Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Москва «Просвещение», 2010 г.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык 8 класс». Москва: Просвещение, 2012 г. Авторы Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова.- Москва «Просвещение», 2012 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus._yaz_8_kl_.docx | 44.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию г.Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №113 имени Сергея Семенова»
Согласовано Утверждаю
МО Директор Л.В.Иванова
протокол № от Приказ № от
Рабочая программа
по русскому языку
для учащихся 8 класса
Составлена на основе:
1.Федерального компонента Государственного стандарта
2.Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. -М.: Просвещение, 2010.-37 с.
3.Учебника Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. Научный редактор- акад. РАО Н. М. Шанский. .. – 8- изд.- М.: Просвещение, 2012.- 237 с.
Составитель: Михайлова Марина Николаевна
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана для учащихся 8 «А» и «Б» классов МБОУ «СОШ №113 имени Сергея Семенова».
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Москва «Просвещение», 2010 г.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык 8 класс». Москва: Просвещение, 2012 г. Авторы Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова.- Москва «Просвещение», 2012 г. К данному варианту программы прилагается методическое пособие Л.А.Тростенцовой, А.И.Запорожец. Поурочные разработки по русскому языку. Москва «Просвещение»,
2012 год. На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часов в неделю, из них 17 на развитие речи. Так как учебный год рассчитан на 35 учебных недель ,то 3 часа составляют резервные уроки.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:
1. Рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
2.Соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку;
3.Построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
4.Способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
5. Обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Основные цели и задачи :
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.
- Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
- Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.
- Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия в сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- Применение знаний и умений в жизни.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 8 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Для возбуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
Формы обучения:
- Урок изучения нового материала;
- урок закрепления знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок; урок-беседа;
- повторительно-обобщающий урок;
- урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу; -индивидуальный устный опрос; -фронтальный опрос; - опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения; - взаимопроверка; - самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений; -письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- Производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.
- Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
- Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.
- Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников. Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам
3. Тематическое планирование по русскому языку в 8 классе
на 2014-2015 учебный год
105 часов, 3 часа в неделю при 35 уч. неделях
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |||
Лабор-ные и практич кие работы | Контрольные и диагностические | Экскур сии | Примечание | |||
1. | Функции русского языка в современном мире | 1 | ||||
1.1. | Функции русского языка в современном мире | 1 | ||||
2. | Повторение пройденного в 5-7 классах | 6+2 | ||||
2.1. | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, выделения, разделения | 1 |
| |||
2.2. | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | ||||
2.3. | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | ||||
2.4. | Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий | 1 | ||||
2.5. | Р.р. Изложение текста с изменением лица | |||||
2.6. | Р.р. Изложение текста с изменением лица | 1 | ||||
2.7. | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | 1 | ||||
2.8. | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | 1 | 1 | |||
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание | 2 | ||||
3.1. | Анализ диктанта. Повторение изученного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание | 1 | ||||
3.2. | Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова | 1 | ||||
4. | Простое предложение | 3+1 | ||||
4.1. | Повторение пройденного о предложении. Грамматическая основа предложения | 1 | ||||
4.2. | Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении | 1 | ||||
4.3. | Интонация простого предложения. Логическое ударение | 1 | ||||
4.4. | Р.р. Описание архитектурных памятников как вид текста | 1 | ||||
5. | Простые двусоставные предложения Главные члены предложения | 6+2 | ||||
5.1. | Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего | 1 | ||||
5.2. | Повторение изученного о сказуемом. Простое глагольное сказуемое | 1 | ||||
5.3. | Р.р. Публицистическое сочинение о памятнике культуры ( истории ) своей местности | 1 | ||||
5.4. | Р.р. Публицистическое сочинение о памятнике культуры ( истории ) своей местности | 1 | ||||
5.5. | Составное глагольное сказуемое | 1 | ||||
5.6. | Составное именное сказуемое | 1 | ||||
5.7. | Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль | 1 | ||||
5.8. | Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения» | 1 | 1 | |||
6. | Второстепенные члены предложения | 6+2 | ||||
6.1. | Анализ диктанта. Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение | 1 | ||||
6.2. | Несогласованное определение | 1 | ||||
6.3. | Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении | 1 | ||||
6.4. | Виды обстоятельств по значению | 1 | ||||
6.5. | Сравнительный оборот; знаки препинания при нём | 1 | ||||
6.6. | Р.р. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края. | 1 | ||||
6.7. | Р.р. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края. | 1 | ||||
6.8. | Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения» | 1 | 1 | |||
7. | Простые односоставные предложения. | 9+2
| ||||
7.1. | Анализ диктанта. Группы односоставных предложений. Определённо- личные предложения | 1 | ||||
7.2. | Определённо- личные предложения | 1 | ||||
7.3. | Неопределённо- личные предложения | 1 | ||||
7.4 | Неопределённо- личные предложения | 1 | ||||
7.5. | Безличные предложения | 1 | ||||
7.6. | Безличные предложения | 1 | ||||
7.7. | Назывные предложения | 1 | ||||
7.8. | Р. р. Рассказ на свободную тему | |||||
7.9. | Р. р. Рассказ на свободную тему | |||||
7.10. | Синонимия односоставных и двусоставных предложений их текстообразующая роль | 1 | ||||
7.11 | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» | 1 | 1 | |||
8. | Неполные предложения | 2 | ||||
8.1. | Анализ диктанта. Понятие о неполных предложениях | 1 | ||||
8.2. | Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении | 1 | ||||
9. | Однородные члены предложения | 12+2 | ||||
9.1. | Повторение изученного об однородных членах предложения. Ряды однородных членов | 1 | ||||
9.2. | Однородные члены, связанные интонацией, и пунктуация при них | 1 | ||||
9.3. | Однородные и неоднородные определения | 1 | ||||
9.4. | Однородные и неоднородные определения | 1 | ||||
9.5. | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | ||||
9.6. | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | ||||
9.7. | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | ||||
9.8. | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | 1 | ||||
9.9. | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | 1 | ||||
9.10. | Р.р. Рассуждение на основе литературного произведения | 1 | ||||
9.11. | Р.р. Рассуждение на основе литературного произведения | 1 | ||||
9.12. | Повторение по теме «Однородные члены предложения» | 1 | ||||
9.13. | Повторение по теме «Однородные члены предложения | 1 | ||||
9.14. | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» | 1 | 1 | |||
10 | Обособленные члены предложения. | 18+2 | ||||
10.1. | Анализ диктанта. Понятие об обособлении | 1 | ||||
10.2. | Понятие об обособлении | 1 | ||||
10.3. | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | 1 | ||||
10.4. | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | |||||
10.5. | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | 1 | ||||
10.6. | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 | ||||
10.7. | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | |||||
10.8. | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 | ||||
10.9. | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | 1 | ||||
10.10. | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | 1 | ||||
10.11. | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | 1 | ||||
10.12. | Уточнение как вид обособленного члена предложения | 1 | ||||
10.13. | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 | ||||
10.14. | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 | ||||
10.15. | Р. р. Характеристика человека как вид текста | 1 | ||||
10.16. | Р. р. Характеристика человека. Строение данного текста, его языковые особенности | 1 | ||||
10.17. | Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль | 1 | ||||
10.18. | Повторение по теме «Уточняющие и обособленные члены предложения» | |||||
10.19. | Повторение по теме «Уточняющие и обособленные члены предложения» | 1 | ||||
10.20. | Контрольный диктант по теме «Уточняющие и обособленные члены предложения» | 1 | 1 | |||
11 | Обращения, вводные слова и междометия | 9+2 | ||||
11.1. | Анализ диктанта. Повторение изученного об обращении. Распространённое обращение | |||||
11.2. | Выделительные знаки препинания при обращениях | 1 | ||||
11.3. | Вводные слова. Выделительные знаки препинания при вводных словах | 1 | ||||
11.4. | Вводные предложения. Выделительные знаки препинания при вводных предложениях | 1 | ||||
11.5. | Вставные конструкции | 1 | ||||
11.6. | Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при междометиях | 1 | ||||
11.7. | Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий | 1 | ||||
11.8. | Р.р. Публичное выступление на общественно значимую тему | 1 | ||||
11.9. | Р. р. Публичное выступление на общественно значимую тему | 1 | ||||
1 | ||||||
11.10. | Повторение по теме «Обращения, вводные слова и междометия». Одиночные и парные знаки препинания. | 1 | ||||
11.11. | Контрольный диктант по теме «Обращения, вводные слова и междометия» | 1 | 1 | |||
12. | Прямая и косвенная речь | 6+1 | ||||
12.1. | Анализ диктанта. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Косвенная речь | 1 | ||||
12.2 | Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | ||||
12.3. | Цитата. Знаки препинания при цитировании | 1 | ||||
12.4. | Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль | 1 | ||||
12.5. | Р.р. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста | 1 | ||||
12.6. | Повторение по теме «Прямая и косвенная речь» | 1 | ||||
12.7. | Контрольный диктант по теме «Прямая и косвенная речь» | 1 | 1 | |||
12 | Повторение и систематизация пройденного в 8 классе | 5+1+3 | ||||
12.1 | Синтаксис и морфология. | 1 | ||||
12.2 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | ||||
12.3 | Р.р. Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения) | 1 | ||||
12.4 | Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография. | 1 | ||||
12.5 | Итоговый контрольный диктант за курс 8 класса | 1 | 1 | |||
12.6 | Анализ контрольного диктанта | 1 | ||||
12.7 | Резервный урок | |||||
12.8 | Резервный урок | |||||
12.9 | Резервный урок | |||||
105 | 9 |
ТСО и другие средства обучения
№/п | ТСО | Количество |
1 | Проектор | 1 |
2 | Компьютер | 1 |
3 | Таблицы по русскому языку | 5 |
4 | Раздаточный материал | |
Используемая литература для составления программы
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. 2010 год
Литература для учителя
- Стандарт основного общего образования по русскому языку
- Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2010
- Тростенцова Л.А. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Л.А.Тростенцова, А.И. Запорожец.- М.: Просвещение, 2012. –207c.
- Н.В.Егорова, В.Н.Горшкова. Универсальные поурочные разработки по русскому языку.8 класс.- М.: ВАКО, 2013. –336 c.
Литература для ученика
- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. ,Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. Москва: Просвещение, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 7 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы для основной школы в рамках об...
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения
состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения
содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ФГОС. Учитель русского языка и литературы Большакова Л.П.
рабочая программа ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе «Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку»
Рабочая программа "Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий ГИА по русскому языку"...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....