Конспект урока в 5 классе "Три склонения имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок в 5 классе, посвященный теме"Три склонения имени существительного" . Урок интегрированный, совмещает в себе русский язык и литературу. В ходе урока вспоминаем, что такое сказка, виды сказок, текст.,составляем алгоритм, кластер, схемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 5 класс
Три склонения имен существительных
Цель. : вспомнить, что такое склонение, обобщить, систематизировать и углубить знания о типах склонения существительных
Задачи:
-создать условия для «открытия» учащимися новых знаний о склонениях имён существительных;
-формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме;
-формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку; воспитание любви к природе.
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности; умение оценивать себя и других.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; умение сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач, работать в паре; адекватно оценивать себя, формулировать собственное мнение.
Ход урока.
I. Мотивация.
- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня , как и всегда, на уроке вам понадобятся не только ручки и тетради, но и ваши внимательные глазки, чуткие ушки, а самое главное, хорошее и рабочее настроение, поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.
II. Актуализация знаний.
Скажите, вы любите сказки? А что такое сказка? А какие вам нравятся больше: волшебные, о животных или бытовые? Почему? Чем они различаются?
- Я тоже люблю сказки, поэтому одну из них расскажу вам сегодня, только необычную, грамматическую. Но прежде давайте оформим тетради.
В некотором царстве, в грамматическом государстве жили- были король Язык и королева Морфология. Государство их было разделено на районы. Самый большой из них был заселен именами существительными. Ребята, что вы знаете об именах существительных? Давайте составим кластер в виде солнышка. (составление кластера)
- Что обозначают существительные? Назовите постоянные признаки. Какие признаки непостоянные? Какова роль в предложении?(ребята отвечают и делают краткую запись на лучиках)
III. Целеполагание.
Имена существительные живут в этом большом районе на чудесной полянке. И живут они в очень симпатичных домиках.
1 домик слова: дремота, красавица, свекла, танцовщица, дедушка;
2 домик: документ, досуг, столяр, небо, солнце;
3 домик: доч.., печ.., ноч.., сет.., ж..зн..
- Но для того, чтобы прочитать эти слова, нужна ваша помощь: в первом и втором домиках расставьте ударение, а в третьем решите орфографические задачи.
- Скажите, а почему эти слова расселились именно так с точки зрения русского языка? Давайте определим тему урока. Какие цели поставим перед собой?
( вспомнить, что такое склонение, повторить материал о трех склонениях, продолжить работу над определением типа склонения и выбором окончания существительных).
- Обратимся к учебнику с. 63. Прочитаем теорию, предложенную авторами учебника.
- Что такое склонение? (Изменение имен существительных по падежам)
IV. Открытие новых знаний
- Посмотрим еще раз на наши домики, как назовем их? ( дети надписывают над домиками склонения и составляем схему склонения, изменяем слова, выделяем окончания, делаем вывод).
- Итак, сделаем вывод. Как нужно определять склонения существительных? Что учебник говорит о склонении существительных? Составим алгоритм:
Н.ф. – род – окончания – склонение.
- Мы уже много поработали, предлагаю отдохнуть – «Лингвистическая разминка».
- Я буду называть слова, если слышите слова 1 склонения – руки поднимаете вверх, слова второго склонения – руки вперед, 3 – на пояс (река, мышь, товарищ, друг, небо, дедушка, печь, машина, дочь, зима, снег, весна, солнышко, школа, урок.
V. Усвоение новых знаний.
-. Ребята, существительные - очень гостеприимный народ. Решили они устроить бал и пригласить гостей. Но вот незадача: существительные – гости спрятались в тексте, т. к. не знали, куда идти. Давайте поможем существительным найти свой домик. Для этого мы должны поработать с текстом, найти существительные и определить тип склонения. Итак, возьмите карточки с текстом на своих столах. Здесь много орфографических и пунктуационных задач, которые вам нужно решить. Поработайте пока с текстом самостоятельно.
- А теперь прочитаем текст, объясняя орфограммы.
Сказка- это волшебный мир детства. Окунаясь в него, мы испытываем чувство радости, волнения, а иногда и грусти.
В сказках можно встретиться с разными сказочными героями: доброй феей, злой ведьмой, золотой рыбкой, Бабой-Ягой и другими.
Сказки все отличаются друг от друга, но во всех сказках торжествует справедливость, добро побеждает, а зло наказывается.
- Ребята, это текст? Назовите признаки текста. Озаглавьте его. Ваша задача выписать существительные, определяя тип склонения. 1 ряд 1 склонение, 2- 2склонение, 3 – третье.
(взаимопроверка).
_ Ребята, жители домиков очень довольны и говорят вам спасибо. В нашей сказке тоже справедливость , и каждый гость нашел свой домик.
VI. Итоги урока. Рефлексия
- Что же сегодня изучили? Как будем определять склонение? На что будем опираться? Вернемся к нашему солнышку. Как вы думаете, можно добавить к нему еще один лучик? Какой?
- Ну что ж, молодцы, как и любая сказка, наша тоже имеет счастливый конец. Существительные долго и счастливо жили в своих домиках, и дети учились у них уму- разуму.
Домашнее задание. Упр. 521
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"
В игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Три склонения имен существительных"
Конспект урока русского языка для обучающихся 5 класса на тему: "Три склонения имен существительных"...
Презентация и конспект урока "Определение склонения имен существительных"
Урок проведен в классе для детей с умственной отсталостью.Используется презентация - плакат для удобства демонстрации....
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Третье склонение имен существительных" в 5 классе
Констпект урока....
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Три склонения имен существительных" 9 класс.
Конспект урока"Три склонения имен существительных" 9 класс....
разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"
В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...