Конспект урока по русскому языку в 6 классе Тема: «Собирательные числительные»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Тип урока: интегрированный - изучение и первичное закрепление новых знаний
Цель урока: создание комфортных условий для развития и обучения учащихся в зоне их ближайшего развития, сохранения здоровья учащихся
Задачи урока:
Образовательные:
- Обучающая: повторить сведения об имени числительном, познакомиться с собирательными числительными, учиться правильно употреблять в речи собирательные числительные.
- Воспитательная: воспитывать наблюдательность и привычку к самопроверке.
- Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, любознательность и познавательный интерес к предмету, творческие способности учащихся.
Деятельно - коммуникативные:
· закреплять навык работы в паре, в коллективе;
· закреплять навык работы с книгой, со словарём, тетрадью.
Ценностно - ориентированные:
· прививать желание изучать русский язык,
· через проведение релаксационных пауз учить следить за своим здоровьем, снимать утомляемость.
Методы обучения:
· проблемный;
· объяснительно-иллюстративный;
· частично-поисковый;
· словесно-логический.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
· фронтальная;
· индивидуальная;
· работа в паре.
Применяемые в данной разработке педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии (физминутка для глаз, самомассаж, смена видов деятельности на уроке), технология развития мышления, технология оценивания образовательных достижений, работа в «малых группах», технология разноуровневого обучения, технология проблемного обучения, ИКТ.
Оборудование: мультимедиа-проектор, интерактивная доска, компьютер, программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word , средства ИКТ, учебник, раздаточный дидактический материал, смайлики для самооценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobiratelnye_chislitelnye.zip | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Тема: «Собирательные числительные»
Тип урока: интегрированный - изучение и первичное закрепление новых знаний
Цель урока: создание комфортных условий для развития и обучения учащихся в зоне их ближайшего развития, сохранения здоровья учащихся
Задачи урока:
Образовательные:
- Обучающая: повторить сведения об имени числительном, познакомиться с собирательными числительными, учиться правильно употреблять в речи собирательные числительные.
- Воспитательная: воспитывать наблюдательность и привычку к самопроверке.
- Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, любознательность и познавательный интерес к предмету, творческие способности учащихся.
Деятельно - коммуникативные:
- закреплять навык работы в паре, в коллективе;
- закреплять навык работы с книгой, со словарём, тетрадью.
Ценностно - ориентированные:
- прививать желание изучать русский язык,
- через проведение релаксационных пауз учить следить за своим здоровьем, снимать утомляемость.
Методы обучения:
- проблемный;
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- словесно-логический.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- работа в паре.
Применяемые в данной разработке педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии (физминутка для глаз, самомассаж, смена видов деятельности на уроке), технология развития мышления, технология оценивания образовательных достижений, работа в «малых группах», технология разноуровневого обучения, технология проблемного обучения, ИКТ.
Оборудование: мультимедиа-проектор, интерактивная доска, компьютер, программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word , средства ИКТ, учебник, раздаточный дидактический материал, смайлики для самооценивания.
Технологическая карта урока:
Ход урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Интеграция программы В.Н. Касаткина «Здоровье» |
I. Организационный момент Проверка готовности к уроку. Тема и цели урока. | Цели урока формулируют сами учащиеся, исходя из сообщённой учителем темы и по аналогии с предыдущими уроками. | Сообщение темы урока. Создаёт условия для возникновения потребности включения в деятельность. | Раздел 1: самопознание (самопознание через ощущение, чувство и образ) |
II. Фронтальный опрос по темам предыдущих уроков как переход к изучению нового материала - Что мы изучали в течение последних уроков? - Какие имена числительные вы знаете? - Проверим домашнее задание 1вариант. Сообщение о старинных мерах длины: косая сажень, маховая сажень, локоть (слайд 1) - А вот еще такая мера длины была в старину – пядь. Запишите в словарики: (слайд 2) 2 вариант. Сообщение о старинных мерах веса: золотник, фунт, пуд, берковец (слайд 3) - К какой группе относятся употребленные в этих сочинениях числительные? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, подготавливаются к изучению нового материала. | Учитель задаёт вопросы, призванные проверить теоретическую подготовку школьников по теме. Учителем организуется актуализация ЗУНов.
| Раздел 2: я и другие ( практические способы общения, конструктивное взаимодействие в различных социальных группах) |
III. Объяснение нового материала. Лингвистическое исследование. - А теперь внимание на доску. На доске запись: Семнадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней. Две десятых урожая, три четверти пути, трое суток. - Прочитайте словосочетания, что общего в них вы заметили? (В них есть количественные числительные) - Найдите «третье лишнее» словосочетание, объясните, почему вы так решили? (Действительно, числительные пятеро, трое обозначают, что несколько предметов вместе, как единое целое объединяются, группируются, собираются). - Как называются такие числительные? - Тема сегодняшнего урока «Собирательные числительные». - Запишите в тетрадях число и тему нашего урока. - Что вы хотите сегодня узнать на уроке? | Учащиеся соотносят имеющиеся знания по предыдущим темам с новым материалом, через сравнение и анализ делают выводы | Учитель применяет элементы технологии сотрудничества и развивающего обучения, добивается того, чтобы учащиеся самостоятельно решали учебную задачу, поставленную перед ними. Осуществляется деятельностный подход при организации коммуникативной деятельности учащихся по исследованию нового материала. | Раздел 1: самопознание ( Я-концепция и индивидуальный психологический образ) |
IV. Актуализация знаний.
- Расскажите, что вы знаете о числительном, опираясь на вопросы-схемы. Работаем в парах (слайд 4) | Работа в парах с взаимопроверкой, двигательный режим - движение на уроке | Создаёт условия для сохранения здоровья учащихся применение здоровьесберегающей технологии (смена позы, движение на уроке) | Раздел 3: гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний ( рациональная практика чередования отдыха и труда) |
использованием ИКТ) Словарная работа - Повторим правописание числительных, напишем Математический диктант: 7+8 = пятнадцать 100 : 2 = пятьдесят 22 * 3 = шестьдесят шесть 1000 – 100 = девятьсот 50+30 = восемьдесят 9+7 = шестнадцать 30+45 = семьдесят пять 400+260 = шестьсот шестьдесят - Сверьте ответы с доской (слайд 5) | Индивидуальная работа с последующей самопроверкой. Учащиеся записывают только ответы, обозначают орфограммы | Активизирует мыслительную деятельность учащихся через применение ИКТ, проверяет уровень первичного понимания изученного материала. | Раздел 1: самопознание (регулирование эмоционального состояния) |
V. Двигательный режим (гимнастика для глаз) - «Напишите» глазами числительные два, три, пять | Выполняют двигательный режим | Создаёт условия для сохранения здоровья учащихся, применение здоровьесберегающей технологии (корректирующая гимнастика) | Раздел 3: гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний (профилактика заболеваний глаз) |
VI.Закрепление нового материала (продолжение) - Мы повторили все, что знаем пока о числительных. Поговорим о собирательных числительных. - Что обозначают собирательные числительные? (слайд 6) - Рассмотрите таблицу. - Сколько в русском языке собирательных числительных? - С какими частями речи употребляются собирательные числительные? -Что обозначают эти части речи? 3. Работа с учебником - Прочитайте самостоятельно материал параграфа 74, стр.56. - Что мы еще не сказали о собирательных числительных? - Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные? Задание: выполните упражнение 422 (записать числительные вместе с существительными в указанных падежах) - Кроме собирательных числительных: двое, трое, четверо … – в русском языке есть еще одно числительное - оба (обе). - Как их правильно употребить, мы сейчас выясним (слайд 7) - С какими существительными сочетается числительное оба (обе)? -Просклоняем эти числительные (устно – по цепочке) 4. Разноуровневая работа (выборочная проверка учителем) Уровень А Задание: спишите, употребляя слова, данные в скобках, в нужном падеже (упражнение 424). Уровень В Задание: составьте словосочетания «числительное + существительное, употребив числительные и существительные в творительном падеже (упражнение 425). Уровень С Задание: напишите мини-сочинение на тему «На уроке рисования» (5-6 предложений), употребив имена числительные (слайд 8) | Учащиеся соотносят имеющиеся знания по предыдущим темам с новым материалом, через сравнение и анализ делают выводы Читают материалы учебника Выполняют письменно упражнение 422; 1 ученик проговаривает вслух Учащиеся выполняют работу, определяя самостоятельно свой уровень (в соответствии с зоной ближайшего развития). Закрепляют умение находить собирательные числительные и отличать их от других числительных. | Осуществляется деятельностный подход при организации коммуникативной деятельности учащихся по исследованию нового материала. Учитель контролирует самостоятельность выполнения задания, оказывает дозированную помощь только слабым учащимся, затрудняющимся в выполнении упражнения, обращая их внимание на опорные схемы на доске. Учитель контролирует самостоятельность выполнения задания, оказывает дозированную помощь только слабым учащимся, затрудняющимся в выполнении задания. | Раздел 1: самопознание ( Я-концепция и индивидуальный психологический образ) |
VII. Двигательный режим (самомассаж ушных раковин, пальцев рук) | Выполняют двигательный режим | Создаёт условия для сохранения здоровья учащихся (применение здоровьесберегающей технологии самомассаж) | Раздел 1: самопознание ( части и органы тела, их функциональное предназначение) |
VIII. Закрепление нового материала (продолжение) Устная работа с использование ИКТ (межпредметные связи) - Какие имена числительные пропущены? Кто автор этих строк? (слайд 9) Жил старик со своею старухой А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (слайд 10) День за днем идет, мелькая, А царевна молодая Все в лесу, не скучно ей У ----------------- богатырей. ( семи) А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне» (слайд 11) Где-то вздуется бурливо А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» | Устная работа | Использует ИКТ и межпредметные связи ( литература) для активизации мыслительной деятельности и поддержания интереса к предмету. | Раздел 2: я и другие ( практические способы общения, конструктивное взаимодействие в различных социальных группах) |
IX . Проверка знаний, умений и навыков. - Сегодня мы говорим о «коварной» части речи - имени числительном. Почему «коварной»? Да потому, что с ней связан целый ряд грамматических и стилистических ошибок в нашей речи. Вот, уважаемые ребята, предлагаю вам выполнить Тест «Правописание числительных. Употребление числительных в речи» (УМК. Селезнева Е.В. Тесты по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык.6 класс»), стр.45 (части А, В). Попробуйте, проверьте свою грамотность. Проверка (слайд 12). | Практическая работа, тестирование | Использует тест для активизации мыслительной деятельности и поддержания интереса к предмету. | Раздел 2: Я и другие (навыки аргументирования и принятия решения) |
X. Д/З разноуровневое Уровень А (базовый): упражнение 426 из учебника Уровень В (конструктивный)): подберите 6-8 предложений из художественных произведений, в состав которых входят имена числительные; укажите их разряд. Уровень С (творческий): сочините лингвистическую сказку о собирательных числительных. | Записывают д/з. | Комментирует д/з | Раздел 1: самопознание (решение собственных психологических проблем в разные периоды жизни) |
XI. Подведение итогов.
- С каким настроением вы уходите с урока? - Что понравилось на уроке больше всего? - Как ты оцениваешь свою работу на уроке? - Как ты оцениваешь работу на уроке своего соседа по парте? - Какое задание показалось самым трудным и почему? - Покажите, с каким настроением вы уходите с урока: наклейте смайлики рядом с тем героем, с которым ваше настроение похоже. | Самооценка своей работы на уроке и взаимооценка. Фиксируют затруднения в индивидуальной деятельности | Создаёт условия для самооценки индивидуальной деятельности и фиксации затруднений при закреплении новой темы. | Раздел 2: Я и другие (навыки аргументирования и принятия решения) |
Список использованной литературы:
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях - М.: Просвещение, 2012.
- Педагогика здоровья / под ред. Касаткина В.Н., М.: Липка – Пресс, 2000.
- Селезнева Е.В. Тесты по русскому языку: 6 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской «Русский язык. 6 класс». -М.: Экзамен 2013.
- http://skaz-pushkina.ru/cs_1.html
- http://900igr.net/kartinki/matematika/Starinnye-mery-dliny/Starinnye-mery-dliny.html
- http://pushkin.niv.ru/pushkin/text/skazki/skazki.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе
Урок по теме «Собирательные числительные» относится к типу уроков объяснения нового материала. В его структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент, повторен...
Урок русского языка в 6 классе по теме: "Собирательные числительные"
Аннотация к уроку русского языка по теме: «Собирательные числительные.»Сафина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Бураковская СОШ».Урок в 6 классе по программе М. Т. Баранова...
Урок русского языка по теме "Собирательные числительные". 6 класс
Урок русского языка по теме "Собирательные числительные" 6 класс...
Презентация урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Собирательные числительные".
Цель урока: - дать понятие о собирательных числительных; - сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные....
Тема: «Собирательные числительные» 6 класс.
В данном файле конспект урока...
Тема: «Собирательные числительные». Русский язык. 6 класс.
Технологическая карта урока русского языка по теме «Собирательные числительные». 6 класс. Цели: 1.Личностные: формировать способность к самооценке....
Урок русского языка по теме "Собирательные числительные" (6 класс, ФГОС)
Предмет русский язык. Класс 6. Тип урока: урок открытия новых знаний. Форма урок: урок смешанного типа. Тема: Собирательные числительные. Цель: Изучить разряд количественных числит...