рабочая программа факультатива по русскому языку "В мире слов"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "В мире слов" 5 класс | 50.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Рыжковская средняя общеобразовательная школа»
Крутинского муниципального района Омской области
СОГЛАСОВАННО: Заместитель директора по УВР ____________________/Л.П.Зоммер/ | УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ «Рыжковской СОШ» ___________________/Сугоняк С.А./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«В МИРЕ СЛОВ»
5 класс
2014-1015 учебный год
Программа разработана на основе: рабочей программы внеурочной деятельности по русскому языку. 5–6 классы /Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014. – 32 с. – (Рабочие программы).
ФИО учителя составившего рабочую учебную программу:
Гримберг А.А., учитель русского языка и литературы
с. Рыжково
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Цель: развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
- вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
- закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
- способствовать развитию творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
- определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
- особенности ударения в русском языке;
- основные правила орфоэпии;
- основные способы образования слов;
- основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
- правила русской орфографии;
- морфологические признаки частей речи;
- нормы употребления в речи языковых единиц;
- виды словосочетаний;
- виды предложений;
- основные группы пунктуационных правил;
- признаки текста.
Уметь:
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые слова;
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- определять способы образования разных частей речи;
- соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
- толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех частей речи;
- объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
- строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Содержание программы
Организационное занятие (1ч.)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел 1. Секреты устной речи (Фонетика. Интонация.) (7 ч)
Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.
Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи
Тема 1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает»
ПРИМЕЧАНИЕ. В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2. Загадки русского словообразования (Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями
Тема 2.5 Сказочные превращения.
Тема 2.6 Презентация творческой работы.
ПРИМЕЧАНИЕ. Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Раздел 3. Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)
Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит
Тема3.2. В чём секрет правописания морфем
Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема3.5. Бенефис знаний.
ПРИМЕЧАНИЕ. Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4. Загадки русского слова (Лексика. Фразеология) (5 ч)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
ПРИМЕЧАНИЕ. Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел 5. Секреты морфологии и синтаксиса (Морфология. Синтаксис.) (6ч)
Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема5.4. Какими бывают предложения.
Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
ПРИМЕЧАНИЕ. Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6. Речевой этикет (3 ч)
Тема 6.1. Правила речевого этикета.
Тема 6.2. Формулы речевого этикета.
ПРИМЕЧАНИЕ. Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7. Обобщающее занятие (1ч)
Тема 7.1. Аукцион знаний.
ПРИМЕЧАНИЕ. Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Календарно-тематическое планирование
факультатива по русскому языку «В мире слов»
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||||
1 | Тема 1: Вводная част Всего часов: 1 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | Тип урока | Д.З. | ||
Предметные | Метапредметные | |||||||
1.1 | Введение | 1 | Знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты. | Знать этапы изучения курса «В мире слов» | строить рассуждения; обосновывать свою точку зрения; высказывать свою точку зрения | Организационное занятие | ||
2 | Тема 2: Секреты устной речи (Фонетика. Интонация) Всего часов: 7 | |||||||
2.1 | Разночтение слов в звучании и написании. | 2 | Знакомство с разночтением в звучании и написании, выполнение практических упражнений | Знать понятие «разночтение», уметь использовать звукопись и интонацию в речи | в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; пользоваться словарями, справочниками самостоятельно формулировать тему и цели урока; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Урок изучения нового материала | Выполнить практическое задание | |
2.2 | Для чего используют звуковые повторы в речи. | 2 | Знакомство со звуковыми повторами их значением в речи | Урок изучения нового материала | Выполнить творческое задание | |||
2.3 | Какова роль интонации в устной речи | 2 | Обобщения знаний учащихся об интонации, ее значении в устной и письменной речи, выполнение учащимися упражнений по тренировке интонации | Урок обобщения | Выполнить творческое задание | |||
2.4 | Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает». | 1 | Обобщение знаний по разделу в ходе выполнения практических заданий по изученным темам | Урок-игра | ||||
3 | Тема 3: Загадки русского словообразования (Морфемика. Словообразование. Этимология) Всего часов: 7 | |||||||
3.1 | О чём рассказывает словообразовательная модель слова. | 1 | Знакомство со словообразовательной моделью, выполнение практических упражнений по словообразованию | Знать понятие «словообразование», «словообразовательное гнездо», «морфема», уметь выполнять словообразовательный разбор, пользоваться словарями и справочниками, проводить исследование по предмету | в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; устанавливать причинно-следственные связи; пользоваться словарями, справочниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Комбинированный урок | Подготовить сообщение по заданной теме | |
3.2 | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. | 1 | Знакомство со словообразовательным гнездом, закрепление знаний и навыков по словообразованию, выполнение практических упражнений по словообразованию | Урок изучения нового материала | Выполнить практическое задание | |||
3.3 | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова | 1 | Проводить исследование под руководством учителя по наблюдению за изменением морфемного состава слов с течением времени, выполнение практических заданий | Урок изучения нового материала | Выполнить практическое задание | |||
3.4 | Этимология слов. Работа со словарями | 1 | Знакомство с понятием «этимология», выполнение практических заданий, проведение исследований под руководством учителя | Комбинированный урок | Подготовить сообщение по заданной теме | |||
3.5 | Сказочные превращения. | 1 | Выполнение практических заданий и проведение самостоятельных исследований, выполнение проекта | Урок-практикум | Выполнить практическое задание | |||
3.6 | Презентация творческой работы. | 2 | Подведение итогов исследовательской работы по теме раздела, подготовка проекта к защите, выступление перед одноклассниками | Урок контроля знаний | ||||
4 | Тема 4: Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) Всего часов: 5 | |||||||
4.1 | Зачем нужно знать алфавит. | 1 | Повторение алфавита, выполнение практических и творческих заданий | Познакомиться с историей появления письменности и алфавита, закрепить правила правописания морфем, совершенствовать навыки произношения | работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Комбинированный урок | Выполнить практическое задание | |
4.2 | В чём секрет правописания морфем. | 1 | Знакомство с секретом правописная морфем, выполнение практических задний | Урок-практикум | Выполнить творческое задание | |||
4.3 | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания | 1 | Повторить пунктуационные знаки, совершенствовать навыки употребления их в речи. | Комбинированный урок | Выполнить практическое задание | |||
4.4 | Не пером пишут – умом. Тайны письма. | 1 | Выполняют здания и практических упражнений | Комбинированный урок | Выполнить творческое задание | |||
4.5 | Бенефис знаний. | 1 | Выполнение творческих заданий, участие в викторине по предмету, защита проектных и исследовательских работ по пройденному блоку тем | Урок контроля знаний | ||||
5 | Тема 5: Загадки русского слова (Лексика. Фразеология) Всего часов: 5 | |||||||
5.1 | На какие группы делится словарный состав русского языка | 1 | Знакомство со словарным запасом языка, выполнять практические задания | Знать что такое словарный состав языка и его группы, особенности употребления слов в художественном тексте, что такое фразеологизмы и уметь употреблять из в речи и объяснять их смысл при употреблении их в тексте. | в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; пользоваться словарями, справочниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Урок-практикум | Подготовить сообщение по заданной теме | |
5.2 | В чём особенность употребления слова в художественном тексте. | 1 | Работа с художественными текстами, наблюдение, выполнение практических упражнений | Комбинированный урок | Выполнить творческое задание | |||
5.3 | О чём рассказывают фразеологизмы | 1 | Знакомство с фразеологизмами, выполнение практических и творческих заданий | Комбинированный урок | Подготовить сообщение по заданной теме | |||
5.4 | Фразеология в художественных произведениях. | 1 | Работа с художественными произведениями, выполнение творческих и практических задний | Урок-практикум | Выполнить практическое задание | |||
5.5 | Практическая работа. | 1 | Выполнение творческих заданий, участие в викторине по предмету, защита проектных и исследовательских работ по пройденному блоку тем | Урок-игра | Выполнить практическое задание | |||
6 | Тема 6: Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис) Всего часов: 6 | |||||||
6.1 | Чем отличаются склоняемые части речи друг от друга. | 1 | Сравнение склоняемых частей речи с другими частями речи, выполнение практических упражнений | Знать глаголы и формы их склонения, склоняемые части речи, грамматические омонимы и виды предложений | самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Комбинированный урок | Подготовить сообщение по заданной теме | |
6.2 | В чём секрет глагола и его форм. | 1 | Знакомство с глаголом и его формами, выполнение творческих и практических заданий | Комбинированный урок | Выполнить творческое задание | |||
6.3 | Как отличать грамматические омонимы. | 1 | Знакомство с грамматическими омонимами, выполнение практических упражнений | Урок-практикум | Выполнить творческое задание | |||
6.4 | Какими бывают предложения. | 1 | Знакомство с видами предложений, выполнение практических упражнений | Комбинированный урок | Выполнить практическое задание | |||
6.5 | Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. | 2 | Выполнение творческих заданий, участие в викторине по предмету, защита проектных и исследовательских работ по пройденному блоку тем | Урок-игра | ||||
7 | Тема 6: Речевой этикет Всего часов: 4 | |||||||
7.1 | Правила речевого этикета. | 2 | Знакомство с правилами речевого этикета, совершенствование навыков речевого этикета, выполнение практических и творческих заданий | Знать правила и форму речевого этикета. Совершенствовать свои знания по предмету | в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; строить рассуждения; высказывать и обосновывать свою точку зрения | Комбинированный урок | Подготовить сообщение по заданной теме | |
7.2 | Формулы речевого этикета. | 1 | Знакомство с формулами речевого этикета, выполнение практических упражнений | Урок-практикум | Выполнить практическое задание | |||
7.3 | Обобщающее занятие. | 1 | Выполнение творческих заданий, участие в викторине по предмету | Урок-игра | ||||
ИТОГО 35 ЧАСОВ |
Список литературы для педагога
- Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991
- Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.
- Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.
- Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г
- Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.
- Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г
- Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
- Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.
- Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007
- Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007
Список литературы для учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс
Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.
Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса
Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст"
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст" составлена с целью подготовки к ОГЭ в 8 классе....
Рабочая программа факультатива по русскому языку 5 класс "Занимательный русский язык"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, позволяет расширить и углубить знания по предмету, вызвать интерес к нему...
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Загадки русского языка"
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку...
Рабочая программа факультатива по русскому языку 10 класс "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Данная программа факультатива поможет учителям спланировать свою работу по подготовке к ЕГЭ...