Произношение имен существительных (Конспект урока в 6 классе)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Можно воспользоваться данным конспектом при изучении темы "Произношение имен существительных" по русскому языку в 6 классе (программа М.Разумовской)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Токарчук Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы.
Тема: «Произношение имен существительных».
(6 класс, по программе М.Разумовской)
Цели урока:
обучающие – отработать произношение трудных слов-терминов, а также существительных, которые входят в орфоэпический словарик учебника; ознакомить с произношением словоформ
«предлог + существительное».
воспитательные – воспитывать чувство интереса к предмету, культуру общения, воспитание сознательной дисциплины.
развивающие– развитие языкового кругозора учащихся за счет знакомства с новыми словами; развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания.
Оборудование урока: учебник, тетрадь, доска, мел, сигнальные карточки, схема.
Тип урока: изучение нового материала.
Число уроков:1
Структура урока:
1. Организационный этап
2. Этап проверки домашнего задания.
3. Этап всесторонней проверки знаний.
4. Этап изучения нового материала. Первичное закрепление знаний, отработка основных умений и навыков по данной теме.
5. Подведение итогов урока.
6. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Подготовка учащихся к работе на уроке.
- Взаимное приветствие учителя и учащихся.
- Визуальный контроль готовности к уроку.
- Работа с журналом.
II Проверка домашнего задания ( упр.221)
У доски работают 2 ученика, составляют схемы 1и 5 предложений, объясняя постановку знаков препинания.
Постановка проблемного вопроса и его решение
( на доске из домашнего упражнения записаны в 2 столбика слова).
- По какому принципу разбиты слова на колонки? Подпишите соответствующие названия колонкам (приставки изменяемые и неизменяемые).
Приплыла Запылились
Бесценный Увидать
Расступитесь Спросила
III. Повторение изученного. Запишите слова, объясняя разницу в выборе и или ы. (Используем сигнальные карточки с буквами ы и и)
До..сторический – пред..стория;
свех..скусный – без..скусный;
на..менование – без..мянный;
до..юньский – пред..юньский;
за..нтересоваться – без..нтересный;
Составить с одним из слов предложение.
IV. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
Нарушение правил устной речи ведет к непониманию говорящими друг друга, делает речь некрасивой и невыразительной.
Грамотная речь является показателем образованности, воспитанности и облегчает взаимопонимание людей в устном общении.
В распространении правильного произношения большую роль играют школа, телевидение, радиовещание, кино, театр. Нужно чаще заглядывать в орфоэпические словари русского языка, прислушиваться к образцовой речи учителей, актёров, чтецов, лингвистов.
2. Анализ текста (упражнение 227)
- Прочитайте текст.
- Ответьте на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы овладеть орфоэпическими нормами русского языка?»
3. Слово учителя.
Одним из основных признаков, присущих литературному языку, является наличие определенных норм.
В русском языке существуют следующие орфоэпические нормы:
- в безударном положении не произносится звук о : в первом предударном слоге, после твердых согласных, а также в начале слова на месте буквы о произносится а : п а ра;
- парные звонкие согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: ду п;
- парные глухие согласные перед звонким согласным озвончаются: про з ба;
- в сочетаниях согласных –стн-, -здн- происходит выпадение звука;
- в возвратных глаголах на конце пишется – тся, -ться, а произносится ца.
3. Образуйте формы И.п. множественного числа от слов.
Договор, тренер, инженер, профессор, трактор, директор, кабель, прожектор, стакан, шофер, редактор, скорость, учитель, год.
4. Определите место ударения в данных словах.
I ряд
Каталог, алфавит, христианин, инструмент, торты, компьютер, цыган.
II ряд
добыча, квартал, досуг, мусоропровод, километр, щавель, творог.
III ряд
творог, пихта, досуг, случай, шарфы, жалюзи, щавель.
ВЫВОД: в русском языке существуют слова с фиксированным ударением и слова, в которых допускается двоякое ударение (творог).
5. Работа с учебником.
Возьмите на заметку.
В иноязычных по происхождению словах перед е может произноситься и мягкий согласный, и твердый. Чтобы установить правильное произношение, нужно обращаться к орфоэпическому словарю. Приведем примеры таких слов.
Упражнение 229
Распределите слова на группы:
Мягкий согласный перед Е (фанера), твердый согласный перед Е (купе), твердый и мягкий согласный перед Е (центнер).
6. Возьмите на заметку.
Существительные с предлогами пишутся раздельно. В произношении же они сливаются в одно фонетическое слово. Ударение в таком слове чаще всего падает на существительное.
7. Образуйте сочетание предлога с существительным в указанном падеже
( упражнение 231 (1)), поставьте ударение.
8. Прочитайте фонетическую запись фразы И.А.Крылова, соблюдая правильное произношение и ударение (упражнение 232).
Актуализация знаний учащихся. Работа со схемой. (Целесообразно предложить готовую схему с несколькими пропусками, чтобы ребята их запомнили)
- Что мы должны выяснить прежде всего, чтобы правильно обозначить в транскрипции безударный гласный звук?
- Какие звуки произносятся в первом слоге перед ударным?
- Какие звуки произносятся в остальных слогах?
Сделайте фонетическую запись предложения:
Проливной дождь не дал возможности сходить в магазин «Продукты».
9. Найдите слово, в котором есть звук:
а : вянуть, лошадь;
с : мороз, сдача.
VI Подведение итогов урока.
Прочитайте стихотворение про себя несколько раз и произнесите хором.
Выполняя договоры,
Инженеры и шофёры,
Столяры и маляры-
Потрудились все на славу,
Чтоб за месяцы зимы
Возвести домов кварталы.
Домашнее задание: подготовьтесь к словарному диктанту (упражнение 234).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 5 класс "морфологический разбот имени существительного"
Конспект и презентация к уроку русского языка 5 классс по теме "Морфологический разбор имени существительного"...
Повторение изученного в 5 классе"Имя существительное"Конспект урока в 6 классе
Обобщить и закрепить знания и умения по теме «Имя существительное».Развивать умение: Правильного написания имён существительных; Правильного употребления имён существительных в речи....
Изучение нового материала по теме "Род несклоняемых имен существительных"(открытый урок)
Открытый урок по теме "Род несклоняемых имен существительных" (технология проблемного обучения + ИКТ)...
Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации.
Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации....
Открытый урок русского языка в 6 классе Тема: Повторение знаний об имени существительном, полученных в 5 классе.
Открытый урок русского языка в 6 классе Учитель: Чакалова Оксана ИвановнаТема: Повторение знаний об имени существительном, полученных в 5 классе....
Самостоятельная работа по имени существительному. Русский язык, 5 класс
Работа-пятиминутка для промежуточной проверки знаний обучающихся....
"Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных", русский язык, 5 класс
Тип урока: комбинированныйЦель: обеспечить усвоение учащимися написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных....