Урок русского языка по теме "Собирательные числительные" (6 класс, ФГОС)
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Предмет русский язык. Класс 6. Тип урока: урок открытия новых знаний. Форма урок: урок смешанного типа. Тема: Собирательные числительные. Цель: Изучить разряд количественных числительных-собирательные, научить применять на практике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта. | 48.44 КБ |
презентация | 309.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет ___русский язык___ Класс _______6 «В»______ Дата __18.02.2021_______
Тип урока______урок открытия новых знаний_________Форма урока_____урок смешанного типа___
Тема: Собирательные числительные
Цель: Изучить разряд количественных числительных-собирательные, научить применять на практике
Планируемые результаты:
- личностные
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению
- предметные
- формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении, употреблении в речи;
- формирование умений употреблять и склонять собирательные числительные.
- метапредметные
- формирование умений определять цель предстоящей деятельности;
- коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи,
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Оборудование и средства: компьютер, проектор, раздаточный материал, учебник.
Методы и приёмы: исследовательский, GROW (мозговой штурм), «фишбоун», эвристический, цифровой диктант, словесные, наглядные, практические, разноуровневое дифференцированное домашнее задание.
Ход урока
Время | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Заметки, примечания |
2 минуты | I. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Приветствие. | Я смотрю на ваши лица, Хорошо, отрадно мне, Словно я в огромной дружной И приветливой семье. Учебный сектор проверил наличие нужных школьных принадлежностей. | Зачитывают из рабочих тетрадей домашнюю работу( записать дроби числительными). | |
3 минуты | Работа с текстом, повторение. | Начать урок я хочу со стихотворных строчек Омара Хайяма: В одно окно см.трели двое: -Вот и вам я желаю во всём видеть только хорошее, радоваться каждому моменту жизни… -Назовите числительные и их разряды Двое – собирательное числительное. | -вставить пропущенные буквы -какова основная мысль этого стихотворения? ( одно окно-колич.целое, двое-? один-колич.целое | |
2 минуты | II. Стадия «Вызов» (постановка цели и задач). | Сегодня мы работаем в группах по технологиям встречных усилий. Знакомство с новой темой начнём с загадки: репортаж о спортивных соревнованиях заканчивается так: «Лучше всех выступили трое сильнейших спортсменов: Жук, Галз и Ким». | Подписываем листы для самостоятельной работы. | |
2 минуты | Мотивация. | Кто эти спортсмены? Мужчины или женщины? Объясните. Почему не можем сказать точно? Какое слово выделено? Вспомним, какие разряды числительных мы знаем? Какие разряды количественных числительных мы уже знаем? Трое- к какому разряду относится? Какие числительные мы ещё не изучали? Итак, сформулируем тему урока На рабочем листе записываем число, тема урока. | -Недостаточно информации -трое - порядковые и количественные -целые и дробные -собирательные -собирательные числительные | |
3 минуты | Формулировка проблемы (обсуждение в группах) | И вспомним приём GROW. 1этап-постановка цели, чего ты хочешь достичь 2этап-понять, что мы сейчас знаем, какие затруднения могут возникнуть? Отметим на шкале, где мы находимся по знанию этой темы. 3 этап- Что мы можем сделать, используя мозговой штурм (где посмотреть, найти информацию, кто поможет), озвучиваем одну версию 4этап-что ты сейчас будешь делать, чтобы достичь цели? | Озвучивают свои версии (научиться распознавать собирательные числительные среди других) 1--------------------------------------------------------------10 -прочитать правило, изучить теорию, закрепить материал | |
4 минуты 5 минут | III.Стадия осмысления (актуализация знаний). | Разбираем теорию в учебнике, изучаем, используем приём Фишбоун. В голове что напишем? В хвостике пишем исключение- не употребляются с существительными женского рода. В верхней части-а с чем же употребляются? В нижней части свои примеры. Обратите внимание, что мужской пол и мужской род-разные понятия. Трое мужчин, но!три пиджака. Как отличить собирательное числительное от других количественных числительных? Записать на рабочем листе. Есть особенные собирательные числительные: оба и обе. Помогут разобраться ребята, которые подготовили сценку. Инсценировка. - Рассмотрите запись на слайде и ответьте на вопрос - С какими существительными сочетаются собирательные числительные оба, обе? Как они склоняются? | -тему урока (самостоятельное составление кластера ) Собирательные числительные – это числительные, которые обозначают количество предметов как одно целое. Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе -Числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего рода и имеет основу “обо”, а числительное “обе”с существительными женского рода. | |
6 минут | IV. Применение нового знания (первичное усвоение новых знаний) | (Устно). Вставьте собирательные числительные оба, обе, учитывая род существительных. 1) По______ сторонам дороги тянулся густой лес. 2) Малышка крепко держала куклу______ руками. 3) ______ братьев приняли в спортивную школу. 4) Склоны______оврагов размыты дождями. 5) В_______случаях ответ был неверным. Вернёмся к загадке. Кто же были эти спортсмены? Смотрим на шкалу. Насколько мы продвинулись? А почему не на 10? Нужно просклонять собирательное числительное. | -обеим -обеими -обоих -обоих -обоих -мужчины, так как собирательные числительные употребляются только с существительными мужского пола) -надо закрепить материал И.п. трое сильнейших спортсменов Р. п. троих сильнейших спортсменов Д. п. троим сильнейшим спортсменам В. п. троих сильнейших спортсменов Т. п. троими сильнейшими спортсменами П. п. о троих сильнейших спортсменах | |
3 минуты | V.Закрепление нового знания. | Работаем в группах. Тест 1. Найди строчку, в которой все числительные собирательные: а) пятнадцать, три вторых, семеро; б) двое, три, четверо в) трое, шестеро, семеро. 2. Найди ошибку: а) семеро козлят; б) пятеро девчат; в) четверо друзей. 3. Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным: а) двое подруг; б) двое котят; в) двое фигуристок. 4. Найди ошибку в употреблении числительных оба / обе: а) на обоих журналах; б) на обоих катках; в) обоим подругам. | 1в 2б 3б 4в Проверка | |
3 минуты 3 минуты | Физминутка. | -Выбери из предложенных карточек нужные числительные, прикрепи их на поле своей команды. (4 команды, 4 человека участвуют, 1 эксперт проверяет у команды-соперника) Работаем в минигруппах. Употребите собирательные числительные в нужном падеже. У 9 _______ лисят, о 2 ______ щенятах, к 8 ______ ученикам, от 5 _____ велосипедистов, о 10 ______ победителях, с 3_______ мальчиками. | Порядковые- Тридцатая секунда, трёхсотый километр, Восьмое марта, о двадцать пятом километре Целые- пятьюдесятью лыжниками, двумястами рублями, полтораста страниц, в трёхстах метрах Дробные- к трём пятым, к восьми целым одной третьей, пятидесяти целым семи десятым, одна вторая Собирательные- четверо юношей, на обеих руках, семерым котятам, трое саней Эксперты проверяют. У девятерых лисят, о двоих щенятах, к восьмерым ученикам, от пятерых велосипедистов, о десятерых победителях, с троими мальчиками. | |
2 минуты | VI.Контроль (на оценку) | Цифровой диктант. На своём рабочем листе ставь только цифру ответа. 1-дробное числительное 2-целое числительное 3-собирательное числительное Двадцать три листа, семеро козлят, четверо суток, пять восьмых участка, тысяча сто десять рублей, две целых пять десятых, сорок мешков, два человека, двое друзей. | Код:2,3,3,1,2,1,2,2,3 | |
1 минута | VII. Домашнее задание (вариативное): | 1.Вспомнить и записать пословицы и поговорки с собирательными числительными 2.Упражнение 469. 3.Составить карточку, включающую 5 предложений с собирательными числительными. Намеренно допустить 3 ошибки в употреблении числительных. На следующем уроке поработаем по этим карточкам. | Записывают домашнее задание. | |
2 минуты | VIII.РЕФЛЕКСИЯ | И вернёмся к приёму GROW. Отметим на шкале, где мы находимся по знанию этой темы? 1--------------------------------------------------------------10 Что нового вы узнали сегодня на уроке? - А теперь выберите то предложение, которое имеет отношение лично к вам Мне сегодня на уроке было всё понятно. У меня всё получалось. Я иногда испытывал затруднения при(в)……. Я доволен собой Я не совсем доволен собой Я совсем не доволен собой | -Мы познакомились с собирательными числительными и научились правильно использовать их в речи и на письме. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В одно окно см.трели двое: Один увидел дож.ь и грязь, Другой – листвы з.лёной вязь, Весну и небо голубое... В одно окно смотрели двое ..
Репортаж о спортивных соревнованиях заканчивается так: «Лучше всех выступили трое сильнейших спортсменов: Жук, Галз и Ким».
Собирательные числительные
Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе
Оба и обе склоняются по-разному Мужской и средний род Женский род И.п . оба Р.д . обоих Д.п . обоим В.п . оба Т.п. обоим П.п . (об) обоих И.п . обе Р.д . обеих Д.п . обеим В.п . обе Т.п. обеим П.п . (об) обеих основа обо- (обоих игроков) основа обе- (обеим командам)
1) По______ сторонам дороги тянулся густой лес. 2) Малышка крепко держала куклу______ руками. 3) ______ братьев приняли в спортивную школу. 4) Склоны______оврагов размыты дождями. 5) В_______случаях ответ был неверным.
И.п . трое сильнейших спортсменов Р. п. троих сильнейших спортсменов Д. п. троим сильнейшим спортсменам В. п. троих сильнейших спортсменов Т. п. троими сильнейшими спортсменами П. п. о троих сильнейших спортсменах
1. Найди строчку, в которой все числительные собирательные: а) пятнадцать, три вторых, семеро; б) двое, три, четверо в) трое, шестеро, семеро. 2. Найди ошибку: а) семеро козлят; б) пятеро девчат; в) четверо друзей.
3. Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным: а) двое подруг; б) двое котят; в) двое фигуристок. 4. Найди ошибку в употреблении числительных оба / обе: а) на обоих журналах; б) на обоих катках; в) обоим подругам.
Употребите собирательные числительные в нужном падеже. У 9 _______ лисят, о 2 ______ щенятах, к 8 ______ ученикам, от 5 _____ велосипедистов, о 10 ______ победителях, с 3_______ мальчиками. Помним, что собирательные числительные образуются при помощи суффиксов -ой и -ер, склоняются как прилагательные во множественном числе .
На своём рабочем листе ставь только цифру ответа 1-дробное числительное 2-целое числительное 3-собирательное числительное
VII . Домашнее задание (вариативное): 1.Вспомнить и записать пословицы и поговорки с собирательными числительными 2.Упражнение 469. 3.Составить карточку, включающую 5 предложений с собирательными числительными. Намеренно допустить 3 ошибки в употреблении числительных. На следующем уроке поработаем по этим карточкам.
По шкале я нахожусь на уровне.. цифры, так как -Мне сегодня на уроке было всё понятно. -У меня всё получалось. -Я иногда испытывал затруднения при(в)……. -Я доволен собой -Я не совсем доволен собой -Я совсем не доволен собой
Укажите собирательное числительное: А) третий Б) три восьмых В) трое 2. В каких фразеологизмах собирательные числительные А) седьмая вода на киселе Б) семеро по лавкам В) в двух шагах 3. В каких пословицах и поговорках использованы собирательные числительные? А) Семь раз отмерь, один отрежь. Б) Семь пятниц на неделе. В) Семеро одного не ждут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...
Урок русского языка "Склонение порядковых числительных"
Использован краеведческий материал как дидактический материал урока....
Урок русского языка в 6-м классе «Морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных»
Цели урока: обобщить и систематизировать полученные ранее знания о местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных, изучить алгоритм морфологического разбора местоимений-прилагательных и место...
Урок русского языка : «Восклицательные предложения» 5 класс (ФГОС)
Урок русского языка...
Конспект урока русского языка в 6 А классе по теме «Порядковые числительные» в условиях реализации ФГОС
Конспект урока русского языка в 6 А классе по теме «Порядковые числительные» в условиях реализации ФГОС...
План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».
Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....
Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
В разработке представлен опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...