Конспект урока в 5 классе "Три склонения имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок в 5 классе, посвященный теме"Три склонения имени существительного" . Урок интегрированный, совмещает в себе русский язык и литературу. В ходе урока вспоминаем, что такое сказка, виды сказок, текст.,составляем алгоритм, кластер, схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок 16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 5 класс

Три склонения имен существительных

Цель. : вспомнить, что такое склонение, обобщить, систематизировать и углубить  знания  о  типах  склонения   существительных 

Задачи:

-создать условия для «открытия» учащимися новых знаний о склонениях имён существительных;

-формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме;

-формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку; воспитание любви к природе.

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности; умение оценивать себя и других.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; умение сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач, работать в паре; адекватно оценивать себя, формулировать собственное мнение.

Ход урока.

I. Мотивация.

- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня , как и всегда, на уроке вам понадобятся не только ручки и тетради, но и ваши внимательные глазки, чуткие ушки, а самое главное, хорошее и рабочее настроение, поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

II. Актуализация знаний.

 Скажите, вы любите сказки? А что такое сказка? А какие вам нравятся больше: волшебные, о животных или бытовые? Почему? Чем они различаются?

- Я тоже люблю сказки, поэтому одну из них расскажу вам сегодня, только необычную, грамматическую. Но прежде давайте оформим тетради.

В некотором царстве, в грамматическом государстве жили- были король Язык и королева Морфология. Государство их было разделено на районы. Самый большой из них был заселен именами существительными. Ребята, что вы знаете об именах существительных? Давайте составим кластер в виде солнышка. (составление кластера)

- Что обозначают существительные?  Назовите постоянные признаки. Какие признаки непостоянные? Какова роль в предложении?(ребята отвечают и делают краткую запись на лучиках)

III. Целеполагание.

Имена существительные живут в этом большом районе на чудесной полянке. И живут они в очень симпатичных домиках.

 1 домик слова: дремота, красавица, свекла, танцовщица, дедушка;

2 домик: документ, досуг, столяр, небо, солнце;

3 домик: доч.., печ.., ноч.., сет.., ж..зн..

- Но для того, чтобы прочитать эти слова, нужна ваша помощь: в первом и втором домиках расставьте ударение, а в третьем решите орфографические задачи.

- Скажите, а почему эти слова расселились именно так с точки зрения русского языка?  Давайте определим тему урока. Какие цели поставим перед собой?

( вспомнить, что такое склонение, повторить материал о трех склонениях, продолжить работу над определением типа склонения и выбором окончания существительных).

- Обратимся к учебнику с. 63. Прочитаем теорию, предложенную авторами учебника.

- Что такое склонение? (Изменение имен существительных по падежам)

IV. Открытие новых знаний

- Посмотрим еще раз на наши домики, как назовем их? ( дети надписывают над домиками склонения и составляем схему склонения, изменяем слова, выделяем окончания, делаем вывод).

- Итак, сделаем вывод. Как нужно определять склонения существительных? Что учебник говорит о склонении существительных? Составим алгоритм:

Н.ф. – род – окончания – склонение.

- Мы уже много поработали, предлагаю отдохнуть – «Лингвистическая разминка».

- Я буду называть слова, если слышите слова 1 склонения – руки поднимаете вверх, слова второго склонения – руки вперед, 3 – на пояс (река, мышь, товарищ, друг, небо, дедушка, печь, машина, дочь, зима, снег, весна, солнышко, школа, урок.

 V. Усвоение новых знаний.

-. Ребята, существительные - очень гостеприимный народ. Решили они устроить бал и пригласить гостей. Но вот незадача: существительные – гости спрятались в тексте, т. к. не знали, куда идти. Давайте поможем существительным найти свой домик. Для этого мы должны поработать с  текстом, найти существительные и определить тип склонения. Итак, возьмите карточки с текстом на своих столах. Здесь много орфографических и пунктуационных задач, которые вам нужно решить. Поработайте пока с текстом самостоятельно.

 - А теперь прочитаем текст, объясняя орфограммы.

Сказка- это волшебный мир детства. Окунаясь в него, мы испытываем чувство радости, волнения, а иногда и грусти.

В сказках можно встретиться с разными сказочными героями: доброй феей, злой ведьмой, золотой рыбкой, Бабой-Ягой и другими.

Сказки все отличаются друг от друга, но во всех сказках торжествует справедливость, добро побеждает, а зло наказывается.

 - Ребята, это текст? Назовите признаки текста. Озаглавьте его. Ваша задача  выписать существительные, определяя тип склонения. 1 ряд 1 склонение, 2- 2склонение, 3 – третье.

(взаимопроверка).

_ Ребята, жители домиков очень довольны и говорят вам спасибо. В нашей сказке  тоже справедливость , и каждый гость нашел свой домик.

VI. Итоги урока. Рефлексия 

- Что же сегодня изучили? Как будем определять склонение?  На что будем опираться? Вернемся к нашему солнышку. Как вы думаете, можно добавить к нему еще один лучик? Какой?

-   Ну что ж, молодцы, как и любая сказка, наша тоже имеет счастливый конец. Существительные долго и счастливо жили в своих домиках, и дети учились у них уму- разуму.

Домашнее задание. Упр. 521

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"

В  игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Три склонения имен существительных"

Конспект урока русского языка для обучающихся 5 класса на тему: "Три склонения имен существительных"...

Презентация и конспект урока "Определение склонения имен существительных"

Урок проведен в классе  для  детей с умственной отсталостью.Используется презентация - плакат для удобства демонстрации....

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...