Конспект урока в 6 классе на тему «НЕ с именами существительными».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Грачева Дарья Сергеевна

Технологическая карта урока русского языка на тему "Не с именами существительными" (6 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 6 классе на тему: «НЕ с именами существительными».

Цель: знать правописание НЕ с существительными, правильно писать НЕ с существительными.

Задачи урока:

    - знакомство с раздельным и слитным написанием не с существительными.

    - формирование умения объяснять условия выбора слитного и раздельного написания не с именем существительным.

    - воспитание интереса к урокам русского языка.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент.

Проверяет готовность к уроку, настраивает на урок

Готовятся к уроку.

II. Мотивация.

Объявляет тему, в написанном на доске предложении учитель предлагает найти существительные, определить их склонение и падеж.

Находят имена существительные, определяют их склонение и падеж.

III. Актуализация.

Среди предложенных слов предлагает детям найти лишнее слово, обосновать свой выбор, ответить на вопросы:

- Почему же существительное находится в группе глаголов?

 - Знаем ли мы,  как пишется “не” с существительными?

- О чем же сегодня пойдет речь на уроке?

- Какова тема урока?

- Какая задача встает перед нами на уроке?

– Зачем это надо знать?

Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.

IV. Изучение нового материала.

Вопросы к ученикам:

1) Образуйте имена существительные от глаголов:

негодовать, ненавидеть

 -  Ответьте на вопрос, как напишите “не” и почему?

 -  Сделайте вывод 1 о написании “не” с существительными.

Вывод № 1. “Не” с существительными пишется слитно, если существительное без “не” не употребляется.

 -  Запишите этот вывод коротко, т.е. постройте модель.

2) На доске существительные:
нездоровье                    неволя

-  Не возникает ли у вас вопрос о написании данных существительных? (Почему эти слова написаны слитно, ведь они употребляются без “не”.)

-  Объясните значение данных существительных.

 - При помощи каких слов вы объяснили значение данных существительных?

 - Какой вывод можно сделать о написании “не” с существительными?

Вывод № 2. “Не” с существительным пишется слитно, если его можно заменить синонимом без “не”.

3) Наблюдение. Работа в парах.

На доске предложения:

Невезение преследовало меня.
Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в учении.

 - Посовещайтесь в парах и ответьте на вопрос, почему по-разному записаны одинаково звучащие слова?

-  Ребята, где мы можем найти ответ на вопрос, почему во втором предложении “не” написано раздельно? (В учебнике.)

– Как будем искать ответ в учебнике?

4) Работа с учебником.

- прочитайте третью часть правила.

- постройте 3 модель правила.

Отвечают на вопросы, делают выводы и записывают их.

Работают в парах.

Читают правило в учебнике, сравнивают со своими ответами.

V. Динамическая пауза.

Предлагает детям отдохнуть:

 - Пожалуйста, встаньте рядом с партами. Я буду называть предметы, если они одушевленные, то вы должны хлопнуть в ладоши, если неодушевленные – присесть.

Выполняют разминку.

VI. Закрепление.

1) работа с учебником.

Упражнение № 242 страница 97.

 -  выпишите из упражнения по одному предложению на каждый случай написания “не” с существительными.

2) распределительный диктант за доской:

 - распределите слова в 3 столбика в соответствии с тремя пунктами правила: небрежность, неряха, ненависть, недомогание, неаккуратность, неудача, неточность, нерешительность, невежа; не радость, а горе; не правда, а ложь.

3) работа по карточке.

– Раскройте скобки в предложениях на карточке.

– Обменяйтесь карточками и оцените друг друга.

1 карточка - тень (не)доумения; (не)погода задержала, а дела; (не) годы, а болезнь состарила; говорить (не)правду; завидует (не)друг; тяжелая (не)воля.

2 карточка - Не)поседа, (не)взгоды, (не)внимательность, (не)правда, а ложь; (не)друг, а враг; полное (не)вежество

4) творческая работа.

 - узнайте  слово с “не” по его лексическому значению:

а) Человек, которому не сидится на месте.

б) Сомнение, отсутствие веры.

в) Рассеянность, отсутствие внимания.

г) Угрюмость, отчужденность

д) Недруг, враг.

5) Составить предложения со словами недоверие и неприятель, чтобы “не” было приставкой и частицей, объяснить правописание “не” с существительными.

Работают с упражнением из учебника, выполняют проверку вместе с учителем, анализируют свои ошибки.

Пишут распределительный диктант, выполняют самопроверку.

Работают на карточках; выполняют взаимопроверку.

Определяют слова по его лексическому значению (устно)

Составляют предложения, объясняют правописание НЕ с существительными.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вопросы к ученикам:

- Какая задача стояла в начале урока? 
- Решили ли мы ее? 
- Повторите правило.
- Раскройте скобки в предложенных словах, проверьте их и проанализируйте, как хорошо вы поняли изученную на уроке тему (неудача, незабудка, недуг, неточность; не правда на его стороне, а сила).

 Тем ребятам, которые нашли ошибки, при выполнении домашней работы я рекомендую еще раз обратиться к правилу.

 -  Продолжите, пожалуйста, предложенные фразы, чтобы оценить вашу работу на уроке:

  • сегодня я узнал… 
  • было интересно… 
  • было трудно… 
  • я выполнял задания… 
  • я понял, что… 
  • теперь я могу… 
  • я почувствовал, что… 
  • я приобрел… 
  • я научился… 
  • у меня получилось … 
  • я смог… 
  • я попробую… 
  • меня удивило… 
  • урок дал мне для жизни… 
  • мне захотелось… 

Отвечают на вопросы учителя, выполняют проверочную работу, продолжают фразы.

VII. Домашнее задание.

Правило стр. 100, упражнение 238

Слушают объяснение учителя, записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Морфологический разбор имени существительного"

Данный конспект урока русского языка в 6 классе пригодится при изучении темы "Морфологический разбор имени существительного". Разные виды заданий для учащихся вносят разнообразие в урок и привлекают в...

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Три склонения имен существительных"

Конспект урока русского языка для обучающихся 5 класса на тему: "Три склонения имен существительных"...

Конспект урока в 5 классе на тему "Не с именами существительными"

Конспект урока в 5 классе на тему "Не с именами существительными"...

Конспект урока русского языка по теме "Творительный падеж имен существительных"

Вашему вниманию предлагается конспект урока-путешествия по русскому языку в 3 классе, для учащихся с ЗПР....