовали подолгу и подолгу молчали, думая каждый о своём»
* «они беспокоились» обо мне
* « по её глазам видел, что она ждала меня»
* « у неё уже бывало дурное настроение, являлось сознание неудовлетворённой, испорченной жизни, когда её не хотелось видеть ни мужа, ни детей»
3. Есть ли что-то общее между героями? У них общее одиночество.
4. Как Алёхин относится к себе? Прокомментируйте : «Все видели во мне благородное существо .» К себе он относится иронично. К Лугановичам он приходит лишь за тем, чтоб видеть Анну Алексеевну.
5. Почему герои не говорили друг другу о своих чувствах? Алёхину мешают условности. « мне казалось невероятным, что эта моя тихая , грустная любовь вдруг грубо оборвёт счастливое течение жизни её семьи..», «…если бы… была красивая, интересная жизнь», «если б я был…»
6. Что понял герой, расставаясь с Анной Алексеевной?
« как обманчиво было всё то, что мешало любить» За любовь надо бороться, уметь защищать её.
III Стадия рефлексии.
1.Как вы понимаете авторское отношение к поставленным перед читателями вопросам?
Нужно обратить внимание учеников на то, что Антон Павлович в своем творчестве не дает ответов, не диктует правила поведения, он воспитывает в читателе способность рассуждать, мыслить, сочувствовать людям.
2. Закончите фразу по-чеховски Любовь –это….
Д.З. 1. Прочитать рассказ И.А. Бунина “Кавказ”.
2. Сопоставить сюжеты и героев рассказов Чехова и Бунина. Выявить сходство и различие позиций авторов к вопросам любви.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"
Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....
АНАЛИЗ РАССКАЗА А. П. ЧЕХОВА « О ЛЮБВИ»
Урок литературы в 8 классе...
Анализ рассказа А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".
1Тема: Эпиграф Цели: Мастер Художник Чехов-мастер……(юморист...
Презентация "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий"."
Данная презентация содержит материал для изучения рассказа Чехова "Толстый и Тонкий"....
Открытый урок по литературе в 6 классе. Тема: Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
На уроке дано представление о личности А.П. Чехова,продолжена работа по анализу эпического произведения, развитию критического мышления и творческих способностей учащихся....
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ "АНАЛИЗ РАССКАЗА А.П.ЧЕХОВА "ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ"
УРОК РАЗРАБОТАН В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.НА УРОКЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ 3 СТАДИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:ВЫЗОВ,ОСМЫСЛЕНИЕ,РЕФЛЕКСИЯ.НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ПРИМЕНЯЮТС...
Презентация к уроку "Анализ рассказа А.П.Чехова "О любви"
Презентация к рассказу А.П.Чехова "О любви"....