Урок по рассказу Чехова "Толстый и тонкий".
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Захарова Елена Владимировна

Структура и содержание урока

1.       Тема Урок-мастерская. «По следам толстых и тонких»

2.       Цель. Цели урока:

1) Познавательная:

•     Продолжить формирование и развитие специальных умений и навыков (художественный анализ текста, определение основных композиционных частей рассказа);

•     Формирование научного мировоззрения в работе с разными редакциями рассказа Чехова «Толстый и тонкий»

2) Развивающая:

•     Развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса, развитие логического мышления (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать), умения выделять главное, существенное при работе с текстом в работе с жестами и мимикой персонажей

•     Развитие творческих способностей учащихся в работе с рисованием портретов персонажей

3) Воспитательная:

•     Воспитывать самостоятельность как черту личности, толерантность, аккуратность и дисциплинированность, умение работать в команде

•     Продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля-рефлексия в конце урока

•     Содействовать эстетическому воспитанию учащихся на текстах художественной литературы.

4) Регулятивная:

Продолжить формирование общеучебных навыков и умений (самостоятельная работа в группах, работа с текстом, чтение задания, понимание, продумывание вариантов выполнения задания);

5) Метапредметные связи: русский язык (орфоэпия: тексты с расставленным ударением в словах), роль знаков препинания, обращения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока.

СОЗДАНИЕ  АТМОСФЕРЫ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ.

  1. Учитель приходит с кейсом, под гудок паровоза и обращается к классу:

- Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас. Как вы думаете, почему я с чемоданчиком?

- Верно, потому что действие рассказа Чехова «Толстый и тонкий», который мы сегодня будем анализировать, начитается на николаевской железной дороге.

- Ребята, а ведь мы с вами недавно встречались на этом же самом месте. В каком произведении?

-Конечно, в стихотворении Некрасова «Железная дорога».

Как вы думаете, что в моем чемодане?

- Верно. Книги. Это рассказы Чехова. Их много. Одна из них – «Толстый и тонкий».

- Все, ребятки, прочитали рассказ? Понравилось произведение? А я считаю, что это - один из лучших рассказов Антона Павловича Чехова. Вы только вслушайтесь, как он описывает своих героев (учитель читает текст).

На сегодняшнем уроке, друзья, мы будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, заглянем в мастерскую писателя и посмотрим, как он создает своих героев.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Посмотрим, насколько внимательно вы читали дома рассказ «Толстый и тонкий»?

Экспресс-опрос на оценку (кто даст макс. количество ответов, тот получит 5)

1. Сколько героев присутствует в рассказе «Толстый и тонкий»?  ( Четыре).

2. Назовите имя жены тонкого.  (Луиза).

3. Имя толстого  (Михаил).

4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей.  (Тонкий).

5. Что тонкий делает из дерева?  (Портсигары).

6. За сколько продает? По рублю за штуку.

7. Продолжите фразу: «На лице́ у то́нкого бы́ло напи́сано сто́лько благогове́ния, сла́дости и почти́тельной …(кислоты)»

8. Имя тонкого (Порфирий).

9. Место, где встретились друзья (Вокзал, железная дорога).

10. Уменьшительно-ласкательное имя сына тонкого?  (Нафаня).

11.Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел,…» ( окаменел).

-Это единственная оценка за урок, остальные оценки поставят лидеры групп.  Критерии оценок перед вами.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Чтобы нам было легче было понять, как Чехов изображает своих героев, мы выполним следующее задание, которое называется «До и после» (см. Приложение 1). Поднимаем глаза на таблички. Перед вами утверждения, с которыми вы можете согласиться или нет. Не бойтесь ошибаться. Заполните знаками плюс и минус левый столбик.

«До и после»

      До

-  или +

Утверждения

После

+или  -

Толстый – коллежский асессор

-

Луиза – лютеранка

+

Герострат - житель греческого города, сжегший храм

+

Эфиальт - предатель, изменник

+

Тонкий – тайный советник

-

Учитель. А теперь открываем тексты и смотрим, не ошиблись ли мы с утверждениями. А теперь посмотрите на правильные ответы.

С чего начинаются эти утверждения? Правильно – имена. Так вот это и есть первый прием, которым пользуется Чехов при создании своих героев. Складываем его в чемоданчик.

А сейчас физкультминутка. Повернулись ко мне лицом. Я сейчас зачитаю небольшой эпизод из рассказа, а вы покажете, что делают герои:

- Жесты-мимика. То́нкий вдру́г побледне́л, окамене́л, но ско́ро лицо́ его́ искриви́лось во все́ сто́роны широча́йшей улы́бкой; каза́лось, что от лица́ и гла́з его́ посы́пались и́скры. Са́м он съёжился, сго́рбился, су́зился…

- Жесты-мимика. Нафанаи́л вы́тянулся во фру́нт и застегну́л все́ пу́говки своего́ мунди́ра…

- Жесты-мимика. та́йного сове́тника стошни́ло. О́н отверну́лся от то́нкого и по́дал ему́ на проща́нье ру́ку.

Вы сейчас не говорили, а только двигались. Так с помощью чего Чехов показывает нам своих героев? Правильно – движения, а это жесты, мимика. Несем слова в чемоданчик.

Учитель. Итак, наш чемоданчик пополняется все новыми и новыми словами. А сейчас мы переходим к работе в группах.

1 задание. Дайте портретную характеристику толстому и тонкому, выполнив рисунок, изобразив героев в форме фруктов или зверей, показывая не только их внешние черты, но и внутреннее состояние.

(После защиты своих рисунков). Так с помощью чего автор описывает своих героев? Правильно – портрет. А как называется прием противопоставления? Правильно, антитеза. Несем слова в чемоданчик.

2 задание. Попробуйте представить, какими голосами говорят герои и инсценируйте диалог толстого и тонкого. (После инсценировки) Отлично получилось? А теперь послушаем как это делает профессиональный актер. Внимание, аудиозапись… А в этом эпизоде с помощью чего изображает героев Чехов? Правильно – язык, речь.

3 задание. Как меняется поведение тонкого, когда он узнает, что толстый дослужился до большого чина? С помощью чего еще изображает своих героев Чехов? Правильно, поведение.

Наш чемоданчик полон. Все слова в нем, собранные нами – это приемы, используемые Чеховым при создании своих героев. (слайд «Прием – это»)

Рефлексия…

Молодцы, ребята, а сейчас расскажите, что вы узнали на этом уроке. Вы можете выбрать начало любой фразы (по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске):

сегодня я узнал…

мне было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я научился…

у меня получилось …

меня удивило…

мне не понравился…

мне понравился…

10. Домашняя работа.

  1. Какие еще приемы использует Чехов при изображении своих персонажей?
  2. Написать рассказ на тему «Встреча с моим школьным другом через двадцать лет» и прислать мне по электронной почте


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

— Порфи́рий! Ты́ ли э́то? Голу́бчик мо́й! Ско́лько зи́м, ско́лько ле́т!

— Ба́тюшки!  Ми́ша! Дру́г де́тства! Отку́да ты взя́лся?

______________________________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЛИДЕРУ ГРУППЫ.

Критерии оценок капитаном  каждого члена команды:

Имя ученика

Оценка +или -

Активность

Выразительность речи

Знание текста

Дисциплинированность

Оригинальность


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«До и после»

      До

-  или +

Утверждения

После

+или  -

Толстый – коллежский асессор

Луиза – лютеранка

Герострат - житель греческого города, сжегший храм

Эфиальт - предатель, изменник

Тонкий – тайный советник


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Задание для 1 группы. Дайте портретную характеристику толстому и тонкому, выполнив рисунок, изобразив героев в форме фруктов или зверей, показывая не только их внешние черты, но и внутреннее состояние.

Задание для 2 группы. Попробуйте представить, какими голосами говорят герои и инсценируйте диалог толстого и тонкого. (После инсценировки) Отлично получилось? А теперь послушаем как это делает профессиональный актер. Внимание, аудиозапись… А в этом эпизоде с помощью чего изображает героев Чехов? Правильно – язык, речь.

Задание для 3 группы. Как меняется поведение тонкого, когда он узнает, что толстый дослужился до большого чина? С помощью чего еще изображает своих героев Чехов? Правильно, поведение.


Задание для 1 группы. Дайте портретную характеристику толстому и тонкому, выполнив рисунок, изобразив героев в форме фруктов или зверей, показывая не только их внешние черты, но и внутреннее состояние.

Пусть каждый участник группы что-то добавит к рисунку.


Задание для 2 группы. Попробуйте представить, какими голосами говорят герои и инсценируйте диалог толстого и тонкого. Не забудьте добавить жесты.

Задание для 3 группы. Как меняется поведение тонкого, когда он узнает, что толстый дослужился до большого чина? Письменно ответьте на вопрос, обсудите в группе.

 


Имена.

____________

Жесты.

Юмор.

__________

Мимика.

Антитеза.

___________

Язык.

Речь.

____________

Поступки.

Портрет.

____________

ПРИЛОЖЕНИЕ К НЕМОЙ СЦЕНЕ

Голос автора. На вокза́ле Никола́евской желе́зной доро́ги встре́тились два́ прия́теля

Жесты-мимика. Прия́тели троекра́тно облобыза́лись и устреми́ли дру́г на дру́га глаза́, по́лные слёз

Жесты-мимика. Нафанаи́л немно́го поду́мал и сня́л ша́пку.

Голос толстого. Две́ звезды́ име́ю.

Жесты-мимика. То́нкий вдру́г побледне́л, окамене́л, но ско́ро лицо́ его́ искриви́лось во все́ сто́роны широча́йшей улы́бкой; каза́лось, что от лица́ и гла́з его́ посы́пались и́скры. Са́м он съёжился, сго́рбился, су́зился…

Жесты-мимика. Нафанаи́л вы́тянулся во фру́нт и застегну́л все́ пу́говки своего́ мунди́ра…

Жесты-мимика. та́йного сове́тника стошни́ло. О́н отверну́лся от то́нкого и по́дал ему́ на проща́нье ру́ку.

Жесты-мимика. То́нкий пожа́л три́ па́льца, поклони́лся все́м ту́ловищем и захихи́кал, как кита́ец:

Жесты-мимика. Нафанаи́л ша́ркнул ного́й и урони́л фура́жку.

Одна из редакций

рассказа Чехова «Толстый и тонкий».

Рассказ “Толстый и тонкий” был напечатан в журнале “Осколки”. Через несколько лет автор включил его в сборник “Пёстрые рассказы”. В журнальной редакции тонкий при встрече с гимназическим товарищем резко отозвался о своём новом начальнике. Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, толстый во время встречи распекает тонкого.

Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником тонкого.

СЛОВА ПОМОГУТ ПРИ ОТВЕТЕ.

1. Автор, писатель, мастер слова, художник слова.

2. Изображает, описывает, пишет, создает, повествует, говорит, рассказывает, утверждает, раскрывает, отмечает, выделяет, воспроизводит, рисует, высмеивает, иронизирует, негодует, понимает, мыслит, думает, размышляет, мечтает и т.д.

3. Думаю, считаю, на первый взгляд кажется, представляется, хочется понять, помогает понять, можно предположить, помогает определить мое отношение; вызывает сочувствие, сопереживание, уважение, презрение, радость, вызывает негодование, неприятие.

4. Рассказ, произведение, текст, жизненная история, ситуация.

5. Мастерство автора, автора волнует, душевное состояние, с точки зрения, по мнению автора, читателя, сразу же захватывает читателя, один из интересных эпизодов, моментов; человечность отношений и т.д.

4.

Дайте портретную характеристику толстому и тонкому, выполнив рисунок или коллаж, изобразив героев в форме фруктов или зверей, показывая не только их внешние черты, но и внутреннее состояние.

1.

Разыграйте сценку, в которой героев характеризуют только  жесты и мимика.

(Приложение 3)

2.

«При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство». Как вы понимаете слова Чехова? Напишите ответ из 7-10 предложений (вспомогательный материал)

3.

Прочтите первую редакцию рассказа Чехова. Почему автор ее изменил? Письменный ответ на вопрос (7-10 предложений). Используйте вспомогательный материал.

5.

Как бы выглядела подобная ситуация в 2015 году? Придумайте  рассказ из 7-10 предложений.

Из википедии.

Ю́мор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные стороны.

Сати́ра (лат. satira) — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии

Антите́за, антите́зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений

РАССКАЗ, малая эпич. жанровая форма худож. лит-ры — небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение.

Автор – это 1) создатель (творец) произведения литературы; субъект художественно-литературной деятельности, чьи представления о мире и человеке отражаются во всей структуре создаваемого им произведения.

2) образ А. - персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей (обладает чертами лирического героя или героя-рассказчика; может быть предельно сближен с биографическим А. или намеренно отдален от него).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Использование информационных технологий на уроке литературы" (рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий").

В данном сообщении подробно рассматриваются различные аспекты работы с электронным текстом: поиск текстов в Интернете, работа с электронным текстом на уроке и во внеурочной деятельности, составл...

Урок по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий"

Материал содержит разработку урока по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий"(презентацию), тест к уроку и рабочий лист для учащихся....

Презентация к уроку литературы по теме: "А.П. Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий" (6 класс).

Данная презентация может быть использована на уроке литературы в 6 классе. Она содержит следующие материалы по рассказу Чехова: история создания, жанр, тема и идея, система персонажей, композиционные ...

Урок в 6 классе по теме "Жизнь и творчество А.П. Чехова. Рассказ "Толстый и тонкий""

Конспект урока, дидактический материал к урокуСсылка на презентацию к уроку...

Конспект урока литературы в 6 классе. А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»

Цели урока: 1. Рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказа...

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"

Конспект урока литературы для 6 класса "А.П. Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"....

Методическая разработка урока литературы "Разоблачение лицемерия и чинопочитания в рассказе "Толстый и тонкий"

Данный урок является частью серии уроков, посвящённых изучению творчества А.П. Чехова в средних классах....