Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

 

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Москва «Просвещение», 2010 г.

Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык 8 класс». Москва: Просвещение, 2012 г. Авторы Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова.- Москва «Просвещение», 2012 г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yaz_8_kl_.docx44.27 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию г.Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №113 имени Сергея Семенова»

Согласовано                                                        Утверждаю

МО                                                                        Директор              Л.В.Иванова

протокол №        от                                              Приказ №             от          

Рабочая программа

по русскому языку

для учащихся  8  класса

                                                       

 Составлена  на основе:

1.Федерального компонента Государственного стандарта

2.Программы  общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.                      Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.  -М.: Просвещение, 2010.-37 с.

3.Учебника Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. Научный редактор- акад. РАО Н. М. Шанский. .. – 8- изд.- М.: Просвещение, 2012.- 237 с.

Составитель:  Михайлова Марина Николаевна

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана для учащихся 8 «А» и «Б» классов МБОУ «СОШ №113 имени Сергея Семенова».

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Москва «Просвещение», 2010 г.

Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык 8 класс». Москва: Просвещение, 2012 г. Авторы Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова.- Москва «Просвещение», 2012 г. К данному варианту программы прилагается методическое пособие Л.А.Тростенцовой, А.И.Запорожец. Поурочные разработки по русскому языку.  Москва  «Просвещение»,

2012 год. На  изучение курса отводится 102  часа из расчета 3 часов в неделю, из них   17    на развитие речи. Так как учебный год рассчитан на 35 учебных недель ,то 3 часа составляют резервные уроки.

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:

1.   Рекомендована Министерством  образования РФ для общеобразовательных классов;

2.Соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку;

3.Построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

4.Способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

5. Обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Основные цели и задачи :

  1. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.
  2. Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
  3. Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.
  4. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия в сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
  5. Применение знаний и умений в жизни.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 8 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.

Для возбуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

Формы обучения:

  • Урок изучения нового материала;
  • урок закрепления знаний, умений и навыков;
  • комбинированный урок; урок-беседа;
  • повторительно-обобщающий урок;
  • урок - лекция, урок - игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу; -индивидуальный устный опрос; -фронтальный опрос;  - опрос с помощью перфокарт;
  • выборочная проверка упражнения;  - взаимопроверка; - самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
  • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);
  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
  • написание сочинений;  -письмо под диктовку;  комментирование орфограмм и  пунктограмм.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • Производить синтаксический  разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.
  • Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
  • Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.
  • Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно  излагать повествовательные  тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников. Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического  стиля на доступные темы. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам

                 3.     Тематическое планирование по русскому языку в 8 классе

на 2014-2015 учебный год

105 часов, 3 часа в неделю при 35 уч. неделях

№ п/п

       Наименование     разделов и тем

Всего

часов

Из них

Лабор-ные и практич

кие работы

Контрольные и диагностические

Экскур

сии

Примечание

1.

Функции русского языка в современном мире

1

1.1.

Функции русского языка в современном мире

1

2.

Повторение пройденного в 5-7 классах

6+2

2.1.

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, выделения, разделения

1

 

2.2.

Знаки препинания в сложном предложении

1

2.3.

Знаки препинания в сложном предложении

1

2.4.

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий

1

2.5.

Р.р. Изложение текста с изменением лица

2.6.

Р.р. Изложение текста с изменением лица

1

2.7.

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

1

2.8.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

1

1

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Словосочетание

2

3.1.

Анализ диктанта. Повторение изученного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание

1

3.2.

Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова

1

4.

Простое предложение

3+1

4.1.

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая основа предложения

1

4.2.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении

1

4.3.

Интонация простого  предложения. Логическое ударение

1

4.4.

Р.р. Описание архитектурных памятников как вид текста

1

5.

Простые  двусоставные предложения

 Главные члены предложения

6+2

5.1.

Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего

1

5.2.

Повторение изученного о сказуемом. Простое глагольное сказуемое

1

5.3.

Р.р. Публицистическое сочинение о памятнике культуры ( истории ) своей местности

1

5.4.

Р.р. Публицистическое сочинение о памятнике культуры ( истории ) своей местности

1

5.5.

Составное глагольное сказуемое

1

5.6.

Составное именное сказуемое

1

5.7.

Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль

1

5.8.

Контрольный диктант  по теме «Главные члены предложения»

1

1

6.

Второстепенные члены предложения

6+2

6.1.

Анализ диктанта. Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение

1

6.2.

Несогласованное определение

1

6.3.

Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении

1

6.4.

Виды обстоятельств по значению

1

6.5.

Сравнительный оборот; знаки препинания при нём

1

6.6.

Р.р. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

1

6.7.

Р.р. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

1

6.8.

Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения»   

1

1

7.

Простые односоставные предложения.

  9+2  

 

7.1.

Анализ диктанта. Группы односоставных предложений. Определённо- личные предложения

1

7.2.

Определённо- личные предложения

1

7.3.

Неопределённо- личные предложения

1

7.4

Неопределённо- личные предложения

1

7.5.

Безличные предложения

1

7.6.

Безличные предложения

1

7.7.

Назывные предложения

1

7.8.

Р. р. Рассказ на свободную тему

7.9.

Р. р. Рассказ на свободную тему

7.10.

Синонимия односоставных и двусоставных предложений их текстообразующая роль

1

7.11

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»

1

1

8.

Неполные предложения

2

8.1.

Анализ диктанта. Понятие о неполных предложениях

1

8.2.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении

1

9.

Однородные члены предложения

12+2

9.1.

Повторение изученного об однородных членах предложения. Ряды однородных членов

1

9.2.

Однородные члены, связанные интонацией,  и пунктуация при них

1

9.3.

Однородные и неоднородные определения

1

9.4.

Однородные и неоднородные определения

1

9.5.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

1

9.6.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

1

9.7.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

1

9.8.

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

1

9.9.

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

1

9.10.

Р.р. Рассуждение на основе литературного произведения

1

9.11.

Р.р. Рассуждение на основе литературного произведения

1

9.12.

Повторение по теме «Однородные члены предложения»

1

9.13.

Повторение по теме «Однородные члены предложения

1

9.14.

Контрольный диктант по теме  «Однородные члены предложения»

1

1

10

Обособленные члены предложения.

18+2

10.1.

Анализ диктанта. Понятие об обособлении

1

10.2.

Понятие об обособлении

1

10.3.

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них

1

10.4.

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них

10.5.

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них

1

10.6.

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

1

10.7.

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

10.8.

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

1

10.9.

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

1

10.10.

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

1

10.11.

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

1

10.12.

Уточнение как вид обособленного члена предложения

1

10.13.

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них

1

10.14.

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них

1

10.15.

Р. р. Характеристика человека как вид текста

1

10.16.

Р. р. Характеристика человека.  Строение данного текста, его языковые особенности

1

10.17.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль

1

10.18.

 Повторение по теме «Уточняющие и обособленные члены предложения»

10.19.

Повторение по теме «Уточняющие и обособленные члены предложения»

1

10.20.

Контрольный диктант по теме «Уточняющие и обособленные члены предложения»

1

1

11

Обращения, вводные слова и междометия

9+2

11.1.

Анализ диктанта. Повторение изученного об обращении. Распространённое обращение

11.2.

Выделительные знаки препинания при обращениях

1

11.3.

Вводные слова. Выделительные знаки препинания  при вводных словах

1

11.4.

Вводные предложения. Выделительные знаки препинания  при вводных предложениях

1

11.5.

Вставные конструкции

1

11.6.

Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания  при междометиях

1

11.7.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий

1

11.8.

Р.р. Публичное выступление на общественно значимую тему

1

11.9.

Р. р. Публичное выступление на общественно значимую тему

1

1

11.10.

Повторение по теме «Обращения, вводные слова и междометия». Одиночные и парные знаки  препинания.

1

11.11.

Контрольный  диктант по теме «Обращения, вводные слова и междометия»

1

1

12.

Прямая и косвенная речь

6+1

12.1.

Анализ диктанта. Повторение  изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Косвенная речь

1

12.2

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

12.3.

Цитата. Знаки препинания при цитировании

1

12.4.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль

1

12.5.

Р.р. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста

1

12.6.

Повторение по теме «Прямая и косвенная речь»

1

12.7.

Контрольный диктант по теме «Прямая и косвенная речь»

1

1

12

Повторение и систематизация пройденного в   8 классе

5+1+3

12.1

Синтаксис и морфология.

1

12.2

Синтаксис и пунктуация.

1

12.3

Р.р. Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения)

1

12.4

Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.

1

12.5

Итоговый контрольный диктант за курс 8 класса

1

1

12.6

Анализ контрольного диктанта

1

12.7

Резервный урок

12.8

Резервный урок

12.9

Резервный урок

105

9

                                           ТСО и другие средства обучения

№/п

ТСО

Количество

1

Проектор

1

2

Компьютер

1

3

Таблицы по русскому языку

5

4

Раздаточный материал

Используемая литература  для составления программы

           Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. 2010 год

Литература для учителя

  • Стандарт  основного общего образования по русскому языку
  • Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2010
  • Тростенцова Л.А. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Л.А.Тростенцова, А.И. Запорожец.- М.: Просвещение, 2012. –207c.

  • Н.В.Егорова, В.Н.Горшкова. Универсальные поурочные разработки по русскому языку.8 класс.- М.: ВАКО, 2013. –336 c.

Литература для ученика

  • Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. ,Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. Москва: Просвещение, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 7 класса

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стан­дарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы для основной школы в рамках об...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения

состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...

рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения

содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....