Презентация урока Анализ рассказа Чехова "О любви"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Плетнева Лилия Григорьевна

Данный материал поможет учителю подготовить и провести урок по анализу рассказа "О любви"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_lyubvi_v_rasskaze_a.pptx2.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема любви в расс казе А.П. Чехова «О любви» Цель: определить идейное содержание рассказа, формировать навык анализа произведения

Слайд 2

Антон Павлович Чехов «О любви»

Слайд 3

Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. А.П.Чехов Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом. Пифагор Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье. Л.Н.Толстой

Слайд 4

Анализ Три рассказа входят в трилогию: «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви». Объединены одной проблемой – проблемой футлярной жизни. Объединены общими героями: Бурыкиным , Иваном Ивановичем Чимшой -Гималайским. С самого начала, в завязке, речь идет о любви (Повар и Пелагея) Завязка завершается умозаключением Алехина: любовь – тайна великая, она индивидуализирована. В любви человек задает себе много вопросов: хорошо это или плохо – неизвестно, но это мешает, раздражает.

Слайд 5

Композиция – рассказ в рассказе Сам рассказ – это рассказ Алехина о своей любви Начинается с фразы:… Предваряется картиной природы По какой причине Алехин поселился в деревне? Как это повлияло на него? Знакомство с Лугановичами

Слайд 6

Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей , и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»

Слайд 7

Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине ? Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». Он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении

Слайд 8

О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».

Слайд 9

Как развивались отношения между героями? Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.

Слайд 10

Знакомство с Лугановичами Рассказывая о Лугановичах , характеризует супругов: Дмитрий Луганович Анна Алексеевна Милиейшая личность, добряк, простодушный, верящий всему, неинтересный человек, почти старик, с скушным здравомыслием, вялый, ненужный, с покорным, безучастным выражением, верит в свое право на счастье Молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная, приветливые, умные глаза, изящная, благородная рука, прическа, прическа, платье, голос – все производило неизгладимое впечатление Мужа характеризует скупо, больше отрицательно, он соперник

Слайд 11

Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну? Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.

Слайд 12

Почему не состоялась любовь П.К. Алехина и Анны Алексеевны? Рассуждения Алехина Рассуждения Анны Алексеевны «Куда бы я мог ее увести?» «Принесет ли мне счастье ее любовь?» Думала о муже, о детях, о матери Страшно и неудобно сказать им правду. Итог любви: Анна Александровна заболела, и спытывает раздражение по отношению к Алехину, который ничего не предпринимал и продолжал приходить в гости. Лугановичи уезжают. В вагоне состоялся разговор перед р азлукой навсегда.

Слайд 13

Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства? На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».

Слайд 14

Словарная работа. Что такое счастье? В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения». В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».

Слайд 15

Что мешает счастью героев? Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку: «Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.» Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.

Слайд 16

Что понял Алехин? «Я понял, что когда любишь…» ДОСКАЖИТЕ ЗА НЕГО - Ваш взгляд на проблему? - Точка зрения автора? Пейзаж в рассказе – ответ на этот вопрос.

Слайд 17

Какое значение имеют картины природы в рассказе? « НАЧАЛО Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя. В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои

Слайд 18

В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья? Например, в повести И.С.Тургенева «Ася» Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди ? О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»? К каким выводам вы пришли?

Слайд 19

Обрамление в рассказе Картина природы: выглянуло солнце, прекрасный вид на сад и плес, который блестел, как зеркало. Слушатели любуются картиной природы., жалеют Алехина, доброго, умного, чистосердечного (он один рассказал о себе), который не занимается наукой, а вертится, как белка в колесе.

Слайд 20

Почему рассказ отнесен к циклу рассказов о футлярной жизни? Жизнь Алехина - это тоже футляр, в который он загнал себя добровольно.

Слайд 21

ВЫВОД Алехин понял необходимость чего-то высшего, но обрести его не смог. Чехов завершает трилогию картиной радостной природы, что вселяет надежду на то, что перемены неизбежны и близки, но добиться этого нелегко: надо бороться за красоту, любовь, свободу, за осмысленную и духовную жизнь Но герои трилогии, понимая это, не способны, к сожалению, что-либо изменить ни в своей жизни, ни в чьей-либо вообще. Автор высказывает протест против футлярной жизни, против социального испуга и надеется на изменение жизни к лучшему. По его мнению, каждый должен сам определять важное и высшее в своей жизни.

Слайд 22

Домашнее задание Написать сочинение - письмо в будущее «Быть счастливым я смогу, если…» (5 человек)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ РАССКАЗА А. П. ЧЕХОВА « О ЛЮБВИ»

Урок литературы в 8 классе...

Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"

Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....

Презентация к уроку "Анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч" 10 класс

Данная презентация является сопровождением к уроку " "Анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч" 10 класс. Представлено исследование  произведения с точки зрения его концепции.  Презентация доп...

Анализ рассказа А.П.Чехова " любви"

В разработке  представлен вариант анализа  рассказа А.П.Чехова "О любви"....

Презентация к уроку "Анализ рассказа А.П.Чехова "О любви"

Презентация к рассказу А.П.Чехова "О любви"....

Урок-анализ рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Презентация к уроку-анализу рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско". Урок построен на методе поисково-репродуктивной работы с текстом. В процессе работы с текстом прочитанного расск...

Анализ рассказа "О любви" А.П. Чехова

Документ содержит в себе анализ рассказа "О любви" А.П. Чехова....


 

Комментарии

Тайшина Вероника Васильевна

спасибо за презентацию