Конспект урока в 5 классе по теме "Правописание НЕ с именами существительными"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Некрасова Юлия Владимировна

Знакомство учащихся правилом написания НЕ с именами существительными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_s_imenami_sushchestvitelnymi.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку, проводимого учителем Некрасовой Юлией Владимировной в 5 классе

Тема урока: Правописание НЕ с именами существительными

Цели урока:

Специальные: а) познавательные: познакомиться с правилом написания НЕ с именами существительными; б) практические: формировать умение различать НЕ как часть слова, как приставку и как частицу; формировать умение правильно писать НЕ с именем существительным.

Общепредметные: а) воспитательные: воспитать у учащихся аккуратность; воспитать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка; б) развивающие: развивать у учащихся орфографическую зоркость.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Литература: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС.Инновационная школа).

Структура урока:

1. Организационный момент;
2. Актуализация и целеполагание;
3. Сообщение новых знаний;
4. Первичное закрепление материала;
5. Домашнее задание;
6. Рефлексия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг.момент и мотивация

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

- Давайте начнем наш урок со следующих слов:

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

- Ребята, желаю вам сегодня на уроке овладеть новыми знаниями по русскому языку, увидеть красоту и богатство родного языка.

  1. Актуализация и целеполагание

- Ребята, обратите внимание на слайд, давайте раскроем скобки и скажем, как мы должно написать слово с НЕ.

На слайде:
(Не)видеть
(Не)открывать
(Не)навидеть
(Не)заметить
(Не)годовать
(Не)погода
(Не)воля

- Вы уже знаете, как пишется частица не с глаголами, а последние два слова вызвали у вас затруднение. Какой частью речи являются эти слова?

- Верно. Как вы думаете, о чем мы тогда сегодня будем говорить на уроке?

- Правильно. Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока: «Правописание НЕ с именами существительными».

- Ребята, какие цели мы поставим сегодня на уроке?

3.Объяснение нового материала

- Ребята, прочитайте предложения:

 

1.  Ненастье задержало наш отъезд.

2.  Внимание солдата устремилось на неприятеля.  

3.  Он говорил не правду, а ложь.

 

Подумайте,  чем является  НЕ  в  каждом  предложении:  приставкой,  частью  корня, отрицательной частицей.

- Первое предложение. (При затруднении спросить, есть ли слово настье?)

- Хорошо, во втором предложении. (Если затрудняются попросить выделить корень, подобрать однокоренные слова: приятель, приятельница, приятельский)

- И в третьем предложении.

- Молодцы. Давайте обратимся к правилу в учебнике и проверим, правы мы или нет.

Комментирование таблицы. 

- Откроем упражнение 134. Прочитаем задание вслух.

- Выполняем упражнение в тетради. Несколько человек у доски.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

4.Первичное закрепление материала

- Посмотрим на следующее упражнение 134.

- Выполняем упражнение самостоятельно, 1 вариант под нечетными цифрами (1, 3, 5,7), 2 вариант под четными цифрами (2, 4, 6,8)

Проверяем.

- Молодцы, ребята.

5.Домашнее задание

- Ребята, запишем домашнее задание. Таблица на стр.89-учить, упражнение 135, словарный диктант на стр. 92

6.Рефлексия

- Закончите фразы:

Сегодняшний урок – это…

Сегодня на уроке я …

Выставление отметок

- Всем спасибо за урок, до свидания!

Объясняют, как пишется не с глаголами, раскрывают скобки. Последние два слова вызывают затруднение.

- Существительные.

- Мы будем говорить о том, как пишется не с именами существительными.

- Мы должны выяснить, как пишется не с именами существительными.
- Научиться применять правило на письме.

- В первом предложении не является частью корня, так как без НЕ это слово не употребляется.

- Во втором предложении НЕ является приставкой.

- В третьем предложении НЕ является частицей, так как пишется раздельно.


Неграмотность (необразованность, безграмотность); небрежность (без НЕ не употребляется); неженка (без НЕ не употребляется), неволя (плен, рабство); недотрога (без НЕ не употребляется); небылица (без НЕ не употребляется); нездоровье (болезнь); несмелость (трусость); незнакомка (без НЕ не употребляется); неторопливость (плавность, медлительность); невеста (без НЕ не употребляется); нескромность (наглость, развязность); нелепость ( без НЕ не употребляется).

Выполняют упражнение.

1 вариант: 1) ненастье (без НЕ не употребляется); 3) невеличка (без Не не употрябляется); 5) несчастья ( неудача, провал); 7) неволя (плен)

2 вариант : 2) не хлебом (подразумевается противопоставление); 4) не место (есть противопоставление с союзом а); 6) незнайка (незнайка пишется слитно, это слово является исключением; тот, кто мало знает); 8) не лестью (есть противопоставление с союзом а)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "О и Е после шипящих в именах существительных"

Урок построен по деятельностному методу...

Конспект урока 5 класс "морфологический разбот имени существительного"

Конспект и презентация к уроку русского языка 5 классс по теме "Морфологический разбор имени существительного"...

Конспект урока по формированию грамматического строя речи. Число имен существительных. 4 класс.

Задачи: Дидактическая: Продолжить работу по формированию умения отличать имя существительное от других частей речи. Знать характеристику имени существительного как части речи. Коррекционно-развиваю...

Конспект олимпийского урока по русскому языку на тему: « Род имен существительных» (5 класс)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Задачи:1)образовательная – учить определять род имен существительных2)развивающая – способствовать развитию речи, мышления3) воспитательная – воспи...

Конспект урока по письму и развитию речи "Число имен существительных". 5 класс.

Тип урока: изучение нового материала, комбинированныйЦель:образовательная - познакомить учащихся с единственным и множественным числом существительных; формирование умения определять, изменять число с...