Урок русского языка в 6 классе по теме: "Собирательные числительные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Аннотация к уроку русского языка по теме: «Собирательные числительные.»
Сафина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Бураковская СОШ».
Урок в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.
Урок изучения нового материала по теме «Собирательные числительные» проводится с использованием ИКТ. Урок направлен на развитие мышления обучающихся с использованием мультимедийной презентации. (Презентация прилагается).
Отсюда и обучающие цели моего урока:
1. познакомить учащихся с разрядом собирательные числительные
2. научить правильно употреблять собирательные числительные в речи
Развивающие:
1. Развитие орфографической зоркости
2. Развитие умения правильно определять разряд числительных.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу.
2. Воспитание нравственного потенциала учащихся.
Поставленные цели урока определили его структуру, выбор форм и видов деятельности обучающихся, принципы использования технических средств обучения.
Соблюдены были структурные компоненты урока:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
2. Мобилизующий этап, который позволил учащимся сформулировать тему урока.
3. Активизирующий этап, отталкиваясь от темы урока учащиеся, используя опорные фразы, сформулировали цели урока.
Цели были реализованы через разнообразные приемы и формы работы:
· Фронтальный опрос;
· Индивидуальная работа;
· Работа с таблицей;
· Тестовая работа;
· Самопроверка.
Методы, использованные на уроке:
· Частично - поисковый· Практический.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobiratelnye_chislitelnye.rar | 721.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Спасский муниципальный район
Бураковская средняя общеобразовательная школа.
Подготовила учитель русского языка и литературы
Сафина Ольга Владимировна.
Тема: Собирательные числительные.
Цель урока: познакомить учащихся с разрядом собирательные числительные; научить правильно употреблять собирательные числительные в речи.
Воспитательный аспект: воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу; воспитывать нравственный потенциал учащихся
Развивающий аспект: развивать орфографическую зоркость; развивать умение правильно определять разряд числительных
Обучающий аспект: обучать умению правильно согласовывать собирательные числительные с именами существительными
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с тестированием, учебник русского языка, рабочие тетради.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
II. Мобилизующий этап.
Учитель: Найдите “третье лишнее” словосочетание, объясните, почему вы так решили? (Слушаются ответы).
- семнадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней.
- две десятых урожая, три четверти пути, трое суток.
Действительно, числительные пятеро, трое обозначают, что несколько предметов вместе, как единое целое, объединяются, группируются, собираются.
Как их можно назвать? – они собирательные
Тема сегодняшнего урока: “Собирательные числительные”.
(Тема урока фиксируется учителем на доске).
III.Активизирующий этап
Учитель: Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока, используя для этого опорные фразы:
Цели:
1) повторить все, что . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2) познакомиться с . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3) учиться правильно…………. в речи………….
Ученик: Цель нашего урока: повторить все, что мы знаем о числительном, познакомиться с собирательными числительными, учиться правильно употреблять в речи собирательные числительные.
Учитель: Работаем над первой целью урока. Расскажите, что вы знаете о числительном, опираясь на вопросы-схемы. Отвечаем “по цепочке”.
На доске запись:
ИЧ - …часть речи…,которая обозначает…количество предметов при счёте и порядок предметов при счёте. ИЧ отвечает на вопросы…какой, сколько. ?
1. ИЧ делятся на количественные и порядковые
2. КЧ могут обозначать: а) целые. б) дробные в) собирательные числа
3. Простые ИЧ состоят из одного слова, составные из нескольких
4. Слова полтора, полтораста относятся к количественным числительным.
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Рассмотрите таблицу.
Задание по таблице
– Итак, перед нами таблица. Давайте заполним первую свободную колонку
Таким образом ,мы образовали собирательные числительные. А теперь задание по рядам: согласуйте собирательные числительные с существительными в р.п. мн.ч. (задание выполняется в таблице), образцом для вас будет верхняя строка
(На экране таблица и на столах)
1 | 2 | |||
Образуются | Сочетаются | |||
Два | Двое | Мужчин | ?Телят | ?Ворот |
Три | ? | ?Воин | ? Котенок | ? Ножницы |
Четыре | ? | ? Студент | ?Медвежонок | ? Брюки |
Пять | ? | ? Товарищ | ? Мышонок | 7 Очки |
Шесть | ? | ?Друг | ?Волчонок | ?Сани |
Семь | ? | ?Одноклассник | ?Лисенок | ?Сутки |
Восемь | ? | ? Спортсмен | ?Крольчонок | ?Коньки |
Девять | ? | ?Победитель | ?Бельчонок | ?Перила |
Десять | ? | ?Богатырь | ?Слоненок | ?Плоскогубцы |
Проверка по рядам (по цепочке)
– Какой же вывод мы можем сделать? (Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детенышей животных и существительными, употребляемыми только во множественном числе).
- Что обозначают собирательные числительные?
- Как они образуются?
- Сколько в русском языке собирательных числительных, образованных от количественных (9)
- С какими частями речи употребляются собирательные числительные, что обозначают эти части речи?
Физкультминутка.
Поднимает руки класс – это «РАЗ».
Повернулась голова – это «ДВА».
Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ».
Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ».
Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ».
Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ».
В план нужно добавить пункт . Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?
А для того , чтобы на него правильно ответить ,нужно просклонять словосочетание и обязательно выделить окончания в собирательном числительном и прилагательном(работа у доски и в тетрадях)
трое лучших друзей
р.п. троих лучших друзей
д.п.троим лучшим друзьям
в.п.троих лучших друзей
т.п.троими лучшими друзьями
п.п.о троих лучших друзьях
Вывод: собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.
Учитель: Кроме собирательных числительных двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро в русском языке есть еще одно оба (обе). Как их правильно употреблять, мы сейчас выясним. Прочитайте новую информацию на стр. 157 и в соответствии с ней выполним задание.
1. На (…) стенах висели стенды. (1 ряд устно)
2. Хорошие отношения установились между (…) государствами. (2 ряд устно)
3. (…) детей, брата и сестру, приняли в секцию. . (3 ряд устно)
4. Держись крепче малыш (…) руками сказала мама. (У доски работает ученик, расставляет знаки препинания)
Учитель: К каким числительным относятся слова оба (обе). (Собирательным)
Учитель: С какими существительными сочетается числительное обе, оба?
Ученик: Числительное обе сочетается с именами существительными женского рода, оба с мужским и средним родом.
V.Контроль знаний, умений и навыков.
Проверочное тестирование.
1) Найди ошибку:
- семеро козлят
- одиннадцатеро цыплят
- четверо друзей
- пятеро котят
2) Найди ошибку:
- двое подруг
- двое котят
- двое учеников
- нас двое
3) Найди ошибку:
- трое ножниц
- семеро кошек
- семеро парней
- две женщины
4) Найди ошибку:
- на обоих журналах
- на обеих берегах
- обе подруги
- оба друга
5) Найди правильное сочетание:
- двенадцатеро первоклассников
- двое кошек
- в обоих томах
- шестеро тигриц
VI. Итог урока.
– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Домашнее задание
Составить предложения на тему “Дружба”, используя собирательные числительные, или упр. 374
1 | 2. | |||
Образуются | Сочетаются | |||
Два | Двое | Мужчин | Телят | Ворот |
Три | ? | ?Воин | ? Котенок | ? Ножницы |
Четыре | ? | ? Студент | ?Медвежонок | ? Брюки |
Пять | ? | ? Товарищ | ? Мышонок | 7 Очки |
Шесть | ? | ?Друг | ?Волчонок | ?Сани |
Семь | ? | ?Одноклассник | ?Лисенок | ?Сутки |
Восемь | ? | ? Спортсмен | ?Крольчонок | ?Коньки |
Девять | ? | ?Победитель | ?Бельчонок | ?Перила |
Десять | ? | ?Богатырь | ?Слоненок | ?Плоскогубцы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 6 класс "Порядковое числительное"
Урок находится в рамках образовательной программы по русскому языку, поставленных задач урока, темы инновационной деятельности «Использование информационных технологий на уроках русского языка»С...
урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное
Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М. Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...
урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное
Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М. Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...
Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий "Имя числительное как часть речи" в 6 классе
Автор делится опытом своей работы по применению новых педтехнологий на уроке русского языка...
Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...
урок русского языка 6 класс "Имя числительное" по здоровьсберегающим технологиям
УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»Цель:· предметные: ознак...
Урок русского языка на тему "Количественные и порядковые числительные" (6 класс)
Урок русского языка на тему "Количественные и порядковые числительные" (6 класс)....