Конспект урока "Род имен существительных" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока в 5 классе для слабомотивированных детей, детей с нарушениями здоровья. Игровая форма подачи материала обеспечит устойчивое внимание детей на уроке, что позволит достичь поставленной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока русского языка в 5 классе "Род имен существительных" | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: Род имен существительных
Цели:
1. Обучающие:
На доске: число
Эпиграф: «А ларчик просто открывался» (И.А.Крылов)
Ход урока:
- Оргмомент.
Здороваемся с гостями.
Проверка готовности к уроку. «Проверьте у себя и у соседа по парте готовность к уроку».
- Слово учителя.
Почему я взяла эпиграфом к сегодняшнему уроку эти слова И.А.Крылова из его басни, мы с вами постараемся понять в ходе сегодняшнего урока.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
А сейчас нарисуйте мне свое настроение в начале урока. То же самое вы сделаете в конце урока. И когда я буду проверять ваши тетради, я увижу, изменилось ли и как ваше настроение.
На доске нет темы урока. И знаете почему? Я хочу, чтобы вы подумали и догадались сами.
Давайте освежим нашу память и ответим на вопросы:
- С какой общей темой мы знакомимся каждый урок? (имя существительное)
- Какая наука изучает имя существительное и другие части речи? (морфология)
- Как называется разбор слова как части речи? В каком разборе мы указываем морфологические признаки слова?
- А вот очень похожие слова: Морфология и Морфемика. Это науки о языке. Что они изучают?
Итак, мы продолжаем изучать Имя существительное. Что нового вы узнали об этой части речи на уроках в 5 классе?
(собств. или нариц., одуш. или неодуш.)
А сейчас я попробую подвести вас к теме сегодняшнего урока. Только будьте внимательны. Тот, кто первый догадается, получит от меня подарок – вот такой симпатичный простой карандаш.
Поднимите, пожалуйста,руку те, у кого есть мобильный телефон. (поднимают руки)
-Есть у многих. Но даже те ребята, кому родители пока не купили такой телефон, наверняка знают, что такое:
(пишу на доске) СМС
Что это такое? Как правильно сказать: СМС пришла, или СМС пришло? Для этого надо определить род этого слова. Но как?
СМС – пришло из английского языка, это заимствованное слово и означает: короткое сообщение. Если использовать слово как жаргон, то есть в быту, в детской или молодежной среде, то СМС – женского рода – СМС-ка пришла. На это указывает окончание –А (так же, как и книга, парта, мама)
Если говорить по литературной норме, то среднего рода – СМС-сообщение (оно)
Вообще же в деловой речи правильно будет сказать так:
Пришлите мне короткое сообщение на номер…
Правильно ли
Завтра МОЕ день рождения. Вчера у меня БЫЛО день рождения.
Как правильно? Исправьте.
Итак, что мы должны знать, чтобы правильно говорить, согласовывать в нужной форме имена существительные с другими словами? Надо знать род этого существительного. Как вы думаете, это легко? Это интересно?
Вот этим мы и будем с вами сегодня заниматься. Итак, кто же догадался, о чем мы сегодня будем говорить, какая тема урока?
Да, Род имен существительных. Запишите в тетрадях.
Наша цель: - научиться быстро определять род имен существительных по определенному алгоритму, правилу
- мы узнаем, что есть существительные, у которых род определить очень
трудно
- есть существительные, которые вообще не имеют рода
- есть существительные, у которых может быть два рода
Например, какого рода слова НОЖНИЦЫ ГРЯЗНУЛЯ
А как вы думаете, почему слово КАРТОФЕЛЬ мужского рода, а КАРТОШКА – ж.р.?
ДРУГ – м.р., а ДРУЖИЩЕ – ж.р.?
Еще в начальной школе вы узнали. Что в единственном числе имена существительные относятся к одному из трех родов: М., Ж., Ср. Как вы определяете род имен существительных?
М.р. – ОН МОЙ – сад. Брат, дом
Ж.р. – ОНА МОЯ – ручка, туча, тетрадь
Ср.р. – ОНО МОЕ – окно, поле, сочинение
Вспомним, как определить род по окончанию существительных. Откроем учебник, с.193,
(НАПЕЧАТАТЬ ТАБЛИЦУ)
Какого рода слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА? Почему? (Судя по окончанию А) На самом деле не совсем так. А знаете ли вы значение этих слов? (должно быть написано на доске)
НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек
НЕВЕЖД А– недоучившийся, мало знающий человек.
(Правильно ли будет сказать: Какой ты невежда: не умеешь вести себя в гостях
Этот ученик - невежа – совсем не читает книг)
Что объединяет эти существительные с точки зрения лексического значения? (они характеризуют человека)
А с точки зрения грамматики? Какого они рода?
Они общего рода. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и рыбке, когда старуха говорит старику: «Поделом тебе, старый НЕВЕЖА». В каком роде здесь употреблено данное слово?
Таким образом, в русском языке есть имена существительные, которые можно отнести к двум родам, в зависимости от контекста. Такие существительные называются существительными общего рода.
Давайте поиграем. Назовите одним словом – существительным общего рода
- Драчун, зачинщик ссор и драк (Забияка)
- Тот, кто любит сладости (Сладкоежка)
- Кто владеет левой рукой лучше, чем правой (левша)
- Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь (попрошайка)
- Кто любит болтать вздор, пустяки (пустомеля)
- Безобидный, тихий человек (тихоня)
- Грубый, невоспитанный человек (невежа)
- Неаккуратный человек (неряха)
- Человек, любящий поесть (обжора)
- Праздный, Глазеющий по сторонам (зевака)
Раз мы заговорили о сказках Пушкина, давайте вспомним, в какой сказке Пушкина есть слово ЛЕБЕДЬ? (В «Сказке о царе Салтане») Какого рода это слово? В сказке – ж.р.
(«Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет») На самом деле это слово относится к м.р. Но поэты, писатели, вправе поменять род существительного для выполнения своего художественного замысла, для создания образа).
Среди существительных встречаются слова. У которых трудно определить род. В таких случаях необходимо обращаться к словарю.
Трудно определить род существительных с Ь на конце. Попробуем определить род:
Шампунь, бандероль, тюль, магистраль, рояль, карась, форель, мозоль, моль
В начале урока я сказала, что есть слова, у которых вообще нет рода. Вот они:
НОЖНИЦЫ, МАКАРОНЫ, БРЮКИ, САНИ, ОЧКИ. У существительных, которые имеют форму только мн.числа. род указать нельзя.
А еще существительные бывают несклоняемыми, и тогда род таких слов определить очень трудно. Это слова КОФЕ, ПАЛЬТО, КИНО, МЕТРО, КАКАО. Правило здесь такое – все неодушевленные существительные – среднего рода, одушевленные – м.р. Кроме слова КОФЕ. Оно м.р.
ШОССЕ – ср.р. (Скоростное шоссе)
ФЛАМИНГО – м.р. (Розовый фламинго) Также будет и шимпанзе, и кенгуру
А есть еще сложносокращенные слова, и тоже сразу определить род нельзя. Попробуйте:
ЮЗАО, ПК, СОШ
Более подробно вы узнаете о таких словах в следующем учебном году.
Знатоки. Знаете ли вы, что…
Подведение итогов. Что нового мы узнали на уроке?
Как можно объяснить эпиграф? (Язык – ключ к познанию)
А теперь – тест
Тест по теме «Род имен существительных» 5 класс
Число_______________
Фамилия, имя____________________________
2 вариант
1. Отметьте знаком + в соответствующей колонке
род имен существительных
М.р. | Ж.р. | Ср.р. | |
Правда | |||
Герой | |||
Желание | |||
Подвиг | |||
Награда | |||
Мужество | |||
Орден | |||
Вдохновение |
2. Отметьте знаком + ряд с существительными
женского рода
Чутье, исследование, шеренга, поединок | |
Инструкция, внешность, ярость, обида | |
Мотылек, бабочка, сачок, лукошко | |
Квартира, балкон, столовая, питание |
3. Отметьте знаком + существительные,
у которых род определить нельзя
Деревья | |
Огороды | |
Грабли | |
Топоры | |
Плоскогубцы | |
Ножницы | |
Плотники | |
Ботинки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Произношение имен существительных (Конспект урока в 6 классе)
Можно воспользоваться данным конспектом при изучении темы "Произношение имен существительных" по русскому языку в 6 классе (программа М.Разумовской)...
План-конспект урока в 6 классе "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"
Основная цель урока - дать понятие о сравнительной степени имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных. Урок проводится с применением презентации и карт...
Конспект урока. Тема: «Род имен существительных». Класс: 5
Данный конспект урока предназначен для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)....
Конспект урока в 6 классе на тему «НЕ с именами существительными».
Технологическая карта урока русского языка на тему "Не с именами существительными" (6 класс)...
Конспект урока для 6 класса на тему: "Словообразование имен прилагательных. Приставочный способ".
Конспект урока для 6 класса на тему: "Словообразование имен прилагательных. Приставочный способ"....
Конспект урока в 5 классе по теме "Правописание НЕ с именами существительными"
Знакомство учащихся правилом написания НЕ с именами существительными....
Конспект урока в 5 классе "Три склонения имени существительного"
Урок в 5 классе, посвященный теме"Три склонения имени существительного" . Урок интегрированный, совмещает в себе русский язык и литературу. В ходе урока вспоминаем, что такое сказка, виды ск...