Рабочая программа факультатива по русскому языку "Загадки русского языка"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ.docx | 45.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Загадки русского языка» для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014) с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Владение богатствами русского языка – важный показатель культурного уровня любого человека, независимо от его специальности. Уметь выражать свои мысли чётко и ясно, с соблюдением всех правил произношения, грамматики, лексики означает быть хорошо понятым всеми, кто говорит на русском языке. Есть в этом и эстетическая сторона, так как русский язык – великое чудо культуры, созданное русским народом, его лучшими писателями и публицистами. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта современного школьника.
В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем.
Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной работе. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса по привитию интереса к предмету.
Именно поэтому главной задачей внеурочной работы является привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Хорошо организованная и систематическая внеурочная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.
Актуальность
Урок не может вместить все то, что интересует учащихся и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов и для привития речевых умений создает именно внеурочная работа. На всех занятиях учащиеся приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться, понимать другого и самого себя, самостоятельно принимать решения, прогнозируя результаты
Цель внеурочной работы
Формирование личности, владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями
Исходя из основной цели следует решение следующих задач:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- углубление знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
- развитие творческих способностей и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
К особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.
В основе создания данной программы лежат принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:
1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся.
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений.
3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.
4. Принцип занимательности. Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т. е. приводит к практическому овладению русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, сказок;
- викторины;
- конкурсы;
- устные журналы;
- конференции;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются две части:
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология;
- проблемно - поисковая;
- игровые технологии;
- ИКТ;
- АМО;
- интерактивные методы
- лекция;
- беседа;
- рассказ;
- словесные;
- проблемный;
- частичнопоисковый;
- исследовательский.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств ученика.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств ученика;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- способности извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета, словари различных типов;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- способность определять цели предстоящей творческой деятельности, последовательность действий;
- корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки;
- определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД:
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов с учётом ситуации общения;
- умения находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими докладами и сообщениями.
Рефлексивные УУД:
- оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной речи;
- применять самодиагностику и взаимодиагностику в деятельности на занятиях.
Предметные результаты:
- соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;
- проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;
- группировать слова по видам орфограмм;
- соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях.
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности «Загадки русского языка» должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащихся.
Содержание программы
1 год обучения (35ч)
Организационное занятие.(1ч)
Руководитель знакомит обучающихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел 1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)
Тема 1.1. Буква - Пугало и её соперники, или почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2. Создание образа при помощи звуковых повторов в речи.
Тема 1.3. Роль интонации в устной речи.
Тема 1.4. Обобщающее занятие «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
( Морфемика. Словообразование. Этимология) (6 ч)
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Словообразовательное гнездо однокоренных слов.
Тема 2.3. Исторические изменения в морфемной структуре слова.
Тема 2.4. Этимология слов. Работа со словарями.
Тема 2.5. Сказочные превращения.
Раздел 3
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)
Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит.
Тема3.2. В чём секрет правописания морфем.
Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема3.5. Бенефис знаний.
Раздел 4
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Раздел 5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)
Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема5.4. Какими бывают предложения.
Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Раздел 6
Речевой этикет.(3 ч)
Тема 6.1 Функции и виды речевого этикета.
Тема 6.2 Принципы современного речевого этикета.
Тема 6.3. Этикетные ситуации. Национальные особенности этикета.
Раздел 7
Обобщающее занятие. (2ч)
Тема 7.1 Аукцион знаний.
Тематическое планирование
№ | дата | Тема | Количество часов |
1 | Организационное занятие | 1 | |
Секреты устной речи. Фонетика. Интонация.(7 ч) | |||
2 | Буква - Пугало и её соперники, или почему не всегда совпадает звучание и написание слова. | 1 | |
3-4 | Создание образа при помощи звуковых повторов в речи. | 2 | |
5-6 | Роль интонации в устной речи. | 2 | |
7-8 | Обобщающее занятие «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». | 2 | |
Загадки русского словообразования. Морфемика. Словообразование. Этимология (6 ч) | |||
9 | О чём рассказывает словообразовательная модель слова. | 1 | |
10-11 | Словообразовательное гнездо однокоренных слов. | 2 | |
12 | Исторические изменения в морфемной структуре слова | 1 | |
13 | Этимология слов. Работа со словарями. | 1 | |
14 | Сказочные превращения. | 1 | |
Секреты письменной речи. Графика. Орфография. Пунктуация (5ч) | |||
15 | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. | 1 | |
16 | В чём секрет глагола и его форм. | 1 | |
17 | Как отличать грамматические омонимы. | 1 | |
18 | Какими бывают предложения. | 1 | |
19 | Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. | 1 | |
Тайны русского слова. Лексика. Фразеология. (5 ч) | |||
20 | На какие группы делится словарный состав русского языка | 1 | |
21 | В чём особенность употребления слова в художественном тексте. | 1 | |
22 | О чём рассказывают фразеологизмы | 1 | |
23-24 | Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа. | 2 | |
Секреты морфологии и синтаксиса. Морфология. Синтаксис. (6ч) | |||
25 | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. | 1 | |
26 | В чём секрет глагола и его форм. | 1 | |
27 | Как отличать грамматические омонимы. | 1 | |
28 | Какими бывают предложения. | 1 | |
29-30 | Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. | 2 | |
Речевой этикет.(3 ч) | |||
31 | Функции и виды речевого этикета. | 1 | |
32 | Принципы современного речевого этикета. | 1 | |
33 | Этикетные ситуации. Национальные особенности этикета. | 1 | |
Обобщающие занятия (2ч) | |||
34-35 | Аукцион знаний. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива "Речевой этикет"по русскому языку для 5 класса
"Речевой этикет" программа факультативного курса для 5 класса составлена на основе программы Львовой С. И....
Рабочая программа факультатива Оренбургский край в русской литературе
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературного краеведения в 9 классе и составлена на основе Программы регионального компонента литературного образования уч...
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса
Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...
Рабочая программа факультатива по русскому языку 5 класс "Занимательный русский язык"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, позволяет расширить и углубить знания по предмету, вызвать интерес к нему...
Рабочая программа факультатива 9-й класс русский язык
Данный факультатив актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку,к успешн...
Рабочая программа факультатива по русскому языку 10 класс "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Данная программа факультатива поможет учителям спланировать свою работу по подготовке к ЕГЭ...
Рабочие программы по дисциплинам : "Родная литература ( русская)", "Родной русский язык", "Русский язык для делового общения"
Рабочие программы по русскому языку и литературе( 10-11 кл) по новым дисциплинам для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образоввния. Программы разработаны ...