Конспект урока в 5 классе по теме "Правописание НЕ с именами существительными"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Знакомство учащихся правилом написания НЕ с именами существительными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_s_imenami_sushchestvitelnymi.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку, проводимого учителем Некрасовой Юлией Владимировной в 5 классе
Тема урока: Правописание НЕ с именами существительными
Цели урока:
Специальные: а) познавательные: познакомиться с правилом написания НЕ с именами существительными; б) практические: формировать умение различать НЕ как часть слова, как приставку и как частицу; формировать умение правильно писать НЕ с именем существительным.
Общепредметные: а) воспитательные: воспитать у учащихся аккуратность; воспитать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка; б) развивающие: развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Литература: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС.Инновационная школа).
Структура урока:
1. Организационный момент;
2. Актуализация и целеполагание;
3. Сообщение новых знаний;
4. Первичное закрепление материала;
5. Домашнее задание;
6. Рефлексия.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. - Давайте начнем наш урок со следующих слов: Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком. - Ребята, желаю вам сегодня на уроке овладеть новыми знаниями по русскому языку, увидеть красоту и богатство родного языка.
- Ребята, обратите внимание на слайд, давайте раскроем скобки и скажем, как мы должно написать слово с НЕ. - Вы уже знаете, как пишется частица не с глаголами, а последние два слова вызвали у вас затруднение. Какой частью речи являются эти слова? - Верно. Как вы думаете, о чем мы тогда сегодня будем говорить на уроке? - Правильно. Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока: «Правописание НЕ с именами существительными». - Ребята, какие цели мы поставим сегодня на уроке? 3.Объяснение нового материала - Ребята, прочитайте предложения:
1. Ненастье задержало наш отъезд. 2. Внимание солдата устремилось на неприятеля. 3. Он говорил не правду, а ложь.
Подумайте, чем является НЕ в каждом предложении: приставкой, частью корня, отрицательной частицей. - Первое предложение. (При затруднении спросить, есть ли слово настье?) - Хорошо, во втором предложении. (Если затрудняются попросить выделить корень, подобрать однокоренные слова: приятель, приятельница, приятельский) - И в третьем предложении. - Молодцы. Давайте обратимся к правилу в учебнике и проверим, правы мы или нет. - Откроем упражнение 134. Прочитаем задание вслух. - Выполняем упражнение в тетради. Несколько человек у доски. Физкультминутка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. 4.Первичное закрепление материала - Посмотрим на следующее упражнение 134. - Выполняем упражнение самостоятельно, 1 вариант под нечетными цифрами (1, 3, 5,7), 2 вариант под четными цифрами (2, 4, 6,8) Проверяем. - Молодцы, ребята. 5.Домашнее задание - Ребята, запишем домашнее задание. Таблица на стр.89-учить, упражнение 135, словарный диктант на стр. 92 6.Рефлексия - Закончите фразы: Сегодняшний урок – это… Сегодня на уроке я … Выставление отметок - Всем спасибо за урок, до свидания! | Объясняют, как пишется не с глаголами, раскрывают скобки. Последние два слова вызывают затруднение. - Существительные. - Мы будем говорить о том, как пишется не с именами существительными. - Мы должны выяснить, как пишется не с именами существительными. - В первом предложении не является частью корня, так как без НЕ это слово не употребляется. - Во втором предложении НЕ является приставкой. - В третьем предложении НЕ является частицей, так как пишется раздельно. Неграмотность (необразованность, безграмотность); небрежность (без НЕ не употребляется); неженка (без НЕ не употребляется), неволя (плен, рабство); недотрога (без НЕ не употребляется); небылица (без НЕ не употребляется); нездоровье (болезнь); несмелость (трусость); незнакомка (без НЕ не употребляется); неторопливость (плавность, медлительность); невеста (без НЕ не употребляется); нескромность (наглость, развязность); нелепость ( без НЕ не употребляется). Выполняют упражнение. 1 вариант: 1) ненастье (без НЕ не употребляется); 3) невеличка (без Не не употрябляется); 5) несчастья ( неудача, провал); 7) неволя (плен) 2 вариант : 2) не хлебом (подразумевается противопоставление); 4) не место (есть противопоставление с союзом а); 6) незнайка (незнайка пишется слитно, это слово является исключением; тот, кто мало знает); 8) не лестью (есть противопоставление с союзом а) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "О и Е после шипящих в именах существительных"
Урок построен по деятельностному методу...
Конспект урока 5 класс "морфологический разбот имени существительного"
Конспект и презентация к уроку русского языка 5 классс по теме "Морфологический разбор имени существительного"...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Правильное употребление имени существительного в речи. Грамматические нормы".
В конспекте отражены целевые установки, представлены этапы урока....
Конспект урока по формированию грамматического строя речи. Число имен существительных. 4 класс.
Задачи: Дидактическая: Продолжить работу по формированию умения отличать имя существительное от других частей речи. Знать характеристику имени существительного как части речи. Коррекционно-развиваю...
Конспект олимпийского урока по русскому языку на тему: « Род имен существительных» (5 класс)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Задачи:1)образовательная – учить определять род имен существительных2)развивающая – способствовать развитию речи, мышления3) воспитательная – воспи...
Конспект урока по письму и развитию речи "Число имен существительных". 5 класс.
Тип урока: изучение нового материала, комбинированныйЦель:образовательная - познакомить учащихся с единственным и множественным числом существительных; формирование умения определять, изменять число с...